Ю.В. Андреев
История и миф.
// СПб: «Гуманитарная Академия»; «Ювента». 2018. 376 с. ISBN 978-5-93762-143-6 («Историческая библиотека»; Тр.ИИМК РАН. T. L)
Подготовка издания Л.В. Шадричевой.
[ аннотация: ]
Первая часть книги посвящена некоторым наиболее интересным и актуальным проблемам современного источниковедения, в том числе вопросу, что такое исторический источник и методам его исследования, обзору и характеристике важнейших источников по истории Древней Греции, влиянию мифологической традиции на греческую историографию в период её становления, отцу истории — Геродоту и его «Истории». Вторая часть книги посвящена взаимоотношению и взаимодействию греческой мифологии с греческой историко-философской мыслью V-IV вв. до н.э. Для примера взяты первые главы I книги «Истории» Фукидида и избранные отрывки из «Тимея» и «Крития» Платона. Оба автора, отталкиваясь от мифа, идут разными путями: Фукидид восстанавливает древнейшую историю Греции, Платон же из мифа создает свой собственный миф — миф об Атлантиде, связанный с его проектами идеального государства.
Книга предназначена для студентов, изучающих античную историю и археологию, а также всех интересующихся зарождением европейской исторической и философской мысли.
Содержание
Часть I. Источниковедение.
Предмет источниковедения. — 11
Что такое исторические источники? — 25
Основные принципы критики источников (по М. Блоку). — 42
Зарождение исторической традиции в Древней Греции. — 53
Исторический труд Геродота. — 92
Тема и композиция труда Геродота. — 97
Источники Геродота и его работа с ними. — 100
Мировоззрение Геродота и его религиозные взгляды. — 113
Взгляды Геродота на исторический процесс. — 118
Значение труда Геродота. — 129
Часть II. Фукидид. «Археология». Платоновский миф об Атлантиде и данные современной археологии.
Предварительные замечания. — 135
Фукидид. «Археология». — 137
Реконструкция прошлого в «Археологии» Фукидида. — 137
Глава 1. — 152
Глава 2. — 156
Глава 3. — 164
Глава 4. — 185
Глава 5. — 189
Глава 6. — 194
Глава 7. — 211
Глава 8. — 213
Глава 9. — 226
Глава 10. — 250
Глава 11. — 258
Глава 12. — 260
Глава 13. — 266
Глава 14. — 274
Глава 15. — 275
Глава 16. — 276
Глава 17. — 277
Глава 18. — 277
Платоновский миф об Атлантиде и данные современной археологии. — 279
Предварительные замечания. — 279
Атлантология и атлантомания. — 286
Санторинская катастрофа. Гибель минойской цивилизации. — 299
Атлантида Платона. Источники философского мифа. — 321
Приложение. — 352
I. Атлантида Платона и Феопомпова Меропия (Aelian. Var. His., III, 18). — 352
II. Фрески острова Санторин. — 354
Список иллюстраций. — 370
Черно-белые иллюстрации [Илл. 1-60]. — 370
Карты [1-12]. — 372
Цветные иллюстрации [1-24]. — 373
[Цветная вклейка, 24 стр.]
Предисловие. ^
Богатое и разнообразное научное наследие Юрия Викторовича Андреева (1937-1998) постепенно становится общим достоянием. Благодаря энергии его учеников и коллег были опубликованы несколько монографий, в той или иной степени приготовленных автором для печати, но в силу разных причин не переданных им в типографию. Теперь дошла очередь до материалов, которые сам Юрий Викторович, возможно, не предполагал публиковать, но которые тем не менее заслуживают увидеть свет. Таковы предлагаемые вниманию читателя материалы двух курсов, прочитанных в 1980-е гг. для студентов кафедры истории Древней Греции и Рима исторического факультета ЛГУ (теперь СПбГУ).
Рукописи обоих курсов представляют собой почти сплошь законченный текст, который читается равно интересно и легко: в отношении слога и ритма Ю.В. Андреев был среди лучших русских историков XX в. Их издание под одной обложкой оправдано тем, что в обоих случаях речь идёт в конечном счёте о характере исторического знания и, в частности, о соотношении его с мифом.
В разделе, посвящённом источниковедению, обсуждаются возможности и пределы исторического знания, исследовательские методы и приёмы, их обогащение и развитие. Читатель найдёт здесь и ценные сведения, и множество метких замечаний, ничуть не утративших своё значение. В этой же части прослеживаются первые шаги греческой исторической науки, в особенности труды Гекатея Милетского и Гелланика Лесбосского, подробно рассматривается труд Геродота. Юрий Викторович чтит Отца истории, но и не трепещет перед святостью его имени. Он может без обиняков сказать, что религиозно-философские взгляды Геродота «предельно банальны и к тому же страшно противоречивы и непоследовательны». С той же решимостью он прославляет любознательность историка, которая «гоняла его по свету в поисках ещё невиданных и неслыханных чудес, в поисках исторических свидетельств», он видит в нём «ярко выраженный тип учёного энтузиаста, стремившегося знать всё обо всём», и уже одно это, по его словам, делает фигуру Геродота в высшей степени привлекательной.
(7/8)
Во второй части сравниваются подходы к мифологическому материалу у Фукидида и Платона. Вывод предлагается чёткий и убедительный: «Для Фукидида свидетельство мифа первый шаг к реконструкции реального прошлого — того, что когда-то происходило в действительности; для Платона древний миф лишь толчок к созданию нового мифа, который будет лучше и совершенней древнего». При этом содержание раздела неизмеримо богаче, чем приведённый вывод. Ю.В. Андреев совсем не из тех учёных, кому важнее всего собственные построения. Для него бесконечно интересен сам исторический материал и заключённые в нём «загадки истории». Подробнее всего он разбирает так называемую «Археологию» Фукидида, то есть вступительную часть сочинения великого историка, в которой предлагается удивительная по изобретательности и предвосхищению современных методов исследования реконструкция отдалённого прошлого греков и в которой вместе с тем содержится множество утверждений, требующих комментария с точки зрения науки наших дней. Читатель найдёт здесь ценные экскурсы о таких предметах, как место исторического начала в рассказах о войне за Трою, самоназвание и формирование идентичности греков, особенности спартанского общественного устройства, допущение наготы в греческом искусстве и греческих спортивных состязаниях и проч., и проч.
Разумеется, за прошедшие годы появились новые работы, новые взгляды, новые данные. Но, в сущности, ничего из сказанного Ю.В. Андреевым в публикуемых курсах не устарело. Их материал остаётся познавательным и увлекательным чтением, включающим множество тонких наблюдений и оригинальных идей.
Д.В. Панченко
наверх
|