● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
T.M. АрсеньеваНекрополь Танаиса.// М.: 1977. 152 с.
Содержание
I. Раскопки некрополя. — 5Раскоп III (1961, 1963, 1965, 1966 гг.). — 5Раскоп V (1960, 1965, 1966 гг.). — 38«Северный» некрополь (1969, 1970, 1971 гг.). — 63Раскоп XV (1971 г.). — 88Погребения, случайно обнаруженные на территории некрополя, но вне определённых раскопов (1961, 1962, 1971 гг.). — 89Погребения на территории городища (1960, 1962 гг.). — 95II. Хронологическая классификация погребений. — 99III . Инвентарь погребений. — 114Сосуды. — 114Оружие и орудия. — 133Украшения. — 135Предметы одежды. — 144Прочие находки. — 146
Заключение. — 149Список сокращений. — 151
Заключение ^
Общая характеристика некрополя Танаиса была дана в работах Д.Б. Шелова. Им же был учтён и проанализирован материал, полученный в раскопках XIX — начала XX в. [1] Этот материал еще раньше был тщательно проработан Т.Н. Книпович. [2] В работах Т.Н. Книпович и Д.Б. Шелова выявлены все наиболее важные черты погребального обряда в некрополе Танаиса. Установлены черты сходства и различия танаисского могильника с некрополями античных городов и с могильниками негреческого туземного населения северочерноморских степей. Поэтому мы не будем повторять уже сделанные выводы по общей характеристике некрополя Танаиса, а отметим лишь те черты погребального обряда, которые были выявлены раскопочными работами последних лет.
Теперь более определенно можно говорить о проникновении сарматского населения в Танаис уже в первый период существования города. Среди ранних погребений отмечаются могилы в виде ям с заплечиками (261), подбойные могилы (207, 270, могила 11 под насыпью кургана I), захоронения погребенных в деревянных колодах (180, 237), положения скелетов, когда руки покоятся на костях таза (178), а ноги сведены вместе (207, 221, 237), находки реальгара или мела в могилах (178, 181, 194, 207, 237), а иногда и кремнёвых отщепов (207), т.е. все те черты погребального обряда, которые отмечаются и в более поздних группах погребений и связываются с сарматскими обрядовыми нормами. [3] Отдельные находки на городище также говорят о проникновении сарматского элемента в городское население уже в III-I вв. до н.э. Так, в слое эллинистического времени на раскопе VI была найдена хорошо сохранившаяся курильница, очень близкие аналогии которой находятся в сарматских памятниках. [4]
Исследуя погребальный обряд Танаиса I в. н.э., Д.Б. Шелов пришел к выводу, что в это время наблюдается наряду с сохранением старых традиций появление целого ряда новых особенностей, не прослеживаемых ранее. Большинство новых черт погребального обряда Д.Б. Шелов связывает с частичным изменением в I в. н.э. состава населения Танаиса и с усилением сарматского элемента в городе. [5] Материалы раскопок последних лет показали, что почти все черты погребального обряда I в. н.э. не являются новыми и проявились, как уже было отмечено, в более ранних погребениях. Поэтому можно говорить о постепенном проникновении сарматского элемента в городское население с первых веков существования Танаиса, и I в. н.э. в этом отношении не является рубежом. Даже такая существенная черта погребаль- ного обряда, как появление в I в. н.э. захоронений с южной и юго-восточной ориентировкой покойников, связываемая Д.Б. Шеловым с сарматским влиянием, [6] отмечается в единичных погребениях ранней хронологической группы (207 и, видимо, в могилах 206 и 209).
Отдельные новые черты погребального обряда в Танаисе, отмеченные для могил I в. н.э. и пока не встреченные в более ранних погребениях, связываются уже не с сарматскими погребальными представлениями. Одна из этих черт проявилась в сооружении оградок вокруг некоторых могил. Среди рассмотренных могил каменные оградки обнаружены вокруг погребения 229 первой половины I в. н.э. и вокруг полностью разграбленной могилы 142. Подобные оградки встречались и в прежних раскопках. Аналогии им Д.Б. Шелов находит в скифских памятниках Восточного Крыма. [7] Вторая новая черта погребального обряда I в. н.э. — это применение амфор для захоронения младенцев, но этот обычай связан не с варварскими, а с греческими традициями.
Второе значительное усиление сарматского элемента в городе Д.Б. Шелов прослеживает во II в. н.э. и объясняет его вторичным приливом в Танаис нового населения, носителей сарматских культовых норм. [8] Это положение об усилении сарматского элемента в городском населении подкрепляется и последними раскопочными материалами некрополя. Сохраняются и получают распространение главным образом те черты погребального обряда, которые имеют аналогии в сарматских памятниках. Продолжают применяться могильные сооружения в виде ям с заплечиками не только в грунтовом некрополе (см. табл. 1), но и в курганном. Значительно увеличивается число подбойных могил. Особенно много подбойных могил II-III вв. н.э. было открыто в 1969-1970 гг. (см. табл. 2). Отмечено положение костяков, когда не только кисти рук лежали на костях таза или были подведены к тазу или лежали под костями таза, а ступни ног были сведены вместе, но и положение, когда ступни ног были скрещены. Значительно меняется и ориентировка погребённых. Появляется не встречающаяся в более ранних хронологических группах северная ориентировка погребённых, с уверенностью связываемая с сарматами, а изредка — и западная. Открыто в могилах значительное количество черепов с ярко выраженной искусственной деформацией. Расчищено одно захоронение в долблёной колоде. По-прежнему встречаются в могилах кусочки мела и красной краски или реальгара, символизирующие огонь и его очистительную силу.
Процесс сарматизации Танаиса очень отчетливо прослеживается во II-III вв. н.э. и по составу имен, встречающихся в танаисских надписях, [9] и по археологическому материалу, главным образом по материалам лепной керамики. Во II-III вв. н.э. часть типов лепных сосудов, очень характерных для эллинистического времени Танаиса, пе-
О погребальном обряде конца IV — начала V в. н.э. с достаточной уверенностью судить трудно, так как погребений этого времени открыто сравнительно немного. Так же, как и в более раннее время, в основном сохраняется прежний погребальный обряд и продолжает прослеживаться присутствие сарматского элемента (подбойные могилы, положение кистей рук на костях таза). Некоторые изменения наблюдаются только в ориентировке погребённых. Распространяется обычай класть покойников головою на запад, в более раннее время такая ориентировка встречалась только в единичных погребениях II-III вв. н.э. (251, 265). Видимо, именно эта необычная для танаисского некрополя первых веков нашей эры ориентировка погребённых свидетельствует о появлении в Танаисе новой группы населения, что отчетливо подтверждается археологическими материалами городища. В слоях IV-V вв. н.э. наблюдается наряду с бытовавшими ранее типами лепной посуды появление новых форм лепной керамики, не связанной генетически с керамикой предшествующего времени. Форма этой керамики, видимо, имеет западное происхождение и свидетельствует о притоке в город нового этнического населения, принесшего в город и освоившего новые типы посуды. [11] Кроме керамики, на западные связи, главным образом на связи с черняховской культурой, указывают находки и костяных гребней в слоях IV-V вв. н.э. [12]
[1] Шелов Д.Б. Некрополь Танаиса..; он же. Танаис и Нижний Дон в III-I вв. до н.э.; он же. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры.[2] Книпович Т.Н. Танаис.[3] Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры, с. 234 и сл.[4] Арсеньева Т.М. Лепная керамика Танаиса, I. Открытые сосуды, с. 186, табл. 4, 3.[5] Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры, с. 233 и сл.[6] Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры, с. 238.[7] Там же, с. 233, 234.[8] Там же, с. 238 и сл.[9] Там же, с. 238; Шелов Д.Б. Некоторые вопросы этнической истории Приазовья II-III вв. н.э. по данным танаисской ономастики. ВДИ, 1974, № 1, с. 80 и сл.[10] Арсеньева Т.М. Лепная керамика, I. Открытые сосуды, с. 186 и сл., табл. V.[11] Арсеньева Т.М. Лепная керамика Танаиса, I. Открытые сосуды, с. 180 и сл., табл. VII, 3, 4, 8, 9; VIII, 2-8; IX, 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10; X.[12] См., например: Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры, с. 322, 323; Арсеньева Т.М. Работы в Танаисе, с. 110, рис. на стр. 111.
Список сокращений ^
|