главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[ некролог ]

М.И. Артамонов. 1898-1972.

// СГЭ. [Вып.] XXXVII. Л.: «Аврора». 1973. С. 112-113.

(Открыть фото в новом окне)

 

31 июля 1972 г. скоропостижно скончался Михаил Илларионович Артамонов. Не стало замечательного человека, выдающегося учёного, одного из крупнейших советских археологов, блестящего организатора, педагога, большого знатока музейного дела.

 

Михаил Илларионович родился 5 декабря 1898 г. в бывшей Тверской губернии, в семье крестьянина. Во время первой мировой войны он был призван в армию. После февральской революции — избран членом Совета солдатских депутатов. В декабре 1917 г. Михаил Илларионович направляется в Петроград для работы в национализированных банках. Затем учительствует в родных местах, а в 1921 г. возвращается в Петроград — теперь он уже студент, изучающий историю, археологию, искусство. Михаил Илларионович окончил Ленинградский университет, в котором ему со временем суждено было стать профессором и многие годы, до последних дней жизни, заведовать кафедрой археологии.

 

В 1930-е гг. М.И. Артамонов занимает ведущее место в ряду творцов советской археологической науки. Он внёс огромный вклад в науку и как учёный, и как организатор исследовательской работы.

 

В 1938 г. Михаил Илларионович назначается директором Института истории материальной культуры АН СССР, где под его руководством коллектив археологов в короткий срок создаёт двухтомник «История СССР с древнейших времён до образования древнерусского государства» (макет) — первый в советской науке обобщающий труд о далёком прошлом нашей Родины, написанный с позиций исторического материализма и с учётом большого накопленного к тому времени археологического материала.

 

В послевоенное время (1948-1951) Михаил Илларионович работал проректором Ленинградского государственного университета, а с 1951 по 1964 г. — директором Государственного Эрмитажа.

 

Трудно кратко обрисовать творческую деятельность М.И. Артамонова как учёного — настолько она многогранна и масштабна. Михаил Илларионович обладал огромной эрудицией. Он никогда не замыкался в рамках узкой специальности. Его иссле-

(112/113)

дования затронули многие, далёкие друг от друга отрасли истории и археологии.

 

Научно-исследовательская деятельность Артамонова началась с этнографии, затем он занимался древнерусским искусством, а позднее сосредоточил внимание на таком большом и важном разделе науки о прошлом, как археология и древнейшая история юга СССР. Больше всего Михаила Илларионовича интересовали вопросы истории и культуры скифов, хазар и проблемы славянского этногенеза.

 

Занимаясь историей скифов, М.И. Артамонов обращался к большим, часто недостаточно исследованным вопросам, сопоставляя археологические и письменные источники. Карта расселения скифских племён, их происхождение и этническая принадлежность, общественный строй, художественное творчество, культура соседнего с ними населения — вот далеко не полный перечень тем, своеобразное решение которых подняло на новую ступень изучение истории скифов. Большая работа «Скифы. Очерки по истории Северного Причерноморья» была защищена им в качестве докторской диссертации в 1941 г., а в 1966 г. вышел в свет его капитальный труд «Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа» («Артия», Прага — «Советский художник», Ленинград).

 

В 1949-1951 гг. Михаил Илларионович руководил самой крупной советской археологической экспедицией тех лет — Волго-Донской. Особенное внимание им было обращено на раскопки хазарского Саркела — Белой Вежи русской летописи. К настоящему времени напечатано несколько томов трудов экспедиции в серии «Материалы по истории и археологии СССР», созданной по инициативе Артамонова. Итогом обращения Михаила Илларионовича к хазарской теме стала монография «История хазар» (Л., 1962).

 

На протяжении многих лет М.И. Артамонов не переставал заниматься славянской проблематикой. Широта постановки вопросов, охват обширного круга источников, обращение к памятникам различных эпох позволили учёному сделать ряд важных выводов, поначалу вызвавших критику, а ныне всё более утверждающихся в науке. Одна из последних работ исследователя на эту тему «Расселение восточных славян и советская археология» (в кн.: «Проблемы всеобщей истории», Л., 1967).

 

Особая страница в жизни Михаила Илларионовича — Эрмитаж. Тринадцать лет он был его директором. Благодаря постоянному и настойчивому вниманию М.И. Артамонова, музей в полной мере проявил себя в научной работе. В издательстве Эрмитажа, возрождённом энергией Михаила Илларионовича в 1958 г., вышли крупные исследования, монографии, сборники, серии альбомов и путеводителей. Михаил Илларионович уделял много внимания воспитанию в Эрмитаже нового поколения молодых учёных.

 

При М.И. Артамонове начались широкие международные контакты Эрмитажа, что выразилось в организации крупных зарубежных выставок в музее и устройстве выставок из собраний Эрмитажа в зарубежных музеях, обмен научной литературой и научной информацией. Благодаря этому неизмеримо возрос престиж Эрмитажа на мировой арене.

 

Под руководством Михаила Илларионовича были обновлены и перестроены экспозиции музея. Обширный круг реставрационных работ, охвативший самые разнообразные памятники, удалось осуществить потому, что в Эрмитаже были созданы новые крупные мастерские.

 

Научные достижения М.И. Артамонова высоко оценены и за рубежом. Он был избран действительным членом Польской Академии наук, членом Германского археологического института, почетным членом Шотландского общества любителей древности.

 

Михаил Илларионович активно работал до последнего дня жизни. Он был полон замыслов, собирался начать ряд исследований, продолжить — другие, завершить — третьи.

 

Незадолго до смерти Михаил Илларионович выступил в Университете на кафедре археологии перед абитуриентами. Это было его последнее публичное выступление. Михаил Илларионович говорил молодым людям и о трудностях служения науке и о том удовлетворении, которое это служение даёт учёному. Речью, обращённой к молодежи, завершился его жизненный путь.

 

Два основных качества — честность и смелость — отличали Михаила Илларионовича на протяжении всей его жизни. Он никогда не боялся трудностей, борьбы, постоянно отстаивал правду. Его творчество, его идеи, неизменно интересные, всегда давали повод для размышлений. Его деятельность вызывала уважение и благодарность. Эрмитаж навсегда сохранит память о Михаиле Илларионовиче Артамонове.

 

Б.Б. Пиотровский, Г.И. Смирнова, Я.В. Доманский

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки