И.В. Асеев
Прибайкалье в средние века
(по археологическим данным).
// Новосибирск: 1980. 152 с.
Оглавление.
Глава I. История изучения средневековых памятников Прибайкалья. — 5
Глава II. Характеристика средневековых памятников Прибайкалья. — 15
1. Погребальные комплексы, обряды, инвентарь. — 15
2. Поселения. — 85
3. Петроглифы. — 103
Глава III. Периодизация средневековых памятников, материальная культура и некоторые вопросы этногенеза прибайкальских племён. — 127
1. Инвентарь как источник периодизации п хронологии прибайкальских памятников. — 127
2. Характеристика хозяйства прибайкальских племён. — 136
3. Некоторые вопросы этногенеза прибайкальских племён. — 139
Примечания. — 144
Введение. ^
Древняя история Прибайкалья, освещаемая в основном археологическими памятниками, занимает видное место в исследованиях, посвящённых историческому прошлому народов Сибири. В результате широко поставленных исследований в бассейне рек Ангары и Лены обнаружен ряд первоклассных памятников эпохи палеолита, в том числе Мальта и Буреть. [1] Исследованные неолитические памятники Прибайкалья также представляют одну из значительных страниц в истории новокаменного века в Сибири. [2] Однако тем очевиднее становится слабая изученность памятников последующего периода — эпохи бронзы и железного века. Этот пробел тем ощутимее, что с памятниками связана такая важная общеисторическая проблема, как этногенез тюркских и монгольских племён, потомками которых, по мнению некоторых исследователей (Г.В. Ксенофонтов, А.П. Окладников), являются буряты и якуты. Этот вывод основан прежде всего на данных письменных документов, а также этнографии.
Для более глубокого и полного решения этногенетической проблемы необходимы археологические источники, которые могут быть интерпретированы в свете имеющихся письменных данных, этнографии, фольклора, языка, и, в свою очередь, должны корректировать эти данные. Такими археологическими источниками являются могильники, поселения, а также образцы искусства древних обитателей Прибайкалья — петроглифы, которые по традиции называют в Сибири писаницами.
Хронологически указанные памятники, за исключением четырёх погребений, относящихся к раннему периоду, могут быть объединены одной эпохой — средневековьем. Характеристике и анализу их и посвящается настоящая работа.
Отметим, что памятникам средневековья уделялось внимание ещё в XVIII — начале XX столетия. Таковы, например, наблюдения академика Г.Ф. Миллера в XVIII в. над петроглифами долины р. Лены (Шишкино); [3] исследования Н.Н. Агапитова и других в конце XIX в., Б.Э. Петри. Г.В. Ксенофонтова, П.П. Хороших — в начале XX в., позднее А.П. Окладникова, В.В. Свинина, А.М. Мандельштама. [4] Однако малое количество материала потребовало осуществления дальнейших, более систематических по характеру и широких по масштабу, исследований, которые и были выполнены экспедициями Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР под общим руководством академика А.П. Окладникова при непосредственном участии автора в 1968-1977 гг. Было раскопано более 200 шатровых могил, впервые исследованных ещё Н.Н. Агапитовым. Раскопки позволили более детально, чем прежде, проследить распространение памятников в районе о-ва Ольхон и соседних с ним территорий на северо-западном побережье оз. Байкал. Полнее выявлены конструкция этих своеобразных захоронений, а также характер погребального обряда. Погребальный инвентарь позволил засвидетельствовать у населения Прибайкалья того времени существование различных ремёсел, и тем самым были получены ценные данные о его материальной культуре.
(3/4)
Особый интерес представляет тот факт, что удалось обнаружить среди могил захоронения шатрового типа, которые позволяют отодвинуть нижнюю хронологическую границу этих памятников вплоть до гуннского времени, что существенно меняет сложившиеся представления о времени существования шатровых могильников.
Не ограничиваясь материалами шатровых могил, автор использовал в своей работе также материалы обычных для кочевников типов захоронений: под плоскими и курганными насыпями из камня, захоронения в расщелинах скал. Это позволило значительно расширить хронологический диапазон изучения истории Прибайкалья в средние века.
Что касается духовной культуры прибайкальских племён, то кроме представлений, связанных с погребальной обрядностью, исключительный интерес представляют наскальные изображения. В них отражаются как религиозные идеи, так и социальные отношения и, конечно, эстетический мир исполнителей этих рисунков.
Автором использованы кроме ранее известных и вновь обнаруженные рисунки курыканского стиля. Вновь обследованы также такие своеобразные памятники Прибайкалья, как городища — каменные оборонительные стены. Представленные автором новые археологические материалы по средневековой археологии Прибайкалья рассматриваются в связи и на фоне материалов, собранных предшествующими исследователями Привлекаются результаты исследований средневековых городищ Прибайкалья, выполненных Э.Р. Рыгдылоном, [5] а также обширный материал Ангарской экспедиции ЛОИА АН СССР, собранный в 1952-1964 гг. на ангарских островах, на городище Манхай и в других местах. [6]
Всё это позволило дать более полную общую периодизацию средневековых памятников от III в. до н.э. до XIV в. Вместе с тем появилась возможность более уверенно, чем прежде, подойти к постановке этногенетической проблемы, т.е. к вопросу о происхождении якутского и бурятского народов.
Как известно, вопросы происхождения этих народов ставились и ранее. Ещё Б.Э. Петри, Г.В. Ксенофонтов и В.И. Подгорбунский выявили некоторые сходные черты в культуре древнего населения Прибайкалья («курумчинских кузнецов») с культурой якутского народа и соответственно сделали вывод о том, что загадочные курумчинцы были предками якутов. [7] Этот вывод был подтверждён и развит А.П. Окладниковым в «Истории Якутской АССР». [8] Что касается бурят, то этой проблеме посвящены работы Г.Н. Румянцева, [9] А.П. Окладникова [10] и Е.А. Хамзиной. [11] Эти авторы приходят к выводу о генетической связи бурят с древними племенами Прибайкалья, и в первую очередь с теми же курыканами.
Автор настоящей работы, исходя из опубликованных материалов и опираясь на материалы собственных исследований, также полагает, что в I тыс. н.э., а может быть, и ранее обширную территорию вокруг оз. Байкал заселяли тюркоязычные племена; впоследствии, т.е. в X-XI вв., здесь расселяются монголоязычные племена — предки бурят.
Всё сказанное выше значительно уточняет сложную картину этнических отношений на территории Прибайкалья в средневековое время и позволяет яснее обрисовать исторический путь древнего населения этого края в пределах последних двух тысячелетий.
В полевые исследования ряда памятников по средневековой истории Прибайкалья, нашедших отражение в данной работе, внесли свой труд Ю.В. Гричан, П.П. Лабецкий, Ю.Д. Березин, Ю.П. Холюшкин. Фотографии готовили В.П. Мыльников и Н. Спиридонов. Всем им автор выражает глубокую признательность.
Особую благодарность автор приносит своему научному руководителю академику А.П. Окладникову за неоценимую помощь в выполнении данной работы.
(143/144)
[1] Герасимов М.М. Мальта — неолитическая стоянка. Иркутск, 1931. Он же. Раскопки палеолитической стоянки в селе Мальта. Предварительный отчёт о работах 1928-1932 гг. — В кн.: Палеолит СССР. Материалы по истории дородового общества. М.-Л., 1935; Окладников А.П. Новые данные о палеолитическом прошлом Прибайкалья (к исследованиям в Бурятии 1936-1939 гг.). — КСИИМК, 1940, вып. 5, с. 59-62.
[2] Окладников А.П. Неолитические памятники Ангары (от Шукино до Бурети). Новосибирск, 1974; Он же. Неолитические памятники Ангары (от устья р. Белой до Усть-Уды). Новосибирск, 1975; Он же. Неолитические памятники Ангары (от Серово до Братска). Новосибирск, 1976.
[3] Миллер Г.Ф. История Сибири, т. I. М.-Л., 1937, с. 535-536.
[4] Агапитов Н.Н. Прибайкальские древности. — ИВСОРГО, Иркутск, 1882, т. XII, № 4-5 и др.
[5] Рыгдылон Э.Р. Городища Усть-Ордынского, Бурят-Монгольского национального округа Иркутской области.— СА, 1955, № XXII, с. 177-187.
[6] Материалы хранятся в фондах ИИФиФ СО АН СССР.
[7] Петри Б.Э. Доисторические кузнецы в Прибайкалье. — Изв. Ин-та народного образования в Чите, 1923, № 1, с. 21-39; Он же. Далёкое прошлое Прибайкалья. Иркутск, 1928, с. 26-30; Ксенофонтов Г.В. Расшифровка двух памятников орхонской письменности Западного Прибайкалья М. Рэзененом. — Язык и мышление, 1933, вып. 1, с. 275-278; Подгорбунскпй В.И. Вопросы археологических изысканий в пределах Прибайкалья и прилегающих к нему районов. — Труды I Сибирского научно-исследовательского съезда. Новосибирск, 1928, с. 266.
[8] Окладников А.П. История Якутской АССР, т. 1. М.-Л., 1955.
[9] Румянцев Г.Н. Народы Восточной Сибири в X-XIII вв. — В кн.: Материалы по древней истории Сибири. Улан-Удэ, 1964, с. 505-515.
[10] Окладников А.П. История и культура Бурятии. Улан-Удэ, 1976.
[11] Хамзина Е.А. Археологические памятники Западного Забайкалья. Улан-Удэ, 1970.
Список сокращений. ^
АС — Археологический сборник Государственного Эрмитажа.
БКНИИ — Бурятский комплексный научно-исследовательский институт СО АН СССР.
БМНИИК — Бурят-монгольский научно-исследовательский институт культуры СО АН СССР.
ИВСОРГО — Известия Восточно-Сибирского Русского Географического общества.
ИИМК — Институт истории материальной культуры АН СССР.
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР.
КСИЭ — Краткие сообщения института этнографии.
МАЭ — Музей антропологии и этнографии АН СССР.
МИА — Материалы и исследования по археологии.
PAHИОH — Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук.
РГО — Русское Географическое общество.
СА — Советская археология.
САИ — Свод археологических источников.
СЭ — Советская этнография.
ТТКАЭЭ — Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции.
ТНИИЯЛИ — Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.
ТКАЭ — Труды Камской археологической экспедиции.
|