главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.В. Бобров, В.H. ДобжанскийЛебединский клад.// Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. Красноярск: 1989. С. 133-135.
Осенью 1988 г. в Кемеровский краеведческий музей поступили 72 бронзовых предмета, бусы и раковина каури. Вещи бали найдены в д. Лебеди Промышленновского района Кемеровской области, расположенной на правом высоком берегу р. Ини. Их обнаружили жите- ли деревни при земляных работах на огороде. Согласно полученной информации, предметы залегали в гумусированном слое компактной группой, что позволяет рассматривать их как клад или как единый комплекс, связанный с одеждой. Костей скелета человека или жжёных костей на месте находки клада не было.
В составе Лебединского клада: бляшки — круглые плоские со шпеньком (2 экз.), сферические (5 экз.), прямоугольные с выпуклостями по углам (2 экз.), псевдопряжки (3 экз.); ажурные петли-застёжки (6 экз.); лунницы с прямоугольными или трапециевидными выступами-петельками и узкой полосой орнамента по периметру (10 экз.); бляшки или наконечники ремня геральдического типа с волнообразными краями и относительно прямым основанием (2 экз.). Предметы из клада отличаются от немногочисленных аналогов из Башкирии (Ковалевская, 1972), Среднего Прииртышья (Могильников, Конников, 1983) и Среднего Приобья (Чиндина, 1977). Единична и оригинальна среди вещей клада ажурная бляшка в форме плоского кольца с перемычками через центр, образующих крест. По всей пoверхности изделия нанесён простой, напоминающий верёвочный, орнамент идентичный узору на лунницах, а в центре перекрестия сделана сферическая круглая выпуклость. На обратной стороне бляшки находятся четыре острых шпенька для закрепления на какую-то основу. К числу необычных предметов относятся круглый раструб с поперечными желобками, а также плоская фигурная пластина, напоминающая очень стилизованное изображение уточек, соединённых, но развёрнутых в противоположные стороны. Единственным экземпляром представлена котловидная подвеска и гривна в обломках. Разнообразны бусы.
В целом облик коллекции соответствует материальной культуре эпохи раннего средневековья предтаёжной и таёжной зон Западной Сибири, хотя есть черты свойственные культурам стенной полосы и Саяно-Алтайского нагорья. Исторические причины подобного синкретизма средневековых древностей западносибирской тайги получили достаточное освещение в литературе. Проведённый сравнительно-типологический анализ позволяет констатировать, что большая часть находок клада аналогична изделиям из памятников рёлкинской культуры — псевдопряжки, геральдические бляшки, котловидная подвеска, колоколовидные с выступами-лепестками, каплевидные подвески, лунницы, бляшки с четырьмя выпуклостями, круглая ажурная бляшка, ажурные петли-застёжки (Чиндина, 1977; Беликова, Плетнёва, 1983; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР, 1987). Отдельные находки лебединского клада идентичны или типологически близки изделиям из погребений потчевашской культуры — котловидная подвеска, геральдическая бляшка (Могильников, Конников, 1983). Из памятников одинцовской культуры Новосибирского Приобья происходят колоколовидные подвески с выступами-лепестками, аналогичные Лебединским (Троицкая, 1977; 1978). Широко распространены в степях Евразии псевдопряжки и геральдические бляшки, но которые несколько отличаются от найденных в кладе.
Таким образом, можно сделать вывод о принадлежности лебединской коллекции рёлкинской культуре. Идентифицированные изделия в погребениях этой культуры связаны с одеждой. Если набор предметов клада соответствовал убору одежды одного человека, то он явно занимал неординарное положение в обществе. Соблазнительно рассматривать этот комплекс, как принадлежавший для украшения шамана. Хронологию Лебединского клада в широком понимании можно определять временем существования рёлкинской культуры - VІ-VIII вв. н.э. Отдельные предметы, в частности, псевдопряжки в составе клада имеют более узкие хронологические рамки бытования, что позволяет конкретизировать его дату в пределах второй половины VII — первой половины VIII вв. н.э. Находка клада в Кузнецкой котловине — ещё одно из свидетельств контактов раннесредневекового населения лесостепей и тюркизированного населения тайги Западной Сибири.
наверх |