Л.А. Абрамян
Первобытный праздник и мифология.
// Ереван: 1983. 232 с.
Отв.ред. Вяч.Вс. Иванов.
См. на academia.edu.
[ аннотация: ]
Книга посвящена изучению архаических форм праздничной жизни и мифологии. На широком этнографическом материале делается попытка реконструкции первопраздника и возможных путей его эволюции. Определяются границы истолкования первобытного ритуала и мифа при реконструкции первобытного общества. Специальные разделы книги посвящены близнечному культу; предлагаются, в частности, новые аспекты выяснения его истоков. Изучаются также особенности строения и ритуальной жизни дуально организованных обществ.
Книга рассчитана на этнографов, а также на всех, кто интересуется архаическими формами человеческой культуры и древнейшим прошлым человечества.
Оглавление
Введение. — 5
Глава I. Архаический праздник: его сущность и место в жизни общества. — 11
1. Жизнь обыденная и жизнь сакральная. — 11
2. Специализированный ритуал и массовый праздник. — 14
3. Магический обряд и торжественность ритуала. — 20
4. Три уровня в структуре магического обряда. — 26
5. Торжественный ритуал и весёлый праздник. — 31
6. Сакрализация и секуляризация. — 38
7. Смех и плач. — 45
8. Первопраздник: проблема его существования и возможности реконструкции. — 51
9. Цель праздника. — 60
Глава II. Первобытная мифология: границы истолкования. — 69
1. Женщины и праздник. — 69
2. Генитальные операции и взаимное подражание мужчин и женщин. — 75
3. Былое величие женщин и мифы о «перевороте». — 82
4. Женские обряды и конкуренция природы и культуры. — 86
5. Универсальные бинарные классификации и праздник. — 90
6. Оргиастичность праздника: миф и ритуал. — 95
7. Инцест ритуальный и мифический. — 109
8. Первородный Хаос и начало мира. — 115
9. Первопраздник и начало мира. — 122
Глава III. Дуальная организация и проблема близнецов. — 131
1. Дуальные половины и начало мира. — 131
2. Дуальные половины и зеркальный способ порождения. — 134
3. Близнецы и идея двойничества. — 137
4. Культ близнецов и реальные двойни. — 154
5. Двойник человека и истоки близнечного культа. — 158
6. Половины коллектива и праздник. — 168
7. Дуальные половины: части и целое. — 177
Summary. — 189
Литература. — 191
Указатель. — 218
Заключение. ^
Мы попытались реконструировать наиболее древние слои праздничной жизни. Архаический праздник оказался, во-первых, массовым — мужчины и женщины были равноправными его участниками, т.е. праздник был поистине всенародным и отнюдь не тайным. Во-вторых, он был лишён торжественности многих современных церемоний — напротив, он был в целом весёлым. В-третьих, он имел явные оргиастические черты.
Исследование первобытной мифологии, в особенности мифов о Начале, показало, что в основе многих из них лежит архаический праздник. Этот праздник, по-видимому, уходит своими корнями в столь отдалённое прошлое, так прочно закреплён в памяти человечества, что нередко влияет на формирование тех или иных традиционных представлений, например, о космологическом Хаосе в начале времён или о былой неразделённости мира и общества.
Мы попытались проследить (пусть бегло) путь человечества по самым радостным его моментам — по праздникам. Праздник, совершавшийся и в самом Начале, и во времена Детства человечества, продолжает проявляться в глубине праздничных действ и сегодня, в
пору Зрелости. [1] И не «возвратом ли к детству» являются современные праздники, в которых здесь и там прорывается безудержный «детский» смех? Несколько иного рода «возврат к детству» находит параллели и в пределах отдельной церемонии. Например, во время австралийской инициации посвящаемый становится
(187/188)
свидетелем и участником не просто драматизированных представлений, а узнаёт, что священная история, разыгрываемая перед ним, это его прошлое [231, 58-9 (Eliade M. Australian religions: An introduction. Ithaca — L., 1973.)], он как бы вспоминает своё детство. Причём часто это «воспоминание» так или иначе связано с инцестом или с другим нарушением норм поведения, или же посвящаемый «вспоминает» время, которое непосредственно предшествовало введению первых запретов и предписаний. И как воссоздание первоситуации приносит успокоение и исцеление, так и ритуал-хэппенинг утверждает жизнь и обеспечивает её продолжение.
Мы увидели, как происходит взаимообмен в архаических коллективах: две группы, две половины коллектива постоянно стремятся стать друг против друга, но не как человек и его отражение в зеркале, а как двое полноценных и полноправных людей, обменивающихся рукопожатием. Хотя эти половины соотносятся зеркально (одна из них «правая», другая «левая», и т.д.), но обмениваются они обязательно перекрестно. Система как бы постоянно стремится изменить свой тип симметрии — стать из зеркально-симметричной центрально-симметричной. Вместе с тем она вечно стремится и к некоторой асимметрии. Части целого симметрично обмениваются дарами, но так, что целое не покоится в абсолютном равновесии, а движется вперёд.
[1] Можно привести ещё одно соответствие — ребёнок, в определённом
возрасте без конца задающий вопросы [435 (Piaget J. La representation du monde chez l’enfant. P., 1926.)], и первобытный человек, создающий этиологические мифы.
наверх
|