главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к оглавлению

А.В. Банк

Восточные собрания Эрмитажа

(общая характеристика, основные линии исследования).

/ XXV Международный конгресс востоковедов.

// Изд-во Гос. Эрмитажа Л.: 1960. 86 с.

 

Восточные собрания Эрмитажа

(общая характеристика, основные линии исследования).

 

Отдел Востока был образован в составе Эрмитажа после Великой Октябрьской революции, в 1920 году. В его организации приняли деятельное участие крупнейшие русские востоковеды — Н.Я. Марр, С.Ф. Ольденбург и В.В. Бартольд. Первым руководителем отдела (вначале отделения мусульманского Востока) был избран их ученик И.А. Орбели, который своей неутомимой энергией способствовал превращению отдела в едва ли не самое крупное в мире собрание памятников культуры различных народов и стран Востока.

 

Но новый отдел возник не на пустом месте.

 

Россия издавна соприкасалась с народами Востока. При раскопках древнерусских поселений и городов и в кладах найдено большое число восточных монет, бронзовых и серебряных сосудов и украшений, тканей, керамики и стекла. Московская Русь вела оживлённую торговлю со многими странами Востока. Различного рода ценные подарки восточных правителей хранятся в Оружейной палате в Московском Кремле; шитые из персидских и турецких бархатов и парчовых тканей ризы русских священнослужителей, украшенные оплечьями русской работы, представляют ныне интересные экспонаты Исторического музея в Москве, Эрмитажа и других музеев.

 

В первом русском музее, в Петровской Кунсткамере, было собрано значительное количество восточных монет и ряд выдающихся произведений восточного искусства, например золотые фигурки животных, созданные, по-видимому, мастерами Ахеменидского Ирана, или золотые и серебряные сосуды, ныне определённые К.В. Тревер как памятники греко-бактрийского искусства. Здесь был и стеклянный рог с изображениями христианских святых и арабскими надписями, изготовленный в Сирии, и образцы поднесённого Петру турецкого, персидского, индийского и индонезийского оружия. Большая часть этих вещей впоследствии поступила в Эрмитаж.

 

В составе знаменитого собрания глиптики Екатерины II (представляющем, наряду с картинной галереей, основное ядро

(5/6)

собраний Эрмитажа) имелась великолепная коллекция резных камней Древнего Египта и Месопотамии, Парфии и Сасанидского Ирана, Византин, а также Китая. По-видимому, в 70-х годах XVIII века адмирал Г.А. Спиридов вывез в Россию с греческих островов (вместе с античными памятниками) византийскую мраморную плиту с изображением цирковых сцен, поступившую после Революции в Эрмитаж из музея Академии художеств. В 80-х годах были найдены в сел. Слудка Пермской губ. замечательные сасанидские и византийские серебряные сосуды, впоследствии вошедшие в состав коллекции Эрмитажа из собрания Строгановых. К концу XVIII века восходят также и драгоценные дары восточных правителей российским императорам, находящиеся ныне в восточной Особой кладовой Эрмитажа — золотые, усыпанные драгоценными камнями, предметы персидской, турецкой и индийской работы.

 

В начале XIX века, в связи с походом Наполеона, и особенно после дешифровки Ф. Шамполионом древнеегипетской письменности, в России, как и в других странах, пробудился интерес к классическому Египту. В 1826 году Академия наук приобрела коллекцию Кастильоне, а в следующем году деревянные саркофаги. Позднее это собрание поступило в Эрмитаж. В это же время были куплены или получены в дар такие первоклассные памятники, как замечательные каменные саркофаги царицы Нахтбастетеру и её сына — полководца Яхмеса, как прекрасная группа градоначальника Фив Аменемхеба с женой и матерью и монументальная статуя богини Сохмет из храма Мут в Карнаке.

 

Начиная с середины XIX века в связи с интенсивным ростом археологических раскопок и образованием ряда археологических обществ в Эрмитаж стали поступать, наряду с другими, и восточные памятники. Так, из раскопок А.В. Терещенко (начатых в 40-х годах) происходят золотые чаша и ковш, найденные в столице Золотой Орды — Сарае-Берке (вблизи современного Сталинграда), вслед за которыми в 60-х годах поступило в Эрмитаж из Академии наук значительное количество других предметов (в их числе много монет, к сожалению, утративших свою паспортизацию), характеризующих ремёсла и быт этого своеобразного города.

 

К середине XIX века относится появление в Эрмитаже и первых Ассирийских памятников, в их числе плит с рельефами, происходящих из раскопок Лэйарда в Нимруде (из дворцов Ашшурназирпала и Тиглатпаласара III) и Пласа в Хорсабаде (из дворца Саргона II). В это же время были приобретены и расписные сосуды из Суз, раскопанные Морганом и Тосканно.

 

В 1885 году в Эрмитаж было передано богатейшее собрание восточного оружия (хранившееся ранее, как и оружие других народов, в Арсенале в Царском селе), в числе которого были и предметы из Петровской Кунсткамеры. Несколько ранее (в 1860 году) в Эрмитаж поступили, наряду с прочими памятниками из

(6/7)

так называемой Сибирской коллекции Петра, и произведения восточных мастеров прикладного искусства.

 

В том же 1885 году в Париже было приобретено знаменитое собрание В.П. Базилевского, на основе которого в Эрмитаже возникло новое отделение — Средних веков и эпохи Возрождения. Здесь были замечательные образцы византийского искусства — диптихи, пиксиды и ларцы из слоновой кости, бронзовый лампадофор, саркофаг из Кагора, мозаичные иконы, эмаль с изображением Феодора и др. Наряду с христианскими памятниками, были и так называемые мусульманские, например прославленная люстровая ваза с изображением игры в поло, египетские стеклянные лампы с росписью эмалями и золотом, высококачественные образцы бронзовых инкрустированных сосудов. Единственным в своём роде является огромный серебряный складень, принадлежавший киликийскому царю Гетуму II.

 

В 1888 году кабинет нумизматики обогатился замечательным собранием аршакидских и сасанидских монет И.А. Бартоломея, а в 1892 году сходной по составу коллекцией А.В. Комарова. В те же годы были приобретены собрания византийских монет Фотиадис-паши и А.Б. Лобанова-Ростовского. Поступившая впоследствии, уже после Революции, коллекция византийских монет И.И. Толстого обеспечила этой части собрания одно из первых мест в мире. Следует напомнить и о превосходной коллекции восточных монет В.В. Вельяминова-Зернова (которому принадлежали и некоторые первоклассные восточные бронзовые сосуды, приобретённые Эрмитажем), безвозмездно переданной его вдовой в Эрмитаж в 1904 году, а также о покупке в 1904 году у О.Ф. Ретовского замечательной коллекции монет Гиреев.

 

В 1888-1889 и в 1897-1898 годах хранитель отделения Средних веков и эпохи Возрождения В.Г. Бок совершил две экспедиции в Египет. Одним из первых он заинтересовался материалами коптского и в известной мере арабского периода, приобрёл множество ценных предметов и, произведя раскопки некрополей, привёз в Эрмитаж огромное количество первоклассных узорчатых тканей, образцы скульптуры, изделия из бронзы, кости, кожи, керамики, стекла и пр. Перу В.Г. Бока принадлежит несколько не утративших и поныне своего значения работ, посвящённых коптскому искусству, которым интересовался также В.В. Стасов, русский учёный и общественный деятель, замечательный по своей разносторонности и прогрессивности взглядов.

 

В конце XIX века к работе в Эрмитаже были привлечены такие выдающиеся учёные, как египтолог В.С. Голенищев, Н.П. Кондаков — общепризнанный основоположник изучения византийского искусства, превосходный знаток сасанидского, византийского и средневекового восточного искусства Я.И. Смирнов, безвременно скончавшийся в 1918 году. К концу XIX — началу XX века относится деятельность А.А. Маркова, впервые раскрывшего науке фонды восточных монет Эрмитажа в «Инвентар-

(7/8)

ном каталоге мусульманских монет Эрмитажа» (1896) и четырёх дополнениях к нему.

 

Пополнению коллекций продолжали способствовать, особенно интенсивно именно с конца XIX века, работы ряда археологов, связанных с основанной в 1859 году Археологической комиссией. Огромный интерес представляют материалы из курганов станицы Белореченской и захоронений Северного Кавказа, раскопанных Н.И. Веселовским, из которых, в частности, происходят прекрасно сохранившиеся сирийские стеклянные сосуды с росписью. С его же деятельностью связана и коллекция уникальных бронзовых изделий (в том числе прославленный Гератский котелок, известный в науке под названием котелка Бобринского), керамики и др., найденных или приобретённых в Средней Азии (в 1885-1895 годах). Несколько позднее, в первые годы нового столетия, начал раскопки на Афрасиабе В.В. Бартольд, материалы которых также поступили в Эрмитаж. В конце XIX века в Эрмитаж были переданы знаменитые резные двери из гробницы Тимура Гур-и-Мир (Самарканд), а в 1910-1911 годах так называемая Хивинская сокровищница. Но в целом среднеазиатское собрание Эрмитажа в предреволюционный период не отличалось многочисленностью и состояло в сущности из случайных предметов.

 

Немногим лучше обстояло дело и с Закавказьем. Работы Н.Я. Марра в Гарни и Ани обогатили Эрмитаж некоторыми интересными предметами, так же как приобретения Я.И. Смирнова в Ашнаке (Армения, Талынский район), раскопки Ф. Байерна в Мцхете и Самтавро (Грузия), В. Реслера в Азербайджане. Выдающийся интерес представляли материалы из случайных находок и грабительских раскопок в с. Бори, Кутаисской губернии.

 

Значительно богаче представленным оказался материал с Северного Кавказа; две большие коллекции (из раскопок В.И. Долбежева и покупки и раскопок К.И. Ольшевского), поступившие в Эрмитаж ещё в конце прошлого века, происходят из могильников Камунты, Кумбулты, Чми, датируемых преимущественно III-VII веками.

 

Следует отметить, что до Революции широко практиковалось разобщение археологических комплексов по различным музеям. Достойными императорского Эрмитажа считались лишь уникальные предметы высокого художественного значения. Менее ценные вещи отдавались в Исторический музей в Москве, а массовый материал оставался в местных собраниях. Подобный подход научно обесценивал археологические памятники: восстановить происхождение многих предметов часто невозможно, в лучшем случае представляет огромные трудности. Для дальнейшего исследования памятников пагубным оказалось также и полное обезличивание монет, происходящих из кладов. А ведь именно кладам, найденным на необъятных территориях Русского госу-

(8/9)

дарства, обязаны своим богатством некоторые разделы нумизматического собрания Эрмитажа.

 

Несмотря на кипучую энергию Я.И. Смирнова, стремившегося всячески пополнять восточные коллекции Эрмитажа, это ему далеко не всегда удавалось. Тем не менее, именно в период его работы (1898-1918) Эрмитаж обогатился рядом ценнейших памятников сасанидского серебра. В связи с изучением этих памятников покойный учёный издал свой исключительной ценности альбом «Восточное серебро», который должно было сопровождать огромное исследование, сохранившееся в незаконченном виде в архивных материалах. Одновременно его внимание привлекали и византийские серебряные изделия, изучая которые он первый поставил вопрос о значении клейм для датировки этих предметов.

 

В итоге можно сказать, что накануне Октябрьской Революции в Эрмитаже было собрано уже довольно большое количество восточных предметов (общим числом около 10 тысяч), существовал зал, посвященный классическому Египту и Месопотамии, имелись небольшие комнаты, отведенные древностям восточным, коптским и христианской эпохи. Кроме того, часть восточных вещей была включена в экспозиции «Русские домонгольские древности» и «Древности соседей русских славян». Восточное оружие, наряду с западноевропейским, было выставлено особо. В стенах Эрмитажа в это время работали отдельные выдающиеся учёные, занимавшиеся искусством, археологией и нумизматикой восточных народов. Однако специального отдела, посвящённого Востоку, не существовало. Вещи были рассеяны по различным подразделениям Эрмитажа; немало восточных коллекций хранилось и в других петербургских хранилищах. В связи с этим посетители музея не могли составить себе представления о той роли, которую сыграли народы Востока в развитии культуры человечества.

 

Лишь после Революции, провозгласившей национальное равноправие одним из незыблемых принципов нового строя, создались предпосылки к образованию отдела Востока в Эрмитаже.

 

Уже в 1921 году, через год после основания отделения мусульманского Востока, оно было реорганизовано в отделение Кавказа, Ирана и Средней Азии. Первая выставка сасанидских древностей, сыгравшая значительную роль в развитии востоковедения в Эрмитаже, являлась вместе с тем как бы данью уважения ученика — И.А. Орбели к памяти учителя — Я.И. Смирнова, первого исследователя этого материала. Выпущенный к ней путеводитель и статья в журнале «Восток», так же как путеводители к следующим выставкам «Мусульманские изразцы» и «Мусульманский Восток», знакомили читателей с новыми идеями, которые лежали в основе этих выставок. И.А. Орбели ставил здесь впервые вопрос о роли разных народов в создании сасанидского искусства и об общих чертах в мировоззрении восточных народов,

(9/10)

исповедывавших как христианство, так и мусульманство. Его, как и Я.И. Смирнова, интересовали особенности техники художественного, в частности металлического, производства, а также взаимовлияния разных видов прикладного искусства.

 

На 20-е и 30-е годы падает бурная собирательная деятельность отдела Востока, в особенности за счёт поступлений из других собраний и музеев. Это был период определения профиля отдельных музеев, уточнения их научных и экспозиционных задач, в связи с этим происходило и перераспределение коллекций.

 

В 1925 году в Эрмитаж влились богатейшие коллекции прикладного искусства из Музея художественно-промышленного училища Штиглица. Наряду с отдельными памятниками византийского искусства, здесь был великолепный подбор среднеазиатских, иранских и турецких ковров и тканей, изразцов, керамики и бронзовых изделий, в частности богатые собрания Дюфанти (Duffenty), Чарковского, Половцева и др. Музей училища обладал и значительным количеством образцов высокохудожественных восточных изделий XVII-XIX веков. В сущности, именно собрание Штиглица положило основание ряду соответствующих фондов отдела Востока Эрмитажа и, в частности отделению Дальнего Востока, до того представленного лишь единичными памятниками.

 

Некоторым дополнением к собраниям музея Штиглица были поступившие в Эрмитаж памятники из Музея поощрения художеств.

 

Великолепным знатоком различных видов прикладного искусства, в особенности восточной керамики, был один из основных работников музея Штиглица, а затем Эрмитажа, учитель нескольких поколений его сотрудников, Э.К. Кверфельдт. Последний этап его жизни прошёл по преимуществу под знаком изучения искусства Китая. Ближайшей сотрудницей Э.К. Кверфельдта была Э.X. Вестфален (погибшая во время блокады), исследователь с большой эрудицией и тонким художественным вкусом. В 1934 году в отдел Востока были переданы из Музея антропологии и этнографии Академии наук памятники буддийского искусства (части стенных росписей пещерных храмов и лессовые скульптуры) из северных оазисов Синьцзяна, собранные экспедициями С.Ф. Ольденбурга (в 1909-1910 и 1914-1915 годах) и других русских учёных.

 

В 1933 году из Этнографического отдела Русского музея поступили исключительно интересные материалы двух экспедиций (1908 и 1926 годы) известного русского путешественника П.К. Козлова, производившего раскопки в Хара-Хото, а в 1934 году из того же музея были переданы пользующиеся мировой известностью его же находки из гуннских могильников в горах Ноин-Улы (1924-1925 годы, Монгольская Народная республика).

(10/11)

 

Примерно в те же годы значительно обогатились собрания среднеазиатских изразцов и керамики (за счёт поступлений из Академии наук и Русского музея), а также ковров (в которое были включены приобретённые у художника С.М. Дудина). Была куплена богатая коллекция терракот, оссуариев и глиптики известного среднеазиатского собирателя Б.Н. Кастальского.

 

В 1931 году были возвращены Советскому правительству (хотя и далеко не полностью) материалы музея Русского археологического института в Константинополе. В их составе был хороший подбор пальмирских рельефов и богатое собрание византийских моливдовулов (впоследствии удвоившееся благодаря включению в состав эрмитажных коллекций фондов Музея книги, документа и письма Академии наук, основанного на базе собраний выдающегося русского учёного Н.П. Лихачёва).

 

Почти одновременно, в 1930, 1934 годах, из Русского музея в Эрмитаж были переданы византийские и греческие иконы, часть которых принадлежала тому же Н.П. Лихачёву, а часть — П.И. Севастьянову (последние некогда находились в Академии художеств) и др. Научному собирательству Н.П. Лихачёва в значительной мере обязано своим богатством и эрмитажное собрание клинописи и египетских папирусов, древневосточной глиптики, а также позднейших палеографических и эпиграфических памятников.

 

В целях всестороннего изучения культуры народов Востока Эрмитажем снаряжались специальные экспедиции. Много ценных экспонатов было приобретено в знаменитом ауле Кубачи (в северном Дагестане) — своеобразном заповеднике, сохранившем уникальные образцы тканей, керамики, художественной бронзы, созданных мастерами Закавказья, Ирана, Египта и др. Оттуда же получены весьма интересные бронзовые котлы и каменные рельефы XII-XIII веков и позднейшего периода.

 

Многие археологические коллекции, а также вещи из личного собрания А.А. Бобринского — многолетнего руководителя Археологической комиссии — были переданы в Эрмитаж при посредстве Государственной Академии истории материальной культуры. Ряд вещей, в частности большое количество монет, поступило из Ленинградского университета. Очень значительным пополнением для Восточного отделения отдела нумизматики была передача монет из б. Азиатского музея, на основе которых X.Д. Френ в своё время создал классификацию восточных монет, принятую теперь специалистами всего мира.

 

В числе значительных собраний, обогативших отделение Древнего Востока, следует назвать коллекцию известного египтолога Б.А. Тураева, принимавшего деятельное участие в жизни Эрмитажа.

 

В связи с расширением археологических работ (в значительной мере обусловленным бурным ростом промышленного строительства) уже с середины 20-х годов коллекции Эрмитажа стали

(11/12)

пополняться научно документированными материалами из различных пунктов Средней Азии, Закавказья и др.

 

На базе многократно возросших коллекций развёртывалась научная и экспозиционная деятельность отдела. Уже в 1930 году в связи с общими задачами по реорганизации музея встал вопрос об устройстве большой постоянной выставки, посвященной показу различных сторон культуры многих народов Востока в их историческом развитии. Первая часть экспозиции была закончена под руководством И.А. Орбели и А.Ю. Якубовского уже в 1931 году; в своем полном виде она заняла двадцать три зала. В организации выставки принял участие весь коллектив отдела, к этому времени значительно выросший. Теперь в его составе находились, наряду с такими сотрудниками как К.В. Тревер и А.П. Султан-Шах, работавшими под руководством И.А. Орбели с начала 20-х годов, вновь привлечённые видные специалисты, а также и молодые востоковеды, окончившие университет после Революции.

 

В состав отдела было включено в это время отделение Древнего Востока, руководимое в те годы В.В. Струве.

 

Существенные изменения были внесены в эту выставку в связи с ІІІ Международным конгрессом по иранскому искусству и археологии, проводившимся на базе Эрмитажа в 1935 г. Экспозиция была значительно расширена и заняла 84 зала. Коллекции музея дали возможность показать развитие культуры многих народов Азии, частично Африки и Восточной Европы на протяжении тысячелетий, от древнейших культур Египта и Ирана до культуры Центральной Азии и Китая. Выставка отражала вместе с тем собирательскую и научную деятельность отдела, предоставив не только специалистам, но и широким кругам посетителей судить о том огромном вкладе, который внесли народы Востока в культуру человечества.

 

В работах самого Конгресса приняли участие, наряду со старшими товарищами, и молодые сотрудники Эрмитажа. К его созыву были приурочены специальные издания: «Сасанидский металл» К.В. Тревер и И.А. Орбели и «Иранские миниатюры в рукописях Шах-Наме Ленинградских собраний» Л.Т. Гюзальяна и М.М. Дьяконова.

 

Дальнейшее развитие советского востоковедения привело к тому, что уже к кануну второй мировой войны окрепший научный коллектив отдела перестала удовлетворять прежняя система экспозиции. Распределение материала по трем основным группам зал — Древнего, средневекового Переднего и Среднего Востока и Дальнего Востока — недостаточно явно отражало конкретное историческое развитие культуры отдельных стран или народов. Первым опытом выставки нового типа явилась организованная в 1940 году экспозиция «Культура и искусство народов Средней Азии».

 

Наряду с постоянной экспозицией, систематически устраивались временные выставки, как например, в 1934 году выставка,

(12/13)

посвященная Фердоуси, в 1938 году — великому грузинскому поэту Руставели и др. Материалы Эрмитажа были представлены на международных выставках: в Лондоне на выставке ко II конгрессу по иранскому искусству, там же — на выставке китайского искусства и др. В стенах Эрмитажа была проведена в 1934 году большая выставка китайской живописи, организованная профессором Нанкинского университета и одним из виднейших художников Китая Сюй Бей-хуном, а в 1940 году интересная выставка армянского искусства (начиная от прекрасно представленной средневековой миниатюры, кончая современными художниками).

 

Экспозиционная работа сопровождалась всесторонним исследованием отдельных предметов, групп вещей, исторических проблем. В очерках к отдельным залам (иногда перераставшим в дальнейшем в большие научные монографии), в «Трудах отдела Востока», в сборниках научно-популярных статей (например «Памятники эпохи Руставели») и в первых, появившихся непосредственно перед войной, научных каталогах (один из них увидел свет уже после войны) получила своё частичное отражение большая исследовательская работа коллектива. Одновременно развивалась полевая археологическая деятельность как совместно с другими центральными и республиканскими научными организациями, так и самого Эрмитажа, например экспедиции на Зеравшан, в Термез, в Моздок, или раскопки замка Анберд в Армении. В 1939 году под руководством Б.Б. Пиотровского начаты были столь плодотворные в дальнейшем раскопки Кармир-Блура близ Еревана, а в 1939-1940 годах раскопки А.Ю. Якубовского и В.Н. Кесаева в Пайкенде, в Средней Азии.

 

В тяжелые годы Великой Отечественной войны выставки Эрмитажа были свёрнуты, коллекции эвакуированы в глубокий тыл страны. Коллектив эрмитажных востоковедов потерял многих своих выдающихся членов, погибших на фронте или в осаждённом Ленинграде. Однако научная работа в области востоковедения не прерывалась: в блокированном Ленинграде А.Я. Борисов занимался исследованием «Арабский оригинал латинской версии Теологии Аристотеля», Б.Б. Пиотровский готовил свой труд «Урарту». В конце 1941 года в стенах Эрмитажа были организованы два юбилейных заседания, одно — посвящённое великому азербайджанскому поэту Низами, другое — основоположнику узбекской литературы Алишеру Навои. Сотрудники Эрмитажа продолжали научно-исследовательскую работу и в условиях эвакуации. Они принимали участие в работе республиканских филиалов Академии наук, читали специальные курсы в местных и эвакуированных высших учебных заведениях, а также популярные лекции (чаще всего в госпиталях) на различные востоковедческие темы.

 

4 ноября 1945 года посетители Эрмитажа вновь увидели на временных выставках наиболее прославленные памятники вос-

(13/14)

точного искусства, а в последующие годы стали восстанавливаться в перестроенном виде постоянные экспозиции, в их числе некоторые, ранее не существовавшие.

 

*     *     *

 

В настоящее время исследовательская и экспозиционная работа в области востоковедения сосредоточена в основном в пяти отделениях: Древнего Востока, Ближнего и Среднего Востока и Византии, Дальнего Востока, Кавказа, Средней Азии, а также в восточном отделении отдела нумизматики.

 

Отделение Древнего Востока расположено в первом этаже Зимнего дворца, в залах, примыкающих к Растреллиевской галерее. Оно имеет три постоянные выставки: Древнего Египта (завершающуюся залами эллинистического, римского и коптского Египта), Древней Передней Азии (Вавилонии, Ассирии и соседних стран и Пальмиры) и небольшую, впервые организованную в 1955 году выставку Древней Америки.

 

Хотя в эрмитажном собрании памятников Древнего Египта не все периоды истории этой великой цивилизации древности представлены с равной полнотой, оно все же даёт достаточно чёткую картину развития древнеегипетской культуры и искусства, причем почти для всех этапов имеются первоклассные памятники. Основная часть собрания состоит из мелкой пластики, изделий художественного ремесла, а также стел. Всемирной известностью пользуются литературные папирусы, в частности «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Предсказания Неферти» и «Поучение царя Ахтоя III своему сыну Мерикару». Из памятников скульптуры следует назвать статую Аменемхета III, деревянную фигуру молодого человека, статуэтку фараона Тахарки, стелу и вазу фараона Харемхеба. Среди немногочисленных экспонатов эллинистического периода интересна недавно определённая (И.А. Лапис) статуя Арсинои II. Коптская коллекция тканей является одной из лучших в мире; имеются также хорошие образцы резной кости.

 

В дореволюционный период египетская коллекция Эрмитажа имела лишь инвентарного типа каталог, составленный В.С. Голенищевым, и несколько работ публикационного характера. С первых же лет после Революции, наряду со значительным расширением количества публикаций, осуществлявшихся В.В. Струве, Н.Д. Флиттнер и рядом других сотрудников отделения, началась широкая популяризация египетских коллекций. Одновременно стала вестись углублённая исследовательская работа по различным проблемам. Так, внимание ряда работников привлекали вопросы истории науки и техники Древнего и коптского Египта, других интересовали основные линии социально-экономического развития этой страны (например И.М. Лурье, занимавшегося также историей египетского права). Серьёзно разрабатывались

(14/15)

вопросы идеологии, в частности древнеегипетские мифы. Н.Д. Флиттнер и М.Э. Матье особенно много работали в области истории искусства. Последней опубликован ряд обобщающих работ, являющихся опытом марксистского исследования развития древнеегипетского искусства в связи с особенностями истории этой страны. Совместно с К.С. Ляпуновой, М.Э. Матье подготовлен и издан научный каталог части собрания коптских тканей. В работе А.С. Стрелкова, посвящённой «Фаюмскому портрету», наряду с московскими памятниками, опубликованы и имеющиеся в Эрмитаже.

 

Неслучайно в системе эрмитажной экспозиции коптский Египет следует за эллинистически-римским и древним (и лишь в небольшой части в связи с культурой Византии): тем самым подчёркивается преемственность культуры на данной территории.

 

На выставке Древней Передней Азии представлены, хотя бы небольшим количеством экспонатов, почти без исключения все основные культуры и периоды. В богатом собрании клинописи, тщательно подобранном Н.П. Лихачёвым, хорошо отражены юридические документы, а также письма, литературные памятники, математические таблетки. Здесь, в частности, хранится древнейшая шумерская пиктографическая таблетка. Интерес представляют клинописные документы, относящиеся к Селевкидскому периоду.

 

Разнообразные экземпляры входят в состав собрания глиптики: наряду с амулетами-печатями из Месопотамии IV-III тысячелетия здесь имеются ассирийские резные камни, а также хорошие образцы ахеменидской глиптики. В числе немногих ахеменидских памятников интересна гиря с надписью, служившая для взвешивания металла.

 

Всемирной известностью пользуется Пальмирский двуязычный тариф, открытый русским путешественником С.С. Абамелек-Лазаревым и доставленный в Эрмитаж в 1902 году. Имеется также несколько хороших образцов Пальмирской скульптуры.

 

Начало изучения переднеазиатских коллекций положено В.С. Голенищевым, а наряду с ним и М.В. Никольским. Многие публикации, а также большая, недавно вышедшая работа, посвященная культуре и искусству Двуречья, принадлежат перу Н.Д. Флиттнер, одной из самых преданных сотрудниц Эрмитажа, воспитавшей десятки учеников. В.В. Струве, А.П. Рифтин, И.М. Дьяконов, Н.Б. Янковская рассматривали на материалах клинописи некоторые основные вопросы социально-экономической истории Двуречья. А.А. Найман разрабатывает в связи с коллекциями Эрмитажа проблемы древней математики.

 

В состав небольшого по объёму эрмитажного собрания памятников культуры древних народов Америки входят различные изделия художественного ремесла и бытовые предметы от первых веков нашей эры до XVI века. Ряд публикаций этих памятников

(15/16)

и разработка плана их экспозиции принадлежит Р.В. Кинжалову.

 

Залы отделения Ближнего и Среднего Востока и Византии расположены в III этаже Зимнего дворца (между Салтыковской и Церковной лестницами, окнами на Адмиралтейство и на Неву).

 

В первых трёх залах размещены византийские памятники. Среди них следует назвать всемирно известное собрание серебряных сосудов VI-VII веков, выдающиеся образцы резьбы по слоновой кости (диптихи, пиксиды, ларцы) и перегородчатой эмали, одну из лучших коллекций икон (в их числе мозаичные) ХІІ-XV веков. Значительный интерес представляют также археологические материалы из Херсонеса, систематически пополняемые благодаря участию Эрмитажа в раскопках.

 

Среди новых поступлений можно указать на триптих с изображениями; исполненными перегородчатой эмалью, мозаичную икону с изображением четырёх святых (из собрания Н.П. Лихачёва), интересные серебряные сосуды XI-XII веков, отражающие связи Византии с Востоком.

 

Первый руководитель Византийского отделения Л.А. Мацулевич на основе эрмитажного собрания ранневизантийского серебра, разработал проблему так называемого «Византийского антика». Византийские коллекции Эрмитажа дают возможность проследить некоторые существенные аспекты связей Византии с балканскими славянами, странами Востока и др. Наиболее интересные памятники этих коллекций воспроизведены в только что вышедшем из печати альбоме, подготовленном А.В. Банк.

 

Собрание памятников стран Ближнего и Среднего Востока в Эрмитаже является одним из лучших в мире. С особой полнотой представлены здесь материалы Ирана, среди которых наиболее замечательна самая большая в мире коллекция сасанидских серебряных изделий (свыше 50 собственно сасанидских и около 60 сасанидского круга) и резных камней (свыше 900). Как и византийские, эти серебряные предметы происходят по преимуществу из кладов, найденных на территории Приуралья, куда они попадали в результате торговли. Накануне и во время второй мировой войны эрмитажная коллекция обогатилась серебряным навершием штандарта в виде головы фантастического животного, а также двумя серебряными сосудами, найденными в Уфе, на одном из которых изображен царь Ормизд IV, на другом — орёл.

 

Несмотря на проделанную за истекшие годы большую работу, изучение сасанидского искусства остаётся одной из центральных задач коллектива отдела Востока. Продолжается публикация отдельных предметов и идёт работа по подготовке сводных научных каталогов, начатая К.В. Тревер и А.Я. Борисовым, безвременно погибшим от истощения на пути из блокированного Ленинграда. Дебатируются вопросы хронологии и локализации многих памятников. Сопоставление данных нумизматики, глиптики,

(16/17)

торевтики с другими источниками позволяет В.Г. Луконину по новому осветить некоторые вопросы политической и культурной жизни сасанидского государства.

 

Среди позднейших иранских памятников (XII-XV веков) заслуживают внимания отдельные образцы керамики, как например прославленная люстровая ваза с изображением игры в поло, кубок с тонкой росписью, напоминающей миниатюру, а также недавно приобретённый столик-подставка, расписанный люстром. Особенным богатством и многообразием отличается коллекция художественной бронзы. В результате детального её изучения, расшифровки надписей и выявления стилистических особенностей удалось определить не только намечавшиеся уже ранее северные и северо-восточные центры, но и южные, и юго-западные, в частности Шираз. Выдающееся значение имеет недавно приобретённый бронзовый котелок (известный в науке как котелок Фульда), близкий по оформлению к знаменитому Гератскому.

 

Весьма интересна группа фигурных бронзовых сосудов: орёл с древнейшей куфической надписью, водолей 1206 г. в виде коровы-зебу с телёнком, курильница в виде зверя кошачьей породы и ряд других.

 

К значительным научным результатам привело Л.Т. Гюзальяна исследование стихотворных надписей на изразцах и глиняных сосудах: встречающиеся здесь цитаты из поэм Фердоуси и Низами свидетельствуют о популярности этих произведений в ремесленной среде и дают в некоторых случаях древнейшие версии этих отрывков; особый интерес представляет сочетание четверостиший, принадлежащих крупнейшим поэтам, частью же возникавших в самой ремесленной среде.

 

Культура и искусство Ирана XVI-XVIII веков представлены главным образом памятниками художественного ремесла. Здесь имеются ковры, происходящие из разных центров: Исфагана, Джушагана, Герата, Тебриза и др. Многообразны шёлковые, парчовые и бархатные ткани, в числе которых имеется группа с изображениями, напоминающими миниатюры. Великолепными образцами представлена керамика из Исфагана, Кермана, Йезда, Кашана с люстровой и кобальтовой росписью, с прорезным или гравированным орнаментом и др. Отдельными экземплярами показано на выставке богатое собрание иранского художественного оружия. Имеются также хорошие образцы лаковых изделий и выдающиеся образцы миниатюры, в частности оригиналы крупнейшего иранского художника XVII века Реза Аббаси.

 

В особом зале выставлены памятники, свидетельствующие о связях Ирана с различными странами Западной Европы, а также с Россией и Китаем.

 

Помимо подготовки научных каталогов различных памятников художественного ремесла, сотрудники Эрмитажа в настоящее время принимают участие в подготовке к печати материалов из ряда альбомов и рукописей, хранящихся в Государственной

(17/18)

Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина и Институте Востоковедения Академии наук СССР, а также наиболее выдающихся образцов из коллекций Эрмитажа.

 

В составе собраний, отражающих культуру и искусство арабских стран, наибольшее место занимает коллекция мусульманского Египта. Её ядро составляют материалы, собранные В.Г. Боком: разнообразные ткани — шёлковые и льняные, набивные и вышитые, керамика, различные бытовые предметы, образцы резного дерева. Богато представлены бронзовые изделия, часто инкрустированные золотом, серебром или красной медью, имеются хорошие образцы стеклянных ламп, украшенных эмалями и золотом. Особое внимание привлекают два великолепных сосуда Фатимидского периода из горного хрусталя. В экспозицию включены арабские папирусы и некоторые эпиграфические памятники.

 

Из состава богатейшей коллекции восточной бронзы несколько лет назад были выделены для экспозиции в отдельном зале предметы, изготовленные в Сирии и в Ираке (в частности в Мосуле). Здесь находится знаменитое блюдо с изображением несторианских святых, найденное в Кашгаре, а также ряд хорошо сохранившихся стеклянных, украшенных росписью сирийских сосудов, найденных в курганных погребениях на Северном Кавказе и Прикубанье. В этом же зале выставлен поступивший из Петровской Кунсткамеры стеклянный рог с арабской надписью и изображениями христианских святых в немецкой серебряной оправе середины XVI века. Ведутся работы по выявлению памятников, созданных народами, населявшими территорию Афганистана.

 

Среди разрабатываемых в Эрмитаже научных тем, связанных с этими материалами, можно назвать вопрос о коптских и древнеегипетских традициях в художественном ремесле, о связях с Китаем и др. В настоящее время подготовлен С.Б. Певзнером научный каталог египетских тканей арабского периода, а также ведётся работа над каталогом мусульманской бронзы.

 

Выставка завершается тремя залами, посвящёнными Турции XV — начала XIX веков. Хорошее собрание керамики и особенно тканей, ценные образцы ковроделия различных центров, богатая коллекция художественного оружия в сочетании с отдельными интересными образцами бронзы (в частности чаша султана Мурада II, 1421-1451) дают в совокупности представление как об общем своеобразии турецкого искусства, так и об особенностях отдельных центров, о том вкладе, который внесли различные завоёванные турками народы в художественную культуру Османской империи.

 

Большое исследование, посвящённое ремесленникам Константинополя, по письменным источникам написано А.А. Аджяном. Наиболее интересные памятники турецкого искуства систематически публикуются (Ю.А. Миллером) в изданиях Эрмитажа.

(І8/19)

 

В третьем же этаже Зимнего дворца, по другую сторону Салтыковской лестницы, расположены выставки, посвящённые Китаю, Индии и Японии.

 

В составе выставки Китая, охватывающей период от XIV века до н.э. до наших дней, особый интерес представляют древнейшие образцы шёлковых тканей и вышивок (I век до н.э.), найденные, так же как и изделия из лака, в Ноин-Уле в Монголии, образцы стенной живописи и скульптуры VI-X веков, доставленные экспедициями С.Ф. Ольденбурга из монастыря Цянь Фо-дун («Пещеры тысячи будд») близ Дуньхуана. Среди последних замечательные фигуры фантастических зверей — охранителей входа в храм.

 

Исключительно интересны материалы из раскопок древнего города Ицзина — Хара-Хото, захваченного и разрушенного монголами в XIII-XIV веках. Его развалины на границе пустыни Гоби были открыты и впервые раскопаны русским путешественником П.К. Козловым. Разнообразные памятники (ткани, керамика, в частности фрагменты фарфоровых сосудов, орудия производства и др.) дают представление о разных сторонах жизни средневекового города. Заслуживают особого внимания бумажные ассигнации, а также резные доски, служившие не только для набойки на тканях, но и для печатания книг и гравюр.

 

Многочисленные памятники буддийской живописи (на холсте, бумаге, на шелку) представляют как тибето-тангутскую школу (лучшие образцы: «Одиннадцатиликий Авалакитешвара» и изображение ламы), так и китайскую. Среди икон китайской школы следует отметить «Явление Будды праведнику» и изображение божеств небесных светил. В ряду многочисленных произведений со светским сюжетом выделяются портрет чиновника и гравюры «Гуань-ди» и «Четыре знаменитых красавицы». Историей Хара-Хото после Козлова занимался Н.А. Невский, а также безвременно умерший во время блокады Ленинграда В.Н. Казин, только успевший закончить аспирантуру. Его интересовал, в частности, вопрос о денежном обращении. Другие сотрудники отдела исследовали вопросы иконографии.

 

В экспозиции Китая в особое помещение выделены материалы из Синьцзяна, главным образом живопись и скульптура из пещерных храмов. Очень интересны, в частности, коллекции из Хотана, некогда собранные Н.Ф. Петровским и другими, это по преимуществу терракоты и сосуды первых веков нашей эры, отличающиеся высоким художественным достоинством. К более позднему периоду относятся образцы стенописей и скульптуры из Кучарского оазиса (V-VII и IX-X веков), Карашара и Турфанского оазиса, переживавшего свой расцвет в IX-XI веках. Тут следует отметить фрагмент стенописи из Кучара с мастерски исполненными головами четырех демонов(VI-VII века), два фрагмента стенной росписи из развалин храма в Шикшине

(19/20)

(VII-IX веков), два больших панно из Турфана (IX-X веков) и др.

 

Собирание, экспонирование и издание всех этих материалов тесно связано с именем С.Ф. Ольденбурга. Под его руководством в 1935 году была осуществлена А.С. Стрелковым первая их выставка в Эрмитаже. Основными научными проблемами, разрабатывавшимися в связи с этим кругом памятников, были вопросы культурных взаимодействий между Индией, Китаем и Средней Азией в домонгольский период, история искусства северного буддизма II-XII веков и значение этого искусства для общего развития художественных традиций Центральной и Средней Азии. В настоящее время печатается научный каталог Хотанских древностей, составленный Н.В. Дьяконовой и С.С. Сорокиным.

 

Позднейшие периоды в истории Китая представлены различными предметами прикладного искусства (фарфор, лаки, эмали, резной камень и др.). Значительная часть собрания происходит из дворцов российских императоров XVIII века. Хорошо подобран фарфор частных заводов Цзиндэчженя, а также фарфор, изготовленный для Западной Европы; интересна большая ширма Коромандельского лака, некоторые образцы резного камня и др. Слабее представлена живопись, но имеются отдельные хорошие произведения мастеров XII-XVIII веков, а также картины художников первой половины XX века Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хуна и образцы современной графики. Несколько лет назад в Эрмитаж поступила богатая коллекция лубочных картинок, собранная известным китаеведом академиком В.М. Алексеевым, в течение ряда лет работавшим в Эрмитаже.

 

Одним из лучших знатоков этих собраний был Э.К. Кверфельдт, лишь в малой мере отразивший свои знания в изданных работах. Вопрос о связях Китая с Западной Европой и с Россией специально разрабатывался М.И. Кречетовой; в настоящее время готовится к печати исследование Е.И. Лубо-Лесниченко о китайских тканях и вышивках, найденных в Ноин-Уле.

 

Экспозиция Индии, занимающая четыре зала, впервые была осуществлена в 1952 году и пополнена современной живописью в 1957 году. В её составе лишь частично выставлена хорошая коллекция художественного оружия; имеются образцы тканей, изделия из металла, кости, дерева, относящиеся к могольскому периоду; интересно собрание миниатюр могольской школы. Индийские миниатюры являются предметом исследований Т.В. Грек.

 

Выставка Японии включает различные виды прикладного искусства от XVII века до современности, а также коллекцию цветных гравюр XVIII-XIX веков (в том числе работы Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро и Кацусика Хокусая). Японские коллекции пополняются, в частности, за счёт выделения из состава китайского собрания многих предметов, оказавшихся япон-

(20/21)

скими. Изучаются японские цубы (эфесы оружия), представленные в Эрмитаже интересными экземплярами.

 

При отделении Дальнего Востока сосредоточены также монгольские коллекции. Помимо уже упомянутых выше археологических материалов из курганов Ноин-улы, временно выставленных в Растреллиевской галерее, имеются также памятники из других мест Монголии и из Бурятии. Большое собрание живописных и скульптурных ламайских икон XVI-XIX веков Э. Ухтомского (послужившее основным материалом для ряда исследований А. Грюнведеля) поступило в Эрмитаж из Этнографического отдела Русского музея в 1934 году.

 

Работы советских археологов, естественно, в наибольшей мере способствуют пополнению собраний отделений Средней Азии и Кавказа. К сожалению, и теперь еще далеко не все народы, области и периоды одинаково хорошо представлены на.выставках Эрмитажа. Но в целом экспозиции отделений отражают огромный исторический период от зарождения классового общества до XIX века.

 

Кроме среднеазиатских памятников, из других музеев Ленинграда в Эрмитаж поступили такие замечательные произведения искусства и культуры, как обнаруженный пограничниками, а затем открытый экспедицией М.Е. Массона Айртамский фриз, подаренный музею правительством Узбекской ССР, а также документально датированные периодом арабского завоевания находки на горе Муг в Таджикистане. Сюда же влились материалы из раскопок Г.В. Григорьева в Кафыр-Кала и Тали-Барзу и Фархадской экспедиции, осуществлённой В.Ф. Гайдукевичем (под общим руководством А.Ю. Якубовского) в тяжёлые годы второй мировой войны. Интересные памятники происходят также из Семиреченской и Памиро-Алайской экспедиций А.Н. Бернштама. Однако наибольшее внимание обычно привлекают находки Согдийско-Таджикской, ныне Таджикской экспедиции, начатой A.Ю. Якубовским и продолжавшейся после его смерти сначала М.М. Дьяконовым, а затем А.М. Беленицким, Хорезмийской экспедиции, руководимой С.П. Толстовым, и материалы из Варахши, добытые раскопками В.А. Шишкина.

 

Выставка Средней Азии размещена в шестнадцати залах в первом этаже Зимнего дворца, обращённых в сторону Адмиралтейства и Дворцовой площади.

 

В первом её зале экспонируются материалы из раскопок B.М. Массона, характеризующие древнейшую культуру земледельцев и скотоводов на территории южного Туркменистана, восходящую к IV тысячелетию до н.э. Центральное место в том же зале занимают Семиреченский жертвенник (2-я половина I тысячелетия до н.э.) и уже упоминавшийся знаменитый Айртамский фриз (I век н.э.).

 

Большой интерес представляют материалы из Хорезма, в особенности образцы скульптуры III-IV веков н.э. Широкой из-

(21/22)

вестностыо пользуются ныне фрагменты монументальной живописи и лессовой скульптуры (VII-VIII века) из Пянджикента, раскопки которого в известной мере были обусловлены находками на горе Муг письменных документов (на согдийском, арабском и китайском языках с упоминанием имени владетеля Пянджикента Дивастича). Среди мугских находок специального внимания заслуживает фрагмент щита с изображением воина.

 

Значительная часть другого зала предоставлена живописи и резьбе по штуку из дворца в Варахше (VII-VIII века).

 

В составе эрмитажного собрания большое место занимают хорошие образцы поливной и неполивной керамики Средней Азии, а также изразцы различной техники. Особенно высоким качеством отличается поливная керамика из Афрасиаба и неполивная из Мунчаг-тепэ и изразцы из Афрасиаба и Узгента. Среди бронзовых изделий следует отметить калемдан, датированный 1148 годом.

 

Два зала отведены Сараю-Берке. Убранство его зданий мозаичными изразцами, очевидно, было исполнено среднеазиатскими мастерами, так же как и некоторые образцы керамики. Исключительно красив синий, тонко орнаментированный глиняный сосуд, сохранивший следы позолоты. Интересны фрагменты египетских стеклянных ламп, изделия из нефрита и керамика, привезённые из Китая, и многие другие предметы, характеризующие жизнь города, его ремесленную промышленность, связи с другими странами.

 

Ко времени знаменитого завоевателя Тимура (в западных источниках — Тамерлана) и его преемников (XIV-XV века) относятся разнообразные по технике и орнаменту изразцы, некогда украшавшие памятники Самарканда, а также громадный бронзовый котёл из мечети Ходжи Ахмета Ясави близ Туркестана, изготовленный по заказу Тимура в 1399 году (весом около двух тонн и диаметром в 2 м 45 см), и почти одновременные подсвечники, инкрустированные серебром и золотом.

 

Образцом высокого искусства являются деревянные двери, покрытые тончайшей резьбой со следами инкрустации костью, перламутром, серебром, а также камень в форме портала здания, украшенный растительным орнаментом и позднейшей стихотворной эпитафией XVI века.

 

В числе выдающихся образцов искусства следует назвать также рукописи, украшенные миниатюрами, «Золотую цепь» Джами и «Хамсэ» Низами (гератской работы).

 

Период XVIII-XIX веков представлен образцами различных видов прикладного искусства: среди них хорошие туркменские ковры XVIII-XIX веков, ткани, художественное оружие, ювелирные изделия, керамика и т.д.

 

В особой кладовой отдела Востока (наряду с другими предметами, главным образом сделанными из золота, а отчасти и из серебра) выделена группа выдающихся памятников искусства,

(22/23)

отнесённых К.В. Тревер к греко-бактрийскому кругу. Эти памятники дали возможность К.В. Тревер уже в докладе на III Международном конгрессе по иранскому искусству и археологии широко поставить вопрос об особенностях и значении греко-бактрийского искусства. В дальнейшем эта проблема была разработана автором в большой монографии, сопровождаемой каталогом вещей Эрмитажа.

 

Организатором отделения Средней Азии был А.Ю. Якубовский, руководитель ряда экспедиций, учитель всех работающих ныне в этой области специалистов Эрмитажа. Его внимание, наряду с основными вопросами социально-экономического развития Средней Азии, привлекала также материальная и духовная её культура. Следует упомянуть о его ярких лекциях и работах, посвящённых Самарканду периода Тимура, ремесленной промышленности Сарая-Берке и её связям со Средней Азией, его доклад на III Международном иранском конгрессе об упоминавшихся котле и подсвечниках времени Тимура. Написанное им совместно с Б.Д. Грековым исследование «Золотая Орда и её падение», удостоенное Сталинской премии, выросло из небольшого очерка к выставке в Эрмитаже. Последние годы жизни А.Ю. Якубовский посвятил археологическому исследованию Пянджикента. Исследование материалов этой экспедиции, открывшей интересную страницу в истории Средней Азии накануне арабского завоевания, продолжали в Эрмитаже его ученики М.М. Дьяконов, Б.Я. Ставиский и др.

 

Золотой Ордой, так же как и памятниками культуры и искусства Средней Азии, занимался погибший на фронте во время Великой Отечественной войны В.Н. Кесаев (Р. Кесати). Его интересовали и широкие исторические вопросы, и отдельные памятники, которые привлекали его внимание как с художественной, так и технической стороны.

 

Обогащению коллекций Эрмитажа способствовал также А.Н. Бернштам, проявивший особый интерес к роли кочевников в истории Средней Азии.

 

Темой, неизменно привлекающей внимание исследователей, являются терракоты, оссуарии и керамика из различных пунктов Средней Азии (ими занимаются, в частности, Б.Я. Ставиский, Г.Н. Балашова, О.Г. Большаков). Многие из этих памятников дают возможность ставить вопрос о распространении различных культов и о других проблемах истории идеологии, а также о культурных связях народов Средней Азии и др.

 

Благодаря новым археологическим работам часто удаётся определить старые, беспаспортные материалы, а главное — совсем по новому осветить роль народов Средней Азии в древности и в средние века.

 

Значительно выросли за последние десятилетия и коллекции Закавказья. Выставка этих материалов расположена в десяти залах первого этажа Зимнего дворца, обращённых в Большой

(23/24)

двор и отчасти на Дворцовую площадь. Она охватывает большой исторический период, начиная от XI-X веков до н.э. (время разложения первобытно-общинного строя) до зрелого средневековья, со включением некоторых групп памятников XVI-XIX веков.

 

Период до образования классового общества в Закавказья, как и на других территориях, отражён в основном на выставках отдела первобытной культуры. Во вводном же зале отдела Востока размещены происходящие главным образом из старых раскопок материалы, характеризующие эпоху бронзы и раннего железа на территории Северной Осетии, Армении, Грузии и Азербайджана; выставленный материал даёт представление как об общих чертах, так и о своеобразии развития культуры на различных территориях. Большой интерес представляют материалы из Нагорного Карабаха, в частности золотая печатка из Арчадзора, Ходжалинская бусина с именем ассирийского царя Ададнирари II (?) и др.

 

Заслуженной известностью пользуются ныне результаты раскопок в Кармир-Блуре (Тейшебаини) вблизи Еревана, осуществляемые под руководством Б.Б. Пиотровского Академией наук Армянской ССР совместно с Эрмитажем. Отдельные произведения урартского искусства, например бронзовые ручки от котла, или части трона в виде фантастических существ — сфинксов или крылатых быков, имелись в Эрмитаже уже в середине XIX века. К ним присоединились материалы, добытые экспедицией И.А. Орбели в Топрак-Калэ на Ванском озере. Однако всестороннее изучение культуры Урарту, особенно его северной окраины, стало возможным лишь после многолетних раскопок в Кармир-Блуре. В экспозицию Эрмитажа включен ряд бронзовых чаш с именами правителей VIII века до н.э., сохранивших свой блеск и звон, а также шлем и колчан царя Сардури с изображением боевых колесниц, щит, разнообразная керамика и др.

 

Среди закавказских материалов позднейшего периода большое значение имеют находки в с. Бори (в Западной Грузии), частично выставленные также в особой кладовой отдела Востока: здесь имеются золотые ювелирные изделия I-III веков с инкрустацией, серебряные местные и привозные предметы, в их числе чаша с изображением коня перед жертвенником и др. Весьма интересен комплекс того же времени из с. Ашнак в Армении.

 

В числе случайных кавказских находок, относящихся к последним векам до н.э. и началу н.э., — замечательное серебряное блюдо с изображением Нереиды, римской работы, найденное близ Баку, уникальный кубок рубинового стекла в серебряной оправе, найденный близ Мцхета, знаменитая стеклянная чаша с двойными стенками, найденная в Моздоке, серебряный ритон в виде головы бычка из с. Казбек и др.

 

Как ужа упоминалось, Эрмитаж издавна располагал богатыми археологическими материалами III-VII веков из могильников Северного Кавказа (Камунты, Кумбулты, Чми). Большой инте-

(24/25)

рес представляют относительно хорошо сохранившиеся ткани как местного производства, так и привезённые из Ирана и Византии; в числе последних недавно определённая А.А. Иерусалимской ткань с изображением Бахрам Гура из могильника Мощевая Балка на Кубани и фрагмент шерстяного ковра из погребения близ Кисловодска.

 

Особую группу составляют бронзовые сосуды — блюда, кувшины, водолеи, курильницы, происходящие по преимуществу из горных аулов Дагестана, в частности из Кубачи. Будучи тесно связаны с сасанидским искусством, некоторые из них сохраняют традиции эллинизма, другие свидетельствуют о причастности к художественной культуре первых веков хиджры. Многие из этих, все ещё спорных в отношении датировки и локализации предметов отнесены К.В. Тревер к культуре древних албанов и датируются ею VI-VII веками.

 

В трёх отдельных залах выставлены памятники, характеризующие, к сожалению весьма фрагментарно, период зрелого средневековья на территории Грузии, Армении и Азербайджана.

 

Из числа грузинских памятников можно назвать лишь медальон с изображением святого Георгия в технике перегородчатой эмали, да части серебряных окладов (XI-XVI века), среди которых две пластинки работы мастера XI века Ивана Монисдзе (публикуемые К.А. Ракитиной), а также фрагменты архитектурной декорировки с резьбой от VI до XVI века, недавно принесённые в дар Музеем искусств Грузинской ССР.

 

В зале Армении выставлены фрагменты фресковой росписи из церкви Бахтагеки в Ани (XIII век), колокол, найденный близ Поти, интересные материалы из раскопок Н.Я. Марра в Ани и И.А. Орбели в Анберде (1936-1937 годы). В составе последних бронзовые ступки, образцы керамики и др. Недавно Эрмитажу были подарены Историческим музеем Армении некоторые материалы из раскопок в Двине (руководитель К.Г. Кафодарян) — высококачественная керамика X-XIII веков, фрагменты штуковой — резной и штампованной — декорировки (IX-X и XII-XIII века) и др. Центральное место занимает большой бронзовый котёл, датированный 1232 годом, из Агарцина. Интересны рукописи, украшенные миниатюрами, в их числе одна киликийской школы. Киликия представлена и серебряными изделиями: уже упоминавшийся складень царя Гетума II (1293 год) и чаша (XII век), найденная в Приуралье (с. Вильгорт), с изображением на дне Давида и Вирсавии.

 

Для характеристики культуры и искусства народов, населяющих Азербайджан, Эрмитаж располагает изготовленными в Иране в конце XIII века изразцами из гробницы Пир-Хусейна Реванан из Ханеки (к западу от Баку) и некоторыми, весьма интересными, образцами различных видов керамики от IX до XIII веков (в частности высококачественной, расписанной люстром и кобальтом); имеется также ряд фрагментов с именами

(25/26)

мастеров (из раскопок в Орен-Кала — древний Байлакан, проводившихся с 1953 года под руководством А.А. Иессена).

 

Большой зал занят исключительно интересной коллекцией каменных рельефов и бронзовых котлов средневекового Дагестана, происходящих главным образом из аула Кубачи. Многие из них (даже те, которые выходят из средневекового периода) свидетельствуют о живучести традиций, в какой-то мере восходящих к сасанидскому периоду. Ко времени XVI-XIX веков относятся ковры из различных центров Закавказья, керамика, художественное оружие и др.

 

В связи с экспонированием закавказских коллекций Эрмитажа возник целый ряд научных проблем. Изучалась древнейшая металлургия, впервые комплексно исследовалась история Урартского государства, рассматривались культурные взаимоотношения местного населения с «колонизаторами» — римлянами. Материалы северокавказских могильников изучались в плане различных культов, в связи с эпическими сказаниями. Как уже говорилось, К.В. Тревер поставлен вопрос об искусстве албанов по материалам бронзовых изделий. Ряд очень интересных проблем был выдвинут И.А. Орбели: вопрос о глубоких местных корнях «сельджукского искусства», никак не связанных с тюрками, вопрос о различных путях развития искусства в феодальном городе и замке, и, наконец, значительно более широко, чем обычно, — вопрос о специфике киликийского искусства (который до этого рассматривался только на материале миниатюры). Средневековой армянской миниатюре посвящен ряд исследований Т.А. Измайловой.

 

В связи с необходимостью определить отдельные группы памятников тщательно исследуется техника их изготовления и декорировки, ценный материал почёрпнут из эпиграфических данных и т.д.

 

При всём том и ныне остается много спорных и нерешённых вопросов, опять-таки касающихся главным образом локализации и датировки.

 

Отдельные восточные памятники экспонируются в других отделах Эрмитажа. Так, интересные китайские ткани, найденные в Пазырыкских курганах на Алтае, выставлены в отделе истории Первобытной культуры, некоторые образцы византийского искусства (например гребень из слоновой кости, найденный в Саркеле — Белой Веже) на выставке Древней Руси и т.п.

 

С отделом Востока тесно связана работа Восточного отделения отдела нумизматики.

 

Собрание восточных монет Эрмитажа является одним из самых крупных в мире. Эрмитаж обладает одним из лучших собраний сасанидских монет (более 3000 серебряных и значительное количество золотых, среди которых имеются уникальные экземпляры).

(26/27)

 

В составе мусульманских коллекций хорошо представлен чекан халифов и ряда государств, возникших на территории халифата. Среди них выделяются монеты Саманидов, Бувейхидов и некоторых других династий домонгольского периода, в том числе хорошо подобранные серии монет Сельджуков, Зенгидов и Ортокидов. В Эрмитаже хранятся также крупные коллекции монет золотоордынских и крымских ханов, большая коллекция турецких монет, среди которых много золотых, а также редких медных монет XIV-XVII веков. Слабее представлены монеты мусульманских династий Испании и Африки, а также монеты Индии, однако чекан древних индийских династий Кушанов и Гуптов отражен многими ценными золотыми монетами. Имеются также монеты Китая, Японии, Кореи, Аннама. Исключительна по своему количеству и значимости коллекция китайских слитков — ямбов, которая является в настоящее время одной из лучших в мире. Наряду с монетами, в коллекции есть значительное количество дальневосточных амулетов. Имеется также неплохой подбор колониальных монет европейских стран. О прекрасном собрании византийских монет мы уже упоминали выше.

 

Восточное отделение отдела нумизматики принимает участие во всех восточных выставках Эрмитажа, а также предоставляет свои материалы для выставок Русского отдела. Помимо этого отдел нумизматики имел до войны и готовит в настоящее время заново свою самостоятельную экспозицию.

 

Исследование восточных монет, начало которому было положено X.Д. Френом, получило дальнейшее развитие в работах ряда его учеников и последователей. Упомянем исследование В.Г. Тизенгаузена «Монеты Восточного халифата», которое было в значительной степени построено с учётом эрмитажного материала. Большую научную ценность имеет до сих пор составленная А.А. Марковым топография находок куфических монет в Восточной, Северной и Средней Европе. Всеобщее признание получили работы Р.Р. Фасмера, методика которого в деле исследования кладов куфических монет явилась основополагающей для дальнейшего развития науки. Изучение куфических монет продолжает А.А. Быков, занимающийся также турецкими и китайскими монетами. Большое значение для нумизматики Эллинистического Востока имеют некоторые работы А.Н. Зографа, признанного авторитета в области античной нумизматики.

 

На базе собрания Эрмитажа и особенно новейших археологических находок О.И. Смирновой удалось создать новую отрасль восточной нумизматики, посвящённую согдийским монетам.

 

*     *     *

 

Деятельность эрмитажных востоковедов не ограничивается стенами своего учреждения. Многие из них систематически печатают свои работы в органах Всесоюзной и Республиканских

(27/28)

Академий наук и принимают участие в больших коллективных трудах, таких как Всеобщая история, Всеобщая история искусств, Очерки по истории СССР и многих других.

 

Материалы, хранящиеся в Эрмитаже, широко привлекаются советскими исследователями и многими зарубежными учёными.

 

Следует упомянуть, что за последние годы в Эрмитаже было организовано несколько временных выставок материалов, поступивших из зарубежных стран Востока, — выставка индийского искусства, несколько выставок китайского искусства, сирийского искусства, японской графики, живописи и скульптуры Ливана, живописи Египетского района Объединённой Арабской республики и некоторые другие.

 

Эрмитаж из своих фондов организует передвижные выставки. Например, скомплектована выставка китайского прикладного искусства, которая функционировала во многих городах Советского Союза (столицах республик Средней Азии, в городах Урала и Сибири, Средней России и Прибалтики) и пользовалась большой популярностью.

 

При Эрмитажа имеется аспирантура, готовящая молодых специалистов, в которую поступают или по окончании Восточного факультета университета, или археологи. Союзные республики Закавказья и Средней Азии прикомандировывают своих аспирантов к Эрмитажу. Этим обеспечивается пополнение кадров исследователей, которым предстоят большие задачи по подготовке научных каталогов и разработке многих проблем истории культуры и искусства народов Востока. Им предстоит одновременно задача дальнейшего планомерного пополнения коллекций Эрмитажа, имеющих, несмотря на все их богатство, целый ряд лакун.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к оглавлению