Рудольф Арнхейм
Новые очерки по психологии искусства.
/ Пер. с англ. М.: «Прометей». 1994. 352 с. ISBN 5-7042-0581-Х
Перевод Г.Е. Крейдлина.
Научная редакция и вступительная статья проф. В.П. Шестакова.
[ аннотация: ]
Статьи и очерки известного американского эстетика и психолога искусства, собранные в этом сборнике, объединены общими методологическими принципами. Разнообразны проблемы, которые анализирует автор: композиция, обратная перспектива, художественное образование, терапевтические функции искусства, стиль, образность, колорит, визуальное восприятие. Методологической основой работ Рудольфа Арнхейма является гештальтпсихология.
В целом это оригинальная и целостная книга, внесшая несомненный вклад в изучение актуальных проблем психологии искусства и эстетики.
Содержание
Вступительная статья. — 3
Предисловие. — 7
Часть I.
О картине Джиованни ди Паоло «Поклонение волхвов». — 11
Часть II.
Двойственная природа разума: интуиция и интеллект. — 22
Макс Вертхеймер и гештальтпсихология. — 42
Неизвестный Густав Теодор Фехнер. — 51
Вильгельм Воррингер об абстракции и эмпатии. — 63
Часть III.
Единство и разнообразие искусств. — 78
Структура пространства и времени. — 92
Язык, образ и конкретная поэзия. — 105
О природе фотографии. — 119
Блеск и нищета фотографа. — 133
Технология искусства — старая и новая. — 142
Часть IV.
В защиту визуального мышления. — 153
Несколько замечаний об образах «Чистилища» в «Божественной Комедии» Данте. — 173
Обратная перспектива и аксиома реализма. — 179
Брунеллески и его подглядывающее устройство. — 206
Восприятие карт. — 214
Часть V.
Рационализация цвета. — 225
Перцептуальная динамика музыкального выражения. — 235
Часть VI.
Перцептуальный вызов в системе художественного образования. — 250
Виктор Ловенфельд и тактильность. — 260
Искусство как терапия. — 272
Часть VII.
Стиль как проблема гештальта. — 280
О дублировании. — 296
О позднем стиле. — 308
Часть VIII.
Объективные перцепты, объективные ценности. — 319
наверх
|