главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию

С.С. Абамелекъ-Лазаревъ. Пальмира. Археологическое изслѣдованіе. СПб: Типографія Императорской Академіи Наукъ. 1884. С.С. Абамелекъ-Лазаревъ

Пальмира. Археологическое изслѣдованіе.

// СПб: Типографія Императорской Академіи Наукъ. 1884. 84 с., 13 л.илл.

 

Глава первая.

 

Конецъ 1881 года и начало 1882 я провёлъ на Востокѣ, въ тѣхъ важныхъ по воспоминаніямъ и чудныхъ по природѣ странахъ, гдѣ зажглась заря всего великаго въ міровой исторіи. „Ех oriente lux“, тамъ колыбель религіи, науки и искусства. Не тамъ ли сохранились самые древніе, величественные и прекрасные памятники — свидѣтели славнаго прошлаго! Благодаря современному удобству путей сообщенія и сравнительной безопасности, Востокъ ежегодно посѣщается сотнями путешественниковъ. Разумѣется, большинство изъ нихъ ограничиваются мѣстами, не требующими ни крайнихъ напряженій, ни чрезвычайныхъ затратъ времени и денегъ.

 

Число лицъ, совершающихъ очаровательную поѣздку въ глубь Египта, по Нилу, гораздо значительнѣе числа тѣхъ, которые рѣшаются объѣхать Пелопоннесъ верхомъ, по невѣроятно плохимъ горнымъ тропинкамъ. Поѣздка изъ Іерусалима чрезъ Галилею въ Дамаскъ принадлежитъ къ разряду обычныхъ, но весьма рѣдко кто посѣщаетъ Пальмиру, хотя она и значительно ближе къ Дамаску, чѣмъ Іерусалимъ.

 

Иногда сряду проходитъ нѣсколько лѣтъ, втеченіе которыхъ ни одинъ европеецъ не рѣшается превозмочь трудности этого путешествія. Далеко отстоящіе другъ отъ друга

(1/2)

источники обусловливаютъ въ пустынѣ направленіе дорогъ и продолжительность переходовъ. Такъ, лѣтомъ приходится дѣлать 24-часовой переходъ безъ воды, чтобы дойти до Пальмиры; весною же этотъ самый путь можно разбить на два дня, употребляя на каждый изъ этихъ полупереходовъ никакъ не больше 13 часовъ.

 

Я заранѣе рѣшился, во чтобы ни стало, побывать въ Пальмирѣ. Меня влекло туда общераспространённое представленіе о Пальмирѣ, какъ о мѣстѣ таинственномъ, волшебно-прекрасномъ. „Сѣверная Пальмира“!... Это нѣсколько претенціозное названіе нашего туманнаго Петербурга съ дѣтства волновало моё воображеніе. На самомъ дѣлѣ, если есть сходство между этими столь противоположными городами, то только въ быстромъ возникновеніи двухъ великолѣпныхъ столицъ въ пустынныхъ, малоизвѣстныхъ мѣстностяхъ: одной — въ жгучихъ пескахъ Сирійско-Аравійской пустыни, другой въ мрачныхъ болотахъ и непроходимыхъ дебряхъ Ингерманландіи.

 

21 февраля (5 марта) 1882 года, въ чудный жаркій день, какіе у насъ бываютъ только въ іюлѣ, покинули мы Дамаскъ. Дорога шла вдоль стѣнъ, сложенныхъ изъ огромныхъ кубовъ засохшей земли, которыми ограждены знаменитые фруктовые сады Дамаска. Къ сожалѣнію, деревья, поражавшія насъ своими размѣрами, были безъ листьевъ. Единственною зеленью были всходы хлѣбовъ, посѣянныхъ между грядами маслинъ, никогда не сбрасывающихъ своей листвы. Эти поля смѣнили сады, опоясывающіе Дамаскъ. Такъ ѣхали мы втеченіе двухъ часовъ по роскошному Дамасскому оазису, превосходно орошаемому, вплоть до большаго селенія Думейръ; затѣмъ ещё полтора часа — и Дамасскій оазисъ 1  [1] уступилъ мѣсто пустынѣ, т.е. землѣ не орошаемой, не воздѣланной по недостатку рукъ. Почва, состоящая изъ песку или изъ глины, смѣшанной съ пескомъ, кое-гдѣ покрыта жалкими кустами колючей травы.

 

До сихъ поръ мы держали путь на сѣверо-востокъ, затѣмъ свернули нѣсколько влѣво и приблизились къ Анти-Ливанской цѣпи, поднявшись на ея предгорья.

 

Оглядываясь назадъ, мы видимъ чудную картину.

 

На югъ — снѣжныя вершины Гауранскихъ горъ; на нихъ, какъ на фонѣ, рисуются безчисленные минареты Дамаска; влѣво на востокъ — громадная зелёная равнина, кое-гдѣ окаймлённая отдѣльно стоящими конусообразными горами — потухшими вулканами; въ той же сторонѣ блестятъ на солнцѣ большія озёра — Bahr el Atebe и Bahr el Hidjàne. Вправо виднѣется величественная Анти-Ливанская цѣпь, и прямо надъ Дамаскомъ — почти до подошвы покрытый снѣгомъ Джебель-Эшъ-Шэхъ или Гермонъ. Его ледяныя поля блестѣли какъ зеркала.

(2/3)

Но что особенно поражаетъ здѣсь — это прозрачность воздуха и синева неба, превращающія самые обыкновенные пейзажи въ очаровательные. Надо видѣть самому этотъ воздухъ и это небо, чтобы понять всю ихъ прелесть. Весь слѣдующій день мы ѣхали по голымъ ущельямъ и довольно обширнымъ котловинамъ предгорій Анти-Ливана, на пути ничто насъ не развлекало, тѣмъ не менѣе мы не скучали: нельзя было оторваться отъ вѣчно новой, вѣчно чарующей картины гармоніи цвѣтовъ тёмно-красныхъ горъ и синяго неба.

 

Дулъ порывистый вѣтеръ въ ущельяхъ, кое-гдѣ въ котловинахъ былъ удушливый зной. Мы ѣхали по большой Алеппской дорогѣ, охраняемой военнымъ кордономъ; чрезъ каждые два часа пути встрѣчаются поперемѣнно казармы для турецкихъ войскъ, или шатры бедуинскихъ постовъ. Этотъ кордонъ вполнѣ предохраняетъ ѣдущихъ отъ набѣговъ бедуиновъ пустыни, признающихъ только номинально власть султана.

 

Мы довольно часто встрѣчали длинныя вереницы верблюдовъ, навьюченныхъ Алеппскими товарами. Странно видѣть проводника каравана ѣдущимъ на крошечномъ ослѣ и держащимъ въ рукѣ поводъ отъ громаднаго верблюда, который шагаетъ плавно и торжественно. Первую ночь мы провели въ Ель-Кутефѣ, вторую въ Небкѣ, большихъ селеніяхъ, украшенныхъ мечетями, что вообще рѣдко встрѣчается, такъ какъ во множествѣ сёлъ молельни устроены въ простыхъ домахъ. Въ обоихъ селеніяхъ, при пріѣздѣ нашемъ, приходило по два вооружённыхъ саблями и пистолетами шейха, мусульманскій и христіанскій, чтобы узнать, кто мы такіе и взять подъ свою отвѣтственность ночную нашу безопасность.

 

Мы ѣхали отъ Ель-Кутефе до Небка прямо съ юга на сѣверъ; затѣмъ, оставивъ у Небка большую Алеппскую дорогу, повернули на востокъ. Отъ Небка до Деръ-Атые мы ѣхали два часа по руслу потока, въ которомъ въ то время не было воды. На Востокѣ часто приходится дѣлать нѣсколько вёрстъ по водѣ, въ случаяхъ, когда единственная дорога состоитъ въ руслѣ мелкой, но шумно бѣгущей рѣчки.

 

Вправо и влѣво видны жалкіе всходы ржи на неорошённыхъ поляхъ. Мы были въ мѣстности довольно высоко лежащей надъ уровнемъ моря, что было замѣтно и по холодному вѣтру (на зарѣ было всего +8°R. ) и потому, что въ тѣнистыхъ рытвинахъ лежалъ ещё снѣгъ.

 

Отъ Деръ-Атые проѣхали мы пять часовъ до Мхина, по пустынной мѣстности; мягкія волны песочнаго грунта покрыты скудною растительностью, кое-гдѣ встрѣчалась рѣдкая трава. Помню, какъ мы обрадовались, найдя въ одномъ мѣстѣ нѣсколько хорошенькихъ цвѣтовъ. На сѣверѣ виднѣются деревни Сададъ и Хаварейнъ, по массѣ деревьевъ напоминающія издали малороссійскіе хутора. Отъ Мхина до Каріэтена 3 ½ часа пути. Ужасно долго тянулось это время послѣ тѣхъ семи часовъ, которые мы провели въ сѣдлѣ.

 

Но наконецъ доѣхали мы до Каріэтена въ 9 часовъ вечера. На пути, уже въ сумеркахъ,

(3/4)

мы видѣли нѣсколько бедуинскихъ кочёвокъ съ пасущимися вокругъ нихъ стадами верблюдовъ. Оригинальную картину составляли на свѣтломъ фонѣ потухающей зари тёмныя палатки бедуиновъ, костры и странные силуэты верблюдовъ: старые важно шагали, маленькіе рѣзвились около своихъ матокъ.

 

Каріэтенъ — большое селеніе, укрѣплённое глиняными стѣнами и украшенное мечетью. Мы поѣхали прямо на дворъ шейха Фаяда, очень богатаго человѣка; у него прекрасный домъ и мы съ удовольствіемъ, покинувъ нашихъ заморенныхъ коней, вошли въ пріёмную шейха. Она была полна народу.

 

Всѣ были одѣты въ длинныя рубашки бѣлаго и жёлтаго цвѣта; на плечахъ висѣли въ накидку абаи (родъ бурнусовъ) коричневаго или синяго цвѣта съ бѣлыми полосами. На головѣ у всѣхъ были шёлковые, преимущественно жёлтые, платки — куфиэ, привязанные шнуркомъ — агаломъ. Всѣ чинно сидѣли вдоль стѣнъ и курили кальяны. По срединѣ стояла большая сковорода съ тлѣющими углями и на нихъ готовился кофе. Насъ привѣтствовали по бедуинскому обычаю: всѣ встали, вышли изъ залы и тотчасъ же вернулись и снова заняли оставленныя ими мѣста; кто старше, тотъ сѣлъ на диванъ, состоящій изъ матрацовъ, покрытыхъ коврами и положенныхъ прямо на полу вдоль стѣны противъ входной двери, остальные расположились вдоль прочихъ стѣнъ на соломенныхъ циновкахъ.

 

Обычаи деревенскіе, какъ и вездѣ, отличаются отъ городскихъ: такъ, въ мечеть насъ ни за что не пустили; женщины ходятъ съ непокрытымъ лицомъ и свободно разговариваютъ съ мужчинами; улицы узкія, дома окнами не выходятъ на улицу, видны только кое-гдѣ двери. Есть и остатки древнихъ зданій; въ одномъ мѣстѣ сохранились ворота съ надписью, списанною Баддингтономъ 1[2] по которой ему удалось заключить, что Каріэтенъ есть древняя Назала. На площади есть цѣлый рядъ древнихъ колоннъ безъ капителей. Во дворѣ дома шейха я видѣлъ вторую надпись 2[3] и на площади передъ мечетью — колонну съ сильно потерпѣвшей отъ времени надписью. Одинъ англичанинъ предлагалъ большія деньги домовладѣльцу, чтобы высвободить изъ стѣны колонну и прочесть надпись. Видно, что этотъ англичанинъ не подозрѣвалъ той массы неизданныхъ надписей, которую можно открыть въ Сиріи, если только поискать ихъ. Мы провели всего одинъ день въ Каріэтенѣ, я отыскалъ и съэстампировалъ одну надпись, о которой сказано будетъ ниже.

 

Въ Каріэтенѣ есть христіанская община съ священникомъ и школьнымъ учителемъ. Каріэтенцы живутъ извозомъ, если можно употребить это выраженіе, т.е. тѣмъ, что перевозятъ на

(4/5)

верблюдахъ товары, и плодами своихъ относительно обширныхъ полей. Воды много и, благодаря ирригаціи, посѣвы пшеницы и маслины, растущихъ посреди ея, даютъ хорошій урожай.

 

Шейхъ прочиталъ нашъ фирманъ, который мы получили отъ Сирійскаго Вали, Гамди-Паши, на право проѣзда въ Пальмиру, и послалъ въ выше поименованное селеніе Сададъ за эскортомъ. Чрезъ нѣсколько часовъ прибылъ на мулахъ турецкій офицеръ — милазимъ (поручикъ) и шесть солдатъ артиллеристовъ; всѣ они, офицеръ и солдаты, были вооружены ружьями системы Мартини. Они, хвастаясь, утверждали, что могутъ справиться съ 50 бедуинами; это и весьма вѣроятно, такъ какъ бедуины, если и вооружены ружьями, то плохими и не умѣютъ стрѣлять. Въ этомъ я убѣдился въ день нашего отъѣзда: сопровождавшій насъ шейхъ Фарисъ въ 20 шагахъ не попалъ въ сидящую утку дробью. Огнестрѣльное оружіе впрочемъ весьма рано проникло въ Сирійскую пустыню. Такъ, въ концѣ XVII вѣка англійскіе путешественники, посѣтившіе Пальмиру, видѣли нѣсколько бедуиновъ, вооружённыхъ ружьями. Но съ тѣхъ поръ бедуины не свыклись съ этимъ оружіемъ и въ Аравіи и Месопотаміи совершенно не пользуются имъ. Копья исключительно въ ходу; вѣроятно, они сохранились благодаря тому, что копьё считается болѣе благороднымъ оружіемъ.

 

Въ день нашего пребыванія въ Каріэтенѣ дулъ хамсинъ, вѣтеръ пустыни, до того разстраивающій нервы, что, не ощущая особенной жары, человѣкъ почти плачетъ отъ малѣйшаго неудовольствія и не можетъ заниматься однимъ и тѣмъ же дѣломъ, хотя бы пять минутъ сряду. Что же должно происходить съ непривычнымъ человѣкомъ, когда вѣтеръ оправдываетъ своё названіе „хамсинъ“, т.е. дуетъ въ продолженіи 50 дней! Но въ утро нашего отѣзда мы съ удивленіемъ увидѣли, что густой, холодный (конечно относительно жары предъидущаго дня) туманъ застилаетъ намъ путь. Мы выѣхали очень рано; насъ сопровождалъ Каріэтенскій шейхъ Фаядъ, отправлявшійся на соколиную охоту. День вскорѣ разгулялся и мы бодро ѣхали по пустынѣ. Часъ, или около того, ѣдешь по совершенно ровному мѣсту, затѣмъ начинаешь переваливать чрезъ гряды холмовъ. Послѣ полудня въѣзжаешь въ широкую, отъ 15 до 25 вёрстъ, равнину, окаймлённую цѣпями горъ. На горахъ не было снѣга, стало быть онѣ были средней высоты.

 

Линіи этихъ горъ чрезвычайно красивы, такъ какъ часто попадающіеся пики чередуются со столовыми горами. По склонамъ видны были обнажённыя наслоенія, и полосы бѣлой глины или песку издали казались ужасно крутыми дорогами, ведущими прямо къ небу. Эта равнина идётъ къ Тадмору (арабское названіе Пальмиры) и только у самаго города пересѣкается грядою горъ, которая её замыкаетъ; горы же отъ Тадмора поворачиваютъ на сѣверо-востокъ, доходятъ до Евфрата и продолжаются въ Месопотаміи. На востокъ отъ Тадмора нѣтъ больше горъ, а идётъ обширная равнина по направленію къ Евфрату. Горы желтовато-красноватаго цвѣта, какъ горы Ѳиваиды, и ихъ цвѣтъ чудно сочетается съ синевою неба пустыни. По

(5/6)

временамъ онѣ кажутся то синими, то розовыми. Говорятъ, что весною, послѣ обильныхъ зимнихъ дождей, пустыня превращается въ роскошный лугъ, усѣянный цвѣтами; но теперь кромѣ колючей травы, растущей кустиками и служащей топливомъ, нѣтъ другой растительности; кое-гдѣ виднѣются пространства какъ будто покрытыя снѣгомъ, — это солончаки. Вся дорога изрыта норами животнаго, называемаго djerboa; мнѣ не пришлось увидѣть его, но говорятъ, что оно похоже на крота и до того смирно, что не скрывается въ норы, а смотритъ на проходящихъ въ нѣсколькихъ шагахъ людей 1[4] Нога лошади безпрестанно проваливается въ эти норы. Ящерицъ такая масса, что положительно нельзя посмотрѣть на землю, не увидѣвъ нѣсколькихъ изъ этихъ изящныхъ животныхъ, мелькающихъ какъ молніи; есть сѣрыя и ярко-зелёныя и изумрудныя. Кромѣ ящерицъ, изъ живыхъ существъ мы видѣли безчисленныя стаи куропатокъ и два стада газелей. Весело смотрѣть, какъ стадо штукъ въ 40 граціозныхъ газелей несётся какъ вихрь въ пустынѣ; никакая лошадь не была бы въ состояніи ихъ догнать, если бы у нихъ не было привычки пересѣкать путь испугавшему ихъ человѣку; стоитъ только опытному охотнику забирать всё вправо, если онѣ попались слѣва, и онъ непремѣнно приблизится къ нимъ на разстояніе выстрѣла. Правда, что не легко со всего карьера стрѣлять прямо въ газель, и это почти никогда не удаётся арабамъ, но они не робѣютъ, и нашъ проводникъ шейхъ Фарисъ, не попавшій въ утку на 20 шаговъ дробью, всётаки испробовалъ своё счастіе. Обыкновенно же арабы охотятся слѣдующимъ образомъ. Увидѣвъ стадо газелей, охотники стараются ихъ окружить; затѣмъ напускаютъ на одну изъ нихъ сокола, который садится на ея спину и клюётъ въ голову. Борзыя скоро настигаютъ замедлившую свой бѣгъ газель, а за ними поспѣваетъ и охотникъ, который ловкимъ ударомъ копья доканчиваетъ свою жертву 2[5]

 

Отъ Каріэтена до Ain-el-Wuliul (произносится Enleul), Козьяго источника, единственнаго мѣста для ночёвки, 9 часовъ ѣзды. Лошадямъ и муламъ предстояло идти ещё часъ до источника въ сторону, въ горы, а мы остановились у подножья горъ, разбивъ тутъ наши палатки. Вокругъ насъ расположилось у огней множество бедуиновъ, жителей Тадмора, присоединившихся съ своими 50 верблюдами къ намъ, чтобы воспользоваться охраною нашего турецкаго эскорта. Стало быть жутко имъ отъ кочевыхъ бедуиновъ, если въ такомъ значительномъ числѣ они не рѣшаются идти безъ конвоя. На слѣдующій день мы оставались слишкомъ 12 часовъ въ сѣдлѣ, что было довольно утомительно. Часа за четыре до пріѣзда

(6/7)

въ Тадморъ, мы увидѣли на вершинѣ одной горы зданіе, оказавшееся средневѣковою крѣпостью. За часъ до пріѣзда подъѣхали мы къ довольно высокой грядѣ холмовъ. Крѣпость казалась сейчасъ за ними. Мы пустили нашихъ коней галопомъ и съ замираніемъ сердца ожидали той минуты, когда съ вершины холма мы увидимъ панораму Пальмиры. Но увы, мы горько разочаровались: вмѣсто панорамы предъ нами развернулась котловина безъ всякихъ признаковъ города — опять всё таже степь въ версту длиною. Единственно, что показывало приближеніе къ желаемой цѣли — это была одинокая башня, стоящая у подножія новой поперечной цѣпи горъ, къ которой мы ѣхали. Усталость отъ слишкомъ долгаго пути и нетерпѣніе увидѣть Пальмиру повергали насъ въ какое-то лихорадочное состояніе, чему также не мало способствовалъ поднявшійся сильный вѣтеръ. Мы нервно стали подгонять лошадей. Но вотъ показалась ещё одна башня, другая, третья. Мы въѣзжаемъ въ довольно узкую долину, образованную высокими горами. Въ самой долинѣ, на вершинахъ и по скатамъ горъ стоитъ множество башенъ; однѣ цѣльныя, саженъ по 8 высоты (18 метр.), будто вчера построенныя, другія въ большей или меньшей степени пострадавшія отъ времени и людей. Я насчиталъ до 60 башенъ.

 

Это — долина гробницъ, Wady el Kebour 1[6] Всё мертво, кругомъ всё пусто, нигдѣ нѣтъ слѣда человѣка; настоящая долина смерти, по которой въѣзжаешь въ мёртвый городъ. Но его всё ещё не видно; вдругъ дорога круто поворачиваетъ на право, и невольно останавливаешь свою лошадь — впечатлѣніе поразительное! Вы стоите на склонѣ горы между высокими погребальными башнями. Вѣтеръ въ нихъ неистово ревётъ. Предъ вами обширное поле; на нёмъ нѣсколько сотъ колоннъ, то тянущихся аллеями въ версту длиною, то составляющихъ, если можно такъ выразиться, рощи; между ними зданія, тріумфальныя арки, портики, стѣны. На лѣво цѣпь тёмно-фіолетовыхъ горъ и на ихъ высшей точкѣ замокъ, привлекавшій наши взоры цѣлый день. Посреди картины, за городомъ, развалины храма Солнца — колоссальное квадратное зданіе. Стѣны его до сихъ поръ цѣлы и поражаютъ васъ своими размѣрами, не смотря на то, что онѣ слишкомъ въ верстѣ отъ васъ 2[7] На право отъ храма Солнца Пальмирскій оазисъ; взоръ очарованъ яркою зеленью посѣвовъ съ лежащими на нихъ тёмными пятнами пальмъ и серебристыми грядами маслинъ. За городомъ простирается безбрежная пустыня, за оазисомъ — солончаки. Въ нихъ вѣтеръ подымалъ цѣлыя облака пыли и песку, которыя сливались съ небомъ. Было шесть часовъ, солнце садилось. Заря — синонимъ кра-

(7/8)

соты: самая некрасивая мѣстность въ эту минуту дня преобразуется. Освѣщеніе было волшебное, сочетаніе тоновъ не поддаётся описанію. Нѣжные, розовые и золотистые тоны развалинъ лежали на фіолетовомъ фонѣ горъ и на синевѣ пустыни. Громадныя облака фантастическихъ очертаній поражали своими опаловыми тонами.

 

Трудно оторваться отъ такого зрѣлища; одно лишь желаніе приблизиться къ самымъ развалинамъ и удостовѣриться, не сонъ ли всё это, пробуждаетъ меня изъ моего оцѣпенѣнія. Я рѣшаюсь ѣхать вперёдъ. Вижу, нашъ драгоманъ ѣдетъ направо, параллельно горамъ, онъ направляется къ главному источнику Пальмиры, образующему прекрасный ручей, орошающій оазисъ. Вода въ нёмъ съ сильнымъ запахомъ и вкусомъ сѣры и имѣетъ +28°С. Но я, оставивъ драгомана, поѣхалъ прямо между полемъ развалинъ съ одной стороны и мусульманскимъ кладбищемъ съ другой; проѣхалъ мимо громаднаго зданія, называемаго арабами Серайемъ, т.е. дворцомъ. По мѣрѣ приближенія къ храму Солнца, подробности его стали выясняться. Стѣны не всѣ одинаковой постройки, и громадныя ворота, или скорѣе цѣлый бастіонъ надъ входомъ, сложены изъ непритёсанныхъ обломковъ старыхъ стѣнъ. Эта Арабская постройка не дѣлаетъ чести ея строителямъ. Проѣхавъ развалины мечети, мы начали въѣзжать въ ворота храма или крѣпости по мостовой, очевидно древней. Камни были такъ скользки и такъ силёнъ былъ порывистый вѣтеръ, что мы еле-еле могли въѣхать во дворъ храма.

 

Храмъ Солнца стоялъ посреди обширнаго квадрата перистильнаго двора, каждая сторона котораго въ 108 саж. длиною. Первоначальныя стѣны сохранились въ трёхъ мѣстахъ. Именно, на сѣверной сторонѣ у западнаго угла сохранилось 55 саж. этой стѣны, 25 с. на восточной сторонѣ у сѣвернаго угла, затѣмъ 40 с. на южной сторонѣ; вся эта часть стѣны наклонилась и образуетъ съ поверхностію земли уголъ въ 15°. Почти вся восточная стѣна возобновлена арабами изъ древнихъ матеріаловъ, сложенныхъ въ ужасномъ безпорядкѣ.

 

Самая стѣна имѣетъ 8 с. высоты и построена на каменномъ фундаментѣ въ 2 с. высоты, сложенномъ изъ притёсанныхъ каменныхъ глыбъ; стѣну же украшаютъ снаружи и внутри любимые мотивы того времени — чередующіеся пилястры и окна съ фронтонами; замѣчательное отсутствіе пропорціональности частей видно въ размѣрахъ оконъ: они слишкомъ малы.

 

Такъ какъ храмъ обращёнъ въ укрѣплённое поселеніе, то всѣ окна заложены камнями, и только въ двухъ или трёхъ мѣстахъ оставлены отверстія, или лучше двери. Онѣ закрываются каменными плитами, вращающимися на каменныхъ же вереяхъ.

 

Внутри двора по трёмъ стѣнамъ шёлъ двойной рядъ колоннъ и только на западной входной сторонѣ былъ одинъ рядъ. Всего было 890 колоннъ, но изъ нихъ сохранилось

(8/9)

только 60 или около того. Дворъ былъ вымощенъ и во многихъ мѣстахъ ясно видна старинная мостовая. Посреди двора находится самый храмъ Солнца 1[8]

 

Храмъ поставленъ поперёкъ главной оси двора такимъ образомъ, что входъ въ него приходился прямо противъ западнаго главнаго входа во дворъ, но дверь не приходится по срединѣ храма. На право отъ нея 6 колоннъ перистиля, а на лѣво 8. Замѣчательно вообще, что дверь помѣщена на длинной сторонѣ целлы, а не на короткой, и что входъ съ западной стороны, а не съ восточной. Затѣмъ интересно, что въ перистиль вставлена упирающаяся въ двѣ колонны дверь, такъ же какъ въ египетскихъ храмахъ фальшивыя двери, служащія входомъ въ отдѣльныя части храма. На сѣверной и южной сторонѣ храма по двѣ іоническихъ колонны, вдѣланныя въ стѣны тамъ, гдѣ по общимъ правиламъ слѣдовало быть входу. Замѣтны также другія отступленія отъ правилъ постройки греческихъ и римскихъ храмовъ. Въ нихъ обыкновенно мы не видимъ оконъ, здѣсь же напротивъ 4 окна на восточной стѣнѣ и 2 на западной на лѣво отъ входа. Окна есть также въ маломъ Пальмирскомъ храмѣ. Войдя въ храмъ, вы ничего кромѣ стѣны не видите предъ собою, а на право и на лѣво двѣ экзедры, служившія часовнями. Потолокъ целлы не сохранился, за то потолки экзедръ дошли до насъ, украшенные чудными изваяніями; въ правой экзедрѣ изображены знаки зодіака, а въ лѣвой, на исподней части верхняго косяка двери, — звѣздное небо и на нёмъ летящій орёлъ. Не былъ-ли это символъ Ваала, такъ какъ то же мы видимъ въ Баальбекѣ на такомъ же мѣстѣ. Эти два потолка сохранились, вѣроятно, благодаря тому, что храмъ былъ обращёнъ въ мечеть, нынѣ почему-то заброшенную. Главная часть целлы занята системою стрѣльчатыхъ арокъ, покоящихся на жалкихъ деревянныхъ столбахъ. Всё покрыто деревяннымъ потолкомъ. Въ настоящее время миргабъ 2 [9] на право отъ входа; во дни Кассаса 3 [10] никто не впускался въ лѣвую часть, не имѣющую теперь никакихъ слѣдовъ религіознаго значенія.

 

Отъ храма сохранились вполнѣ целла, входныя ворота и изъ 41 колонны перистиля только 23. Онѣ канелированы, связаны архитравомъ, но вмѣсто капителей у нихъ гладкіе цилиндры. Весьма вѣроятно, что у нихъ прежде были бронзовыя капители, впослѣдствіи снятыя.

 

Весь дворъ большаго храма тѣсно застроенъ арабскими домами и въ нёмъ пріютилось

(9/10)

всё селеніе. Поэтому теперь трудно замѣтить недостатокъ симметріи въ положеніи храма. Не то было, когда дворъ представлялъ гладкую мощёную поверхность. Единственно, что можно сказать въ объясненіе такого страннаго недостатка — это то, что онъ неумышленный.

 

Первоначальный планъ постройки не допускалъ его, и вотъ почему. Храмъ стоитъ на главной оси двора, около 8 саж. ближе къ восточной сторонѣ, чѣмъ къ западной. Это произошло оттого, что передняя часть двора, слѣдующая непосредственно за входомъ, въ значительной мѣрѣ занята была двумя громадными бассейнами воды, расположенными на право и на лѣво отъ главныхъ воротъ. Второй недостатокъ — положеніе храма ближе къ сѣверной стѣнѣ двора, чѣмъ къ южной, объясняется тѣмъ, что храмъ, какъ мнѣ кажется, не достроенъ. Изъ 15 колоннъ перистиля храма, пересѣкающихъ главную ось двора, одна находится на самой оси; на лѣво отъ нея 8 колоннъ, а на право 6. Если мы мысленно прибавимъ къ колоннамъ перистиля двѣ колонны и соотвѣтственно удлинимъ стѣну целлы и стилобатъ, то получимъ храмъ, раздѣлённый пополамъ главною осью двора и отстоящій на равное разстояніе отъ сѣверной и южной стороны. Затѣмъ число колоннъ длинной стороны перистиля будетъ 17. Для октастильнаго храма это число и есть именно нормальное, общепринятое при постройкѣ греческихъ храмовъ.

 

Выше я замѣтилъ, что входъ въ ограду двора обращёнъ въ крѣпостной бастіонъ. По частямъ фундамента и по пилястрамъ на боковыхъ стѣнахъ этого бастіона можно предположить, что входъ во дворъ въ древности былъ отдѣльнымъ зданіемъ въ родѣ пропилей; къ нему вела лѣстница въ 37 метр. ширины. Отъ нея теперь не осталось слѣдовъ, такъ какъ на ея мѣстѣ вырытъ глубокій крѣпостной ровъ. Дома теперешняго селенія Тадморъ, построенные изъ обломковъ древнихъ зданій, сильно портятъ внутренній видъ этого чуднаго двора. Чтобы составить себѣ представленіе о его красотѣ и величіи, надо подняться по уцѣлѣвшей лѣстницѣ на крышу — террасу храма Солнца. Но впечатлѣніе гораздо сильнѣе, если смотрѣть на это исполинское зданіе снаружи. Со всѣхъ сторонъ оно одинаково величественно и, глядя на него, не знаешь, съ чѣмъ его сравнить, развѣ только съ развалинами Карнакскаго храма, или съ Колизеемъ, хотя, конечно, я не говорю о сходствѣ формъ, а только о впечатлѣніи, производимомъ на человѣка зданіями такихъ размѣровъ, требующими для сооруженія столько труда, времени и денегъ. По неволѣ хочется вѣрить арабамъ, говорящимъ, что всѣ эти чудеса строилъ мудрый царь Соломонъ — Мелекъ-Сулеймэнъ-Ибнъ-Даудъ съ помощію духовъ. Единственное историческое свидѣтельство объ этомъ храмѣ гласитъ, что Авреліанъ, послѣ разрушенія Пальмиры, употребилъ на возстановленіе храма Солнца 3000 фунт. золота и 1800 фунт. серебра, т.е. приблизительно 200,000 руб., и сверхъ того всѣ драгоцѣнные камни Зиновіи. Но какія именно части храма были тогда возстановлены, неизвѣстно, и трудно ихъ опредѣлить вслѣдствіе позднѣйшихъ перестроекъ стѣнъ арабами.

(10/11)

 

На сѣверо-западъ отъ храма Солнца лежитъ то громадное поле развалинъ, гдѣ положительно нельзя ступить безъ того, чтобы нога не дотронулась до архитектурнаго обломка 1[11]

 

Я не берусь описывать всего, что тамъ находится, и разрѣшать затрудненія, возникающія при разсматриваніи развалинъ. Скажу только, что всѣ эти трудные и спорные вопросы о назначеніи уцѣлѣвшихъ частей зданій весьма легко разрѣшимы путёмъ раскопокъ. Нигдѣ, можетъ быть, въ мірѣ нельзя производить работъ, обѣщающихъ столько результатовъ, какъ здѣсь. Весь городъ покрытъ слоемъ песку весьма различной глубины, доходящей до сажени, но во многихъ мѣстахъ и того нѣтъ. Затѣмъ, такъ какъ населеніе ничтожно и не живётъ на мѣстѣ города, то всѣ матеріалы зданій цѣлы и зданія легко могли бы быть снова построены изъ тѣхъ же камней, за исключеніемъ развѣ храма Солнца, гдѣ значительная часть матеріаловъ ушла на устройство крѣпости и домовъ селенія. Другихъ зданій не строилось, извёстки не требовалось, такъ что ничего не погибло.

 

Перехожу къ описанію въ общихъ чертахъ или, лучше сказать, къ перечисленію памятниковъ, уцѣлѣвшихъ отъ разрушительнаго дѣйствія времени и людей.

 

Саженяхъ во ста отъ стѣны лежитъ громадная колонна, и барабаны, составлявшіе её, лежатъ въ томъ же порядкѣ, какъ и извѣстной Баальбекской колонны (на сѣверо-западномъ углу храма Солнца въ Баальбекѣ) 2[12] Во дни Кассаса, т.е. въ 1799 г., колонна эта ещё стояла, равно какъ и другая, находившаяся нѣсколько дальше на западъ. Одна изъ нихъ была разрушена порохомъ. Нѣкій остроумный французскій путешественникъ думалъ взрывомъ сдѣлать въ ней отверстіе, чтобы посмотрѣть, какими стержнями соединены образующіе её барабаны 3[13] Теперь осталась изъ такихъ громадныхъ отдѣльно-стоящихъ колоннъ только одна, въ 18 метр. вышины, на восточномъ краю города, носящая двуязычную надпись 4[14] Отсюда начинается знаменитая колоннада, имѣвшая 1500 колоннъ по мнѣнію Вуда 5[15] по Кассасу — 1124, по Бедекеру — 750. Мнѣ не было времени провѣрять всѣ эти неопредѣлённыя данныя на мѣстѣ. До того всё это спорно, что не знаютъ, было ли въ аллеѣ 4 ряда

(11/12)

колоннъ, или два. Во всякомъ случаѣ отъ двухъ только рядовъ сохранилось ихъ до 150 штукъ, имѣющихъ въ высоту 17 метр. На ихъ фустахъ находятся постаменты 1 [16] для статуй или бюстовъ. Въ одномъ мѣстѣ большой колоннады есть колонны съ двумя такими постаментами, на внутренней сторонѣ и на внѣшней. Это прибавленіе весьма безобразитъ ихъ, сокращая на видъ высоту. Говоря вообще, всѣ Пальмирскія колонны гладкія, не канелированы и римско-коринѳскаго стиля. Исключеніе составляютъ канелированный перистиль самаго храма Солнца и тѣ 4 канелированныя колонны, которыя находятся къ западу отъ большой аллеи, не далеко отъ ея начала. Іоническій стиль видѣнъ только въ четырёхъ колоннахъ, вдѣланныхъ въ сѣверную и южную стѣну целлы храма Солнца.

 

Большая аллея начинается двойною тріумфальною аркою, весьма остроумно построенною. Надо предположить, что отъ главнаго входа храма Солнца шла дорога къ большой колоннадѣ. Оси той и другой пересѣкаются подъ тупымъ угломъ. Одинъ изъ фасадовъ тріумфальной арки перпендикуляренъ дорогѣ, другой — колоннадѣ. Обѣ плоскости фасадовъ составляютъ двугранный уголъ.

 

Большая аллея тянется слишкомъ версту, часто прерываясь, такъ какъ цѣлые десятки колоннъ лежатъ на землѣ. Впрочемъ и до своего разрушенія она прерывалась арками для пропуска поперечныхъ улицъ. Такихъ арокъ дошло до насъ двѣ, а въ другомъ мѣстѣ остались 4 громадныя базы; вѣроятно, тутъ былъ тетрапилонъ, т.е. монументальное зданіе, состоящее изъ сводовъ надъ перекрёсткомъ двухъ дорогъ. Поперечныхъ колоннадъ сохранилось двѣ на западъ отъ большой аллеи, одна въ 21 колонну, другая въ 12. Другой тетрапилонъ былъ украшенъ чудесными монолитными колоннами изъ гранита, вѣроятно привезёнными сюда изъ Египта 2[17] Одна изъ нихъ стоитъ ещё на мѣстѣ, обломокъ другой, около 8 метр. длины, лежитъ на землѣ.

 

Уму не постижимы теперь смѣлость замысла и настойчивость исполненія древнихъ строителей. Такія колоссальныя массы перевозились на разстоянія по истинѣ громадныя: отъ Тадмора до Каира по малой мѣрѣ 30 дневныхъ переходовъ! Затѣмъ, не надо забывать, что гранитъ добывался въ каменоломняхъ у Сіэны (Ассуана), на тропикѣ, и оттуда спускался по Нилу до Каира. Можетъ быть, перевозили эти монолиты по морю до Берита (Бейрутъ) и оттуда черезъ Ливанъ и Антиливанъ въ Тадморъ; но этотъ путь пожалуй ещё труднѣе перваго. Отъ

(12/13)

тетрапилона дорога или аллея продолжается, но съ небольшимъ отклоненіемъ вправо, къ востоку. Это отклоненіе было умышленно придано аллеѣ, по мнѣнію нѣкоторыхъ, для украшенія перспективы; но такое отклоненіе я объясняю себѣ какими-либо реальными причинами. Недостатокъ симметріи не долженъ насъ удивлять; мы его замѣчаемъ вездѣ въ Пальмирѣ. Затѣмъ, аллея построена, вѣроятно, не въ одно время, а постепенно, и въ ея постройкѣ принимали участіе граждане на свои средства и по своему усмотрѣнію, какъ видно изъ одной надписи 1[18] Можно было догадаться и безъ помощи надписей, что колоннада не составляла постройки задуманной и исполненной по одному плану, потому что не всѣ колонны одинаковой высоты. Затѣмъ, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ на колоннадѣ воздвигали второй этажъ колоннъ, такъ что единства въ этой болѣе чѣмъ верстовой аллеѣ нѣтъ и нечего искать. Колоннада своимъ концомъ упиралась въ зданіе, отъ котораго сохранился фронтонъ въ 6 колоннъ 2[19] Не доходя нѣсколькихъ шаговъ до него, находится цѣлая груда обломковъ саркофаговъ — это развалины гробницы, великолѣпно реставрированной Вудомъ 3[20] На право (сѣверо-востокъ) и на лѣво (юго-западъ) отъ большой колоннады, когда смотришь на неё изъ храма Солнца, видно много зданій. Главнѣйшія слѣдующія: такъ называемый стадіонъ, окружённый многими колоннами. Если это дѣйствительно стадіонъ, то слишкомъ малъ. Недалеко на югъ стоитъ величественное зданіе, сильно засыпанное пескомъ 4[21] называвшееся храмомъ Рабасейра 5[22] Интересно, что оно ещё теперь называется Серай, что значитъ дворецъ. Впрочемъ придавать слишкомъ большое значеніе этому созвучію нечего, такъ какъ въ Канаватѣ въ Гауранѣ есть также развалины, носящія то же имя.

 

Планъ зданія весьма сложный: было нѣсколько фасадовъ, есть перистильныя залы и всѣ стѣны имѣютъ роскошно украшенныя окна; входъ съ запада. Теперь это одно изъ самыхъ величественныхъ зданій Пальмиры, и оно всё построено изъ чуднаго бѣлаго камня съ розовыми жилами. Изъ такого же камня сдѣланы многія колонны большой аллеи. Всѣ остальныя зданія построены изъ жёлтаго камня съ золотистымъ оттѣнкомъ. Они, не знаю почему, не имѣютъ того грязнаго и закоптѣлаго вида, какъ Баальбекскіе и Аѳинскіе памятники.

(15/14)

 

Въ той же части города, на версту приблизительно къ сѣверо-западу отъ Серая, находятся большія и великолѣпныя развалины базилики Діоклетіана 1[23] Зданіе это, стоящее у подножія горъ, находилось саженяхъ во ста отъ западнаго конца большой колоннады, недалеко отъ входа въ долину гробницъ, по которой пріѣхали мы изъ Каріэтена. На крутомъ холмѣ, надъ базиликой, находятся развалины бастіона — части стѣны Юстиніана, а надъ ними высоко гнѣздится на вершинѣ горы крѣпость Тадмора. Эта крѣпость, которая видна за 5 часовъ ѣзды отъ Пальмиры, представляетъ довольно хорошо сохранившееся зданіе съ громадными рвами, высѣченными въ скалахъ 2[24] По архитектурѣ замѣтно, что оно построено въ средніе или въ началѣ новыхъ вѣковъ. Галифаксъ 3[25] бывшій въ Пальмирѣ въ сентябрѣ 1698 г., со словъ арабовъ говоритъ, что Манъ-Оглы, начальникъ Друзовъ, въ царствованіе Амурата III (1585) построилъ это зданіе. Вудъ же говоритъ, что Феккардинъ построилъ его для убѣжища, когда отецъ его былъ въ Европѣ. По мнѣнію Вуда ни то, ни другое не согласно съ исторіей Друзовъ.

 

Если отъ конца аллеи посмотрѣть по направленію большаго храма Солнца, т.е. на востокъ, то увидишь, на лѣво отъ аллеи, шесть группъ колоннъ, самая большая въ 16, а самая малая въ 4 колонны. Весьма вѣроятно, что большинство изъ нихъ составляло перистиль двора частныхъ домовъ, какъ въ Помпеѣ. Въ этой же части города находится малый храмъ почти цѣлый и развалины другаго. Все поле развалинъ, всѣ слѣды древней Пальмиры обнесены стѣной, которая такъ плохо сохранилась, что никакъ нельзя прослѣдить ея полнаго протяженія, хотя во многихъ мѣстахъ ясно её видишь, напримѣръ, вокругъ города, у долины гробницъ 4[26] близъ храма Солнца. Замѣчательно, что многія гробницы вошли въ составъ этой стѣны и утилизованы какъ башни. Такое странное пренебреженіе къ могильнымъ памятникамъ можетъ найти объясненіе только въ позднѣйшемъ времени сооруженія стѣны. Городъ тогда былъ уже въ полномъ паденіи и населеніе успѣло переродиться и забыть о своихъ предкахъ. Подтвержденіемъ того же факта служитъ то, что периметръ Юстиніановской стѣны, версты въ четыре, былъ бы слишкомъ малъ для того, чтобы окружить такой богатый городъ, какъ Пальмира въ цвѣтущую эпоху. Городъ простирался значительно дальше

(14/15)

на сѣверо-востокъ; тамъ теперь находится обширное пространство, нѣсколько возвышающееся надъ уровнемъ пустыни. Въ нёмъ часто арабы, копая землю, находятъ остатки зданій. Предположенія эти подтверждаются исторіей. Такъ, мы знаемъ, что когда Авреліанъ велѣлъ разрушить Пальмиру и перебить ея жителей, приказанія его были такъ хорошо исполнены, что не осталось никого, кому бы передать городъ. Затѣмъ знаемъ мы и то, что во время Юстиніана городъ былъ почти пустъ. Императоръ захотѣлъ возстановить разрушившіяся общественныя зданія и церкви. Онъ ассигновалъ большую сумму денегъ и приказалъ армянину Патрицію, который былъ comes orientis, отправиться для этого самому въ Пальмиру. 1 [27] Тогда сооружены были сильныя укрѣпленія, которыя вѣроятно и тождественны со стѣною, о которой мы говорили. Это ещё тѣмъ болѣе вѣроятно, что стѣна Юстиніана окружаетъ часть древняго города, гдѣ были всѣ общественныя зданія.

 

Вокругъ города находятся гробницы. Громадное большинство ихъ лежитъ къ западу отъ развалинъ и въ особенности въ долинѣ гробницъ Вади-эль-Кебуръ. Но ихъ встрѣчаешь также и въ самомъ городѣ, какъ мы раньше говорили. Изученіе гробницъ потребовало бы много времени, а не тѣхъ короткихъ часовъ, которые я провёлъ въ ихъ осмотрѣ. Гробницъ сохранилось два типа. Если же принять реставраціи Вуда могильнаго памятника въ концѣ большой колоннады, то будетъ ещё третій типъ гробницъ. Гробницы перваго типа находятся въ равнинѣ тамъ же, гдѣ самый городъ; втораго типа — въ Вади-эль-Кебуръ и у горъ недалеко отъ долины.

 

Я привожу отличительную черту, подмѣченную Берновилемъ 2[28] Гробницы, находящіяся въ равнинѣ, построены изъ того твёрдаго бѣлаго камня, который многими путешественниками былъ принятъ за мраморъ; но это раковистый известнякъ. Большею частію все зданіе состояло изъ одной комнаты, квадратной или прямоугольной (длина сторонъ 5 или 9 метр., а высота комнатъ отъ 4 — 5 метр.). Посреди такой комнаты, украшенной коринѳскими пилястрами по стѣнамъ и вычурными потолками, находятся два или три саркофага съ изваянными на нихъ барельефами. Верновиль думаетъ, основываясь на размѣрахъ саркофаговъ, что эти зданія были кенотафы греко-римскихъ фамилій Пальмиры, сами же покойники хоронились въ подземельяхъ этихъ зданій. Въ этихъ гробницахъ мы не встрѣчаемъ остатковъ бальзамированныхъ труповъ. Бальзамированіе труповъ, отсутствіе греческихъ надписей внутри башенныхъ могилъ въ Вади-эль-Кебуръ и ихъ оригинальность заставили Берновиля предположить, что они исключительно были предназначены для кровныхъ Пальмирцевъ.

(15/16)

 

Изученіе и объясненіе формъ ихъ представило бы большой интересъ. Эти башни 1[29] приблизительно въ 20 метр. высоты, построены изъ песчаника, окрашеннаго желѣзною окисью въ красный цвѣтъ 2[30] Камень этотъ не поддавался вѣроятно обработкѣ, и поэтому всѣ немногочисленныя скульптурныя украшенія этихъ башенъ сдѣланы изъ известняка, бѣлизна котораго выгодно оттѣнялась на красномъ фонѣ зданія. Башни четырёхгранны, на квадратномъ основаніи; на трети высоты находятся 8 или 4 уступа и затѣмъ башня продолжается и заканчивается простымъ карнизомъ. Надъ входной дверью фронтонъ, затѣмъ идётъ плита съ двуязычною надписью, гласящей, что такой-то гражданинъ построилъ башню себѣ и своимъ дѣтямъ. Балконъ, находящійся приблизительно на полувысотѣ зданія, болѣе или менѣе вычурный; тутъ пилястры или колонны поддерживаютъ навѣсъ или крышу, а на балконѣ стоитъ ложе, на которомъ покоится одно или два лица. Статуи довольно хорошо сохранились, за исключеніемъ головъ, которыя сильно пострадали отъ фанатизма мусульманъ. Войдя черезъ дверь въ гробницу, мы сразу попадаемъ въ залу, довольно узкую, идущую прямо до противоположной стѣны, гдѣ находится другая дверь. Она ведётъ въ высѣченные въ горѣ гротъ или ходы, когда башня прилегаетъ къ горѣ; если же башня далеко отъ горы, то это просто фальшивая дверь. Въ этой залѣ направо и налѣво нѣсколько изящныхъ пилястръ поддерживаютъ красивый карнизъ. Пилястры занимаютъ въ ширину разрѣзъ стѣнокъ, идущихъ перпендикулярно отъ боковыхъ стѣнъ башни и имѣющихъ длину равную самому большому человѣческому росту. На стѣнкахъ у пилястръ видны выступы, точь въ точь какъ въ шкафахъ для поддержанія полокъ. Полокъ не сохранилось; вѣроятно онѣ были деревянныя, но можетъ быть и каменныя, и на нихъ клались муміи, а узкое отверстіе закладывалось плитою, вѣроятно, съ надписью имени умершаго. Такимъ образомъ въ одной залѣ могло быть 56 покойниковъ. Замѣчательно, что были и подземныя комнаты съ тѣмъ же устройствомъ. Лѣпной потолокъ залы одной изъ лучшихъ гробницъ, именно Ямлика 3[31] поражаетъ своимъ великолѣпіемъ: чудный синій фонъ свѣжестью и силою равняется только сирійскому небу. Въ слѣдующихъ 4-хъ или 8-хъ этажахъ находятся тоже залы, отличающіяся меньшею роскошью украшеній.

 

Кто возьмётся объяснить, почему Пальмирцы хоронили своихъ мёртвыхъ въ башняхъ? Не по требованію религіи, такъ какъ въ томъ же зданіи встрѣчаются подземныя комнаты, гдѣ также хоронили. Если эти башни служили входомъ въ помѣщенія, высѣченныя въ глу-

(16/17)

бинѣ горы, а такіе ходы безспорно были, то почему хоронили мертвецовъ во входной башнѣ и почему есть башни, вовсе не прислонённыя къ горамъ? Безспорно, есть сходство между Пальмирскими и еврейскими гробницами, въ которыхъ мы видимъ тѣже полки; но рядомъ съ этимъ въ одной изъ башенъ стоитъ саркофагъ, затѣмъ присутствіе мумій напоминаетъ Египетъ; стало быть тутъ почти полное смѣшеніе погребальныхъ обрядовъ нѣсколькихъ религій. Надо замѣтить, что, судя по надписямъ, гробницы этого типа самыя древнія зданія Пальмиры 1[32] именно первыхъ годовъ перваго вѣка, и представляютъ собою самую оригинальную часть Пальмирскихъ развалинъ. Таковъ видъ развалинъ Пальмиры.

 

Наше описаніе весьма неясно; но надо помнить, что невозможно на нѣсколькихъ страницахъ описать всю ту массу памятниковъ, которые поражаютъ путешественника своимъ числомъ, своими размѣрами, своею красотою. Для ихъ изученія нужны годы, для ихъ описанія нужна геніальная кисть, чтобы представить воображенію полную картину этого хаоса развалинъ.

 

Какимъ образомъ могъ возникнуть такой великолѣпный городъ среди пустыни? Почему смерть и опустошеніе смѣнили жизнь и роскошь, царствовавшую здѣсь? Такіе вопросы невольно зараждаются въ умѣ путешественника, обозрѣвающаго Пальмиру. Въ слѣдующей главѣ мы постараемся дать на нихъ отвѣты.

 

 


 

[1] 1 Ager Damascenus древнихъ.

[2] 1 Inscriptions de la Syrie. W.H. Waddington, 1870, №2571.

[3] 2 Wadd. 2572.

[4] 1 Damascus and Palmyra: a journey to the east With a sketeh of the state and prospect of Syria under Ibrahim Pasha. By Charles Addison of the Inner Temple. London, 1838, II, 239.

[5] 2 E. Bernoville. Dix jours en Palmyrene. Paris, 1868, p. 46.

[6] 1 VIII-я таблица представляетъ намъ видъ Wady el Kebour и нѣсколькихъ башенъ. Вдали виднѣется Пальмира.

[7] 2 Часть этой панорамы изображена на таблицѣ III-й. Вблизи большая колоннада, вдали величественная ограда храма солнца.

[8] 1 Храмъ имѣетъ въ длину 60 метр., въ ширину 31 ½ метр.; по типу онъ принадлежитъ къ октастильнымъ псевдодиптернымъ храмамъ, т.е. фронтонъ его имѣетъ 8 колоннъ, а храмъ окружёнъ перистилемъ, отстоящимъ отъ целлы на двойномъ противъ нормы разстояніи для того, чтобы давать иллюзію двойнаго перистиля.

[9] 2 Ниша, которая въ мечетяхъ соотвѣтствуетъ по значенію нашему алтарю.

[10] 3 Cassas. Voyage Pittoresque de la Syrie, de la Phoenicia, de la Palestine et de la Basse Aegypte. Paris. Imprimerie de la république. An. VII.

[11] 1 IV таблица — общій видъ поля развалинъ съ большою колоннадою и ея начальной тріумфальной аркой, съ средневѣковой цитаделью. Достойны вниманія и высѣченные въ скалѣ рвы, которые видны съ лѣвой стороны.

[12] 2 Въ 1838 г. стояла около мечети колонна въ 50 фут. высоты безъ капители (Addison, op. cit. II, 291).

[13] 3 Five years in Damascus including an account of the history, topography and antiquities of that city with travels and researches in Palmyra, Lebanon and the Hauran, by the Rev. J.L. Porter, A.M.F.R.S.L. London, 1855. III v., I, 283.

[14] 4 Wadd. 2586.

[15] 5 Wood and Dawkins. The ruins of Palmyra otherwise Tadmor in the desert. London, 1753.

[16] 1 Постаментъ ставился на различной высотѣ колонны, то на половинѣ (табл. V), то на трети, считая сверху, какъ въ иныхъ мѣстахъ большой аллеи, или снизу, какъ въ простилѣ малаго храма и въ колоннахъ, изображённыхъ на VI таблицѣ.

[17] 2 Изображеніе этого тетрапилона находится на V таблицѣ.

[18] 1 Надпись эта находится на колоннѣ одной изъ колоннадъ, на югъ отъ большой; въ ней говорится, что такой-то гражданинъ вмѣстѣ съ своимъ братомъ построилъ шесть колоннъ съ ихъ архитравомъ и раскраскою (Vogué 8, 11). Кстати о раскраскѣ могу сказать, что въ моихъ рукахъ находится чуть ли не единственная уцѣлѣвшая въ Пальмирѣ голова изъ бѣлаго мрамора. На ней также ясно видны слѣды раскраски.

[19] 2 Смотри VII-ю таблицу.

[20] 3 Opere citato.

[21] 4 Въ иныхъ мѣстахъ до полутора саженъ.

[22] 5 Моя надпись, І-я таблица, 7. Одна изъ его стѣнъ съ воротами видна въ лѣвомъ углу V-й таблицы, но она замаскирована поперечной колоннадою.

[23] 1 Она изображена на VII-й таблицѣ, на лѣво отъ портика. За нимъ видна Юстиніанова стѣна, подымающаяся на гору.

[24] 2 Эти рвы замѣтны на IV-й табл. Крѣпость видна тоже на ІІ-й таблицѣ.

[25] 3 The Philosophical Transactions and Collections to the end of the year 1700 abridged and disposed under general heads. Third Edition, 1722, London, vol. III, part. 2, pag. 503.

[26] 4 Эта стѣна ясно видна у гробницы Ямлика на ІІ-й таблицѣ.

[27] 1 Joannis Malalae Clironogr. lib. XVIII, cap. I.

[28] 2 Op. cit. pag. 106.

[29] 1 Гробница Ямлика изображена на ІІ-й таблицѣ.

[30] 2 Известнякъ составляетъ основу цѣпи горъ «Джебель-Руакъ» и всѣхъ сосѣднихъ горъ; красноватый же песчаникъ находится только вблизи Тадмора.

[31] 3 Wadd. 2614; Vogué 36 а.

[32] 1 Vogüé 30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию