Крым Алтынбеков
Возрождённые сокровища Казахстана:
опыт научной реставрации.
// Алматы: «Evo Press». 2014. 360 с. ISBN-978-601-7283-10-0
[ аннотация: ]
Сокровища, созданные когда-то руками древних мастеров, извлечённые из глубин земли и веков, обретают новую жизнь в музеях Казахстана и становятся доступны каждому. Сохранить и донести до наших дней красоту и мудрость исчезнувших цивилизаций – вот основная задача консервации, реставрации и научной реконструкции археологических объектов. Это первое казахстанское издание, в котором освещается комплекс вопросов, связанных с сохранением достояния нации. Многие представленные в этой книге сокровища возрождены благодаря уникальному для стран СНГ стратегическому национальному проекту «Культурное наследие». Книга прекрасно иллюстрирована, снабжена рисунками и фотографиями. Адресована самой широкой аудитории, а также реставраторам, археологам, музейным работникам, историкам, востоковедам и студентам.
Содержание
Кіріспе сөз. И. Тасмағамбетов.
Қазақстан Республикасы ЮНЕСКО және ИСЕСКО істері жөніндегі Ұлттық Комиссиясының Төрағасы. — 10
Вступительное слово. И.Н. Тасмагамбетов.
Председатель Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО. — 11
Предисловие автора. — 12
Три «кита» нашего Острова.
Введение, которое разъясняет, что такое реставрация, консервация, реконструкция и зачем они нужны. — 14
Глава 1. Консервация и музеефикация археологических объектов.
Глава, в которой рассказывается о полевых методах консервации археологических находок, способах их сохранения и экспонирования в музеях. — 19
1.1. Способы безопасного извлечения археологических объектов. — 20
1.1.1.Берельские курганы №№4, 11. — 20
1.1.2. Урджарская «принцесса». — 30
1.1.3. Полевая лаборатория обработки древесины. — 32
1.2. Комплексная консервация участка раскопа. — 34
1.2.1. Археологическая расчистка блоков. — 34
1.2.2. Антисептирование. — 37
1.2.3. Укрепление грунта. — 39
1.2.4. Консервация кости. — 39
1.2.5. Консервация дерева и берёсты. — 40
1.2.6. Консервация органики и разделение конгломератов. — 40
1.2.7. Консервация металла. — 41
1.2.8. Материалы консервации. — 42
1.3. Подготовка к музейной экспозиции. — 43
1.3.1. Экспозиционный зал «Курган сакского вождя». — 46
1.3.2. Проект экспозиции «Музея золота» в Национальном музее в Астане. — 50
Глава 2. Лабораторная консервация и реставрация археологических предметов.
В главе описываются основные способы лабораторной консервации и реставрации археологических предметов из металла, дерева, кожи, текстиля и других материалов. — 53
2.1. Металл. — 54
2.1.1. Алтарь IV-III вв. до н.э. — 54
2.1.1.1. Удаление поверхностных загрязнений. — 56
2.1.1.2. Электрохимическая очистка. — 56
2.1.2. Сакский светильник. — 59
2.1.3. Зеркало из кургана Таксай I. — 60
2.2. «Мокрое» археологическое дерево. — 62
2.2.1. Причины деградации древесины. — 67
2.2.2. Методы консервации деградированной древесины. — 71
2.2.3. Результаты выполненных работ. — 73
2.3. «Сухое» археологическое дерево с росписями. — 80
2.3.1. Характеристика материалов и их первичное исследование. — 80
2.3.2. Консервация. — 80
2.3.3. Реставрация. — 82
2.4. Обугленное дерево. — 84
2.4.1. Состояние предметов, поступающих от археологов. — 84
2.4.2. Консервация предмета, обработанного ПВА. — 84
2.4.3. Консервация незакреплённого предмета. — 88
2.4.4. Консервация правильно взятого из раскопа предмета. — 88
2.5. Органические материалы. — 92
2.5.1. Сёдла из могильника Берел. — 93
2.5.2. Шёлк из археологического комплекса Аулиеколь. — 102
2.5.2.1. Описание состояния. — 102
2.5.2.2. Исследование. — 102
2.5.2.3. Консервация. — 102
2.5.3. Французская шпалера XVIII века. — 106
Глава 3. Консервация, копирование и воспроизведение изобразительных и эпиграфических памятников.
Глава, в которой идёт речь о способах сохранения и копирования памятников монументального искусства в полевых условиях. — 111
3.1. Консервация и реставрация петроглифов Тамгалы и Тамгалытас. — 112
3.1.1. Особенности работ по консервации петроглифов. — 112
3.1.2. Маскировка механических повреждений поверхности камня. — 113
3.1.2.1. Искусственное патинирование. — 113
3.1.2.2. Заполнение современной выбивки искусственной каменной массой. — 114
3.1.2.3. Маскировка современных надписей на плоскостях без петроглифов. — 116
3.1.2.4. Выявление петроглифов, повреждённых современными надписями. — 119
3.1.3. Удаление современных надписей, выполненных краской. — 120
3.1.4. Искусственное патинирование плоскостей с несмываемыми покрасками на камнях без петроглифов. — 124
3.1.5. Удаление лишайников. — 128
3.1.6. Реставрация петроглифов. — 128
3.1.7. Мониторинг. — 128
3.2. Спасение росписей мавзолея Майхан-уул (Монголия). — 136
3.2.1. Описание памятника. — 136
3.2.2. План спасения. — 138
3.2.3. Причины разрушения росписей. — 139
3.2.4. Температурно-влажностный режим. — 139
3.2.5. Метод временной консервации. — 140
3.3. Копирование памятников тюркской письменности. — 152
3.3.1. Методика копирования. — 153
3.3.2. Изготовление копий/реплик Орхонских стел. — 156
Глава 4. Научная реконструкция и возрождение.
Глава, в которой представлены отреставрированные и реконструированные археологические объекты и авторские работы. — 158
4.1. Общность культуры сакского мира. — 160
4.1.1.Звериный стиль. — 160
4.1.2. Курганы. — 161
4.2. «Золотой человек» из кургана Иссык. — 161
4.2.1. Первая реконструкция «Золотого человека». — 161
4.2.2. Дополненный вариант реконструкции. — 164
4.3. Реконструкции по материалам Берельских курганов. — 168
4.3.1. Берельские кони. — 168
4.3.2. Крепление рогов к маске. — 176
4.3.3. Тигрогрифон. — 177
4.3.4. Гривна. — 178
4.4. Реконструкция находок из клада Жалаулы. — 180
4.5. Реконструкция воина-вождя сакской эпохи. — 184
4.5.1. Источники реконструкции. — 184
4.5.2. Описание составляющих элементов. — 186
4.6. Реконструкция костюма из кургана Аржан 2. — 191
4.6.1. Ареал распространения тигра. — 192
4.6.2. Работа над костюмом. — 192
4.7. Реконструкция по материалам могильника Талды 2. — 196
4.8. Реконструкции из комплекса Таксай I. — 200
4.8.1. История открытия. — 200
4.8.2. Особенности погребения. — 200
4.8.3. Этапы комплексной реконструкции. — 205
4.8.4. Гребень. — 206
4.8.5. Зеркало в футляре. — 216
4.8.6. Деревянный сосуд с обкладками. — 219
4.8.7. Бронзовый котёл. — 220
4.8.8. Курильница-жаровня. — 223
4.8.9. Стеклянные сосуды. — 224
4.8.10. Конская узда. — 226
4.8.11. Железные ножи. — 227
4.8.12. Золотые украшения. — 230
4.8.13. Комплексная реконструкция. — 234
4.8.13.1. Разработка скульптурного образа. — 236
4.8.13.2. Реконструкция костюмного ансамбля. — 238
4.8.13.3. Моделирование декора костюма. — 241
4.9. Реконструкция колесниц. — 256
4.9.1. Реконструкция андроновской колесницы. — 256
4.9.1.1. Технология изготовления, материалы и инструменты. — 256
4.9.1.2. Основные технические параметры – габариты колесницы. — 257
4.9.1.3. Конструкция колеса. — 257
4.9.1.4. Ступица. — 257
4.9.1.5. Ось. — 260
4.9.1.6. Дышло. — 260
4.9.1.7. Кузов-платформа. — 260
4.9.1.8. Ярмо. — 260
4.9.1.9. Оголовье упряжных лошадей и управление колесницей. — 261
4.9.1.10. Возничий. — 261
4.9.2. Реконструкция сюжета с колесницей из могильника Таксай I. — 264
4.9.2.1. Колесница. — 264
4.9.2.2. Упряжные животные. — 265
4.9.2.3. Возничий. — 265
4.9.2.4. Лучник. — 265
4.9.2.5. Противостоящий персонаж. — 268
4.9.2.6. Интерпретация. — 268
4.10. Сарматский вождь из кургана Аралтобе. — 273
4.11. Реконструкция тюркского штандарта. — 276
4.12. Реконструкция и актуализация древнего искусства. — 280
Глава 5. Авторские выставки.
Глава, в которой представлен краткий обзор авторских выставок. — 303
5.1. Обзор выставок автора. — 304
5.2. Список персональных выставок автора. — 312
Приложение.
Приложение, объединившее различные материалы, не вошедшие в предыдущие главы книги, а также краткий каталог реставрированных предметов. — 315
«Остров Крым» и его «островитяне» (автор Л.Ф. Чарлина). — 316
Рассказ «Старый светильник» (автор C.Е. Приданова). — 320
Отрывок из книги Аскара Кулибаева «Сотвори себе имя». — 326
Отрывок из книги Кристофера Роббинса «In search of Kazakhstan: the land that disappeared». — 327
Отрывок из интервью Арыстанбека Мұхамедиұлы (газета «Алаш Айнасы»). — 336
Краткий каталог реставрированных предметов. — 337
Список литературы. — 356
наверх
|