главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.Я. Бутанаев. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2003. В.Я. Бутанаев

Бурханизм тюрков Саяно-Алтая.

// Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2003. 260 с. ISBN 5-7810-0226-X

 

Оглавление

 

Введение. — 4

 

Гл. 1. История формирования бурханизма. — 9

1.1. Бурханизм и древние религии Центральной Азии. — 9

1.2. История христианизации Хонгорая. — 15

1.3. Особенности Белой веры. — 23

 

Гл. 2. Природа и человек в мифологии бурханизма. — 29

2.1. Земля и вода. — 29

2.2. Астральный мир и атмосферные явления. — 44

2.3. Живой мир. — 55

2.4. Представления о человеке и его душе. — 77

2.5. Мир невидимой нечисти, окружающей человека. — 92

 

Гл. 3. Основы бурханистского вероучения. — 101

3.1. Мироздание и пантеон божеств. — 101

3.2. Сотворение земли и человека. — 109

3.3. «Конец света» и мессианские чаяния. — 114

3.4. Хонгорский фетишизм. — 118

3.5. Священный скот — «ызых». — 136

 

Гл. 4. Служители бурханизма и их функции. — 149

4.1. Алгысчылы и их атрибуты. — 149

4.2. Культовые сооружения. — 154

4.3. Бурханистские заповеди. — 156

 

Гл. 5. Бурханистские культы. — 161

5.1. Небесное жертвоприношение. — 161

5.2. Культ огня. — 170

5.3. Культ богини Умай. — 178

5.4. Жертвоприношение водной стихии. — 187

5.5. Культ каменных изваяний. — 192

5.6. Почитание берёзы и фаллический культ. — 201

 

Заключение. — 205

 

Приложения. — 207

I. Тексты молитв. — 207

II. Примечания. — 248

 


 

(/205)

 

Заключение.   ^

 

На рубеже XIX-XX вв. в Хакасии и на Алтае общественная потребность в создании единой религии произошла под сильным влиянием возрождения национального самосознания и национально-освободительного движения тюрков Саяно-Алтая. Процесс выработки общенациональных ценностей охватил не одно столетие. В эпоху позднего средневековья под сильным влиянием монгольского ламаизма и на базе древних шаманских верований, но не без участия раннего зороастрийского учения Ирана, на территории Саяно-Алтая начала складываться религия хакасов и алтайцев под названием «Ax-Чаян» — Белая вера, известная в науке как бурханизм.

 

Основными её постулатами стали: вера в единого бога — Ах-Худая (Ак-Бурхана), культ единого предка Боруса, ожидание прихода мессии Хоорай-хана (Ойрот-хана), культ Великого Неба, запрет на употребление спиртных и табачных изделий.

 

В результате насильственной христианизации произошла трансформация в сознании, связанном с древним пантеоном божеств, завершившаяся монотеистическим образом Великого Белого Творца — Ах-Худая и его антипода — Ирлик-хана. Непрестанная борьба Белого (Ах-Худая) и Чёрного (Ирлик-хана) демиургов составляет содержание мировой истории, которая завершится катастрофой в виде извержения огненной лавы — «оттығ халап». Благодаря ожидаемому мессии спасутся сыны Хонгорая, содействовавшие Великому Белому Творцу в борьбе против злых сил. В бурханизме прослеживается покровительство бога Ах-Худая тюркам Саяно-Алтая. Одна из главных идей Белой веры заключается в сохранении обычаев, начатых и завещанных предками грядущим поколениям, в которых утверждаются забота о сохранении нации, вечность бытия на этой земле, запрещение браков за пределами этнического поля. Однако вмешательство сначала христианского православия, а затем советско-партийного режима нарушило размеренность развития духовной жизни хонгорцев. Произошёл разрыв традиций. Вследствие этого начался процесс вырождения, потери духовности и своей этничности.

 

Христианизация тюрков Саяно-Алтая заставила их отказаться от некоторых шаманских обрядов и выработала у них отрицательное отношение к персоне шамана. Вместе с тем, халы — миряне Хонгорая, ответили негативной реакцией на деятельность православных священников. В результате бурханизм стал отвергать и христианских попов.

 

В нашем исследовании мы попытались раскрыть неизведанную до того религиозную систему Белой веры, ныне почти утраченную в Хонгорае. В

(205/206)

качестве иллюстративного материала представлены оригинальные молитвы, которые впервые вводятся в научный оборот. Согласно полученным данным, халы — миряне Хонгорая, несмотря на сохраняемые в быту шаманские обряды, составляли единое этноконфессиональное общество. За шаманизмом оставались важные обряды жизненного цикла, связанные с рождением детей и отправлением душ умерших в загробный мир. Бурханизм укрепил свои позиции на общественных молениях. И шаманисты, и бурханисты хоронили умерших на одном кладбище, где стали господствовать христианские каноны. Основы воззрений и культовая практика, уходящие корнями во времена Кыргызского государства, позволяют предположить, что тюрки Саяно-Алтая являются преемниками историко-культурного наследия енисейских кыргызов, духовная жизнь которых формировалась в древнетюркскую эпоху под влиянием Центрально-Азиатского очага цивилизации. Не обошла стороной кыргызов и восточно-азиатская культура Китая, и переднеазиатская культура Ирана.

 

Развитый культ родной земли — Золотого Хонгорая (Ал Хоорай) и Золотых гор Алтая, с их почитаемыми горами (Борус, Учсумер, Умай-Тас) и реками (Енисей, Абакан, Бия и Катунь) свидетельствует, что бурханизм неразрывно связан с историей своего народа и территорией его проживания. Вместе с тем, в отличие от древних тюрков, в Хонгорае культ Великого Неба не сливался с культом Земли.

 

Счастье тюрков Саяно-Алтая заключалось в их многочисленных стадах, успехах на охоте и наличии достойных человеческих сынов. Поэтому главные культы были подчинены процветанию скотоводческого образа жизни и увеличению потомства. Присутствие среди домашних фетишей покровителей охоты и стрелкового оружия напоминают нам былую военную славу номадов (тумен, туг, орда и т.д.).

 

Верховный Бог — Ax-Худай установил правопорядок и законы жизни (чарлых) общества, которые передавались в виде заветов через алгысчылов. В бурханизме особо соблюдался закон ритуальной чистоты. Большей частью он касался женщин. Бурханизм, зародившись в недрах феодального общества, ограничивал права женщины, которая, как созданная из ребра мужчины, должна ему повиноваться. Однако они получали большие привилегии во время обрядов, посвящённых богине огня «От-Ине» и богине Умай. Эти образы небожителей имели большое значение среди тюрков Саяно-Алтая. Не зря, вероятно, алгысчылы, надев девичий головной убор, перевоплощались в богиню Умай для общения с Верховным Творцом.

 

В завершение хотелось бы выразить надежду на то, чтобы искры бурханистских традиций, тлеющие до сих пор среди тюрков Саяно-Алтая, не погасли и разгорелись ярким пламенем вместе с возрождением национального самосознания хонгорского и алтайского этносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки