● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

О.Г. Большаков. Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.).  М.: «Русский фонд содействия образованию и науке». 2016. О.Г. Большаков

Рождение и развитие ислама
и мусульманской империи (VII-VIII вв.).

// М.: «Русский фонд содействия образованию и науке». 2016. 672 с.
ISBN 978-5-91244-168-4

 

Оглавление

 

Несколько слов об истории как науке. — 5

 

Глава 1. Накануне великих перемен. — 9

Последняя схватка Византии и Ирана. — 9

Аравия на рубеже VI-VII вв. — 12

Социально-экономические отношения в Аравии V-VII вв. — 17

Верования. — 19

Топография и население Мекки на рубеже VI-VII вв. — 21

Мекка как культовый центр. — 25

Глава 2. Рождение ислама. — 29

Детство и юность Мухаммада. — 29

Начало религиозной проповеди Мухаммада. — 34

Поиски выхода. — 41

Положение в Йасрибе. — 42

Соглашение в Акабе и переселение Мухаммада. — 44

Глава 3. Переселение в Йасриб и формирование религиозной общины. — 47

Хиджра и её значение. — 47

Битва при Бадре. — 50

Формирование мусульманской догматики и обрядности. — 54

Выкуп пленных и набег Абу Суфйана. — 57

Изменения в образе жизни. — 59

Битва при Ухуде и её последствия. — 61

Сложение мусульманской семейной этики и дело о клевете на Аишу. — 69

«Битва у рва». — 72

Глава 4. Победа ислама в Аравии. — 74

Поворот к наступлению. — 74

Паломничество и договор в Худайбии. — 75

Завоевание Хайбара и Фадака. — 78

Битва при Муте. — 82

Сражение при Хунайне и осада Таифа. — 87

Зарождение государственности. — 90

Поход на Табук. — 92

Делегации племён. — 93

Хаджж Абу Бакра. — 94

«Прощальное паломничество». — 97

Сопротивление «лжепророков». — 98

Кончина Мухаммада. — 99

Глава 5. Рождение халифата и борьба с отступничеством. — 102

Выборы первого халифа. — 102

Отступничество и борьба с ним. — 104

Первое столкновение с Ираном и иракский поход Халида ибн ал-Валида. — 110

Глава 6. Выход в свет. — 118

Начало завоеваний. — 118

Первые победы. — 122

Смерть Абу Бакра. — 124

Сражение под Фихлем и сдача Дамаска. — 126

Борьба за Хиру. — 30

Военные действия в Месопотамии в 634-636 г. — 134

Глава 7. Триумф мусульманской армии. — 136

Битва на Йармуке. — 136

Сражение при Кадисии. — 141

Падение Ктесифона. — 144

Сдача Иерусалима. — 147

Чумной год. — 151

Завоевание Джезиры. — 152

Вторжение в Армению. — 153

Бои в Хузистане. — 155

Битва при Нихавенде и перелом в войне с Сасанидским Ираном. — 159

Глава 8. Завоевание Египта. — 163

Вторжение в Египет. — 163

Сдача Александрии. — 172

Глава 9. Реформы Умара ибн ал-Хаттаба. — 179

Умар как реформатор. — 179

Денежная система и жизненный уровень. — 181

Учреждение диванов. — 187

Градостроительство. — 190

Глава 10. Ослабление энергии завоевания. — 193

Смена власти. — 193

Борьба за Северную Африку. — 195

Борьба за Восточное Средиземноморье. — 197

Армения и арабы. — 200

Конец Сасанидской державы. — 205

Глава 11. Внутренний кризис мусульманской общины. — 211

Политика Усмана. — 211

Назревание конфликта. — 214

Просчёты политики Усмана. — 219

Гибель Усмана. — 224

Глава 12. Великая смута. — 228

Борьба вокруг присяги. — 228

Рождение внутренней оппозиции. — 236

Борьба за Басру. — 240

Глава 13. Али и Му‘авийа. — 247

Проблемы провинций. — 247

Сиффинская битва и третейский суд. — 252

Возобновление междоусобиц. — 259

Наступление Му‘авйи. — 265

Глава 14. «Год единения». — 270

Первые шаги ал-Хасана. — 270

На трудном пути к единению. — 276

Глава 15. Халифат Му‘авийи. — 280

Характер нового правителя. — 280

Борьба с оппозицией в Ираке. — 283

От Зийада ибн Абихи до Зийада ибн Абу Суфйана. — 287

Новое наступление на Византию. — 296

Глава 16. Рождение династии. — 301

Переломные годы. — 301

На пути к наследственной власти. — 308

Активизация экспансии. — 312

Экономическая политика Му‘авйи и социальные отношения в халифате. — 315

Положение иноверцев и новообращённых. — 321

Глава 17. Прелюдия второй гражданской войны. — 326

Смерть Му‘авйи и начало политических конфликтов. — 326

Трагический поход ал-Хусайна. — 334

Мятеж Абдаллаха ибн аз-Зубайра. — 342

Восстание мединцев и битва на Харре. — 344

Положение на границах. — 347

Глава 18. Вторая гражданская война. — 351

Смерть Йазида I и начало двоевластия. — 351

Ситуация в Сирии. — 354

Начало династии Марванидов. — 356

Шиитские движения. — 362

Восстание ал-Мухтара. — 368

Успехи хариджитов. — 373

Глава 19. Восстановление единства. — 375

Усмирение Джазиры. — 375

Конец Абдаллаха ибн аз-Зубайра. — 380

Возвышение ал-Хаджжаджа. — 382

Реформы Абдалмалика. — 389

Глава 20. Отголоски гражданской войны. — 393

Восстание Шабиба ибн Йазида. — 393

Разгром азракитов. — 400

Ал-Мухаллаб в Хорасане. — 404

Мятеж Абдаррахмана ибн ал-Аш‘аса. — 409

Основание Васита. — 417

Вторичное покорение Армении. — 420

Последнее падение Карфагена. — 424

Глава 21. На вершине могущества. — 428

Халифат ал-Валида ибн Абдалмалика. — 428

Ал-Валид — строитель. — 433

Первые успехи Кутайбы. — 436

Выдвижение Масламы ибн Абдалмалика. — 443

Продвижение в Магрибе. — 445

Прыжок через море. — 447

На пути в Китай. — 452

Смерть ал-Хаджжаджа. — 459

Египетские страсти. — 462

Глава 22. На переломе. — 466

Первые шаги Сулаймана. — 466

Мятеж и гибель Кутайбы ибн Муслима. — 467

Наместничество Йазида ибн ал-Мухаллаба в Хорасане. — 469

Вторая осада Константинополя. — 472

Алиды и Аббасиды. — 474

«Второй Умар ибн ал-Хаттаб». — 477

Йазид II. Возвращение к прежней политике. — 483

Неустойчивость в Мавераннахре. — 488

Гонение на христианскую символику. — 492

Начало войн с хазарами. — 494

Глава 23. Неустойчивое равновесие. — 496

Начало правления Хишама. — 496

Война с хазарами на Кавказе. — 497

Войны с тюрками за Мавераннахр. — 500

От мирного Египта до воинственного Магриба. — 506

Победы над хазарами. — 511

Восстание ал-Хариса ибн Сурайджа. — 514

Тюркское наступление и гибель хакана. — 517

Борьба с берберским восстанием в Магрибе. — 522

Восстание Зайда ибн Али. — 525

Примирение с согдийцами. — 530

Плоды стабильности: монументальное строительство. — 531

Глава 24. Конец стабильности. — 542

Халиф-поэт. — 542

Мятежи вместо примирения. — 548

Смерть Йазида и переворот Марвана ибн Мухаммада. — 553

Мятежный Ирак. — 555

Мятеж и гибель ал-Хариса ибн Сурайджа. — 561

Глава 25. Гибель династии Умаййадов и конец арабской империи. — 565

Присяга первому Аббасидскому халифу. — 565

Захват хариджитами священных городов. — 570

Бегство и смерть Насра ибн Саййара. — 573

Наступление Кахтабы на Ирак. — 577

Триумф Аббасидов. — 581

Сражение на Забе и бегство Марвана. — 583

Глава 26. Первые шаги новой династии. — 590

Борьба за власть после победы. — 590

Усмирение мятежного Мавераннахра и столкновение с Китаем. — 591

Глава 27. Халифат Ибрахима ал-Мансура. — 597

На пути к абсолютной власти. — 597

Обособление Андалуса. — 600

Основание Багдада. — 607

Восстание Алидов. — 609

Год исполнения желаний. — 615

Глава 28. Второе десятилетие Абдаллаха ибн ал-Мансура. — 619

Нет мира вне дворца. — 619

Внутренняя политика и изменения в земельном налоге. — 622

Последний год ал-Мансура. — 629

Глава 29. Правление ал-Махди и ал-Хади. — 635

Халифат ал-Махди. — 635

Три цвета времени (восстание ал-Муканны). — 636

Новое наступление на Византию. — 643

Религиозная политика ал-Махди. — 646

Последние годы ал-Махди. — 648

Халифат ал-Хади. — 650

 

Книги, выпущенные издательством Университета Дмитрия Пожарского (Русский фонд содействия образованию и науке). — 659-670

 


 

Несколько слов об истории как науке.   ^

 

История как наука о прошлом человечества отличается от других наук тем, что её исследователь не может поставить эксперимент; что было, то прошло, весь материал, все события — одноразовы. Это побуждает людей других специальностей иногда утверждать, что поэтому она вроде бы и не наука. Это усугубляется тем, что материал истории по форме своей доступен разумению каждого, и любой человек может толковать его, как хочется. Так рождаются гипербореи, создавшие древнюю цивилизацию за полярным кругом, атланты, которым приписывают всё, что не совсем понятно, и уж, конечно, в историю вторгаются инопланетяне, когда не ясно, как просто руками и рычагами при сильном желании можно воздвигать циклопические сооружения. К сожалению, развитие средств информации не столько способствует просвещению людей, сколько засоряет их умы всяческими измышлениями.

 

Разрозненность остатков прошлого, как материальных, так и письменных, число которых убывает по мере углубления в прошлое, представляет широкое поле для всевозможных фантазий и спекуляций. Историческая наука противопоставляет этому установление степени достоверности дошедших до нас памятников прошлого, установление их взаимосвязей и построение на этой основе системы, позволяющей отбрасывать невозможное, исключать необоснованные фантастические толкования. Конечно, даже самый эрудированный историк не всеведущ, но отличие его от фантазёра и фальсификатора заключается в том, что он знает, чего быть не может, что противоречит всему комплексу сведений о том или ином явлении, о том или ином периоде. Да, ткань событий (особенно отдалённых) в изложении историков имеет большие прорехи, но это всё-таки ткань, не клубок спутанных ниток. Так стоит ли штопанье прорех наших знаний о прошлом называть наукой, делом серьёзным и обще-

(5/6)

ственно полезным? Пожалуй, именно подделки и фальсификации истории доказывают ценность этой науки. Кто стал бы подделывать деньги, если бы они не имели никакой ценности? Одни социальные группы и даже целые народы ищут в истории славное прошлое, которое должно скрасить неприглядность настоящего, другие ищут в ней обоснование прав на ту или иную территорию, и так далее.

 

Миссия истории — правдиво рассказывать человечеству о том, как оно прожило предыдущую жизнь, какие ошибки совершало.

 

Организация жизни человечества менялась, а человеческая сущность изменилась мало, и, изучая историю, часто поражаешься тому, как человек с возросшими техническими возможностями в своём поведении повторяет дела и поступки далеких предков. Случается, что современность обращается к былому за идеями и примерами. Тут-то и совершаются самые беззастенчивые фальсификации прошлого. Так, в наши дни вдруг, хотя и не случайно, появилась идея возрождения Халифата, который всего лишь лет 30 тому назад казался таким же достоянием прошлого, как Римская империя или империя Чингизидов. Мусульманский мир всё более встраивался в общую тенденцию развития экономики и культуры, не претендуя на мировое господство, и в то же время под покровом кажущегося мирного развития накапливались социальные проблемы, заставлявшие всё большее число людей в мусульманском мире искать настоящего благополучия в возврате к прошедшему золотому веку раннего «чистого» ислама. Заодно накапливались и силы, и средства для того, чтобы к концу минувшего века появилась возможность реально бороться против современного мира ради возрождения ушедшего, идея создания всемирного Халифата, всемирной победы ислама над прочими идеями и верами.

 

Не будем углубляться в рассмотрение тех факторов, которые превратили мечту о возврате в золотое прошлое в реальную силу — политологи достаточно объясняют нам, как непобедимая нищета перенаселённых мусульманских стран рождает экстремизм их жителей и как используют его в своих целях другие перенасыщенные финансами мусульманские страны и иные державы, поощряя готовность возрождать Халифат.

 

Наша цель — вспомнить, как рождался ислам и созданный на его основе Халифат, как идея государства справедливости (в рамках мусульманской общины и в понимании того времени) отступала перед реалиями жизни, рождая тот компромисс, который характерен для любого послереволюционного этапа развития общества.

 

Рождение ислама от первых экстатических проповедей пророка до целенаправленной деятельности по созданию юридических норм и государственных институтов — это единственный случай мировой религии, который можно проследить на конкретном и в большинстве случаев достоверном материале.

(6/7)

Поучительно и то, что окружающий мир не замечает постепенного рождения новой силы, которая взрывает привычный ход событий. К этому мы сейчас и перейдём. [1]

 


 

[1] Предложенная книга является популярным переложением четырёхтомной «Истории Халифата» (О.Г. Большаков. История Халифата, I, М., 1988 и 2000; II, М., 1994 и 2000; III, М., 1998; IV, М., 2010), в которой даются подробные комментарии и ссылки на источники сведений. В предлагаемой книге дополнительно излагаются события 751-786 гг. В популярной версии сохранена арабистическая традиция арабских имён и слов, в которой используются только три гласных (а, и, у), соответствующих знакам огласовки в арабском письме. Знак в виде перевёрнутого апострофа (‘) соответствует букве «айн», передающей арабский гортанный звук.

 

 


О.Г. Большаков.

 

с оборота обложки ]   ^

 

Олег Георгиевич Большаков — доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки, лауреат государственной премии РФ в области науки и техники за цикл трудов «Социально-экономические отношения раннесредневекового Ближнего Востока и история раннего ислама».

 

Настоящее издание является популярным и дополненным переложением четырёхтомной «Истории Халифата» (О.Г. Большаков. История Халифата, I, М., 1988 и 2000; II, М., 1994 и 2000; III, М., 1998; IV, М., 2010). Книга посвящена истории ислама и первого мусульманского государства — халифата, и охватывает период с 570 по 786 г. Читатель найдёт в ней объективное и достоверное изложение деятельности пророка ислама Мухаммада, формирования его учения и хода арабских завоеваний, создавших огромную империю от Памира до Атлантического океана, наследие которой живо ощущается и в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки