главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.Л. БарковаКонская маска из Первого Пазырыкского кургана.// Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. ТДК. [Часть 2]. Омск: 1987. С. 89-91.
Также см. одноимённую статью 1999 г.
В 1929 г. М.П. Грязновым был раскопан Первый Пазырыкский курган, положивший начало знаменитому собранию алтайских древностей Эрмитажа, насчитывающих ныне около 6000 разнообразных предметов.
Среди многих вещей, происходящих из Первого Пазырыкского кургана, особое вникание привлекает конская маска, сшитая из войлока и покрытая сверху тонкой кожей. В верхней части маски прикреплены большие рога, имитирующие рога северного оленя. По обеим сторонам маски спускаются фигурные лопасти, которые условно передают заднюю часть тела оленя. В маске с оленьими рогами, кроме того, отражён один из популярнейших сюжетов алтайского искусства — борьба животных. Вдоль лошадиной морды поверх кожаной основы маски наклеено изображение тигра, вырезанное из меха. Контуры его головы и лап переданы схематично. Хищник как бы вгрызся в голову оленя, которая передана условно посредством рогов и ушей. Таким образом, мотивы оленя, тигра и коня завязаны в сложный композиционно-смысловой узел, который распутать непросто.
М.П. Грязнов полагал, что маска культовая — с её помощью конь как бы превращался в оленя. Подкрепление своей мысли М.П. Грязнов нашёл в этнографическом материале. Известно, что кумандинцы и туболары на шаманских бубнах рисовали «небесных коней», которых они изображали с рогами и называли оленями. Этнографический материал успешно дополняется археологическими находками. В курганах Уландрык, Юстыд, а ещё раньше в Катандинском кургане были найдены деревянные статуэтки коней, имевших на голове оленьи рога.
По мнению С.И. Руденко, конские головные уборы изготовлялись для похорон.
М.И. Артамонов считал, что конские маски были связаны с культом и были в употреблении. В качестве аргумента М.И. Артамонов опирается на находку конской маски в Пятом Пазырыкском кургане с изображением скульптурной головы оленя, которая ещё в древности была починена. М.И. Артамонов отмечает, что конские маски были характерны не только для Алтая. У северопричерноморских скифов кони имели налобники, на которых схематически изображено тело с передними лапами, а между ними помещена скульптурная голова, то есть в миниатюре та же маска. Такого же мнения придерживается Е.Е. Кузьмина, которая считает, что «налобники с изображением оленя ... были семантически тождественны обряду обряжения коня в оленя».
А.Д. Грач, говоря о Пазырыкских масках, отмечает, что на Алтае ещё долгое время сохранялись пережитки тотемизма. В качестве тотемов в разное время выступали то лось, то горный козёл, то баран, то олень, а впоследствии все они были заменены конём, с чем, по-видимому, и была связана традиция переодевания коня в оленя.
Некоторые учёные — А.П. Окладников, А.И. Мартынов, В.В. Бобров и ряд других — считает образ оленя солярным. Ещё в каменном веке солнце представлялось в образе космического оленя с золотыми рогами, пробегающего за весь день небосклон с востока на запад.
На петроглифах Монголии (Чугуут IV), Тувы («Дорога Чингисхана»), Алтая (долина p. Елангаш) довольно часто встречаются «солнцерогие» олени, несущие на рогах солнечный диск.
Изображение копытного животного, несущего на своих рогах солнце, некоторые народы связывали с созданием Тельца. Например, в древней Индии символом Тельца был Зебу. Момент вхождения солнца в зодиакальное созвездие Тельца в протоиндийское время отмечали как праздник весеннего равноденствия, который приходился на март.
В древнем Иране день весеннего равноденствия приходился на март, и именно с него начинался Новый год, Ноуруз, изображавшийся в искусстве Ирана как сцена терзания львом копытного. Этот мотив проник в евразийские степи, где саками был воспринят не только сюжет, но также и его идейное содержание.
У многих древних народов существовало представление, что мировое дерево — «рогатое дерево». Например, в древней Индии мировое дерево называли «деревом буйвола», так как в его крону вкомпоновывались рога буйвола, а сама крона мирового дерева соответствовала небу, на котором держится солнце.
В таком случае, быть может, конь в маске с оленьими рогами может выступать в качестве опоры солнца или иначе говоря символом созвездия Тельца, а следовательно, символом весеннего равноденствия и атрибутом Нового года. Сцена терзания тигром оленя, представленная на самой маске, — дополнительный аргумент в пользу высказанного предположения.
наверх |