главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.А. БогословскийОчерк истории тибетского народа(Становление классового общества).// М.: Изд-во восточной литературы. 1962. 192 с.Отв. ред. Ю.Н. Рерих. Оглавление
Предисловие. — 3Краткий обзор источников и литературы. — 5
Глава I. Очерк политической истории Тибета. — 21Тибетское общество до VII в. — 21Завершение процесса объединения страны в начале VII в. — 35Тибет во второй половине VIII в. — 46Расцвет тибетского государства в VIII в. — 53Упадок тибетского государства в первой половине IX в. — 68Глава II. Землевладение и землепользование. — 74Глава III. Положение непосредственных производителей. — 92Глава IV. Политический строй. — 125
Заключение. — 174
Указатель тибетских названий, имён и терминов. — 176
Предисловие. ^
После мирного освобождения Тибета тибетский народ вместе со всеми народами, населяющими Китайскую Народную Республику, вступил на путь строительства новой, счастливой жизни. Дружба китайского и тибетского народов, основы которой были заложены ещё в глубокой древности, отныне прочно сцементирована общей великой целью — строительством социализма.
Изучение исторического прошлого Тибета, изучение экономических, политических и культурных связей между тибетским и китайским народами в древности является важной и актуальной задачей историков.
Историческая наука о Тибете периода раннего средневековья, как советская, так и зарубежная, ограничивалась до сих пор главным образом лишь публикациями источников. Основная задача настоящей работы — проанализировать некоторые важнейшие черты социально-экономических и политических отношений, господствовавших в Тибете в VII-IX вв., с тем чтобы выяснить, насколько это возможно в настоящее время, характер тибетского общества указанного периода. Для этого оказалось необходимым разобрать и уточнить значение целого ряда социально-экономических и политических терминов, ибо без этого было бы немыслимо разрешить поставленные задачи.
Работа делится на четыре главы. В первой главе кратко излагается история Тибета в VII-IX вв. Она должна послужить фоном для последующих глав, в которых рассматриваются основные черты тибетского об- щества. Вторая глава посвящена вопросам собственности на основное условие производства — землю. В третьей главе анализируются отношения между непосредственными производителями и собственниками средств производства. Наконец, в четвёртой главе рассматриваются политические отношения, характерные для тибетского общества VII-IX вв.
Необходимо оговорить следующее: вследствие отсутствия или недостаточного количества данных, имеющихся в доступных источниках, по целому ряду вопросов, часто очень важных, а также вследствие того, что главной задачей настоящей работы является рассмотрение основных сторон социально-экономической и политической жизни тибетского общества, ряд вопросов освещается кратко, другие лишь ставятся, а некоторые вовсе не затрагиваются.
Несколько слов, по поводу хронологических рамок работы. VII-IX века — это переломный этап в историческом развитии тибетского народа. Именно в этот период возникает классовое общество, складывается та социально-экономическая формация, которая в силу своей застойности дожила до 50-х годов XX в. VII-IX века — это время первого в истории тибетского народа государства, включившего все ранее независимые тибетские племена и игравшего немаловажную роль в судьбах народов Центральной Азии. В этот же период в Тибет впервые проникает и укрепляет свои позиции буддизм, вплоть до недавнего времени игравший важную роль в жизни тибетского народа. И, наконец, в VII-IX вв. возникают и получают значительное развитие всесторонние дружественные связи между тибетским и китайским народами, послужившие в недалеком будущем основой для объединения их в рамках единого государства. Всё это предопределяет важность и актуальность изучения истории Тибета в VII-IX вв.
Заключение. ^
Данные тибетских и китайских источников, рассмотренные в настоящей работе, позволяют сделать следующие выводы по некоторым проблемам тибетского общества VII-IX вв. н.э.
В области социально-экономических отношений тибетское общество характеризовалось появлением и укреплением частной собственности на орудия и средства производства, в том числе на основное условие производства — землю. Земельная собственность выступает в виде государственной (земли джэ-шинг и земли кхол-юл, переданные во владение отдельным лицам на правах условного держания) и родовой собственности отдельных аристократических семей, трансформировавшейся из бывшей собственности всего рода-племени; в конце рассматриваемого периода появляется монастырская собственность на землю. В VII-IX вв. складываются и окончательно формируются класс эксплуататоров — собственники земель и класс эксплуатируемых — непосредственные производители, обрабатывающие как государственные земли, так и частновладельческие (трэны). Формы эксплуатации непосредственных производителей дают возможность сделать вывод о наличии в VII-IX вв. классового общества с господством производственных отношений, свойственных феодальному обществу.
В области политических отношений тибетское общество VII-IX вв. характеризовалось следующими основными чертами: заменой деления страны по родо-племенному признаку делением страны по территориаль- ному признаку; коренным изменением функций старых органов управления, присущих родо-племенному строю, и созданием новых, характерных для классового общества, — появление особого слоя должностных лиц, учреждений, ведавших различными областями экономической и политической жизни страны; созданием фиксированного законодательства, наличием достаточно разработанной системы налогообложения и учёта податного населения, т.е. всеми теми признаками, которые позволяют говорить о Тибете VII-IX вв. как о государстве, обладающем всеми присущими государству атрибутами, а не как об обычном племенном объединении.
Таким образом, именно в VII-IX вв. сложился в основном тот общественный строй, сложилась та социально-экономическая формация, которая просуществовала в стране вплоть до недавнего времени. И только после мирного освобождения в 1950 г. тибетский народ при братской помощи великого китайского народа смог приступить к коренной ломке старых, феодальных производственных отношений и строительству нового общества без эксплуатации человека человеком и классового угнетения.
VII-IX века — это время первого в истории тибетского народа государства, игравшего значительную роль в истории всей Центральной Азии, это время проникновения и первых успехов буддизма.
Именно в VII-IX вв. зарождаются и получают значительное развитие дружественные связи тибетского и китайского народов во всех областях экономической, политической и культурной жизни, связи, приведшие к объединению китайского и тибетского народов в единой семье всех народов Китая.
наверх |