О.Г. Большаков
Рождение и развитие ислама
и мусульманской империи (VII-VIII вв.).
// М.: «Русский фонд содействия образованию и науке». 2016. 672 с.
ISBN 978-5-91244-168-4
Оглавление
Глава 1. Накануне великих перемен. — 9
Последняя схватка Византии и Ирана. — 9
Аравия на рубеже VI-VII вв. — 12
Социально-экономические отношения в Аравии V-VII вв. — 17
Верования. — 19
Топография и население Мекки на рубеже VI-VII вв. — 21
Мекка как культовый центр. — 25
Глава 2. Рождение ислама. — 29
Детство и юность Мухаммада. — 29
Начало религиозной проповеди Мухаммада. — 34
Поиски выхода. — 41
Положение в Йасрибе. — 42
Соглашение в Акабе и переселение Мухаммада. — 44
Глава 3. Переселение в Йасриб и формирование религиозной общины. — 47
Хиджра и её значение. — 47
Битва при Бадре. — 50
Формирование мусульманской догматики и обрядности. — 54
Выкуп пленных и набег Абу Суфйана. — 57
Изменения в образе жизни. — 59
Битва при Ухуде и её последствия. — 61
Сложение мусульманской семейной этики и дело о клевете на Аишу. — 69
«Битва у рва». — 72
Глава 4. Победа ислама в Аравии. — 74
Поворот к наступлению. — 74
Паломничество и договор в Худайбии. — 75
Завоевание Хайбара и Фадака. — 78
Битва при Муте. — 82
Сражение при Хунайне и осада Таифа. — 87
Зарождение государственности. — 90
Поход на Табук. — 92
Делегации племён. — 93
Хаджж Абу Бакра. — 94
«Прощальное паломничество». — 97
Сопротивление «лжепророков». — 98
Кончина Мухаммада. — 99
Глава 5. Рождение халифата и борьба с отступничеством. — 102
Выборы первого халифа. — 102
Отступничество и борьба с ним. — 104
Первое столкновение с Ираном и иракский поход Халида ибн ал-Валида. — 110
Глава 6. Выход в свет. — 118
Начало завоеваний. — 118
Первые победы. — 122
Смерть Абу Бакра. — 124
Сражение под Фихлем и сдача Дамаска. — 126
Борьба за Хиру. — 30
Военные действия в Месопотамии в 634-636 г. — 134
Глава 7. Триумф мусульманской армии. — 136
Битва на Йармуке. — 136
Сражение при Кадисии. — 141
Падение Ктесифона. — 144
Сдача Иерусалима. — 147
Чумной год. — 151
Завоевание Джезиры. — 152
Вторжение в Армению. — 153
Бои в Хузистане. — 155
Битва при Нихавенде и перелом в войне с Сасанидским Ираном. — 159
Глава 8. Завоевание Египта. — 163
Вторжение в Египет. — 163
Сдача Александрии. — 172
Глава 9. Реформы Умара ибн ал-Хаттаба. — 179
Умар как реформатор. — 179
Денежная система и жизненный уровень. — 181
Учреждение диванов. — 187
Градостроительство. — 190
Глава 10. Ослабление энергии завоевания. — 193
Смена власти. — 193
Борьба за Северную Африку. — 195
Борьба за Восточное Средиземноморье. — 197
Армения и арабы. — 200
Конец Сасанидской державы. — 205
Глава 11. Внутренний кризис мусульманской общины. — 211
Политика Усмана. — 211
Назревание конфликта. — 214
Просчёты политики Усмана. — 219
Гибель Усмана. — 224
Глава 12. Великая смута. — 228
Борьба вокруг присяги. — 228
Рождение внутренней оппозиции. — 236
Борьба за Басру. — 240
Глава 13. Али и Му‘авийа. — 247
Проблемы провинций. — 247
Сиффинская битва и третейский суд. — 252
Возобновление междоусобиц. — 259
Наступление Му‘авйи. — 265
Глава 14. «Год единения». — 270
Первые шаги ал-Хасана. — 270
На трудном пути к единению. — 276
Глава 15. Халифат Му‘авийи. — 280
Характер нового правителя. — 280
Борьба с оппозицией в Ираке. — 283
От Зийада ибн Абихи до Зийада ибн Абу Суфйана. — 287
Новое наступление на Византию. — 296
Глава 16. Рождение династии. — 301
Переломные годы. — 301
На пути к наследственной власти. — 308
Активизация экспансии. — 312
Экономическая политика Му‘авйи и социальные отношения в халифате. — 315
Положение иноверцев и новообращённых. — 321
Глава 17. Прелюдия второй гражданской войны. — 326
Смерть Му‘авйи и начало политических конфликтов. — 326
Трагический поход ал-Хусайна. — 334
Мятеж Абдаллаха ибн аз-Зубайра. — 342
Восстание мединцев и битва на Харре. — 344
Положение на границах. — 347
Глава 18. Вторая гражданская война. — 351
Смерть Йазида I и начало двоевластия. — 351
Ситуация в Сирии. — 354
Начало династии Марванидов. — 356
Шиитские движения. — 362
Восстание ал-Мухтара. — 368
Успехи хариджитов. — 373
Глава 19. Восстановление единства. — 375
Усмирение Джазиры. — 375
Конец Абдаллаха ибн аз-Зубайра. — 380
Возвышение ал-Хаджжаджа. — 382
Реформы Абдалмалика. — 389
Глава 20. Отголоски гражданской войны. — 393
Восстание Шабиба ибн Йазида. — 393
Разгром азракитов. — 400
Ал-Мухаллаб в Хорасане. — 404
Мятеж Абдаррахмана ибн ал-Аш‘аса. — 409
Основание Васита. — 417
Вторичное покорение Армении. — 420
Последнее падение Карфагена. — 424
Глава 21. На вершине могущества. — 428
Халифат ал-Валида ибн Абдалмалика. — 428
Ал-Валид — строитель. — 433
Первые успехи Кутайбы. — 436
Выдвижение Масламы ибн Абдалмалика. — 443
Продвижение в Магрибе. — 445
Прыжок через море. — 447
На пути в Китай. — 452
Смерть ал-Хаджжаджа. — 459
Египетские страсти. — 462
Глава 22. На переломе. — 466
Первые шаги Сулаймана. — 466
Мятеж и гибель Кутайбы ибн Муслима. — 467
Наместничество Йазида ибн ал-Мухаллаба в Хорасане. — 469
Вторая осада Константинополя. — 472
Алиды и Аббасиды. — 474
«Второй Умар ибн ал-Хаттаб». — 477
Йазид II. Возвращение к прежней политике. — 483
Неустойчивость в Мавераннахре. — 488
Гонение на христианскую символику. — 492
Начало войн с хазарами. — 494
Глава 23. Неустойчивое равновесие. — 496
Начало правления Хишама. — 496
Война с хазарами на Кавказе. — 497
Войны с тюрками за Мавераннахр. — 500
От мирного Египта до воинственного Магриба. — 506
Победы над хазарами. — 511
Восстание ал-Хариса ибн Сурайджа. — 514
Тюркское наступление и гибель хакана. — 517
Борьба с берберским восстанием в Магрибе. — 522
Восстание Зайда ибн Али. — 525
Примирение с согдийцами. — 530
Плоды стабильности: монументальное строительство. — 531
Глава 24. Конец стабильности. — 542
Халиф-поэт. — 542
Мятежи вместо примирения. — 548
Смерть Йазида и переворот Марвана ибн Мухаммада. — 553
Мятежный Ирак. — 555
Мятеж и гибель ал-Хариса ибн Сурайджа. — 561
Глава 25. Гибель династии Умаййадов и конец арабской империи. — 565
Присяга первому Аббасидскому халифу. — 565
Захват хариджитами священных городов. — 570
Бегство и смерть Насра ибн Саййара. — 573
Наступление Кахтабы на Ирак. — 577
Триумф Аббасидов. — 581
Сражение на Забе и бегство Марвана. — 583
Глава 26. Первые шаги новой династии. — 590
Борьба за власть после победы. — 590
Усмирение мятежного Мавераннахра и столкновение с Китаем. — 591
Глава 27. Халифат Ибрахима ал-Мансура. — 597
На пути к абсолютной власти. — 597
Обособление Андалуса. — 600
Основание Багдада. — 607
Восстание Алидов. — 609
Год исполнения желаний. — 615
Глава 28. Второе десятилетие Абдаллаха ибн ал-Мансура. — 619
Нет мира вне дворца. — 619
Внутренняя политика и изменения в земельном налоге. — 622
Последний год ал-Мансура. — 629
Глава 29. Правление ал-Махди и ал-Хади. — 635
Халифат ал-Махди. — 635
Три цвета времени (восстание ал-Муканны). — 636
Новое наступление на Византию. — 643
Религиозная политика ал-Махди. — 646
Последние годы ал-Махди. — 648
Халифат ал-Хади. — 650
Книги, выпущенные издательством Университета Дмитрия Пожарского (Русский фонд содействия образованию и науке). — 659-670
Несколько слов об истории как науке. ^
История как наука о прошлом человечества отличается от других наук тем, что её исследователь не может поставить эксперимент; что было, то прошло, весь материал, все события — одноразовы. Это побуждает людей других специальностей иногда утверждать, что поэтому она вроде бы и не наука. Это усугубляется тем, что материал истории по форме своей доступен разумению каждого, и любой человек может толковать его, как хочется. Так рождаются гипербореи, создавшие древнюю цивилизацию за полярным кругом, атланты, которым приписывают всё, что не совсем понятно, и уж, конечно, в историю вторгаются инопланетяне, когда не ясно, как просто руками и рычагами при сильном желании можно воздвигать циклопические сооружения. К сожалению, развитие средств информации не столько способствует просвещению людей, сколько засоряет их умы всяческими измышлениями.
Разрозненность остатков прошлого, как материальных, так и письменных, число которых убывает по мере углубления в прошлое, представляет широкое поле для всевозможных фантазий и спекуляций. Историческая наука противопоставляет этому установление степени достоверности дошедших до нас памятников прошлого, установление их взаимосвязей и построение на этой основе системы, позволяющей отбрасывать невозможное, исключать необоснованные фантастические толкования. Конечно, даже самый эрудированный историк не всеведущ, но отличие его от фантазёра и фальсификатора заключается в том, что он знает, чего быть не может, что противоречит всему комплексу сведений о том или ином явлении, о том или ином периоде. Да, ткань событий (особенно отдалённых) в изложении историков имеет большие прорехи, но это всё-таки ткань, не клубок спутанных ниток. Так стоит ли штопанье прорех наших знаний о прошлом называть наукой, делом серьёзным и обще-
(5/6)
ственно полезным? Пожалуй, именно подделки и фальсификации истории доказывают ценность этой науки. Кто стал бы подделывать деньги, если бы они не имели никакой ценности? Одни социальные группы и даже целые народы ищут в истории славное прошлое, которое должно скрасить неприглядность настоящего, другие ищут в ней обоснование прав на ту или иную территорию, и так далее.
Миссия истории — правдиво рассказывать человечеству о том, как оно прожило предыдущую жизнь, какие ошибки совершало.
Организация жизни человечества менялась, а человеческая сущность изменилась мало, и, изучая историю, часто поражаешься тому, как человек с возросшими техническими возможностями в своём поведении повторяет дела и поступки далеких предков. Случается, что современность обращается к былому за идеями и примерами. Тут-то и совершаются самые беззастенчивые фальсификации прошлого. Так, в наши дни вдруг, хотя и не случайно, появилась идея возрождения Халифата, который всего лишь лет 30 тому назад казался таким же достоянием прошлого, как Римская империя или империя Чингизидов. Мусульманский мир всё более встраивался в общую тенденцию развития экономики и культуры, не претендуя на мировое господство, и в то же время под покровом кажущегося мирного развития накапливались социальные проблемы, заставлявшие всё большее число людей в мусульманском мире искать настоящего благополучия в возврате к прошедшему золотому веку раннего «чистого» ислама. Заодно накапливались и силы, и средства для того, чтобы к концу минувшего века появилась возможность реально бороться против современного мира ради возрождения ушедшего, идея создания всемирного Халифата, всемирной победы ислама над прочими идеями и верами.
Не будем углубляться в рассмотрение тех факторов, которые превратили мечту о возврате в золотое прошлое в реальную силу — политологи достаточно объясняют нам, как непобедимая нищета перенаселённых мусульманских стран рождает экстремизм их жителей и как используют его в своих целях другие перенасыщенные финансами мусульманские страны и иные державы, поощряя готовность возрождать Халифат.
Наша цель — вспомнить, как рождался ислам и созданный на его основе Халифат, как идея государства справедливости (в рамках мусульманской общины и в понимании того времени) отступала перед реалиями жизни, рождая тот компромисс, который характерен для любого послереволюционного этапа развития общества.
Рождение ислама от первых экстатических проповедей пророка до целенаправленной деятельности по созданию юридических норм и государственных институтов — это единственный случай мировой религии, который можно проследить на конкретном и в большинстве случаев достоверном материале.
(6/7)
Поучительно и то, что окружающий мир не замечает постепенного рождения новой силы, которая взрывает привычный ход событий. К этому мы сейчас и перейдём. [1]
[1] Предложенная книга является популярным переложением четырёхтомной «Истории Халифата» (О.Г. Большаков. История Халифата, I, М., 1988 и 2000; II, М., 1994 и 2000; III, М., 1998; IV, М., 2010), в которой даются подробные комментарии и ссылки на источники сведений. В предлагаемой книге дополнительно излагаются события 751-786 гг. В популярной версии сохранена арабистическая традиция арабских имён и слов, в которой используются только три гласных (а, и, у), соответствующих знакам огласовки в арабском письме. Знак в виде перевёрнутого апострофа (‘) соответствует букве «айн», передающей арабский гортанный звук.
[ с оборота обложки ] ^
Олег Георгиевич Большаков — доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки, лауреат государственной премии РФ в области науки и техники за цикл трудов «Социально-экономические отношения раннесредневекового Ближнего Востока и история раннего ислама».
Настоящее издание является популярным и дополненным переложением четырёхтомной «Истории Халифата» (О.Г. Большаков. История Халифата, I, М., 1988 и 2000; II, М., 1994 и 2000; III, М., 1998; IV, М., 2010). Книга посвящена истории ислама и первого мусульманского государства — халифата, и охватывает период с 570 по 786 г. Читатель найдёт в ней объективное и достоверное изложение деятельности пророка ислама Мухаммада, формирования его учения и хода арабских завоеваний, создавших огромную империю от Памира до Атлантического океана, наследие которой живо ощущается и в наши дни.
|