● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

T.M. Арсеньева. Некрополь Танаиса. М.: 1977. T.M. Арсеньева

Некрополь Танаиса.

// М.: 1977. 152 с.

 

Содержание

 

I. Раскопки некрополя. — 5

Раскоп III (1961, 1963, 1965, 1966 гг.). — 5

Раскоп V (1960, 1965, 1966 гг.). — 38

«Северный» некрополь (1969, 1970, 1971 гг.). — 63

Раскоп XV (1971 г.). — 88

Погребения, случайно обнаруженные на территории некрополя, но вне определённых раскопов (1961, 1962, 1971 гг.). — 89

Погребения на территории городища (1960, 1962 гг.). — 95

II. Хронологическая классификация погребений. — 99

III . Инвентарь погребений. — 114

Сосуды. — 114

Оружие и орудия. — 133

Украшения. — 135

Предметы одежды. — 144

Прочие находки. — 146

 

Заключение. — 149

Список сокращений. — 151

 


 

Заключение   ^

 

Общая характеристика некрополя Танаиса была дана в работах Д.Б. Шелова. Им же был учтён и проанализирован материал, полученный в раскопках XIX — начала XX в. [1] Этот материал еще раньше был тщательно проработан Т.Н. Книпович. [2] В работах Т.Н. Книпович и Д.Б. Шелова выявлены все наиболее важные черты погребального обряда в некрополе Танаиса. Установлены черты сходства и различия танаисского могильника с некрополями античных городов и с могильниками негреческого туземного населения северочерноморских степей. Поэтому мы не будем повторять уже сделанные выводы по общей характеристике некрополя Танаиса, а отметим лишь те черты погребального обряда, которые были выявлены раскопочными работами последних лет.

 

Теперь более определенно можно говорить о проникновении сарматского населения в Танаис уже в первый период существования города. Среди ранних погребений отмечаются могилы в виде ям с заплечиками (261), подбойные могилы (207, 270, могила 11 под насыпью кургана I), захоронения погребенных в деревянных колодах (180, 237), положения скелетов, когда руки покоятся на костях таза (178), а ноги сведены вместе (207, 221, 237), находки реальгара или мела в могилах (178, 181, 194, 207, 237), а иногда и кремнёвых отщепов (207), т.е. все те черты погребального обряда, которые отмечаются и в более поздних группах погребений и связываются с сарматскими обрядовыми нормами. [3] Отдельные находки на городище также говорят о проникновении сарматского элемента в городское население уже в III-I вв. до н.э. Так, в слое эллинистического времени на раскопе VI была найдена хорошо сохранившаяся курильница, очень близкие аналогии которой находятся в сарматских памятниках. [4]

 

Исследуя погребальный обряд Танаиса I в. н.э., Д.Б. Шелов пришел к выводу, что в это время наблюдается наряду с сохранением старых традиций появление целого ряда новых особенностей, не прослеживаемых ранее. Большинство новых черт погребального обряда Д.Б. Шелов связывает с частичным изменением в I в. н.э. состава населения Танаиса и с усилением сарматского элемента в городе. [5] Материалы раскопок последних лет показали, что почти все черты погребального обряда I в. н.э. не являются новыми и проявились, как уже было отмечено, в более ранних погребениях. Поэтому можно говорить о постепенном проникновении сарматского элемента в городское население с первых веков существования Танаиса, и I в. н.э. в этом отношении не является рубежом. Даже такая существенная черта погребаль-

(149/150)

ного обряда, как появление в I в. н.э. захоронений с южной и юго-восточной ориентировкой покойников, связываемая Д.Б. Шеловым с сарматским влиянием, [6] отмечается в единичных погребениях ранней хронологической группы (207 и, видимо, в могилах 206 и 209).

 

Отдельные новые черты погребального обряда в Танаисе, отмеченные для могил I в. н.э. и пока не встреченные в более ранних погребениях, связываются уже не с сарматскими погребальными представлениями. Одна из этих черт проявилась в сооружении оградок вокруг некоторых могил. Среди рассмотренных могил каменные оградки обнаружены вокруг погребения 229 первой половины I в. н.э. и вокруг полностью разграбленной могилы 142. Подобные оградки встречались и в прежних раскопках. Аналогии им Д.Б. Шелов находит в скифских памятниках Восточного Крыма. [7] Вторая новая черта погребального обряда I в. н.э. — это применение амфор для захоронения младенцев, но этот обычай связан не с варварскими, а с греческими традициями.

 

Второе значительное усиление сарматского элемента в городе Д.Б. Шелов прослеживает во II в. н.э. и объясняет его вторичным приливом в Танаис нового населения, носителей сарматских культовых норм. [8] Это положение об усилении сарматского элемента в городском населении подкрепляется и последними раскопочными материалами некрополя. Сохраняются и получают распространение главным образом те черты погребального обряда, которые имеют аналогии в сарматских памятниках. Продолжают применяться могильные сооружения в виде ям с заплечиками не только в грунтовом некрополе (см. табл. 1), но и в курганном. Значительно увеличивается число подбойных могил. Особенно много подбойных могил II-III вв. н.э. было открыто в 1969-1970 гг. (см. табл. 2). Отмечено положение костяков, когда не только кисти рук лежали на костях таза или были подведены к тазу или лежали под костями таза, а ступни ног были сведены вместе, но и положение, когда ступни ног были скрещены. Значительно меняется и ориентировка погребённых. Появляется не встречающаяся в более ранних хронологических группах северная ориентировка погребённых, с уверенностью связываемая с сарматами, а изредка — и западная. Открыто в могилах значительное количество черепов с ярко выраженной искусственной деформацией. Расчищено одно захоронение в долблёной колоде. По-прежнему встречаются в могилах кусочки мела и красной краски или реальгара, символизирующие огонь и его очистительную силу.

 

Процесс сарматизации Танаиса очень отчетливо прослеживается во II-III вв. н.э. и по составу имен, встречающихся в танаисских надписях, [9] и по археологическому материалу, главным образом по материалам лепной керамики. Во II-III вв. н.э. часть типов лепных сосудов, очень характерных для эллинистического времени Танаиса, пе-

(150/151)

рестает изготовляться. Появляются новые формы сосудов и новые орнаментальные украшения на них, имеющие аналогии в сарматских памятниках. Особенно показательны в этом отношении многочисленные курильницы, открытые на городище. [10]

 

О погребальном обряде конца IV — начала V в. н.э. с достаточной уверенностью судить трудно, так как погребений этого времени открыто сравнительно немного. Так же, как и в более раннее время, в основном сохраняется прежний погребальный обряд и продолжает прослеживаться присутствие сарматского элемента (подбойные могилы, положение кистей рук на костях таза). Некоторые изменения наблюдаются только в ориентировке погребённых. Распространяется обычай класть покойников головою на запад, в более раннее время такая ориентировка встречалась только в единичных погребениях II-III вв. н.э. (251, 265). Видимо, именно эта необычная для танаисского некрополя первых веков нашей эры ориентировка погребённых свидетельствует о появлении в Танаисе новой группы населения, что отчетливо подтверждается археологическими материалами городища. В слоях IV-V вв. н.э. наблюдается наряду с бытовавшими ранее типами лепной посуды появление новых форм лепной керамики, не связанной генетически с керамикой предшествующего времени. Форма этой керамики, видимо, имеет западное происхождение и свидетельствует о притоке в город нового этнического населения, принесшего в город и освоившего новые типы посуды. [11] Кроме керамики, на западные связи, главным образом на связи с черняховской культурой, указывают находки и костяных гребней в слоях IV-V вв. н.э. [12]

 


 

[1] Шелов Д.Б. Некрополь Танаиса..; он же. Танаис и Нижний Дон в III-I вв. до н.э.; он же. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры.

[2] Книпович Т.Н. Танаис.

[3] Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры, с. 234 и сл.

[4] Арсеньева Т.М. Лепная керамика Танаиса, I. Открытые сосуды, с. 186, табл. 4, 3.

[5] Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры, с. 233 и сл.

[6] Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры, с. 238.

[7] Там же, с. 233, 234.

[8] Там же, с. 238 и сл.

[9] Там же, с. 238; Шелов Д.Б. Некоторые вопросы этнической истории Приазовья II-III вв. н.э. по данным танаисской ономастики. ВДИ, 1974, № 1, с. 80 и сл.

[10] Арсеньева Т.М. Лепная керамика, I. Открытые сосуды, с. 186 и сл., табл. V.

[11] Арсеньева Т.М. Лепная керамика Танаиса, I. Открытые сосуды, с. 180 и сл., табл. VII, 3, 4, 8, 9; VIII, 2-8; IX, 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10; X.

[12] См., например: Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры, с. 322, 323; Арсеньева Т.М. Работы в Танаисе, с. 110, рис. на стр. 111.

 


 

Список сокращений   ^

 

АО — Археологические открытия

ВДИ — Вестник древней истории

ВССА — Вопросы скифо-сарматской археологии

ГИМ — Государственный Исторический музей

ГЭ — Государственный Эрмитаж

ИАК — Известия археологической комиссии

КСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССР

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

ОАК — Отчет Археологической комиссии

СА — Советская археология

САИ — Свод археологических источников

СГМИИ — Сообщения Государственного музея изобразительных искусств

СЭ — Советская этнография

AM — Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts Athenische Abteilung

PZ — Prähistorische Zeitschrift

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки