● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Г.М. Бонгард-ЛевинИндия.Этнолингвистическая история, политико-социальная структура, письменное наследие и культура древности.// М.: 2003. 328 с. ISBN 5-02-032713-1
[ аннотация: ] Сборник статей известного российского востоковеда-индолога и буддолога академика РАН и иностранного члена Французской Академии изящной словесности Г.М. Бонгард-Левина содержит очерки по истории и культуре древней Индии. В книге рассматриваются наиболее дискуссионные вопросы этногенеза народов Индии, происхождения индоариев, дравидов, народов мунда, взаимоотношения индоариев с другими этносами в эпоху древности; проблемы социальной и государственной структуры, кастовой организации, республиканской власти в древней Индии; основные черты буддизма, джайнизма, индуизма; письменного наследия древнеиндийской цивилизации, влияния индийской культуры на культуры Центральной и Южной Азии. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом. Для историков, филологов, археологов и всех интересующихся историей одной из древнейших цивилизаций человечества.
Содержание
Несколько вводных строк. — 5
I. Этнолингвистическая история.
Древнейшая этнокультурная история народов Индостана: итоги, проблемы, задачи исследования. — 9К проблеме происхождения народов мунда. — 37Генезис дравидийской культуры (лингвистика и археология). — 44Хараппская цивилизация и «арийская проблема». — 52К проблеме генезиса древнеиндийской цивилизации. — 62
II. Политико-социальная структура.
Общество и государство древней Индии (по материалам «Артхашастры»). — 81Некоторые особенности государственного устройства империи Маурьев (источники и проблематика). — 93ĀHĀLE (по данным маурийской эпиграфики). — 115«Индика» Мегасфена и надписи Ашоки. — 123К проблеме республиканской власти в древней Индии. — 128Варны, сангхи и ганы в древней Индии. — 147О земельной собственности в древней Индии. — 159
III. Письменное наследие и культура.
Будда и основы его учения. — 177К проблеме историчности III собора в Паталипутре. — 190Исторические основы древнеиндийских авадан (Легенда о лишении Ашоки власти и «Эдикт царицы»). — 201Сведения о буддизме в античной и раннехристианской литературе. — 209Древнеиндийская культура и материализм (Каутилья и локаята). — 215Древнеиндийская культура и материализм (Арьябхата и локаятики). — 223Искусство Матхуры: некоторые итоги и перспективы изучения. — 233Основные проблемы изучения индийских текстов из Центральной Азии. — 246С.Ф. Ольденбург и исследование культуры Индии и Центральной Азии. — 268Легенда о Кунале. — 279«Западная царица» и камбоджийцы древнего Цейлона. — 303Греческий рассказ Палладия о брахманах на Руси. — 311
Список основных индологических публикаций академика Г.М. Бонгард-Левина [№№1-191, 1956-2003]. — 317Сокращения, принятые в настоящем издании. — 324
[Цветная вклейка (16 л.) — между стр. 208-209]
Несколько вводных строк. ^
Среди статей, включенных в сборник, некоторые были написаны более 40 лет назад. Теперь мне, как, очевидно, и многим моим коллегам, они кажутся устаревшими. И это вполне естественно: индология развивалась и развивается достаточно быстро. За прошедшие годы появились свежие материалы по эпиграфике и археологии, опубликованы новые санскритские тексты, пересмотрены ранее предложенные теории, уточнены многие факты исторического и культурного развития древнеиндийской цивилизации. Но цель сборника такова, что в него включены статьи, написанные в различные годы и по разным проблемам древней истории и культуры Индии. Это своего рода итог проделанной работы, хотя понятие «итог» плохо согласуется с самим характером научной деятельности, деятельности творческой, связанной с постоянным поиском, не позволяющим профессиональные остановки и подведение любой итоговой черты.
Конечно, можно было бы пойти по иному пути — переделать, а в ряде случаев и переписать отдельные разделы статей, уточнить — в свете новых материалов — предложенные гипотезы или отказаться от раннее высказанных выводов, но тогда исказился бы смысл публикации: показать уровень отечественной индологии во второй половине XX в. в исследовании древнеиндийской цивилизации, эволюцию взглядов автора и круг его научных интересов.
Выражаю искреннюю признательность моим коллегам, с которыми были написаны некоторые статьи, — А.А. Вигасину, М.И. Воробьёвой-Десятовской, Н.В. Гурову, Д.В. Деопику, С.Г. Карпюку, Г.А. Кошеленко, P.M. Мунчаеву, Э.Н. Тёмкину, В.К. Шохину. С особой благодарностью вспоминаю творческое сотрудничество с О.Ф. Волковой, вместе с которой ещё в далеком 1963 г. была подготовлена и издана «Легенда о Кунале». (Указания на время и место первых публикаций, в том числе и совместных, читатель найдёт в списке публикаций автора, помещённом в конце сборника.)
Большую помощь в подготовке рукописи к печати мне оказали И.С. Архипов, М.Д. Бухарин, К.Д. Раевская и С.А. Степанцов.
Одним из главных стимулов в составлении сборника стало безупречное и бескорыстное усердие, которое в течение последних лет проявляла к моей работе доктор Г. Каприк.
К сожалению, особый характер сборника не позволил избежать повторений; не удалось добиться и полной унификации в написании имён и названий.
* * *
С глубокой признательностью вспоминаю о постоянной помощи и внимании моих учителей — Владимира Святославовича Воробьёва-Десятовского, к которому, будучи студентом МГУ, ездил в Ленинград для занятий пракритами и чтения надписей Ашоки, Александра Михайловича Осипова — моего научного руководителя в университетские годы и Юрия Николаевича Рериха, с которым занимался ведийским санскритом и тибетским и под научным попечительством которого готовились мои первые индологические работы.
16 июля 2003 Г.М. Бонгард-Левин
Сокращения, принятые в настоящем издании. ^
ВДИ — Вестник древней историиВЯ — Вопросы языкознанияГАИМК — Государственная Академия истории материальной культурыЗВОРАО — Записки Восточного Отделения Русского Археологического ОбществаКСИНА — Краткие сообщения Института народов АзииМАЭ — Материалы по археологии и этнографииНАА — Народы Азии и АфрикиПВ — Проблемы востоковеденияСВ — Советское востоковедениеСЭ — Советская этнографияУЗМОПИ — Учёные Записки Московского Областного Педагогического ИнститутаABORI — Annals of the Bhandarkar Oriental Research InstituteAI — Ancient IndiaALB — The Adyar Library BulletinArOr — Archiv OrientálniBEFEO — Bulletin d’École Française d’Êxteme-OrientBMAUP — Bulletin of the Museum of Art, Uttar PradeshBMQ — Bharata Manisha QuarterlyBSOAS — Bulletin of the School of the Oriental and African StudiesCHI — Cambridge Histoty [History] of IndiaCHV — Cahier de histoire mondialeCII — Corpus Inscriptionum IndicarumEI — Epigraphica IndicaEW — East and WestIA — Indian AntiquaryIHQ — Indian Historical QuarterlyIHR — Indian Historical ReviewIIJ — Indo-Iranian JournalIJDL — International Journal of Dravidian LinguisticsIMS — Indian Museum BulletinIT — Indologica TaurinensiaJA — Journal AsiatiqueJAOS — Journal of American Oriental SocietyJASB — Journal of Asiatic Society of BengalJBORS — Journal of the Bihar and Orissa Research SocietyJCA — Journal of Central AsiaJESHO — Journal of the Economic and Social History of OrientJIABS — Journal of the International Association of Buddhist StudiesJIH — Journal of Indian HistoryJNES — Journal of Near Eastern StudiesJOIB — Journal of Oriental Institute of BarodaJORI — Journal of Oriental Research InstituteJPTS — Journal of Pali Text SocietyJRAS — Journal of Royal Asiatic SocietyJUPHS — Journal of Uttar Pradesh Historical SocietyPHAI — Political History of Ancient IndiaQJMS — Quarterly Journal of Mithic SocietyRE — Pauly-Wissowa Realencyklopädie der Klassischen AltertumswissenschaftRN — Revue NumismatiqueSBE — Sacred Books of the EastWAT — Woolner. Aśoka and his InscriptionsZAss — Zeitschrift für AssiriologieZDMG — Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft
наверх |