главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

М.И. Артамонов. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. М.И. Артамонов

Сокровища скифских курганов
в собрании Государственного Эрмитажа.

// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.+ табл.

 

Скифское искусство.

 

В скифских памятниках прослеживаются по меньшей мере три художественно-стилистических течения. Одно собственно греческое, произведения которого лишь внешне связаны с туземным миром Северного Причерноморья; оно всё время остаётся на поверхности этого мира и в своём развитии следует путям античного искусства. Второе течение, появляющееся очень рано и в архаический период тесно связанное с искусством Ассирии и Урарту, в дальнейшем отражает развитие искусства Ахеменидского Ирана. Наконец, третье представляет собственно скифское искусство, рано оформившееся в своих стилистических особенностях, но тесно связанное со вторым «восточным» течением и вобравшее в состав своих сюжетов и форм немало греческих элементов. Характерными чертами скифского искусства являются, во-первых, высокая декоративность, выражающаяся в органической связи изображения с предметом утилитарного назначения, и, во-вторых, употребление в качестве мотивов декорации изображений животных или их частей, причём изображения эти, несмотря на реализм в передаче, отличаются соответствующей декоративному назначению искусства стилизацией, важнейшими признаками которой являются конструктивность построения и обобщённость в трактовке форм.

 

Реальный образ животного, составляющий главное содержание скифского искусства, с момента возникновения этого искусства разрабатывается декоративно и в связи с этим сначала отдельные его части, а затем и всё изображение получает орнаментальную трактовку и превращается в линейно-плоскостную схему, в которой орнаментальные элементы доминируют над изобразительными. В конце концов в скифском искусстве появляются мотивы, в которых трудно, а иногда и невозможно различить их реальную терратологическую основу. Таковы, например, изображения рогов на псалиях и уздечных бляхах из Семибратних и Елизаветинских курганов или фигуры, в основе которых лежит стилизация задних ног или лап животного, или орнаментальные формы, образованные на основе изображения головы или фигуры птицы и т.д. и т.п.

 

Развитие скифского искусства отчетливо распадается на два периода. Первый из них характеризуется соединением выразительной реалистичности и объёмной живописности с орнаментальной декоративностью. Второй, относящийся к IV-III вв., отличается графической схематизацией образов, превращением их

(81/82)

в линейный орнамент. В соответствии с этим изображения становятся плоскими, детали обозначаются резными линиями. Между этими двумя основными периодами или этапами можно было бы выделить ещё один промежуточный период, сравнительно очень короткий, падающий на вторую половину V в., когда признаки, характерные для первого и второго периодов, сочетаются между собой и когда в скифское искусство широкой струёй вливаются греческие и иранские мотивы.

 

Именно в это время, несмотря на сохранение значительной степени прежней живости и выразительности изображений животных, получают развитие различные нереалистические элементы, а редкие случаи зооморфных превращений отдельных частей животных становятся обычным явлением. Более того, эти части обособляются в самостоятельные мотивы. Наряду с отдельными изображениями голов и копыт, хорошо известными и на раннем этапе, широкое распространение получают украшения в виде других частей животных: ног, лап, когтей, уха и т.п. Это противоестественное расчленение образа способствует усилению орнаментальных тенденций скифского искусства и дальнейшей схематизации целых фигур. Можно заметить, что чем меньше реалистических черт сохранялось в скифском искусстве, тем с большей свободой они сочетались и скрещивались между собой и в тем большем числе включались в него более или менее переработанные греческие и восточные элементы.

 

В том же направлении, что и в Северном Причерноморье, протекало развитие культуры и звериного стиля в степях Азии, с тем лишь отличием, что там вследствие более тесных связей не с Грецией, а с Ахеменидским Ираном, сильнее ощущалось влияние последнего, а также, что в силу местных условий процесс протекал замедленными темпами, благодаря чему самобытные формы переходного периода получили более яркое выражение. К тому времени, когда в Северном Причерноморье скифское искусство окончательно выродилось, подавленное мотивами и формами греческого происхождения, в Сибири ещё процветал звериный стиль, сохранявший реалистическую изобразительность и эмоциональную насыщенность. На восток он распространился до Монголии и Северного Китая, а отзвуки его вместе с сарматами проникли и в Причерноморье. Наследие этого художественного стиля дает себя знать ещё в произведениях азиатских кочевников, заполонивших европейские степи в послегуннское время. Однако рассмотрение его выходит за рамки нашей темы и может составить содержание специальной публикации.

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги