главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Реконструкция глиняного сосуда
|
Бронзовый котелок
|
тальный мотив абсолютно тождественны последней. Сосуд относится к I в. до н.э. — I в. н.э., 1 [6] времени появления в Поволжье гончарного ручного круга, который, вероятно, вошёл в употребление под влиянием широкого распространения в этот период привозной гончарной посуды прикубанского происхождения.
3. Бронзовый котелок 2 [7] яйцевидной формы с овальным в плане туловом, украшенным рельефным пояском в виде верёвки, и с петлеобразными ручками. Ножка не сохранилась, но может быть восстановлена по аналогии с подобными же котелками, найденными в ряде сарматских погребений.
Наличие в погребальном инвентаре бронзового котла характерно для богатых сарматских захоронений I в. до н.э. — II в. н.э. Как ближайшие аналогии саламатинскому котелку могут быть названы маленькие бронзовые котелки такой же формы с воронкообразной ножкой и ручками в виде петелек или фигурок животных из погребений у села Трояны (бассейн Южного Буга), у юрта станицы Голубинской (Подонье), у станицы Казанской (Прикубанье) и близ села Михайловки бывш. Енотаевского уезда Астраханской
губ. 1 [8] Все эти погребения датируются I в. до н.э. — II в. н.э.
Таким образом, уже на основании анализа этих трёх предметов из случайной находки у с. Саломатина датировка её определяется I в. до н.э. — I в. н.э. Сочетание же в ней таких предметов, как меч, оселок, глиняный сосуд, бронзовый котелок, золотые украшения (два последних компонента типичны только для богатых захоронений), характерных для инвентаря сарматских погребений, как и их нахождение на территории древнего могильника, позволяет считать саломатинскую находку погребальным комплексом. Аналогии же саломатинскому комплексу, которые прослеживаются в сарматских погребениях Нижнего Поволжья I в. до н.э. (среднесарматский период), позволяют вполне уверенно отнести его к этой группе памятников.
Особого внимания в саломатинском комплексе заслуживают золотые браслеты, указывающие на связь Нижнего Поволжья с Приуральем и Сибирью. Это два золотых проволочных
Золотой браслет с головками барана на концах
|
Золотой браслет с фигурками козла на концах
|
спиральных браслета. Один из них образован семью витками, другой тремя. 1 [9] Концы браслетов украшены скульптурными изображениями горных козлов и головками баранов. Фигурка козла изображена как бы в стремительном полёте, передние ноги подогнуты, задние вытянуты назад, вдоль стержня браслета. Мышцы и рёбра подчёркнуты врезными линиями. Глаза и ноздри переданы просверленными углублениями, рога и уши припаяны. Изображение козла в основном трактовано реалистично, хотя имеются и элементы стилизации. Тело животного выполнено так, что оно кажется неотделимым от стержня и как бы слившимся с ним, а всё изображение подчинено форме браслета. Такой приём
украшения предметов делает вещь изящнее, легче и не мешает воспринимать форму предмета в целом.
Головки баранов на меньшем браслете выполнены в той же манере, что и фигурка козла: мышцы также переданы врезными линиями, ноздри обозначены небольшими углублениями, а шерсть наколотыми точками. Проволока, использованная для изготовления браслетов, тянутая, на что указывает её неодинаковая толщина. Концы проволоки оставлены утолщенными и при помощи ковки и чеканки оформлены в виде скульптурных фигурок животных.
Ближайшей аналогией саломатинским браслетам являются браслеты из коллекции Петра I, хранящейся в Эрмитаже. 1 [10] Это спиральные браслеты из золотой проволоки, украшенные на концах скульптурными фигурками животных, иногда представляющими собой группы борющихся зверей. Браслеты из Петровской коллекции близки саломатинским как по форме, стилю и сюжетам изображений, так и по технике их изготовления. Это настолько сближает саломатинские браслеты с браслетами из Петровской коллекции, что делает вероятным предположение о единстве их происхождения.
Как известно, Петровская коллекция, или как её ещё называют «Сибирская», является сборной. Она составлена в начале XVIII в. из находок, сделанных в Западной Сибири и в Прикаспии. Точное место нахождения большинства вошедших в неё предметов, в том числе и вышеупомянутых браслетов, не может быть установлено. Однако несомненно, что как в саломатинских, так и в браслетах из Петровской коллекции мы не находим традиций скифского звериного стиля. Изображения на скифских предметах отличаются от них по манере передачи фигур животных и их позам. В скифском искусстве звери более монументальны, они легче отделимы от предметов, которые они украшают, позы их более спокойны и статичны по
сравнению с изображениями на вышеописанных браслетах. Фигурки на саломатинских браслетах и браслетах из Петровской коллекции скорее могут быть связаны с вещами из Пазырыкских курганов на Алтае. Сопоставляя их, нельзя не обратить внимание на ряд общих черт: те же виды животных, сходные принципы стилизации, особая динамика в передаче движения и отмеченное выше для саломатинских браслетов подчинение изображений форме предмета. Особенно близки, например, псалии в виде фигурок барана и оленя из Первого Пазырыкского кургана, изображения диких зверей на ножках от столиков и на рукоятке нагайки из Второго кургана, а также некоторые другие предметы.
Следует вместе с тем отметить, что в богатых сарматских погребениях, известных в других, более западных областях распространения сарматских племйн, аналогий саломатинским браслетам, за исключением интересных новых комплексов, открытых в Нижнем Поволжье, 1 [11] не встречается. Здесь бытовали совершенно иные стилистические приемы в изображении животных на золотых предметах. Если золотые ювелирные изделия из сарматских погребений Прикубанья, Северного Кавказа и отчасти Подонья тяготеют к производственным центрам Северного Причерноморья, где связи с Боспорским царством были известны с момента его возникновения, то поволжский материал ближе к Приуралью и к Сибири.