главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ю.В. Андреев. История и миф. СПб: «Гуманитарная Академия»; «Ювента». 2018. (Историческая библиотека; Труды ИИМК РАН. T. L) Ю.В. Андреев

История и миф.

// СПб: «Гуманитарная Академия»; «Ювента». 2018. 376 с. ISBN 978-5-93762-143-6 («Историческая библиотека»; Тр.ИИМК РАН. T. L)

 

Подготовка издания Л.В. Шадричевой.

аннотация: ]

Первая часть книги посвящена некоторым наиболее интересным и актуальным проблемам современного источниковедения, в том числе вопросу, что такое исторический источник и методам его исследования, обзору и характеристике важнейших источников по истории Древней Греции, влиянию мифологической традиции на греческую историографию в период её становления, отцу истории — Геродоту и его «Истории». Вторая часть книги посвящена взаимоотношению и взаимодействию греческой мифологии с греческой историко-философской мыслью V-IV вв. до н.э. Для примера взяты первые главы I книги «Истории» Фукидида и избранные отрывки из «Тимея» и «Крития» Платона. Оба автора, отталкиваясь от мифа, идут разными путями: Фукидид восстанавливает древнейшую историю Греции, Платон же из мифа создает свой собственный миф — миф об Атлантиде, связанный с его проектами идеального государства.

Книга предназначена для студентов, изучающих античную историю и археологию, а также всех интересующихся зарождением европейской исторической и философской мысли.

 

Содержание

 

Предисловие. — 7

 

Часть I. Источниковедение.

 

Предмет источниковедения. — 11

Что такое исторические источники? — 25

Основные принципы критики источников (по М. Блоку). — 42

Зарождение исторической традиции в Древней Греции. — 53

Исторический труд Геродота. — 92

Тема и композиция труда Геродота. — 97

Источники Геродота и его работа с ними. — 100

Мировоззрение Геродота и его религиозные взгляды. — 113

Взгляды Геродота на исторический процесс. — 118

Значение труда Геродота. — 129

 

Часть II. Фукидид. «Археология». Платоновский миф об Атлантиде и данные современной археологии.

 

Предварительные замечания. — 135

Фукидид. «Археология». — 137

Реконструкция прошлого в «Археологии» Фукидида. — 137

Глава 1. — 152

Глава 2. — 156

Глава 3. — 164

Глава 4. — 185

Глава 5. — 189

Глава 6. — 194

Глава 7. — 211

Глава 8. — 213

Глава 9. — 226

Глава 10. — 250

Глава 11. — 258

Глава 12. — 260

Глава 13. — 266

Глава 14. — 274

Глава 15. — 275

Глава 16. — 276

Глава 17. — 277

Глава 18. — 277

Платоновский миф об Атлантиде и данные современной археологии. — 279

Предварительные замечания. — 279

Атлантология и атлантомания. — 286

Санторинская катастрофа. Гибель минойской цивилизации. — 299

Атлантида Платона. Источники философского мифа. — 321

 

Приложение. — 352

I. Атлантида Платона и Феопомпова Меропия (Aelian. Var. His., III, 18). — 352

II. Фрески острова Санторин. — 354

 

Список иллюстраций. — 370

Черно-белые иллюстрации [Илл. 1-60]. — 370

Карты [1-12]. — 372

Цветные иллюстрации [1-24]. — 373

 

[Цветная вклейка, 24 стр.]

 


 

Предисловие.   ^

 

Богатое и разнообразное научное наследие Юрия Викторовича Андреева (1937-1998) постепенно становится общим достоянием. Благодаря энергии его учеников и коллег были опубликованы несколько монографий, в той или иной степени приготовленных автором для печати, но в силу разных причин не переданных им в типографию. Теперь дошла очередь до материалов, которые сам Юрий Викторович, возможно, не предполагал публиковать, но которые тем не менее заслуживают увидеть свет. Таковы предлагаемые вниманию читателя материалы двух курсов, прочитанных в 1980-е гг. для студентов кафедры истории Древней Греции и Рима исторического факультета ЛГУ (теперь СПбГУ).

 

Рукописи обоих курсов представляют собой почти сплошь законченный текст, который читается равно интересно и легко: в отношении слога и ритма Ю.В. Андреев был среди лучших русских историков XX в. Их издание под одной обложкой оправдано тем, что в обоих случаях речь идёт в конечном счёте о характере исторического знания и, в частности, о соотношении его с мифом.

 

В разделе, посвящённом источниковедению, обсуждаются возможности и пределы исторического знания, исследовательские методы и приёмы, их обогащение и развитие. Читатель найдёт здесь и ценные сведения, и множество метких замечаний, ничуть не утративших своё значение. В этой же части прослеживаются первые шаги греческой исторической науки, в особенности труды Гекатея Милетского и Гелланика Лесбосского, подробно рассматривается труд Геродота. Юрий Викторович чтит Отца истории, но и не трепещет перед святостью его имени. Он может без обиняков сказать, что религиозно-философские взгляды Геродота «предельно банальны и к тому же страшно противоречивы и непоследовательны». С той же решимостью он прославляет любознательность историка, которая «гоняла его по свету в поисках ещё невиданных и неслыханных чудес, в поисках исторических свидетельств», он видит в нём «ярко выраженный тип учёного энтузиаста, стремившегося знать всё обо всём», и уже одно это, по его словам, делает фигуру Геродота в высшей степени привлекательной.

(7/8)

 

Во второй части сравниваются подходы к мифологическому материалу у Фукидида и Платона. Вывод предлагается чёткий и убедительный: «Для Фукидида свидетельство мифа первый шаг к реконструкции реального прошлого — того, что когда-то происходило в действительности; для Платона древний миф лишь толчок к созданию нового мифа, который будет лучше и совершенней древнего». При этом содержание раздела неизмеримо богаче, чем приведённый вывод. Ю.В. Андреев совсем не из тех учёных, кому важнее всего собственные построения. Для него бесконечно интересен сам исторический материал и заключённые в нём «загадки истории». Подробнее всего он разбирает так называемую «Археологию» Фукидида, то есть вступительную часть сочинения великого историка, в которой предлагается удивительная по изобретательности и предвосхищению современных методов исследования реконструкция отдалённого прошлого греков и в которой вместе с тем содержится множество утверждений, требующих комментария с точки зрения науки наших дней. Читатель найдёт здесь ценные экскурсы о таких предметах, как место исторического начала в рассказах о войне за Трою, самоназвание и формирование идентичности греков, особенности спартанского общественного устройства, допущение наготы в греческом искусстве и греческих спортивных состязаниях и проч., и проч.

 

Разумеется, за прошедшие годы появились новые работы, новые взгляды, новые данные. Но, в сущности, ничего из сказанного Ю.В. Андреевым в публикуемых курсах не устарело. Их материал остаётся познавательным и увлекательным чтением, включающим множество тонких наблюдений и оригинальных идей.

 

Д.В. Панченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки