Е.Ф. Чежина
Образы верблюдов в искусстве ранних кочевников Евразии
(пути распространения и развития).
1. Зооморфный образ может стать архетипом в искусстве лишь в ареале реального биологического вида, служащего основой для создания художественного образа. В этом отношении изображения верблюдов-бактрианов представляют особый интерес, поскольку они сравнительно немногочисленны и известны на ограниченной территории. Это даёт возможность соотнести территорию распространения изображений с ареалом биологического вида и полученные данные сопоставить с другими археологическими материалами. Следует обратить внимание на то, что изображения верблюда — мотив, совершенно отсутствовавший в скифское время в Северном Причерноморье вплоть до II в. до н.э. В сарматскую эпоху ситуация резко меняется: в западных регионах начинают распространяться предметы искусства, в которых фигурируют образы верблюдов. Очевидно, это можно связывать с продвижением на запад в сарматскую эпоху кочевых племен с востока.
2. Изображения верблюдов в искусстве кочевников связаны с культовой ролью этого животного и встречаются в памятниках Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири. Они относятся к огромному хронологическому интервалу от эпохи бронзы вплоть до средневековья и зачастую не имеют надёжной датировки. Различия в стилистических особенностях и вещевых типах, на которых присутствуют изображения бактрианов, позволяют выделить несколько групп по территориальному, хронологическому и стилистическому принципам.
Наибольшее количество изображений верблюдов найдено на территории Южного Приуралья и Западного Казахстана. Этот регион может считаться центром концентрации самой ранней группы (конец VI-IV вв. до н.э.). Изображения этой группы разнообразны и встречаются на вещах различного назначения, однако стилистически едины.
Вторым по численности находок является регион пограничных областей Южной Сибири и Северного Китая, включая Ордос и Внутреннюю Монголию. Из этого района происходит ряд ажурных поясных пластин, относящихся к II-I вв. до н.э. В него входят В-образные и прямоугольные бляхи с сюжетом борьбы тигра с верблюдом или лежащим верблюдом, а также серия достаточно единообразных по стилю, принципам композиции и сюжету прямоугольных блях
(16/17)
с антитетической композицией пары верблюдов. Эта группа тоже характеризуется стилистическим единством и территориальной обособленностью.
Третья стилистическая группа датируется IV-II вв. до н.э. и представлена прямоугольными поясными пластинами со сценой нападения кошачьего хищника на верблюда или изображением фигуры лежащего верблюда. Она имеет самую широкую территорию распространения — от Нижнего Поволжья на западе до Прииртышья на востоке и Бухары на юге. В Приазовье найдены две бляхи такого типа в памятниках II-I вв. до н.э., но выполненные в другом стиле.
Наконец, существует ряд художественно оформленных изделий, сделанных в разной манере, относящихся к разному времени (от V в. до н.э. до II в. н.э.) и обнаруженных от Нижнего Поволжья до Алтая. Образы верблюдов имеются на вещах разного назначения, различной техники и стиля. Тем не менее в них прослеживаются отдельные черты, дающие возможность сопоставления с особенностями изображений, входящих в упомянутые выше группы.
Интересно, что некоторые регионы, например, левый берег Амударьи в её среднем течении, дают несколько разновременных предметов с образами верблюдов. Причём изображения отличаются разностильностью. Между тем существуют стилистически единые группы, состоящие из вещей, которые происходят из памятников, разбросанных на большой территории (3-я группа).
Находки с изображениями бактрианов территориально распределяются очень неравномерно. Наибольшая их плотность приходится на сравнительно локальные регионы. Это позволяет предположить, что в древности в мировоззрении населения именно здесь верблюд играл особую роль. Подобные скопления находок дают существенные различия в датировках и в стилистических характеристиках. Но в некоторых случаях можно проследить относительную преемственность художественных традиций.
3. Как стилистические черты, так и географическое распространение находок указывают направление развития стиля и движения зооморфных образов, несомненно связанных с изменением среды, генерирующей искусство как явление культуры. При сохранении мировоззрения формальные изменения в искусстве служат хронологическими индикаторами и маркируют, вероятно, определённые, но трудно уловимые этнокультурные изменения. Тем не менее сохранение некоторых традиций в искусстве звериного стиля, единство образов, а также относительная устойчивость вещевых типов могут, как представляется, дать основание для предположения, что одним из самых ранних центров распространения образов верблюдов-бактрианов был регион Южного Приуралья и Западного Казахстана (конец VI-IV вв. до н.э.),
(17/18)
а также, возможно, Приаралье (VI в. до н.э.), составлявшие определённый этнокультурный и территориальный комплекс. Вероятно, именно из этого региона были даны культурные импульсы в западном и в восточном направлении, связанные с разновременными волнами продвижения каких-то этнических групп — носителей образов верблюдов. В сарматскую эпоху изображения верблюдов имеются уже в Нижнем Поволжье, в Южной Сибири и в Восточном Казахстане (примерно IV-II вв. до н.э.). В восточном регионе движение образов бактрианов привело к появлению яркой серии сюннуских изделий II в. до н.э. (Внутренняя Монголия, Ордос, Минусинская котловина). Возможно, ещё один импульс был первоначально направлен в Среднюю Азию, а затем его рефлекс фиксируется в Приазовье примерно на рубеже эр. Соответственно, очаги распространения художественных изделий с изображениями верблюда в восточном и западном районах следует считать вторичными по отношению к приуральско-казахстанской группе.
|