В.Б. Блэк
Искусство древнего Закавказья
конца IV — первой четверти I тысячелетия до н.э.
// СПб: «КОСТА». 2006. 324 с. ISBN 5-91258-0237
На обложке использован рисунок В.Б. Блэк.
Оглавление
Памяти Бориса Борисовича Пиотровского
— куратора этой работы.
Глава I. История изучения памятников Закавказья с начала 1870-х по 1960-е годы XX века. — 8
Глава II. Искусство Закавказья конца IV — III тысячелетия до н.э. — 26
Глава III. Искусство Закавказья II — первой четверти I тысячелетия до н.э. — 35
1. Расписная керамика II тысячелетия до н.э. — 37
2. Торевтика и мелкая пластика из драгоценных металлов II тысячелетия до н.э. — 45
3. Бронзовые пояса конца II — первой четверти I тысячелетия до н.э. — 48
4. Бронзовая пластика II — первой четверти I тысячелетия до н.э. — 53
Глава IV. Украшение деревянных повозок Закавказья II — первой четверти I тысячелетия до н.э. — 60
Глава V. О своеобразии канонизации в искусстве древнего Закавказья. — 66
Список литературы. — 72
Список иллюстраций. — 81
Список сокращений. — 93
Иллюстрации [1-245]. — 95
Предисловие. ^
История Древнего Востока, охватывающая несколько тысячелетий, является одним из первых этапов в развитии человечества. Культура и искусство древнего Востока — почва всех последующих культур и искусств.
Прошлое стран Востока, являясь ценнейшим достоянием, одним из этапов общей истории, образует базу для развития истории, культуры и искусства наших дней.
Всестороннее изучение истории, культуры и искусства стран Востока особенно важно потому, что позволяет правильно понять закономерности исторического развития этих стран, показать местные, национальные истоки их культуры и искусства.
Территория Закавказья, где теперь находятся самостоятельные государства Армения, Грузия и Азербайджан, в прошлом не только была тесно связана экономически и в культурном отношении с областями, лежащими к юго-востоку от неё, но по существу сама являлась органической частью древневосточного мира.
Русские учёные, ясно понимая огромное значение этих связей для развития культуры народов Закавказья, ещё в XIX веке неоднократно призывали общественность обратить самый пристальный взгляд на Восток, заняться его детальным, всесторонним изучением. Они считали это дело почётной и высокопатриотической задачей русской науки. Б.А. Тураев, создатель русской школы востоковедов, ещё в 1913 году в капитальном труде «История Древнего Востока» говорил о необходимости исследования древнего Кавказа и Закавказья. «Изучение великого прошлого наших окраин — наш долг и перед ними и перед наукой», — писал он 1. [1] Оно даёт возможность правильно увидеть и понять многовековые традиции в искусстве и культуре современных народов Кавказа. Ведь племена и народы, жившие когда-то на этой территории, были предками народов, населяющих Кавказ теперь. Их история, культура, искусство легли в основу истории, культуры и искусства армян, грузин и азербайджанцев.
С древнейших времён на территории Закавказья процветали керамическое искусство и торевтика. Уже с конца IV тысячелетия до н.э. известны интереснейшие произведения керамического искусства и изделия из меди, немного позднее и из бронзы.
Период с конца IV по первую четверть I тысячелетия до н.э. в Закавказье чрезвычайно богат художественными памятниками. Это разнообразные глиняные сосуды, декорированные пластически и росписями, статуэтки из глины, бронзы и золота, изображающие человека и животных, металлические сосуды и пояса, украшенные тончайшей гравировкой.
Более чем 3 тысячи лет тому назад население Кавказа и Закавказья находилось в тесных торговых и культурных сношениях с государствами Передней Азии.
(5/6)
Кавказские горы естественно изолируют друг от друга страны, лежащие к северу и к югу от них. В горных районах Кавказа формы культуры существуют долго без значительных изменений. В то же время через эту преграду во все исторические периоды проникали культурные влияния с юга на север и с севера на юг.
Южная часть Закавказья даже входила в течение некоторого времени (в первой половине I тысячелетия до. н.э.) в состав одного из древневосточных переднеазиатских государств — Урарту (Ванское царство).
В «Записке о древностях Вана и сопредельных местностей» 1, [2] составленной Б.А. Тураевым, говорится, что Россия наиболее заинтересована в изучении города Вана, на месте которого находилась когда-то столица государства Урарту, а также древневосточных государств Мидии и Хеттского, так как существуют географические и другие связи между искусствами урартов и хеттов, Кавказа и юга России.
Памятники материальной культуры и в том числе изобразительного творчества народов древнего Закавказья впервые обратили на себя внимание исследователей более ста лет назад.
Однако искусствоведческое их осмысление и оценка стали более возможны в наши дни, после того, как трудами нескольких поколений археологов и историков были исследованы поселения и могильники на широкой территории, когда были установлены главные этапы развития и относительные временные рамки культуры энеолита, ранней, развитой и поздней бронзы и начала железа.
Памятники изобразительного искусства древнего Закавказья подвергались смысловому и типологическому анализу и ранее. Так, ещё в 1889 году Жак де Морган 2, [3] в 1895 году — Р. Вирхов 3, [4] а затем — в 1914 году Б.В. Фармаковский 4 [5] связывали открытые в Закавказье бронзовые пояса, декорированные сложными орнаментально-изобразительными композициями, с культурой и искусством хеттов и урартов.
Значительное число исследований посвящено проблеме семантики изображений на древних кавказских памятниках. В числе их следует назвать работы Ф. Гончара, И.И. Мещанинова, Т. Чубинишвили, Н. Урушадзе, А. Исраелян, С. Есаяна.
В первом томе капитального труда Ш.Я. Амиранашвили «История грузинского искусства» дана интересная, хотя и сжатая по форме, характеристика группы древнейших памятников искусства Грузии 5. [6] Важно, что оттенена не только большая смысловая, сюжетная, но и эстетическая ценность этих произведений.
В работе Л. Карапетяна рассмотрен частный, хотя и существенный, вопрос о видоизменении форм глиняных сосудов Армении и изображений на них в эпоху энеолита и ранней бронзы 6. [7]
Многие статьи археологов связаны с публикацией памятников, вновь открытых или давно хранящихся в разных собраниях, но мало или только частично опубликованных ранее. (Например, К.X. Кушнарёвой — о расписной керамике II тысячелетия до н.э., С. Есаяна — о бронзовых амулетах начала I тысячелетия до н.э.).
В 1970 году вышла в свет работа К.X. Кушнарёвой и Т.Н. Чубинишвили «Древние культуры Южного Кавказа (V-III тысячелетия до н.э.)», в которой не только
(6/7)
опубликован большой новый материал, но и сделаны многочисленные выводы о периодизации и типологических видоизменениях ряда групп ранних памятников (в первую очередь керамики) 1. [8]
Но все указанные ценные труды очень мало касаются эстетической значимости керамики и торевтики Закавказья, далеко не полно раскрывают картину художественной деятельности древнейших обитателей его долин, предгорий и горных областей.
Цель настоящего исследования — установить эволюцию искусства с конца IV по первую четверть I тысячелетия до н.э., охарактеризовать отдельные виды памятников на разных этапах развития общества, показать видоизменение художественных образов и декоративной системы.
Исследование строится на подлинных памятниках из коллекций Государственного Эрмитажа, центрального Государственного музея Грузии в Тбилиси, Государственного Исторического музея Армении в Ереване, музея Истории Азербайджана в Баку и ряда районных краеведческих музеев на Кавказе.
Вошедшие в работу памятники опубликованы в многочисленных археологических отчётах, специальных исторических и археологических изданиях, работах, посвящённых вопросам материальной и духовной культуры, а также трудах, указанных выше. К тексту прилагается библиография, альбом фотографий и аннотированный список обработанного в ней материала.
[1] 1 Тураев Б.А. История Древнего Востока. Ч. 1. СПб., 1913. С. 7.
[2] 1 Тураев Б.А. Записка о древностях Вана и сопредельных местностей // ЗВОРАО. Т. XXII. СПб., 1915. С. XLI, XLIV, XLV.
[3] 2 Morgan J. de. Mission scientifique au Caucase. Etudes Archiologiques et Historiques. T. 1. Paris, 1889.
[4] 3 Virchow R. Ober die kulturgeschichtliche Stellung des Kaukasus, unter besonderer berücksichtigung der ornamentirten Bronzegürtel aus transkaukasischer Grübern. Berlin, 1895.
[5] 4 Фармаковский В.В. Архаический период в России // MAP, 1914, №34. С. 37-50.
[6] 5 Амиранашвили Ш.Я. История грузинского искусства. Т. 1. М., 1950. С. 19-66.
[7] 6 Карапетян Л.Л. Формы и орнаментация энеолитической керамики Армении // ИАН Арм. ССР. Общественные науки, 1964, №6. С. 73-81.
[8] 1 Кушнарёва К.X., Чубинишвили Т.Н. Древние культуры Южного Кавказа (V-III тысячелетия до н.э.). Л., 1970.
|