главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
А.И. АйбабинЭтническая история ранневизантийского Крыма.// Симферополь: ДАР. 1999. 352 с. ISBN 5-7707-3165-6
Заключение.
Все вышесказанное свидетельствует о высоком динамизме этнических процессов в Крыму в позднеримский и раннесредневековый периоды. Миграции, начавшиеся в конце первой половины III в. в результате военной активности германцев, сильно изменили этнополитическую ситуацию на полуострове. Римской империи пришлось на время отказаться от какого-либо присутствия в Крыму. Боспорское царство более чем на двадцать лет попало под контроль германских племён, названных в источниках боранами и готами. На Керченском полуострове появляются новые некрополи и поселения алан. В Юго-Западном Крыму бораны и готы вместе с союзными аланами уничтожили позднескифское государство и большую часть его населения. Только в низовьях реки Бельбек и в бассейне реки Бодрак уцелели сарматы. Тогда же в низовьях рек Черная и Бельбек, у склонов Третьей гряды, на Южном берегу, а главное, в других незаселенных во II — первой половине III вв. районах горного Крыма возникают аланские поселения и могильники с трупоположениями и германские некрополи с кремациями. В 260-х гг. в Херсонесе разразился глубокий кризис, вероятно, вызванный гибелью важного экономического партнера — позднескифского государства, уходом римских войск и захватом германцами черноморских коммуникаций.
Обстановка в Крыму начала стабилизироваться после разгрома крымских германцев в 276 г. В конце III-IV вв. на европейском Боспоре в столице, в малых городах и сельских поселениях преобладали греки, сарматы и аланы. В г. Боспоре сохранилась иудейская община. В Юго-Западном Крыму с 250-х гг. доминируют аланы, бораны и готы. В Херсонесе, как и раньше, превалировали греки. В городе также жили разноэтничные выходцы из дунайских римских провинций, евреи и аланы.
Как только империя смогла утихомирить варваров на границах, она активизировала свою политику на полуострове. В империи отчётливо понимали геополитическое значение Херсонеса, равно как и Боспора, для установления прямых контактов с племенами, поселившимися в Приазовье и Крыму. [1] Рим при поддержке боспорского царя восстанавливает своё влияние в регионе. В конце III в. в Херсонес возвращается римский гарнизон. К концу IV в. римские военные превратили город в крупнейшую на полуострове крепость. В IV в. Боспор и Херсонес являлись и важными экономическими партнёрами империи — поставщиками хлеба в Константинополь. К 325 г. на Боспоре, а к 381 г. в Херсонесе образовались первые христианские общины.
В эпоху Великого переселения народов активизировались этнические процессы на полуострове. В начале V в. гунны овладели степью и примыкавшим к разрушенной ими Феодосии районом европейского Боспора. Другие города и поселения боспорцев на Керченском полуострове не пострадали. Боспорским царством до конца V в. управляла прежняя династия. Описанные события дестабилизировали обстановку в Крыму и послужили причиной новых миграций алан в Горный Крым и части германцев за пределы полуострова. В Юго-Западном Крыму на протяжении столетия происходило освоение аланами и боранами и готами нового пастушеско-земледельческого типа хозяйствования. Во второй половине V в. под влиянием христианства германцы восприняли обычный для алан обряд трупоположения. Прокопии именовал всех обитавших в названное время в регионе готами христианами — подданными остроготского короля Теодориха. На захват на рубеже IV-V вв. значительной части полуострова гуннами (по Прокопию) или гуннами-альциагирами (по Иордану) империя отреагировала усилением обороны Херсона и привлечением общин готов и, очевидно, алан на федератскую службу. К концу V в. Херсон стал основным экономическим, военным и политическим партнером осёдлого населения Юго-Западного Крыма.
Археологические материалы и данные письменных источников отражают результаты византийской политической, военной, идеологической и экономической активности в Крыму в VI — третьей четверти VII вв. Юстиниан I присоединил к империи Боспорское царство и расположенную между Алуштой и низовьями реки Черная область Дори. Этнический состав населения европейского Боспора изменился незначительно. По повелению Юстиниана I в г. Боспор из Подунавья переселились вместе с семьями воины германцы. От них состоятельные боспорские женщины переняли моду на остроготские и гепидские детали костюма. В конце VI в. Византия отстояла своё господство на Боспоре, отразив все нападения кочевников. С образованием дружественного империи объединения праболгарских племён усилилось влияние Византии в степях Северного Причерноморья. Весь этот период Херсон был византийским военно-административным центром на полуострове. Империя стремилась защитить Херсон и область Дори от сменявших друг друга степных кочевников. Благодаря византийским субсидиям, в аланских и готских общинах до третьей четверти VI в. сохранялась военная демократия. В результате развернувшегося в последней четверти VI в. фортификационного строительства, область Дори разделилась на районы, управлявшиеся из крепостей. Возросла роль вождей племён. Видимо их дука Херсона назначал начальствующими в крепостях. До конца VII в. христианские приходы области Дори входили в Херсонскую епархию. Византийские военная политика, культурное и идеологическое воздействие стимулировали возникновение ассимиляционного процесса в Горном Крыму. В VI — первой половине VII вв. у алан и готов Дори унифицируется погребальный обряд и становятся популярными византийские поясные наборы и женская одежда с типичными для германцев фибулами и пряжками.
Хазарская экспансия в последней четверти VII в. послужила причиной нового значительного изменения этнополитической ситуации в Крыму. Хазары разрушили приморские кварталы г. Боспора, уничтожили все населённые пункты европейского Боспора и захватили крымские степи, а в начале VIII в. фактически установили протекторат над областью Дори и на несколько лет овладели Херсоном. В опустошённом Восточном Крыму, в незаселённых Юго-Восточном Крыму, предгорьях Третьей гряды и на побережье Евпаторийского залива осели некоторые булгарские орды, где им пришлось освоить земледелие и пастушеское скотоводство. Признанные достоверными письменные источники сообщают о назначении каганом наместников в город Боспор и в поселение Фулы, а также о расквартировании в Боспоре хазарского военного отряда. В Боспоре и в Фулах и на всех других вновь возникших поселениях булгар выявлены все типичные для крымского варианта салтовской культуры компоненты: дома со стенами, сложенными кладкой в ёлку, керамика и могилы. В принадлежавшем хазарам Юго-Восточном Крыму византийцы основали две новые епархии: при патриархе Германе — Сугдейскую, а около 765 г. — епархию хотциров с резиденцией епископа близ Фул.
В начале VIII в. византийцы именовали уже независимые от империи административные районы области Дори архонтиями или климатами. Их архонты вместе с архонтом Херсона боролись с карателями Юстиниана II. Хазары, очевидно, для облегчения сбора дани, объединили архонтства Горного Крыма, подчинив их архонту До-роса. В описании восстания 787 г. новая административная область впервые названа Готией, а её правитель -= «господином Готии и его архонтств». Судя по чеканенным в Доросе имитациям монет 725-732 гг., хазары образовали Готию во второй четверти VIII в. Одновременно на её территории Константинопольский патриарх учредил одноимённую епархию. После неудачной попытки правящих кругов Готии избавиться от зависимости от кагана в Доросе появился хазарский гарнизон, а многие аланские и готские общины были вынуждены уступить часть своих земель булгарам.
В середине 830-х гг. венгры изгнали хазар из степей Северного Причерноморья. Император Феофил, пользуясь сложившейся обстановкой, предпринял попытку восстановить своё правление в Климатах Готии и защитить её и Херсон от мадьяр. Однако нападения венгров на крепости и поселения Готии заставили византийцев в середине IX в. уйти из региона и реорганизовать фему Климатов и Херсона в фему Херсона. В начале 860-х годов и мадьяры и хазары, стремясь получить дань с крепостей, совершали набеги на Готию. В третьей четверти IX в. мадьяры изгнали хазарские войска из Крыма, уничтожив их цитадель в г. Боспоре. Плодами этой победы воспользовалась Византия.
Разгромившие мадьяр в 889 г. в Северном Причерноморье тюрки печенеги занимались примитивным кочевым скотоводством. [2] Константин Багрянородный так локализовал печенегов: «Пачинакия... к Херсону очень она близка, а к Боспору ещё ближе». [3] Информацию Константина Багрянородного дополняют археологические материалы. Лишь в Присивашье в насыпях более ранних курганов выявлены могилы печенегов, похороненных головой на запад с поясными бляшками, саблями и украшениями X в. В одной из них рядом с костями человека лежали череп и кости ног коня. Скорее всего, в X в. печенеги только ненадолго заходили со своими стадами в Крымскую степь. [4]
Печати X в. из Херсона свидетельствуют о том, что Херсоном, как и в предшествующий период, управляла фемная администрация. [5] По мнению А.А. Васильева, Византия в конце IX в. вернула горнокрымские крепости под своё управление. По его словам, Константин Багрянородный писал о Климатах и Херсоне как о регионах, входящих в её состав и подлежащих защите империи: «Поскольку этот народ пачинакитов соседствует с областью Херсона, то они не будучи дружески расположены к нам, могут выступать против Херсона, совершать на него набеги и разорять и самый Херсон, и так называемые Климаты». [6] Византийскими (городами Романа) назвал автор Кембриджского документа города и деревни между Керченским проливом и Херсоном, захваченные хазарским военноначальником Песахом. [7] Скорее всего, во время этого рейда между 920-940 гг. и погибли многие поселения булгар, оказавшиеся на пути Песаха. В обнаруженной на хребте Басма н в карстовой пещере эпитафии Рис. 88. Ситуационные план местности у подножия горы Демерджи близ с. Лучистое. а — могильник, участок IV-IX вв., b — могильник, участок конца VII-XIII вв., c — могильник, участок XIII-XVIII вв., d — ограждённые каменными оградами загоны для скота, е — поселение XIII-XVIII вв., f — крепость XV-XVIII вв. Фуна и церковь Фёдора Стратилата.пресвитера Иоанна (...[’Ιω]άνου ΠΡ [τή]ς Χερσαιιείάς), отнесённой к X в., Э.И. Соломоник прочла топоним Херсакея. По её предположению, так могли именовать подчинённый Херсону Горный Крым. [8] В трактате же Константина Багрянородного о Херсоне и о Климатах говорится как о двух разных административных единицах.
В Климатах восстанавливается Готская епархия. В относимой к 901-907 гг. нотации Льва Мудрого она записана на 44 месте. [9] С конца IX в. начинается сооружение новых пещерных храмов на Эски-Кермене. [10] С X в. на Бакле строятся новые жилые кварталы и храмы. [11] В X в. население Климатов уже не соблюдало прежние языческие традиции. Там забросили почти все некрополи со склепами и погребальными сооружениями с языческим погребальным обрядом. Рядом со многими из них были построены храмы, вокруг которых возникли некрополи с захоронениями в могилах из каменных плит и в гробницах, сложенных из камня. Судя по немногочисленным эпитафиям из Горного Крыма, [12] жители Климатов знали греческий язык, а некоторые из них имели греческие или аланские имена. Скорее всего, к концу X в. завершился многовековой ассимиляционный процесс формирования горнокрымской народности. Она впитала в себя аланский, готский, ромейский и булгарский компоненты. Их объединили христианство и византийская культура. [13]
Историю сельской горнокрымской общины иллюстрирует могильник у села Лучистое. Аланы-кочевники поселились здесь на рубеже IV-V вв. и начали хоронить на раннем участке могильника (рис. 88, а). Спустя некоторое время, неподалеку они устраивают загоны для скота (рис. 88, d). Точное местонахождение поселения этого времени не установлено. Вероятно, оно оказалось погребённым под горными обвалами. В VI-VII вв. в погребальных сооружениях, типичных для алан, весьма многочисленны детали остроготского и гепидского женского костюмов, а также поясные наборы, характерные для служивших в византийской армии варваров. Обряд захоронений мало чем отличается от языческого. Однако пряжки и амулеты с христианской символикой свидетельствуют о том, что на могильнике хоронили христиан. В погребениях второй половины VII в. фиксируются значительные изменения в костюме — вместо традиционной германской одежды зачастую носят костюм с византийскими украшениями и пряжками. Судя по инвентарю, в VI-VII вв. экономика жителей поселения основывалась на земледелии и пастушеском скотоводстве. В конце IX в., очевидно в связи с заполнением участка, кладбище переносят на новое место (рис. 88, b). Первые склепы там появились ещё на рубеже VII-VIII вв. В X-XIII вв. на новом участке, в основном, хоронили в грунтовых могилах. Обряд захоронения близок христианскому. В конце XIII-XVIII вв. хоронят на третьем участке могильника (рис. 88, с) в христианских, почти безынвентарных плитовых могилах. На территории кладбища сооружается несколько храмиков. История общины была прервана в середине XVIII в. указом Екатерины II, повелевшей всем христианам Крыма переселиться в Приазовье.
В захоронениях, совершённых в X в. и в более позднее время по единообразному христианскому погребальному обряду, невозможно идентифицировать этнос похо- роненных. Однако, и в позднее средневековье в аланских и готских общинах сохранялось этническое самосознание. Посол императора Фердинанда I в Османской империи в 1552-1562 гг. А.Г. Бусбек собирал сведения о языке крымских готов. Он встретил в Константинополе двух жителей Крыма: гота, не знавшего родного языка и говорившего на греческом, и грека, который вследствие частых контактов с готами выучил их язык. Бусбек записал дюжину готских слов, несколько коротких фраз и начало песни на готском языке. По мнению А. Руссо, записи Бусбека фиксируют использование в Крыму в XVI в. разговорного готского языка не только в качестве домашнего, но и для межэтнического общения. [14] Многие авторы называли жителей Крымских гор и аланами и готами. Посетивший Крым в 1253 г. монах-минорит Гильемила Виллем де Рубрук писал о готах жителях Кыр-ора, расположенного между Херсоном и Судаком. [15] В письме венецианца Марино Сандуно к королю Франции Филиппу VI от 13 октября 1334 г. в перечне крымских народов указаны готы и аланы. Однако, наиболее точно сложившаяся в данном регионе в средневековье этническая ситуация описана венецианским купцом Иософатом Барбаро. Он писал в первой половине XV в.: «Я думаю, что благодаря соседству готов с аланами произошло название готоаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали своё имя с именем аланов. Таким образом, ввиду смешения одного племени с другим, они и называют себя готоаланами. И те и другие следуют обрядам греческой церкви». [16] Следует заметить, что анализ археологических материалов позволяет поменять местами слагаемые этого этнонима и именовать народ, сформировавшийся в Горном Крыму в средние века, аланоготами. Они жили там до середины XVIII в.
[1] Zuckerman, 1991, р. 553.[2] Артамонов, 1962, с. 340, 350. Плетнёва, 1982, с. 24.[3] Константин Багрянородный, с. 157.[4] Ajbabin, 1995, р. 211.[5] Соколова, 1983, с. 115.[6] Константин Багрянородный, с. 37.[7] Golb, Pritsak, 1982, p. 117.[8] Соломоник, 1986, с. 214-215.[9] Gelzer, 1900, S. 551.[10] Айбабин, 1991, с. 47.[11] Рудаков, 1981, с. 73-83.[12] Соломоник, 1986, с. 215-217. Соломоник, 1991, с. 172-178. Сидоренко, 1998, с. 642-645.[13] Айбабин, 1993а, с. 130.[14] Rousseau, 1991, р. 153-162.[15] Брун, 1880, с. 135, 137. Карпини и Рубрук, с. 68, 83.[16] Барбаро и Контарини о России, с. 157.
наверх
|
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги