главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.К. АкишевКультовые бронзы ранних кочевников Семиречья.// Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово: 1979. С. 147-148.
1. Большинство «кладов» бронзовых изделий сако-усуньского времени обнаружены во время интенсивного освоения «культурного пояса» предгорий Северного Тянь-Шаня (последняя треть 19-20 вв.). Очевидно, эти предметы составляли комплексы (котёл, часто трипод, курильница, жертвенный стол или алтарь) культурного [культового] назначения.
2. Судя по данным спектрального анализа, древние мастера использовали местную полиметаллическую руду. Она содержит примесь молибдена. Отпечатки половы и зёрен на металле некоторых триподов — аргумент в пользу предположения, что изготовлением некоторых бронз занимались люди, знакомые с земледелием и осёдлостью. Многие «клады» найдены в районе сако-усуньских могильников. Известна находка курильницы для конопли в сакском погребении. Часть предметов, судя по условиям находки, были атрибутами долговременных капищ, предназначенных для отправления общеплеменных обрядов.
3. Хронология культовых бронз не разработана. Нет сомнения, что они разновременны. Однако, это не оправдывает широкие расхождения (до 1000 лет) между датировками одних и тех же комплексов разными исследователями.
4. Особо интересны бронзовые курильницы. Они имеют конический, либо пирамидальный поддон и, соответственно, круглое или квадратное блюдо. Многие из них украшены фигурками зверей. Известны курильницы с антропоморфными фигурами. В районе с. Чильпек в Приисыккулье найден жертвенник с ножками в виде 3-х скульптур женщин.
5. Конструкция курильниц была символическим выражением мифемы мировой горы (мирового дерева). Она являлась сакральной космограммой, моделирующая роль которой актуализировалась в культе огня, особо значимом для общественного сознания. Зоо- и антропоморфные изображения связывались с этими представлениями (хранители границ мира, божества — организаторы космоса).
6. Прототипы семиреченским курильницам происходят из Передней Азии (3-2 тыс. до н.э.). Иконографические признаки изображений на курильницах и аналогии им в торевтике Центральной Азии заставляют утверждать, что они изготовлены местными мастерами не ранее начала 4 в. до н.э. Ощутимо влияние бактрийской школы торевтики. Самые ранние курильницы не эллинизированы. Поздние несут следы явной эллинизации. Характерны курильницы с антропоморфными изображениями. Здесь налицо синтез эллинизированных (бактрийских) и кочевнических признаков. Большая часть их относится к 3-1 вв. до н.э. Чильпекский комплекс по стилистическим признакам должен быть отнесён к II-I вв.до н.э. Интересно, что иссыкская серебряная чаша на 8-лепестковом поддоне по конструкции и размерам сопоставима с курильницами.
наверх |