главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
М.И. АртамоновСокровища саков.Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы.
|
1. Вотивная пластинка с изображением мужчины
|
2. Вотивная пластинка с изображением мужчины
|
скифов, носившие высокие остроконечные шапки из плотного войлока и длинные штаны. Вооружены они были луками, короткими мечами и секирами. [4] По сведениям современника Геродота Геланика, амюргейскими саки назывались по местности, которую занимали. [5] Вслед за В.В. Григорьевым В.В. Струве сближает название амюргейских саков с именем наиболее значительной реки Туркмении — Мургаб, [6] в соответствии с чем их следует помещать в степях юго-восточных Каракумов, между этой рекой и Аму-Дарьёй. По-видимому, это они поддержали восстание маргианцев под руководством Фрада против персидского царя Дария, жестоко подавленное в 522 г. [7] По Геродоту, саки входили в состав XV сатрапии Дария и выплачивали вместе с каспами 250 талантов подати. [8] Кроме того, они были обязаны поставлять контингенты в персидское войско. В Марафонском сражении в 490 г. они вместе с персами находились в центре боевых порядков. [9] Описывая разноплеменное войско сына Дария Ксеркса, собранное для похода на Грецию, Геродот опять называет в нём саков и отмечает их как особенно отличившихся в битве при Платеях (479 г.). [10]
Саки упоминаются и в персидских клинописных памятниках. В надписи на гробнице Дария в ущелье Накш-и-Рустам близ Персеполя названы три группы саков: саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саки-хаумаварка [11] и саки-тарадарайя (заморские или заречные). Представители этих групп, так же как и других народов, подвластных персам, изображены в рельефах над входом в гробницу Дария поддерживающими трон царя, изображения сопровождаются пояснительными надписями.
Вопрос о местонахождении трёх групп саков остаётся спорным. Можно предположить, что саки-хаумаварка жили поблизости от Бактрии или даже входили в состав населения этой страны, так как они отождествляются со скифами амюргейскими, территориально связанными с рекой Мургаб. На многочисленных вотивных золотых пластинках из знаменитого Аму-Дарьинского клада с грубо выгравированной (в одном случае рельефной) фигурой человека с цветком, пучком прутьев или копьём в руках, а также и без них, имеются персонажи, одетые так же, как саки, на рельефах гробницы Дария (илл. 1, 2).
Аму-Дарьинский клад, в основе своей представляющий храмовое сокровище, составившееся из прино-
шений верующих, найден в верховьях Аму-Дарьи, в пределах древней Бактрии; владения её в пору расцвета простирались на южную часть Средней Азии от Памира до Каракумов. Кроме занимавших горные оазисы бактрийцев, которые в персепольских рельефах изображены в таких же, как саки, кафтанах, но с напущенными на голенища мягких сапог складчатыми штанами и в круглых низких шапочках типа тюбетейки, в бассейне Аму-Дарьи могли жить и саки, проникавшие в своих кочевьях в горы Памира до верховий этой реки, но в большей своей части обитавшие в степи и составляющие самостоятельную административную единицу Персидской империи.
Фигуры мужчин и женщин на золотых пластинках Аму-Дарьинского клада изображены в различных одеждах. Одни мужчины представлены в кафтанах до колен и в мягких башлыках с заломленным назад верхом, иногда с открытой, а в ряде случаев с закрытой нижней частью лица, другие — в длинном меховом или с меховой опушкой халате с декоративными рукавами, который носился внакидку. Все эти типы одежды представлены и в рельефах персепольского дворца, где, кроме того, часть персонажей в шаровидных шапках, характерных для мидян, тогда как мягкие башлыки носились, по-видимому, персами и обычно завязывались так, что закрывали нижнюю часть лица. Саки на тех же рельефах изображены с открытыми лицами (илл. 3). У слуг — длинные одежды со складками, а в халаты с декоративными рукавами одеты знатные персы, представленные на рельефах вдоль лестницы трипилона.
Поскольку одежда являлась устойчивым этническим признаком и именно с таким значением выступает в персепольских рельефах, изображённых на амударьинских вотивных пластинках следует считать представителями персов и саков. Принимая во внимание близкое родство этих народов между собой и нахождение Аму-Дарьинского клада в области, входившей в состав Персидского царства, где персы представляли центральную власть, а саки местное население, вполне естественно соединение их в почитании одного святилища.
Из аму-дарьинских вотивных пластинок наиболее замечательна пластинка 15 см длины с рельефным изображением человека в таком же, как в других случаях, заломленном назад башлыке, из-под которого видны завитые кудри волос над лбом и у плеч за шеей (илл. 4). У него, как и у персонажей на других пластинках, орлиный нос, усы и клиновидная борода. Одет он в кафтан до колен с узкими рукавами и с продольными прошивками по бокам, на плечах и по подолу, опоясан в два оборота узким кушаком, спереди стянутым узлом с двумя длинными концами. На нём узкие штаны и мягкие сапоги, подвязанные у щиколоток ремнями. У пояса с правой стороны характерный акинак — короткий меч в ножнах с боковой лопастью для подвешивания, совершенно такой же формы, как акинак, золотая обкладка ножен которого имеется среди вещей Аму-Дарьинского клада или какие представлены у мидян, персов и саков на персепольских рельефах. Все они одинаково подвязывали нижний конец ножен меча к правой ноге специальным ремнём, что показано и на пластинке Аму-Дарьинского клада и на персепольских рельефах. В правой согнутой руке изображённый на аму-дарьинской пластинке держит перед собой пучок прутьев, так называемый «барсом», или «брасман», употреблявшийся, по словам Геродота, скифами при гадании [12] и вместе с тем служивший для разжигания священного огня. Считается, что это либо маг, либо жрец. Для нас
в данном случае важно, что это, как показывает способ подвязывания башлыка, скорее всего сак, а не перс.
Аму-дарьинские изображения очень близки к персепольским рельефам не только иконографически, но и по стилю, а следовательно, относятся к одному времени с ними, то есть к концу VI-V вв. до н.э. Согласившись с локализацией саков-хаумаварка в южной части Средней Азии, мы, естественно, должны будем искать две другие группы саков к северу от них. Это те группы саков с остроконечными шапками («ортокорибантии»), из среды которых вышел побеждённый Дарием сак Скунха и которые в рельефах на стене лестницы, ведущей к ападане персепольского дворца, изображены среди представителей подвластных персам народов, подносящих дары царю царей, в виде особой группы людей; один из них ведёт прекрасного коня, другой несёт, вероятно, золотые браслеты, а трое остальных — части сакской одежды: кафтан и штаны. Сильный конь с выгнутой шеей, тщательно расчёсанной гривой и с узлом на конце хвоста ничем существенным не отличается от других изображений коней в той же процессии, кроме, разве, султана, укреплённого над его лбом. Но так как каждый народ подносил царю лучшее из того, чем он располагал, то можно думать, что в данном случае изображены саки, разводившие ценную породу лошадей, что заставляет вспомнить о славившихся в древности конях вклинившейся глубоко в горы Ферганской долины.
Так как одна из групп саков, живших севернее саков-хаумаварка, называлась «заречными» — тарадарайя, то вполне резонно помещать её за Сыр-Дарьей. В таком случае ферганские саки, саки, жившие за Согдом, окажутся саками-тиграхауда. Саки-тарадарайя одинаково локализуются к северу от Сыр-Дарьи, толковать ли их название как «заречные» или «заморские»; Аральское море в древности считалось частью Каспийского, и определение «заморские» могло означать только саков за этим морем, то есть вместе с тем и за Сыр-Дарьёй.
Начало покорения Средней Азии персами относится к царствованию Кира II (558-530 гг.), причём первой должна была пасть Бактрия, занимавшая ключевое положение. Ктесий сообщает, что после подчинения Бактрии Кир вёл войну с саками и взял в плен царя их Аморга, в имени которого, вероятно, следует видеть название возглавляемого им племени, то есть амюргиев, или хаумаварка. Жена Аморга, узнав о пленении мужа, собрала новое войско, нанесла поражение персам и захватила в плен нескольких родственников Кира. Это заставило последнего обменять их на Аморга, а затем и заключить с ним союз. Кир фактически не сумел подчинить саков, обитавших вблизи Бактрии. В рассказе Ктесия о войне Кира с Лидией и с дербиками саки во главе с Аморгом выступают союзниками, а не подданными персов. [13] Сохранилось сообщение, что Кир II погиб в борьбе со среднеазиатскими кочевниками в 530 г. По Геродоту, массагеты заманили его в глубь своей страны и, когда персы, захватив лагерь противников, торжествовали победу, неожиданно напали на них и перебили. [14] При Дарии I (522-486 гг.) Средняя Азия уже прочно входила в Ахеменидскую державу. В надписях, заложенных в основании дворцов Дария в Персеполе и Экбатане, крайние восточные границы Ахеменидской империи определены «от саков, которые за Согдом». То же самое означает и выражение: «Страна саков, достигающая пределов земли» в надписи на стелле Дария, открытой В.С. Голенищевым на Суэцком перешейке. В.В. Струве отожествляет саков этой страны с саками заморскими — тарада-
райя, полагая, что текст надписи можно истолковать как «проживающие у моря на краю земли», [15] что мало вероятно, так как проживающих у моря, представляющего границу окружённой им земли, никак нельзя назвать заморскими.
В.В. Струве обратил внимание на то, что в ранних списках подвластных Дарию народов — Бехистунском и Персепольском — саки упоминаются только по одному разу, и притом в общей форме, без указания их частных наименований. В Сузианском списке значатся два сакских народа — хаумаварка и тиграхауда, и только в самом позднем Накширустемском списке, кроме того, появляется третий народ саков — тарадарайя. [16] На этом основании можно полагать, что эти последние саки были покорены позже других и только при Дарии. Повествование Бехистунской надписи о походе Дария в 519 г. на саков с острыми шапками, чья страна находится за морем или за рекой, относится к сакам-тарадарайя, так как именно последние жили за водной преградой — то ли морем, то ли рекой, — через которую надо было переправляться, о чём говорится в надписи; ею могла быть Сыр-Дарья. В надписи далее сообщается, что саки были разбиты и что вождь их Скунха был захвачен Дарием, назначившим правителем саков другое лицо, повидимому, из местных вождей. [17] Здесь речь идёт явно не о подавлении восстания, а о первом завоевании, которому Дарий придавал очень большое значение. Фигура Скунхи в остроконечной шапке со связанными руками и верёвкой на шее была добавлена к первоначальным изображениям на Бехистунской скале после покорения этих саков (илл. 5). В первоначальном рельефе её не было, как не было и надписи в 5-м столбце, повествующей об этом событии.
Массагетов персидские источники вовсе не упоминают, вероятно, потому, что они не входили в состав Ахеменидской державы и после неудачной попытки Кира персы никогда не старались распространить на них своё господство. Некоторые учёные даже сомневаются в самом существовании массагетов как особого племени, полагая, что их название значит «большие саки» или «большая сакская орда», [18] что, по сути дела, ничего не меняет, так как, если массагетов как племени не существовало, то было в дальнейшем распавшееся объединение сакских племён под этим или сходным наименованием. По весьма вероятному заключению В.В. Струве, массагеты — это приаральские саки, известные, как уже указывалось, под общими наименованиями: «ортокорибантии», то есть носящие острые шапки, а позже под именем «даев» или «дахов», которые, по Аммиану Марцеллину, были предками алан. [19] Важно, что большинство состоявших в массагетском союзе племён не было подчинено персам и только хорезмийцы, по преданию, принадлежавшие к массагетам, значатся в надписях Дария наряду с бактрийцами и согдийцами в числе подданных персидского царя. Впрочем, владычество персов над ними было не продолжительным. В IV в. они становятся независимыми.
Соседями массагетов Геродот называет исседонов, под давлением которых часть азиатских скифов якобы была вынуждена переселиться в Причерноморье, откуда они, в свою очередь, изгнали обитавших там ранее киммерийцев. Если следовать за этим писателем, то исседонов надо помещать в Центральном или Западном Казахстане, так как Восточный Казахстан принадлежал сакам-тарадарайя. Однако, исходя из общей картины расселения кочевников Евразии, данной Геродотом и скорректированной археологическими наблюдениями, более вероятным
представляется помещение исседонов в Южном Приуралье. Археологически эта группа кочевников, по ряду признаков близкая к массагетам Приаралья, отличается как от савроматов-сарматов Нижнего Поволжья и Подонья, с одной стороны, так и от так называемой тасмолинской культуры Центрального Казахстана — с другой. [20]
Последняя же, в своих наиболее существенных признаках распространённая далеко на восток, до Алтая и Саянских гор включительно, принадлежала, по-видимому, сакам, в общем называемым персами заречными или заморскими (тарадарайя).
Свои сведения об исседонах Геродот заимствовал у Аристея Проконисского, поэма которого «Аримаспия» до нас не дошла и который будто бы сам побывал у исседонов. Согласно этим сведениям, исседоны, как и массагеты, поедали тело умершего отца вместе с мясом убитых для поминального пира животных, а череп его покрывали золотом и употребляли как священный сосуд при жертвоприношениях. Вместе с тем они считались справедливым народом, и женщины у них пользовались одинаковым положением с мужчинами. [21]
Сведения о народах, живущих за исседонами, Геродот сам считал не заслуживающим доверия баснословием. Рядом с ними он называет одноглазых аримаспов, похищавших золото у некиих стерегущих его грифонов. [22] Кроме них он называет занимавшихся охотой иирков, [23] плешивых аргипеев и простиравшихся до самого Океана гипербореев. [24] Все они, кроме гипербореев, по словам Геродота, постоянно воевали между собой. Все эти сведения относятся, по-видимому, к населению Западного Приуралья и Урала (Рипейских гор), сведений же о находившемся за саками населении Сибири в распоряжении Геродота вовсе не было.
Данные о населении восточной части степей Евразии, а в особенности Центральной Азии, в середине которой простирается песчаная пустыня Гоби, содержатся в китайских источниках. Кроме тюркоязычных хунну (гуннов или хуннов) в Монголии и Прибайкалье и занимавших Саяны и Минусинскую степь загадочных динлинов в китайских хрониках, повествующих о событиях III в. до н.э., появляются юэчжи. Клапрот, Абель Ремюза в начале XIX в., а в наше время С.П. Толстов отождествили их с массагетами, полагая, что китайское название да-юэчжи — большие юэчжи — соответствует наименованию масса-геты — большие геты, — что, следуя С.П. Толстову, якобы подтверждается наличием в хорезмской культуре некоего фракийского слоя. [25] Китайские источники указывают юэчжэй в Хэси от Дунь-Хуаня — на север, от Великой стены при Ордосе — на северо-запад до Хами и считают их одним из подразделений народа сэ, то есть саков. [26] Это была наиболее восточная часть ираноязычных кочевников, этнически родственная не только со среднеазиатскими саками, но и с такими же кочевниками Южной Сибири. К границе Китая они придвинулись не позже V в., но уже к концу III в. были изгнаны оттуда хунну (гуннами) на свою основную территорию в степной Джунгарии. Там они оставались до тех пор, пока гунны не оттеснили их ещё дальше на запад — в Среднюю Азию, куда они прошли через проходы, и раньше и позже связывавшие кочевников по обе стороны Тянь-Шаня.
Средняя Азия после смерти завоевавшего её Александра Македонского досталась во владение одному из его полководцев, Селевку, и была превращена в сатрапию Селевкидского государства, включавшую Бактрию и Согдиану. Сохранивший свою независимость при Александре Македонском Хорезм продолжал оставаться самостоятельным государством. В середине III в. до н.э. (247 г.) вожди кочевого племени парнов, или дахов, Аршак и Тиридат образовали на территории нынешней Туркменской ССР независимое Парфянское царство. Тогда же (около 250 г.) и сатрапия Бактрия отделилась от Селевкидов, превратившись в Греко-Бактрийское царство с потомками греческих завоевателей во главе. Оно распространило свои владения не только на весь Афганистан, но и на северо-западную часть Индии. Но затем часть провинций этого государства была отнята Парфией, а Согдиана, отделившись от него, вошла в состав вновь возникшего царства Кангха (Канкюй). Окончательный же удар по Греко-Бактрийскому царству был нанесён вторгшимися в Среднюю Азию юэчжами. На краю гибели оказалось и Парфянское царство; только с большим напряжением сил ему удалось отстоять своё существование. [27] По китайским сообщениям, да-юэчжи — большие юэчжи — прошли в Среднюю Азию через Давань (Фергану). Разбив и оттеснив саков (сэ) в Гибинь (долину Кабула), они заняли Согд и к 128 г. до н.э. покорили Греко-Бактрийское государство, образовав несколько самостоятельных владений, позже объединённых в Кушанское царство.
Вслед за юэчжами в восточной части Средней Азии — в Семиречье — появились усуни, племя, неизвестное по происхождению и этнической принадлежности, наряду с юэчжами жившее в области Хэси между Дунь-Хуанем и Циньяньшанем в западной части современной китайской провинции Ганьсу. Юэчжи вытеснили его оттуда в Западную
Халху, где оно подчинилось гуннам и прикрывало их западную границу. После разгрома юэчжей гуннами усуни, преследуя побеждённых, вторглись в Семиречье, этот естественный коридор, соединяющий Восточный Туркестан со Средней Азией, где, смешавшись с саками, образовали самостоятельное государство, просуществовавшее там до III в. н.э. [28] История государственных образований Средней Азии в эллинистическое время, таких, как Согдиана и Хорезм, а также полностью или частично возникших на её территории, но затем распространившихся далеко за свои первоначальные пределы, подобных Греко-Бактрии или огромной Парфянской империи, ставшей на место Ахеменидской Персии, выходит за рамки нашей темы. Но при рассмотрении культуры саков и других ираноязычных кочевых племён Евразии эти государства необходимо иметь в виду, так как многие явления в культуре и искусстве кочевников находились в столь же тесной зависимости от воздействия как со стороны данных государств, так и со стороны предшествовавшей их возникновению Ахеменидской империи. С течением времени важным фактором культурной истории евразийских кочевников становится также Китай.
Тем не менее ираноязычные племена Евразии и в это время сохраняли своеобразие и единство своей культуры. Общими для них, как и прежде, оставались оружие, конское снаряжение и искусство звериного стиля — то, что в археологии получило название «скифской триады». Отдельные элементы их культуры в большей или меньшей степени охватывали и соседние области, занятые другими этническими группами, однако этнографическая общность ираноязычного населения Евразии оставалась достаточно чёткой за всё время его существования.
Примечания. ^
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги