главная страница / библиотека / к оглавлению / обновления библиотеки

В.В. Бартольд

Киргизы. Исторический очерк.

// Соч. Т. II. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. М.: 1963. С. 471-543.

 

Глава II. Киргизы от VI до IX века.

 

В истории династии Тан (Тан-шу), правившей от 618 до 907 г., мы находим о киргизах несравненно более подробные сведения, чем в более ранних китайских исторических сочинениях. Впервые географически точно указывается, где жили киргизы и какие пути соединяли их страну с другими; впервые также сообщаются сведения о физическом типе и языке киргизского народа. Сверх того, эти сведения могут быть дополнены начинающимися в тот же период сведениями арабских географов; наконец, что особенно важно, о киргизах несколько раз упоминается в так называемых «орхонских» надписях — исторических надписях, оставленных, преимущественно на реке Орхоне, господствовавшими тогда в Монголии турками.

 

Что касается путей в страну киргизов, то китайцы говорят о пути от Селенги до «Чёрных гор» или гор Таньмань; Фр. Хирт полагает, что имеются в виду Саянские горы и что те же горы упоминаются в. орхонских надписях под названием Кенгю-Тарман, или Кенгю-Тарбан. По надписям, эти горы были крайним западным пределом турецких владений, причем об этом говорится тотчас после рассказа о подчинении киргизов, по которому киргизы жили за горами Кёгмен. Последнее название Хирт нашел в другом китайском источнике (VIII в.) в транскрипции Кюй (Цюй) мань. По его мнению, Кюймань и Таньмань, как по-турецки Кёгмен и Кенгю-Тарман, — одно и то же, что мало вероятно. Более правдоподобно, что горы Кёгмен были юго-восточной, горы Кенгю-Тарман — западной границей области киргизов; в первом случае, вероятно, имеется в виду Саянский хребет, во втором — Алтай, хотя в Тан-шу сказано, что страна киргизов простиралась до гор Таньмань на юг. Путь к киргизам через горы Кёгмен упоминается и мусульманскими географами, как путь с юга, из области, где теперь Турфан. Между этой областью и горами Кёгмен были еще горы Кемизарт и Манбек-Лу; после перехода через горы Кёгмен шли ещё семь дней до ставки киргизского кагана. [1] Мусульманские географы ничего

(479/480)

не говорят о реке, протекавшей через страну киргизов; у китайцев эта река называется Гянь, [2] т.е. Кем (Енисей).

 

Киргизы, по Тан-шу, «перемешались с динлинами»; в то же время говорится, что они внешностью походили на народ, получивший от китайцев прозвание бома ('пегие лошади' — будто бы за то, что у этого народа были лошади такого цвета). Бома (у Шаванна Pouo-ta) жили прямо к северу от турок (огузов); надо было бы ожидать: от киргизов, тем более что дальше сказано, что они постоянно воевали с киргизами; их земля всегда была покрыта снегом и доходила на севере до моря. Черты наружности перечисляются не при описании бома, но при описании киргизов: «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза». [3] Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу («красные волосы и белая кожа»), приписываются киргизам в рассказе персидского автора XI в. Гардизи, заимствованном, по-видимому, у писавшего в VIII в. (ум. в 757 г.) Ибн Мукаффы; по этим признакам Ибн Мукаффа считал киргизов родственниками славян. Китайцы говорят ещё, что по языку киргизы отличались от бома; приводится несколько киргизских слов (например, слово ай — 'месяц'), из которых видно, что киргизы уже в то время говорили на одном из наречий турецкого языка. К туркам по языку причисляют киргизов и мусульманские авторы.

 

Из всего этого, по-видимому, можно заключить, что киргизы были отуреченными енисейскими остяками и вели войны со своими родичами, сохранившими свой прежний язык. У енисейских остяков сохранились предания о нападении на них «сверху», т.е. с юга, могущественного народа килики[4] но, конечно, эти предания могут относиться и к более поздним событиям.

 

Народ бома не достиг политического объединения; каждая община имела своего начальника, независимого от других, тогда как во главе киргизов стоял единоличный владетель, носящий в китайской истории титул ажо[5] Ни в турецких, ни в других, кроме китайских, источниках этого титула нет; проф. Н.Н. Козьмин думает узнать его в русском документе 1701 г., где упоминается «езерский (езеры — один из киргизских родов) судья Ожо» (ниже — Ожо и Оджа). В документе 1700 г. встречается имя Ботиажо, причем вторую часть этого имени можно толковать как титул.

 

Из китайских и некоторых западных (в особенности византийских) источников мы знаем, что в VI в. произошло выступление первого по времени народа, называвшего себя турками; во главе этого народа стояли два брата, которых китайцы называют Тумынь и Шэдеми. [6]

(480/481)

Братьям удалось подчинить себе все степи и некоторые культурные области от границ Китая до границ Византии и Персии; Тумынь остался на востоке, Шэдеми ушел на запад, где после него правили его потомки. Тумынь умер в 553 г.; время смерти Шэдеми китайцами не указывается; Шаванн старается доказать, что Шэдеми есть Дильзибул, или Сильзибул, византийских источников, умерший в 576 г.

 

Орхонские надписи только в кратких словах говорят о первых турецких каганах, носивших имена Бумын (можно читать также Буман) и Истеми; среди подчинившихся им народов упоминаются и киргизы. Китайцы говорят только о подчинении киргизов западно-турецкому кагану Дулу; происхождение его в точности не установлено; Шаванн полагает, что он был потомком Шэдеми (Истеми) в пятом поколении. Дулу умер в 653 г., после нескольких неудач и поражений; временем его высшего могущества был 638 г., когда ему подчинились бома и гегу [7] (у Шаванна Kie-Kou), как здесь названы киргизы. Власть турок распространялась некоторое время, следовательно, не только на киргизов, но и на их северных соседей. Где проходила северная граница области киргизов и вместе с тем области распространения турецкого языка, точно не указывается; некоторый ответ на этот вопрос дают слова Тан-шу: «все реки (бассейна Енисея) текут на северо-восток. Минуя Хягас (чаще всего употреблявшаяся при династии Тан транскрипция слова кыргыз), они соединяются и текут на север». [8] Возможно различное толкование этих слов. Если речь идёт о повороте Енисея ниже впадения Ангары около Енисейска, то граница киргизской области приблизительно совпадала бы с нынешней этнографической границей турецких народностей (так называемых «сибирских татар», со времени революции называющих себя хакасами) с самоедами и тунгусами. Область енисейских остяков начинается теперь гораздо севернее, у деревни Анцыферовой, но сохранились воспоминания о том, что прежде они жили гораздо южнее. Если имеется в виду поворот Енисея ниже впадения Кана (что более соответствовало бы определению стран света), то северная граница киргизской области (и распространения турецкого языка) была бы тогда гораздо южнее.

 

Китайцы говорят еще, что «прежде хягасское государство зависело от дома Сеяньто, который имел там своего гелифу для верховного надзора». [9] Слово гелифа[10] по другой транскрипции сылифа, есть, как теперь доказывают, встречающийся в орхонских надписях турецкий титул эльтебер. По степени политического значения надписи различают два типа народов (будун): народ с эльтебером (эльтеберлиг будун) и народ с каганом (каганлыг будун); титул эльтебер стоял ниже титула

(481/482)

каган и давался предводителям небольших народов, не имевших самостоятельной политической жизни. Дом Сеяньто принадлежал к числу турецких владетельных домов, причём китайцы говорят, что «поколение Сеяньто составилось из двух родов, Се и Яньто». [11] Была попытка объяснить эти названия как транскрипцию турецких слов сир и тардуш. Слово сир встречается только в одной надписи, в сочетании тюрк сир будун, причем из текста не видно, надо ли понимать слово сир как собственное имя или как нарицательное; слово тардуш встречается очень часто как название одной из двух главных ветвей турецкого народа, но сочетания сир тардуш в надписях нет, а потому толкование слов се-яньто, предложенное Хиртом, остается сомнительным; в новейшем труде об орхонских надписях, принадлежащем Томсену (известно, что Томсену принадлежит и честь открытия ключа к чтению надписей), оно не принято.

 

В главе Тан-шу о поколении Сеяньто киргизы не упоминаются. Из приводимых ниже данных можно заключить, что возвышение Сеяньто в Восточной Монголии относится приблизительно к тому же времени, как могущество западно-турецкого кагана Дулу, так что киргизы, повидимому, в одно и то же время подверглись нападениям двух ветвей турок-огузов, с востока и запада. Сеяньто возвысились в первый раз в начале VII в. в связи с поражением победоносного некоторое время западно-турецкого катана Чуло; в 611 г. Чуло был вынужден удалиться в Китай. Сеяньто в это время действовали в союзе с другим турецким народом, уйгурами, юго-восточными соседями киргизов, занимавшими страну от Селенги к западу; потом между ними произошел разрыв, и в 629 г. предводитель Сеяньто Доми погиб в борьбе с уйгурским предводителем Тумиду. Еще раньше, когда возвысился западно-турецкий каган Шегуй, предводители Сеяньто отказались от своих притязаний на каганство. Эти притязания потом возобновил предводитель Инань, сначала подчинившийся восточно-турецкому кагану Хели [12] (620-630), потом, после его поражения, сделавшийся первым лицом в Восточной Монголии и правивший до 645 г.; по-видимому, это было временем высшего могущества Сеяньто, и к этому времени должно быть отнесено подчинение им киргизов. Через несколько лет после смерти Инаня его преемник погиб в борьбе с уйгурами. Уйгурский предводитель Тумиду, номинально подчинившийся Китаю, но в своих владениях продолжавший называть себя каганом, был убит в 648 г. своим племянником Угэ. Угэ и его преемники уже не имели такого значения, и киргизы теперь могли действовать самостоятельно. В 648 г., в год смерти Тумиду, через 3 года после смерти Инаня и во время упадка могущества западно-турецкого кагана Дулу, киргизами было отправлено первое посольство в Китай.

(482/483)

 

Китай достиг в это время высшей степени могущества; номинально ему подчинились все земли, входившие прежде в состав турецкой империи, как её восточной (ещё с 630 г.), так и ее западной (после 658 г.) ветви. Областью Китайской империи формально сделалась и страна киргизов, причем официально было восстановлено её прежнее китайское название Гяньгунь. Фактическими властителями в степи везде оставались прежние ханы и предводители, только теперь они считались китайскими губернаторами, получили китайские чины и были подчинены китайскому наместнику, жившему в городе Яньжань (в провинции Шаньси, недалеко от нынешнего города Датунфу, считающегося и теперь «одним из важных стратегических пунктов в Северном Китае»). В стране киргизов «главноначальствующим» был поставлен старейшина (сылифа) Шибокюй [13] Ачжань, лично приезжавший к китайскому двору. Сношения киргизов с Китаем продолжались до 758 г., когда их страна была покорена уйгурами. Было два посольства в период 650-683 гг., одно в период 705-711 и четыре в период 713-755 гг. Тем не менее китайцы ничего не говорят о том, какое участие принимали киргизы в событиях конца VII и начала VIII в. Сведения об этом мы находим только в открытых в Монголии турецких надписях этого периода.

 

Главное содержание надписей — события, связанные с освобождением после 680 г. восточных турок от китайского ига и восстановлением восточно-турецкого каганства. Одному из этих каганов, которого китайцы называют Мочжо (он правил с 692 или 693 г. и умер в 716 г.), удалась на короткое время распространить свою власть далеко на запад; вообще как ему, так и его брату и предшественнику, восстановителю каганства (китайцы называют его Гудулу), приходилось воевать не только с китайцами, но и с турецкими каганами и предводителями, иногда заключавшими против новых каганов союз как между собой, так и с Китаем. Среди врагов Гудулу, которого надписи называют Ильтерес(по чтению Томсена — Эльтериш)-каганом, упоминаются и киргизы; но война с киргизами и вообще с западными народами тогда ещё не имела значения. При Ильтересе или Мочжо (последнему одна из надписей даёт титул Капаган-каган) было достигнуто соглашение, по которому киргизский предводитель Барс-бег был признан каганом и за него была выдана дочь Ильтереса. Надпись, составленная от имени главного советника Ильтереса и его преемников, Тоньюкука, говорит только о борьбе Ильтерес-кагана с коалицией севера, востока и юга (китайцев); главным врагом считался государь севера, стоявший во главе другой части огузов, Баз-каган, тогда как в царствование Мочжо больше значения придавалось борьбе с киргизами и Барс-бегом. По турецкому обычаю, у могил ханов и богатырей ставились изобра-

(483/484)

жения убитых ими врагов; у могилы Ильтерес-кагана на первом месте было поставлено изображение Баз-кагана, у могилы Мочжо, или Капаган-кагана, — изображение киргизского кагана. [14]

 

Надпись Тоньюкука говорит о составившейся против восточных турок коалиции трёх «каганов»: китайского, западно-турецкого (во главе западных турок стоял в то время род тюргеш) и киргизского; таким образом, на этот раз в коалиции, кроме китайцев, принимали участие только народы запада. Тоньюкук решил произвести нападение на киргизов. По-видимому, эта война произошла зимой (710/11 г.; надпись только в кратких словах говорит о битве и победе над киргизами; более подробно говорится о трудностях перехода через горы Кёгмен, т.е. через Саянский хребет. Через эти горы был только один путь, в то время закрытый снегом; от одного человека из народа азов (о нём см. ниже) Тоньюкук узнал, что есть ещё узкая дорога, где одна лошадь должна была идти за другой, вдоль реки Аны. Тоньюкук решил идти этим путём; войско собралось за местностью Ак-Термель, откуда пешком проложило себе путь через снег. Люди шли сначала верхами, потом вверх по реке пешком, таща лошадей за собой и держась за деревья (или, что более вероятно, за деревянные палки). Передовой отряд протаптывал дорогу в снегу, за ним шло войско; так был пройден перевал Ыбар (?); после этого ещё десять суток с таким же трудом и по такому же глубокому снегу совершался спуск; проводник был признан обманщиком и был убит. Дойдя до реки Аны, войско село на коней и быстро отправилось в страну киргизов; ему удалось застигнуть врага врасплох.

 

По другой надписи, битва произошла в горах Сонга (или Сунга); турки убили кагана киргизов и завоевали их государство. Как и другие завоевания Мочжо, это завоевание скоро было утрачено; в 731 г. на поминки по царевиче Кюль-тегине, сыне Ильтерес-кагана и брате царствовавшего в то время Бильге-кагана (у китайцев Могилянь [15]), явился, среди прочих, посол киргизского кагана Тардуш-Ынанчу-чур (чур — часто встречающийся турецкий титул).

 

Чтобы разобраться в рассказе о походе турецкого войска на киргизов, необходимо, конечно, основательное знакомство с путями через Саянский хребет. Незадолго до мировой войны было приступлено к проведению колёсной дороги от деревни Означенной, где оканчивалось судоходство вверх по Енисею, на селение Усинское; по-видимому, эта дорога должна была примкнуть к тому пути, которым прошел в 1870 г. Г.Н. Потанин: через проход Хатын-арка, [16] считавшийся государственной границей и пройденный 18 сентября при сильном буране, в доли-

(484/485)

ну речки Ижим и оттуда в долину Уса, правого притока Енисея. [17] Деревня Означенная находится ниже устья Уса; между ней и устьем Уса — самое опасное место для судоходства. Потанин описывает три дороги от усинских деревень к Минусинску, «пролегающие по крутым горам Саянского хребта», «где движение производится исключительно на лошадях с лёгкими вьюками и то только в течение трёх летних месяцев». [18] Есть зимний путь по рекам Усу и Енисею; возможно, что турки воспользовались им. [19] «Аны» в таком случае есть Енисей; других примеров употребления такого названия мы не знаем. Известно, что слово «Енисей», несмотря на попытки турецких и татарских публицистов объяснить его из турецкого языка (Ени чай — 'Новый ручей'), есть тунгусское Ионеси ('Большая вода') и не употреблялось ни одним турецким народом.

 

Примыкали ли владения киргизов на юго-западе непосредственно к владениям их союзников того времени, тюргешей, стоявших во главе западных турок, из надписей не видно; прежде чем идти на тюргешей, Тоньюкук со своим войском вновь перешёл из страны киргизов на южную сторону Саянского хребта. Вместе с киргизами несколько раз упоминается народ аз; в одном месте азы называются вместе с тюргешами, следовательно, жили, вероятно, от киргизов к юго-западу, между Саянским хребтом и Алтаем. [20] Вместе с киргизами упоминается еще народ чик; турки совершили поход на этот народ ещё в 709 г., перед походом на киргизов, причём говорится о переправе через реку Кем, но не о переходе через Саянский хребет; вероятно, чики жили к югу от этого хребта, на речках, составляющих истоки Енисея. К востоку от киргизов и к северу от уйгуров, к югу от небольшого озера (Косогола) жил, по китайским известиям, народ дубо; так (туба) теперь называют самоедов; [21] теперь самоедские племена так далеко на юг не заходят. Китайцы и в то время причисляют дубо и союзные с ними роды милегэ и эчжи (связь этих родов с дубо была настолько тесной, что говорится

(485/486)

о делении дубо на три рода) к туркам. Возможно, что эти самоедские племена уже тогда были отуречены; по обычаю ходить на лыжах их называли «турками с деревянными лошадьми» (по-китайски мума тугюй [22]). На берегах озера Гянь-хай [23] (по мнению Иакинфа — Байкал) с киргизами были смежны народы дахань и гюй, [24] причём первый народ жил к северу от второго. Киргизское государство простиралось на восток до области народа гулигань, в орхонских надписях курыкан. По переводу и толкованию Иакинфа, курыканы жили к северу от Байкала до Ледовитого океана, по переводу Шаванна — к северу от пустыни и к югу от Байкала. Во всяком случае, владения киргизов занимали обширное пространство до Байкала, и потому киргизы могли соперничать с турками-огузами даже в эпоху их могущества. Факт выдачи дочери Ильтерес-кагана за кагана киргизов не был, по-видимому, исключительным; по крайней мере, китайцы говорят, что турецкий царствующий дом вообще выдавал своих дочерей за киргизских старейшин. Положение киргизов изменилось к худшему после перехода господства в Восточной Монголии от турок-огузов к уйгурам. Надписи, составленные от имени умершего в 734 г. Бильге-кагана, показывают, что турецкий царствующий дом считал своё могущество обеспеченным надолго; на уйгуров обращалось так мало внимания, что название этого народа встречается в надписях только один раз; между тем в 745 г., через одиннадцать лет после смерти Бильге-кагана, господству турок-огузов в Восточной Монголии был положен конец, и все их владения перешли к уйгурам.

 

В рассказе о киргизах в Тан-шу сказано, что они были покорены уйгурами в 758 г.; в рассказе об уйгурах об этом событии не упоминается. В 758 г. правил уйгурский каган, которого китайцы называют Гэлэ-хан Мояньчжо (745-759); в том же 758 г. его посол в китайской столице спорил о первенстве с арабским послом. По-видимому, этому же кагану посвящена сильно искалеченная турецкая надпись, найденная около Селенги и изданная в 1913 г. финляндским ученым Рамстедтом. Изложение событий доведено в ней только до 757 г., но из неё видно, что у уйгуров были на Енисее столкновения с чиками и киргизами ещё в 750 и 751 гг., прячем, упоминается киргизский хан.

 

К несколько более позднему времени, к концу VIII в., относится другая изданная Рамстедтом надпись, составленная от имени жившего в стране уйгуров сановника киргизского происхождения. Надпись упоминает о его наставнике, причем употребляется сирийское слово мар — 'господин', из. чего Рамстедт заключает, что этот киргиз принял распространившуюся в то время в стране уйгуров религию, переднеазиатского происхождения — манихейство.

(486/487)

 

Если китайцы считали покорение киргизов уйгурами в 758 г. окончательным, то это, вероятно, объясняется тем, что после 758 г. в Китай больше не приходили киргизские посольства. Что киргизы продолжали оказывать уйгурам сопротивление, видно из надписи на китайском языке, относящейся к царствованию другого уйгурского кагана, правившего от 808 до 821 г. При этом кагане снова была война между уйгурами и царством Гяньгунь, т.е. киргизами, которым приписывается большое могущество; у них будто бы было до 400 000 вооружённых луками воинов (по Тан-шу, у киргизов было всего 80 000 человек войска). На этот раз киргизское государство будто бы потерпело полный разгром и прекратило своё существование; но в Тан-шу, в рассказе о появлении нового киргизского кагана и о полной победе его над уйгурами в 840 г., [25] говорится, что до своей победы этот каган «двадцать лет «продолжал войну» с уйгурами. Если так, то почти не остается времени для полного подчинения киргизов уйгурскому кагану.

 

По переводу Иакинфа, в Тан-шу говорится, что киргизский владетель получил от уйгурского кагана титул Пицьсе Тунге Гинь, [26] без прибавления слова каган; таким образом, поражение киргизов имело последствием только утрату каганства и независимости, но не утрату государственной автономии. При благоприятных обстоятельствах, повидимому очень скоро после поражения, киргизский ажо[27] как его называли китайцы, мог возобновить борьбу с уйгурами и притязания на каганство, опираясь, по-видимому, на западных союзников. Говорится, что он объявил себя ханом (каганом), свою мать, происходившую из тюргешей, вдовствующей ханшей (хатун), свою жену, дочь карлукского государя, носившего титул ябгу, ханшей. Карлуки, ушедшие в VIII в. на запад и образовавшие после 766 г. [28] государство с центром на берегах Чу, постоянно упоминаются и потом как соседи и союзники киргизов; но упоминание тюргешей кажется несколько странным; тюргешское каганство уже около 740 г. было уничтожено арабами; после 756-57 г. тюргеши уже не имели никакого политического значения. [29]

 

Война с уйгурами кончилась торжеством киргизов в 840 г., когда киргизами была взята столица уйгуров на Орхоне (ныне развалины

(487/488)

Харыбамыза); от местопребывания киргизского кагана на Енисее до этого города считали 40 дней верблюжьего хода; при этом был убит уйгурский каган, правивший с 832 г. Киргизам не удалось окончательно покорить уйгуров; несмотря на потерю столицы, в 841 г. был провозглашён новый уйгурский каган Уге, боровшийся со своими врагами еще до 847 г., когда он погиб в борьбе со своими мятежными подданными; после этого уйгуры частью подчинились завоевателям Монголии — киргизам, частью ушли на юг, где основали два княжества, одно в области Турфана, другое в области Ганьчжоу. Господство над Монголией перешло к киргизам, государство которых благодаря этому сделалось первенствующей кочевой державой в восточной части Средней Азии.

 


 

[1] < Историко-географические сведения о землях древних киргизов и соседних с ними областях и другие вопросы прошлого енисейских киргизов рассмотрены в кн.: Киселёв, Древняя история Южной Сибири. — В.Р. >

[2] < Цзянь. >

[3] < Бичурин, Собрание сведений, I, 443. >

[4] Анучин, Очерк шаманства, стр. 4.

[5] < Совр. транскрипция — ажэ. Ср. также ниже, стр. 487. >

[6] < Совр. транскрипция — Сэдими или Шидяньми. >

[7] < Совр. транскрипция — цзегу. >

[8] < Ср. Бичурин, Собрание сведений, изд. 2-е, I, 354. >

[9] < Бичурин, Собрание сведений, I, 448. >

[10] < Совр. транскрипция — цзелифа. >

[11] < Бичурин, Собрание сведений, I, 426. >

[12] < Совр. транскрипция — Цзели. >

[13] < Совр. транскрипция — Шибоцюй. >

[14] < В рукописи зачёркнуто «Барс-бега». — А.Б. >

[15] < Совр. транскрипция — Моцзилянь. >

[16] < Во 2-м издании — «Хатын-арпа». >

[17] Потанин, Очерки, вып. I, стр. 374.

[18] < Там же. >

[19] < По мнению Г.Е. Грумм-Гржимайло, путь Тоньюкука проходил западнее, через перевал Шабиндаба. См. Грумм-Гржимайло, ИГГО, LXVI, вып. 1, стр. 181. — В.Р. >

[20] < Кроме того, у Гардизи, а предположительно и в Х̣удуд ал-‘āлам (см. пер. Минорского, 302) упоминаются азы (ветвь тюргешей; неясно, идет ли речь о тех же самых азах), возможно, находившиеся в районе рек Или и Чу. В средневековой топонимике и этнонимике Енисея, Алтая и Тянь-Шаня названия аз и ас (также и ус) встречались в связи с киргизами. См., например, упоминание о том, что киргизов «называют āс», в Бадāи ат-тавäрих (сочинение XVII века), рук. ИНА В 2304 (описанная В.В. Кушевым), л. 255 а. На Алтае сохранилось родо-племенное название тöрт ас. Не исключено, что происхождение второй части названия кыргыз (также хакас) связано с этническим или географическим термином аз или ас (или ус — см. ниже, стр. 504, прим. 10). — В.Р. >

[21] < В позднейших этнографических работах название туба применительно к самоедам не встречается; ср. Народы Сибири. — В.Р. >

[22] < Совр. транскрипция — мума туцюе. >

[23] < Совр. транскрипция — Цзянь-хай. >

[24] < Совр. транскрипция — Цзюй. >

[25] < В рукописи зачёркнуто написанное раньше: «или 841 г.». — А.Б. >

[26] < Бичурин, Собрание сведений, I, 449; так у Бичурина, с явной опечаткой в первом слове титула: следует читать (в совр. транскрипции) Пице-дунь цзе-цзинь. — Ю.Б. >

[27] < Ажэ. — Ныне это слово считается именем одного из киргизских ханов; см. Кляшторный, Суджинская надпись, стр. 164, прям. 13. — Ю.Б. >

[28] < В рукописи раньше стояло: «в 766 г.» — А.Б. >

[29] < А.Н. Бернштам полагал, что около 740 г. только незначительная часть тюргешей потерпела поражение от арабов в районе Аму-Дарьи (область Хутталь), и тюргешское каганство продолжало существовать до 766 г. См. Бартольд, Киргизы, изд. 2-е, стр. 8 (предисловие Бернштама), — В.Р. >

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

главная страница / библиотека / к оглавлению / обновления библиотеки