главная страница / библиотека / обновления библиотеки
З.А. БилимовичБронзовая пряжка из Нимфея.// СГЭ. Вып. XXIII. Л.: 1962. С. 43-45.
Небольшая по размерам бронзовая пряжка была найдена в Нимфее во время археологических раскопок, производившихся в 1949 г. под руководством М.М. Худяка. [1]
Пряжка представляет собою прямоугольную раму с крючком в виде птичьей головки. На фоне рамы, возвышаясь над нею, изображена женщина, сидящая на козле. Женщина одета в длинный подпоясанный хитон и плащ. Развевающийся конец плаща она придерживает левой рукой. Ноги женщины касаются земли. Козёл стоит спокойно, с поднятой передней ногой; голова с торчащими в стороны ушами и изогнутыми рогами повёрнута к зрителю. Глаза обеих фигур и пупок женщины трактованы углублёнными точками. Густая шерсть козла обозначена рельефно. Почва под ногами оттенена врезанной горизонтальной линией. Оборотная сторона группы гладкая.
Женская фигура на пряжке изображает Афродиту Пандемос, [2] образ которой в искусстве нашел своё выражение в виде богини, сидящей на козле или на баране.
Пряжка отлита в форме с незначительной ручной доработкой. Грубо моделированная голова козла с непропорциональными ушами слишком большая для такой фигуры, отсутствие тщательной проработки деталей (см., например, задние ноги козла) свидетельствуют о невысоком качестве исполнения этой пряжки. Однако она представляет историко-культурный интерес.
Пряжка найдена в слое, который хорошо датируется краснолаковой керамикой II-III вв. н.э. Она имеет ряд очень близких аналогий.
Прежде всего следует указать на идентичную пряжку из раскопок в Керчи. [3] Найденные вместе с нею стеклянные бальзамарии и кувшин [4] позволяют уточнить её датировку. Бальзамарий такой же формы [5] был обнаружен с другими стеклянными сосудами и с двумя монетами Соврамата II периода 186-196 гг., что даёт возможность отнести весь этот комплекс, а следовательно и интересующий нас комплекс с пряжкой, к концу II — началу III в. н.э. [6]
Вторая такая же пряжка была найдена в могиле в Херсонесе [7] вместе с глиняной одноручной чашечкой, стеклянным флакончиком и светильником удлинённой формы с изображением на щитке амфоры, украшенной ветвью. К сожалению, совместные находки в Эрмитаж не поступали и отождествить эти вещи в музеях в настоящее время не представляется возможности.
Ещё одна пряжка, купленная в Керчи, [8] вероятно также керченского происхождения, повторяет тот же самый тип.
И, наконец, четвёртая пряжка неизвестного происхождения является лучшей по сохранности. [9] На ней можно отчётливее видеть моделировку отдельных частей. Фигура Афродиты повторяется почти полностью, но над головой богини развевается плащ, который как бы служит ей фоном. Изображение козла — очень близкое изображению его на предыдущих экземплярах. Рамка сделана тщательнее, орнаментирована точками и палочным узором, а в нижней части имеет два кольцеобраз-
Пряжки с изображением Афродиты Пандемос.1 — из Нимфея; 2 — из Керчи; 3 — из Херсонеса; 4 — из Керчи (ГМИИ); 5 — неизвестного происхождения.(Открыть в новом окне)ных выступа. При помощи бронзовой пластины пряжка прикреплялась к ремню.
Все перечисленные памятники повторяют одну и ту же группу лишь с незначительными вариантами и почти полностью совпадают в размерах. Это даёт возможность предполагать, что формы для отлива были сделаны по одной модели.
Пряжки подобного типа (прямоугольная рама с крючком, в которую включены изображения групп или различных животных) неоднократно встречались при раскопках в Северном Причерноморье. [10] Нимфейская пряжка является одним из вариантов этой серии памятников. Возможно, что все эти пряжки являются изделиями Боспора. [11]
Публикуемые пряжки ещё раз свидетельствуют о распространении в Северном Причерноморье культа богини Афродиты Пандемос. [12]
[1] ГЭ №Н.Ф.1949.661. Размеры: 6×4,5 см. Поверхность сильно потёрта и местами изъедена. Патина тёмно-коричневая с бурыми пятнами.[2] См.: О.Ф. Вальдгауэр. Афродита Урания и Афродита Пандемос. Известия Российской Академии истории материальной культуры, II, 1922, стр. 209 и сл.[3] ГЭ №П.1875.43. Раскопки производились в 1875 г. под руководством А.Е. Люценки. ОАК, 1875, стр. XXXVIII; ОАК, 1876, стр. 165.[4] ГЭ №П.1875.439-441.[5] ГЭ №П.1900.5.[6] См.: ИАК, 2, стр. 43, гробница №17.[7] ГЭ №X.1893.68. ОАК, 1893, стр. 60, рис. 38, №321.[8] Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. ГМИИ, №II, 868. Пряжка фрагментирована. Утрачена часть рамы с правой стороны. Приношу свою благодарность Н.Н. Бритовой и Н.М. Лосевой за предоставленную возможность публикации пряжки.[9] ГЭ №В.2760, куплена в 1950 г.[10] См., например, пряжки эрмитажного собрания: №П.1884.16; П.1915.1; П.1874.120, а также пряжку №В.2142, купленную в Керчи и №В.2008 из собрания А.А. Боткина, которые, по-видимому, были найдены на Боспоре. Пряжка, хранящаяся в музее Метрополитен (см.: О.М.A. Richter. Greek, Etruscan and Roman Bronzes. New-York, 1915, №1094) происходит также, вероятно, из Керчи.[11] Нам пока известна только одна бронзовая посеребреная пряжка такого типа из Эфеса, хранящаяся в Гамбурге. См. статью: Е. v. Merklin. Antiken im Hamburgischen Museum fur Kunst und Gewerbe. JdJ AA, т. 43, 1928, стр. 454, рис. 164.[12] О культе Афродиты Пандемос на Боспоре см.: Л. Стефани, ОАК, 1859, стр. 125 и сл. Этот сюжет встречается и на других памятниках искусства, найденных на Боспоре, например на терракотовом рельефе (ГЭ №ПАН.977; ОАК, 1859, стр. 126, табл. 4, 1), фигурной вазе (ГЭ №П.1834.4; ОАК, 1859, стр. 129), фигурной ойнохое (ГЭ №П.1869.61; ОАК, 1870-71, табл. V, №3).
наверх |