С.Я. Берзина
Древние геммы Востока.
// М.: «Памятники исторической мысли». 2010. 208 с. ISBN 978-5-88451-278-8
Определение минералов: С.H. Гинзбург. Оттиски гемм: В.Л. Филатов.
Фотографии: Э.Т. Василия, Е.И. Желтов. Перевод на англ. яз.: А.Б. Никитин.
Содержание
1. Скарабей.
Египет. II тысячелетие до нашей эры. — 18
2-3. Сохмет.
Египет. II тысячелетие до нашей эры. — 22
4. Встревоженный олень.
Крит. Первая половина XV века до нашей эры. — 24
5. Сцена на тему космогонического мифа.
Митанни. 1457-1430 годы до нашей эры. — 26
6. Крылатый лев.
Бактрия. Конец II — начало I тысячелетия до нашей эры. — 28
7. Диск Би.
Китай. I тысячелетие до нашей эры. — 30
8. Хурритская композиция.
Хурритское царство. Около 900 года до нашей эры. — 32
9. Иштар.
Ассирийское царство. Около 900-700 годов до нашей эры. — 34
10. Уджат.
Египет. Середина VIII — середина VII века до нашей эры. — 36
11. Вавилонский жрец перед жертвенником.
Вавилонское царство. Конец VII — первая пол. VI века до нашей эры. — 38
12. Лев терзает оленя.
Ахеменидская империя. Город Вавилон. Вторая половина VI в. до н.э. — 40
13. Летящий грифон.
Ахеменидская империя. Малая Азия. V век до нашей эры. — 42
14. Знак тельца.
Ахеменидская империя. Малая Азия. V век до нашей эры. — 44
15. Персидский всадник.
Ахеменидская империя. Малая Азия. V-IV века до нашей эры. — 46
16. Хорезмийский всадник.
Хорезм. V-IV века до нашей эры. — 48
17. Белый медведь ловит рыбу.
Китай. V-III века до нашей эры. — 50
18. Слон и кошачий хищник.
Китай. V-III века до нашей эры. — 52
19-20. Амулеты с масками.
Карфаген. Первая половина IV века до нашей эры. — 54
21. Орёл когтит оленя.
Ахеменидская империя. Малая Азия. IV век до нашей эры. — 56
22. Летящий грифон.
Ахеменидская империя. Малая Азия. IV век до нашей эры. — 58
23. Лев терзает оленя.
Хорезм. IV век до нашей эры. — 60
24. Олень в лесу.
Хорезм. IV век до нашей эры. — 62
25. Морской царь.
Хорезм. IV век до нашей эры. — 64
26. Хорезмийский гиппокамп.
Хорезм. IV век до нашей эры.— 66
27. Страусы.
Хорезм. IV-III века до нашей эры. — 68
28. Птицы на листе дерева.
Хорезм. IV-III века до нашей эры. — 70
29. Хорезмийский амулет.
Хорезм. IV-III века до нашей эры. — 72
30. Голубь Исиды-Афродиты.
Египет. Александрия. III-II века до нашей эры. Горный хрусталь. — 74
31. Аполлон-Кифаред.
Передняя Азия. Середина II века до нашей эры. — 76
32. Эрот с оружием Зевса.
Малая Азия. II век до нашей эры. — 78
33. Грифон положил лапу на сферу.
Малая Азия. I век до нашей эры. — 80
34. Пляшущий сатир.
Египет. Александрия. I век до нашей эры. — 82
35. Харпократ.
Египет. I век до нашей эры. — 84
36. Львиноголовый скарабей.
Египет. I век до нашей эры. — 86
37. Гиппокамп.
Малая Азия. Начало I века нашей эры. Тёмнооранжевый сердолик. — 88
38. Собака преследует оленя.
Ближний Восток. I-II века нашей эры. — 90
39. Арес.
Римский Египет. Александрия. Начало II века нашей эры. — 92
40. Зевс-Сабазий.
Малая Азия. II век нашей эры. — 94
41. Пантеистическая богиня.
Римский Египет. II-III века нашей эры. — 96
42. Орёл на алтаре.
Мероэ (?). II-III века нашей эры. — 98
43. Пастух доит козу.
Ближний Восток. II-III века нашей эры. — 100
44. Тройная Геката.
Римская Фригия. III век нашей эры. — 102
45. Сарапис и Сол-Гелиос.
Римский Египет. Конец III — начало IV века нашей эры. — 106
46. Исида и Сол.
Римский Египет. Конец III — начало IV века нашей эры. — 108
47. Человек-птица.
Средний Восток. II-IV века нашей эры. — 110
48. Голова человека.
Средний Восток. II-IV века нашей эры. — 112
49. Христианско-гностическая композиция.
Средний Восток. II-IV века нашей эры. — 114
50. Христианско-гностическая композиция.
Средний Восток. II-IV века нашей эры. — 116
51. Зооморфная композиция.
Средний Восток. II-IV века нашей эры. — 118
52. Поклонение богу Сету.
Передняя Азия. II-IV века нашей эры. — 120
53. Человек и чудовище.
Средний Восток. III-VI века нашей эры. — 122
54. Два персонажа.
Средний Восток. III-VI века нашей эры. — 124
55. Портрет парфянского вельможи.
Парфия. Первая треть III века нашей эры. — 126
56. Портрет перса.
Сасанидский Иран. IV век нашей эры. — 128
57. Портрет сасанидского вельможи.
Сасанидский Иран. IV-V века нашей эры. — 130
58. Анахита с цветком лилии.
Сасанидский Иран. IV век нашей эры. — 132
59. Цветок лилии.
Сасанидский Иран. IV век нашей эры. — 134
60. Вознесение души.
Сасанидский Иран. IV век нашей эры. — 136
61. Конь.
Сасанидский Иран. IV век нашей эры. — 138
62. Скорпион.
Сасанидский Иран. IV век нашей эры. — 140
62. Скорпион.
Сасанидский Иран. IV век нашей эры. — 142
64. Лев бросается на быка-зебу.
Сасанидский Иран. IV век нашей эры. — 144
65. Царь-герой закалывает льва.
Сасанидский Иран. IV-V века нашей эры. — 146
66. Хризограмма.
Малая Азия. IV — первая половина V веков нашей эры. — 148
67. Протома оленя.
Сасанидский Иран. IV-V века нашей эры. — 150
68. Тюльпан с шарфом.
Сасанидский Иран. IV-V века нашей эры. — 152
69. Цветок тюльпана.
Сасанидский Иран. IV-V века нашей эры. — 154
70. Зороастрийский жрец перед алтарём.
Сасанидский Иран. IV-V века нашей эры. — 156
71. Зороастрийский жрец перед алтарём.
Сасанидский Иран. IV-V века нашей эры. — 158
72. Восьмиконечная звезда.
Сасанидский Иран. IV-V века нашей эры. — 160
73. Голова оленя, обрамлённая крыльями.
Сасанидский Иран. IV-V века нашей эры. — 162
74. Бактрийский защитный амулет.
Бактрия. IV-V века нашей эры. — 164
75. Крылатый конь.
Сасанидский Иран. V-VI века нашей эры. — 166
76. Орёл-триумфатор.
Сасанидский Иран. V-VI века нашей эры. — 168
77. Крылатый конь.
Сасанидский Иран. VI век нашей эры. — 170
78. Утка с шарфом.
Сасанидский Иран. V-VI века нашей эры. — 172
79. Заяц.
Сасанидский Иран. V-VI века нашей эры. — 174
80. Лежащий олень с шарфом.
Сасанидский Иран. V-VI века нашей эры. — 176
81. Лев бросается на коня.
Сасанидский Иран. V-VI века нашей эры. — 178
82. Антилопа.
Сасанидский Иран. V-VI века нашей эры. — 180
83. Бык-зебу.
Сасанидский Иран. VI век нашей эры. — 182
84. Медведица.
Сасанидский Иран. VI век нашей эры. — 184
85. Стоящий олень с лентой.
Сасанидский Иран. VI — первая половина VII века нашей эры. — 186
86. Скачущий заяц.
Сасанидский Иран. VI — начало VII века нашей эры. — 188
87. Голова оленя, обрамлённая крыльями.
Сасанидский Иран. VI — первая половина VII века нашей эры. — 190
88. Горный козёл.
Сасанидский Иран. VI — начало VII века нашей эры. — 192
89. Павлины у мирового древа.
Сасанидский Иран. VI-VII век нашей эры. — 194
90. Архары у мирового древа.
Сасанидский Иран. VII век нашей эры. — 196
91. Зебу, трилистник и крест.
Сасанидский Иран. VI-VII век нашей эры. — 198
(/5)
Храни меня, мой талисман.
А.С. Пушкин
Protect me, my talisman.
Alexander Pushkin
(5/6)
Предисловие. ^
Собрания древних гемм Востока сегодня хранятся в ведущих государственных музеях и знаменитых частных коллекциях. Каждое из них — это сокровище красоты, а каждая гемма — драгоценность, всегда и везде, вне времени, страны и моды. Восточная гемма — это и загадка, тайна, размышление для ума.
Ещё задолго до нашей эры геммы обладали высокой степенью мобильности. Со своими владельцами они продвигались по всему миру: от Передней Азии до Британских островов — на западе, Аральского моря — на востоке, Индостана — на юге.
Восточные геммы находят во всех центрах древних цивилизаций. Ими «вымощены» основные трансконтинентальные маршруты, в частности, Великий Шёлковый путь, соединивший страны от Атлантического океана до Жёлтого моря. Геммы, уносимые на огромные расстояния из древних столиц Востока, стали образцами высокого искусства, которые копировались в далеких провинциях, вне зависимости от того, прибыли ли они вместе с владельцем-заказчиком или с добычей захватчика. С геммами появлялись изображенные на них восточные божества.
Особая магия, огромная сила эмоционального воздействия восточных гемм превращала их в инструмент самой активной пропаганды. Завоевав страны Востока, римляне создали империю на пространстве трёх континентов, но сам Рим завоевали восточные боги, превратившись в имперских и вселенских богов.
Жизнь древневосточных гемм не имеет пределов во времени. Их вынимали из древних оправ и вставляли в оружие и короны варваров, регалии византийских императоров и императриц, позднее — в иконы и реликварии христианских святых, затем — во всевозможные украшения «века ветренных маркиз», ещё позднее — в вазы, кубки, мебель нового времени и т.п.
Уходят в небытие памятники древних цивилизаций, разрушаются даже великие пирамиды, о которых говорилось, что их боится время. А геммы предстают перед нами такими, какими они вышли из рук древних мастеров.
Генеральный директор Государственного музея искусства народов Востока
А.В. Седов
(6/7)
Preface. ^
Many fine collections of ancient Oriental gems belong now to the greatest world museums and famous private collectors. Every one of them is the treasury of beauty, every gem is a jewel regardless of time and place, fashion or country. It is always a mystery, a puzzle to be solved.
Long before our times gems were mobile in the highest degree. They travelled all around the world — from the Middle East to the British Isles, to the Aral Lake in the east, to India in the South. Oriental gems are found in all centres of ancient civilisations, they ‘pave’ the major transcontinental routes, like the Great Silk Road running from the Yellow Sea to the Atlantic Ocean. Gems brought from the old capitals of the East as items of trade or war booty became patterns of artistic standards copied in remote provinces. With them often came the deities whose images they carried on them.
Their special magic, the great emotional power they possessed, turned Oriental gems into effective propaganda instrument. The Romans had subdued the East by armed force, but Rome itself was then conquered by eastern deities who gradually turned into the gods of the Empire and of the whole Universe.
The lives of Oriental gems have no time limits. They were taken from their original settings and used to decorate arms and crowns of barbarian kings, regalia of Byzantine Emperors, icons and reliquaries of Christian saints. They were turned into necklaces and earrings worn by European aristocracy, set into vases, goblets and furniture.
Monuments of the past gradually turn into dust, even the Great Pyramids, of which they used to say that even time feared them, slowly disintegrate. Only the gems we see as if they have just came from the hands of ancient artists.
General Director of The State Museum of Oriental Art
Alexander Sedov
|