главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Л.Л. Баркова

Алтайские курганы.

Выставка «Культура и искусство древнего населения Сибири».

// Краткий путеводитель. Л.: «Аврора». 1973. 26 с.

 

На первой странице обложки:

Деревянный олень с кожаными рогами.

Второй Пазырыкский курган.

(Открыть в новом окне)

 

На четвёртой странице:

Деревянный конский налобник.

Первый Туэктинский курган.

(Открыть в новом окне)

 

Эрмитаж по праву называют сокровищницей мирового искусства. Посетители музея знакомятся здесь не только с шедеврами западноевропейской живописи XIV-XX вв., с художественными произведениями, созданными древними мастерами Египта, Греции и Рима, но также с культурой и искусством различных племён и народов, населявших огромные просторы нашей страны с эпохи каменного века до сложения древнерусского государства. Этим периодам развития человеческого общества посвящена выставка «Культура и искусство древнего населения на территории СССР».

 

В одном из разделов этой выставки «Культура и искусство древнего населения Сибири» экспонируются интереснейшие находки из Алтайских курганов скифской эпохи (V-III вв. до н.э.), получившие мировую известность (залы 22, 23; 25, 26; 28, 29). В курганах сохранились изделия из дерева, кожи, тканей и других материалов, которые обычно истлевают в земле и исчезают почти бесследно. На выставке представлены замечательные образцы деревянной скульптуры, разнообразные украшения из цветного войлока и кожи, декоративные китайские и иранские ткани и в том числе древнейший в мире ворсовый ковёр из Передней Азии.

 

Курганы расположены в Восточном Алтае, там, где круто поднимаются труднопроходимые горные хребты, покрытые вековыми лиственницами и кедрами. Лишь местами горы прерываются зелёными долинами. В одной из таких долин, называемой местными жителями Пазырык, на высоте 1600 м над уровнем моря, расположен древний курганный могильник.

 

Раскопки этого могильника были начаты в 1929 г. ленинградским археологом М.П. Грязновым и продолжены в 1947-1949 гг. С.И. Руденко. В 1950 и 1954 гг. Руденко исследовал также курганы в Центральном Алтае у с. Туэкта и в урочище Башадар.

(3/4)

Общий вид курганов в долине Пазырык.

(Открыть фото в новом окне)

(4/5)

 

Насыпи могильных холмов-курганов сделаны из камней. В этой особенности их сооружения, а также в суровых климатических условиях горного Алтая кроется секрет удивительной сохранности вещей, положенных некогда в могилы. Каменная насыпь плохо проводила тепло и служила конденсатором влаги из воздуха. Накапливающаяся в камнях вода просачивалась в могилу. Суровые зимы сделали своё дело: под камнями образовалась вечная мерзлота, которая способствовала редкой сохранности легко разрушающихся материалов.

 

Под насыпью, как правило, находился мощный настил из брёвен: в некоторых курганах число их доходило до трёхсот. Они перекрывали погребальную яму площадью от 12 до 60 кв.м, внутри которой помещались один или два поставленных друг в друга бревенчатых сруба. На торцах брёвен хорошо видны следы узкого топорика, а сбоку на брёвнах сделаны зарубки, обозначающие их последовательность при сборке сруба, — приём, обычно используемый и современными плотниками. Потолок погребальной камеры был покрыт слоями берёсты и ветками курильского чая (местного кустарника).

 

Устройство таких сложных погребальных сооружений требовало усилий и напряжённого труда множества людей. Так, например, по расчётам М.П. Грязнова, на сооружение Первого Пазырыкского кургана было использовано 1800 куб.м камня, около 500 брёвен, а также вырыта могильная яма объёмом в 196 куб.м.

 

Курганы возводились для захоронения вождей. В могилы помещали немалые богатства, но не всё дошло до нас — ещё в древности курганы были ограблены. Грабители прорубали настил из брёвен, двойной потолок камер и уносили ценности, прежде всего изделия из золота и серебра. Но и то, что сохранилось, — бесценный источник сведений, помогающих восстановить картину жизни древних кочевых племён.

(5/6)

Резные изображения зверей на колоде-саркофаге (деталь). Второй Башадарский курган.

(Открыть фото в новом окне)

(6/7)

 

Внутри погребальной камеры (обычно у южной её стенки) стояли колоды-саркофаги, выдолбленные из огромных стволов сибирской лиственницы (зал 22, постамент 6; зал 25, постамент 1; зал 26, постамент 15). Некоторые из них украшены художественной резьбой или накладными фигурными изображениями зверей, вырезанными из берёсты и кожи. В таких саркофагах покоились останки вождя, а иногда жёны или наложницы, отправлявшейся вместе с ним в загробный мир.

 

Соплеменники позаботились о том, чтобы тела их вождей остались нетленными: захоронению предшествовала мумификация. В большинстве случаев череп умершего трепанировали и извлекали мозг, удаляли также внутренности и мышцы, затем пустоты заполняли травой, нарубленными стеблями растений, а разрезы сшивали конским волосом (зал 25, витрина 4).

 

Алтайцы V-III вв. до н.э., по всей вероятности, находились на той стадии социального развития, которая называется «военной демократией». Жизнь, заполненная постоянными походами и войнами, была полна опасностей. Один из вождей, погребённых в пазырыкских курганах, погиб насильственной смертью (очевидно, в сражении). Его череп пробит в трёх местах боевым чеканом, враги сняли с него скальп. Трудно сказать, каким путём соплеменникам удалось заполучить обратно труп вождя, но они сделали это, мумифицировали его и погребли со всеми почестями. Интересно, что тело воина почти сплошь покрыто татуировкой, изображающей различных мифических зверей, — вероятно, знаками его доблести и знатного происхождения (зал 28, витрина 6).

 

Ещё об одной стороне жизни племенной знати, а может быть и рядовых кочевников, свидетельствует находка, которая могла остаться не понятой, если бы не сообщения греческого историка Геродота. В углу погребальной камеры одного из алтайских курганов были найдены шесть

(7/8)

Татуировка на правой руке мумии. Второй Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

(8/9)

выструганных палочек, поставленных над бронзовой курильницей, наполненной обожжёнными камнями и остатками обугленных семян конопли. На одной из палочек висел мешочек с семенами конопли. Геродот никогда не бывал на Алтае, но был знаком со скифами Северного Причерноморья, которые по образу жизни и уровню социального развития весьма близки древним алтайцам и, возможно, родственны им по языку. Вот что он пишет: «После того, как они поставят три древка, наклонённые одно к другому, они покрывают их шерстяным войлоком, и, создав круговую защиту, как можно лучше, бросают раскалённые камни в посуду, поставленную внутри этого шатра... скифы, взяв семена конопли, подлезают под войлок и раскидывают затем семена поверх раскалённых на огне камней, брошенное курится и получается такой пар (дым), что никакая уж эллинская парильня не превзойдёт этого, скифы, восхищённые подобной парильней, ликуют. Это служит им вместо омовения, ибо они вовсе не моют тело водою». Добавим, что семена конопли обладают наркотическим действием и ликование скифов вполне понятно (зал 28, витрина 6).

 

Основное богатство древнего кочевника-алтайца составлял скот, и особенно, кони. В северной части каждой могильной ямы за стеной сруба погребалось от 5 до 14 лошадей. Причём лошади были двух пород. Стройные высокие скакуны, напоминающие современных ахал-текинцев, более 150 см ростом, хоронились в нарядных уздечных уборах. На ремни уздечки прикреплялись с большим искусством вырезанные из дерева бляшки с изображением животных, покрытые сверху листовым золотом или оловом (зал 28, витрина 3). На мягкие сёдла надевались войлочные покрышки, украшенные аппликацией из тонкой кожи и цветного войлока. Особой пышностью отличался убор одного из коней. Его морду закрывала кожаная маска с распластанной фигурой тигра из голубо-

(9/10)

(10/11)

Тигры — деревянные украшения конской узды.

Четвёртый Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

Тигр — деревянное украшение конской узды.

Первый Туэктинский курган.

(Открыть фото в новом окне)

(11/12)

вато-зелёного меха. Маска увенчана огромными развесистыми рогами, похожими на оленьи, сшитыми из толстой кожи. Подстриженная грива коня украшена войлочным нагривником с изображением петухов, хвост — чехлом из кожи. Красная седельная покрышка заканчивается свисающими полосками в виде фигур тигров (зал 28, витрина 3).

 

Другая порода представлена низкорослыми местными лошадками типа современной монгольской — их, очевидно, впрягали в повозки.

 

В одном из курганов найдена такая повозка. Это четырёхколесная парадная колесница, изготовленная из берёзы (зал 26, постамент 12). В качестве тягловой силы использовалась четвёрка лошадей, которая впрягалась в колесницу с помощью дышла и ярма. Детали повозки скреплены между собой кожаными ремнями и деревянными шипами. Кузов состоит из платформы с резными балясинами, на которой возвышается лёгкая «беседка». Огромные колёса со спицами имеют до 1,5 м в диаметре. Они надеты на оси, ещё не имеющие поворотного устройства. На такой колеснице можно было ездить только по равнине, для узких горных дорог она слишком неповоротлива, зато довольно легко разбирается и могла перевозиться вьючным способом. В могилу повозка была помещена в разобранном виде.

 

В курганах, кроме останков лошадей, находили кости крупного и мелкого рогатого скота, шкуры овец и коз, шерсть яков. Скот был основным источником существования. Из мяса и молока древние алтайцы умели приготовлять различные продукты. Например, в одном из курганов была найдена сумка с остатками сыра.

 

Древние обитатели Алтая летом кочевали по равнине в предгорьях, а зимой уходили в горные долины, где не было снега и скот мог оставаться на подножном корму. К кочевому образу жизни была приспособлена домаш-

(12/13)

(13/14)

Маска — конский головной убор.

Первый Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

Колесница.

Пятый Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

(14/15)

няя утварь: небьющиеся деревянные сосуды, кожаные фляги и сумки (зал 28, витрина 5). Деревянные лёгкие разборные столики — также характерный предмет кочевого быта. Их крышки, представляющие собой овальные плоские блюда, легко отделялись от ножек. Ножки одного из таких столиков художественно оформлены в виде фигур тигров.

 

Алтайцы прекрасно умели выделывать меха, изготовлять шерсть и войлок, ткать. Из этих материалов шилась одежда, обнаруженная в некоторых курганах (зал 28, витрина 2). Судя по находкам, мужская одежда состояла из рубахи, вытканной из кендырного полотна, штанов, сшитых из тонко выделанной кожи, и войлочного кафтана. Кожаный пояс, прошитый кручёной сухожильной нитью, войлочные чулки, шапка, сапоги из кожи дополняли костюм мужчины.

 

Одежда женщин была более нарядной. Интересна шубка, сшитая из прекрасно выделанного беличьего меха, украшенная кожей с резным узором. Она использовалась как своеобразная накидка, так как слишком узкие рукава, по-видимому, имели чисто декоративное назначение. Шубка носилась с нагрудником, отороченным мехом выдры. Красивы кожаные сапожки с аппликациями и подошвами, расшитыми бисером и кристаллами пирита. Это была обувь парадная, в которой, видимо, ходили в помещении по полам, застланным коврами.

 

В курганах найдены вещи, свидетельствующие о широких культурных и торговых связях населения древнего Алтая с древними цивилизациями Востока. Среди привозных изделий — бронзовые зеркала и шёлк из Китая, шерстяные декоративные ткани и ковры из Ирана. Из них местное население изготовляло чепраки для убранства коней. Богатая декоративная китайская ткань кремового цвета расшита узором: развесистое дерево удун и сидящие на его ветвях изящные птицы-фениксы. Такие ткани

(15/16)

ценились не только на Алтае, но и в самом Китае, где их изготовляли для очень богатых людей (зал 26, витрина 1). Великолепна шерстяная иранская ткань тёмно-фиолетового цвета, выполненная в технике гобелена; в строгий геометрический рисунок её вплетаются изображения идущих львов и женщин, стоящих в молитвенной позе перед курильницей. Это, вероятно, сцена жертвоприношения (зал 26, витрина 2).

 

(16/17)

Деревянный столик.

Второй Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

Женская меховая шубка.

Второй Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

(17/18)

Подошва женского полусапожка,
украшенная бисером и кристаллами пирита.

Второй Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

(18/19)

 

Одной из сенсационных находок является ворсовый ковёр переднеазиатской работы. Он невелик: 1,83х2,0 м. На изготовление такого ковра современной опытной мастерице понадобилось бы около полутора лет упорного труда. На квадратный метр приходится около 360 тысяч узелков. Это очень тонкая работа. Центральная часть ковра заполнена геометрическим узором в виде лучистых розеток, края обрамлены орнаментальными бордюрами, на которых вытканы фантастические орлиные грифоны, олени, лошади, люди. Когда-то яркие красные, синие, зелёные, жёлтые тона, теперь несколько поблёкшие, создавали определённый цветовой эффект. Найденный в Пятом Пазырыкском кургане ковёр — редкий образец древнего ткацкого ремесла Передней Азии. О чудесных переднеазиатских коврах писали древнегреческие авторы. Они сообщали об их высокой стоимости, делавшей такие ковры достоянием лишь немногих богатых людей.

 

Рассказывают, что римский император Нерон истратил на приобретение таких ковров целое состояние — 4 миллиона сестерциев. До раскопок на Алтае самым древним был ковёр XIII в. В настоящее время ковёр из Пазырыкского кургана — древнейший в мире (зал 26, витрина 5).

 

Интересен и другой ковёр, войлочный, выполненный в технике аппликации (вероятно, местной работы). Это огромное полотнище — 4,5х6,5 м; на белом поле располагается двумя горизонтальными фризами повторяющаяся композиция: всадник, стоящий перед богиней, которая сидит на троне с цветущей ветвью в руках. Фигуры людей и коней несколько несоразмерны, но узорчатые яркие силуэты воспринимаются как нарядный орнаментальный мотив, а синий, голубой, тёмно-красный и розовый цвета составляют гармоничную красочную гамму. Этим ковром, вероятно, были затянуты стены большого шатра, основанием которого служила рама из четырёх

(19/20)

Ворсовый ковёр.

Пятый Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

(20/21)

брёвен с прорубленными в них гнёздами для длинных шестов (зал 26, витрина 6).

 

Значительным достижением культуры древних алтайцев является создание произведений искусства, выполненных в так называемом скифо-сибирском зверином стиле. Ими украшали конскую сбрую, одежду, бытовые вещи, оружие. Неудержимые в беге горные козлы и бараны, благородные олени, величественные лоси и нападающие на них хищники, а также фантастические существа, например грифоны (заимствованные из искусства древних народов Передней Азии),— таковы основные образы алтайского искусства.

 

Среди художественных изделий преобладают скульптура из дерева и кости, а также фигурки, сшитые из кожи и войлока. Очень часто деревянные изображения животных дополнялись кожаными деталями. Наиболее интересный образец такого рода произведений — фигура оленя, стоящая на миниатюрной подставке. Она необычайно изящна, особое очарование ей придают ажурные рога, вырезанные из кожи (зал 28, витрина 4).

 

Мягкостью и плавностью контуров отличаются небольшие фигурки лебедей, сшитые из цветного войлока. Вероятно, они украшали погребальный шатёр (зал 26, витрина 9). Из войлока древние художники создавали также силуэтные изображения в технике полихромной аппликации. Фигурка грифона украшала покрышку седла. Он представлен зубчатым гребнем и воротничком, с мускулатурой, обозначенной точками, запятыми и полуподковками, с плавными удлинёнными пропорциями тела. Красочный грифон гармонично сочетается с белой седельной покрышкой (зал 28, витрина 4).

 

Такой изобразительный приём — обозначение мускулатуры определёнными значками, а отдельных частей тела плоскостями — характеризует своеобразие искусства древнего Алтая.

(21/22)

(22/23)

Деталь войлочного ковра. Богиня.

Пятый Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

Деталь войлочного ковра. Всадник.

Пятый Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

 

(23/24)

(24/25)

Деревянное навершие.

Второй Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

Войлочная седельная покрышка.

Второй Пазырыкский курган.

(Открыть фото в новом окне)

(25/26)

 

Найденные предметы — не только великолепные образцы прикладного искусства, но они также отражают религиозные верования алтайских племён. Образы зверей наделялись в этот период мифическими, сверхъестественными способностями покровительствовать человеку во всех его делах.

 

Так, в результате раскопок Алтайских курганов была открыта целая серия первоклассных памятников культуры и искусства эпохи ранних кочевников. Эти памятники знакомят нас с безвестными талантливыми художниками и дают ценные сведения о жизни кочевых племён, название которых пока остаётся для нас тайной. Извлечённые из вековой мерзлоты ленинградскими археологами, алтайские древности как памятники мировой культуры и искусства по праву включены в экспозицию музея.

Л.Л. Баркова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки