[ сборник ]
Учёные – наследники пророков.
Сборник статей к 80-летию
Михаила Борисовича Пиотровского.
/ В двух томах. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2024. 600+456 с. ISBN 978-5-907653-72-6 (т. 1); ISBN 978-5-907653-73-3 (т. 2); ISBN 978-5-907653-71-9
[ аннотация: ]
Сборник научных статей сотрудников Государственного Эрмитажа посвящён 80-летию директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского.
Статьи по востоковедению, археологии, русскому и западноевропейскому искусству, античности и нумизматике, реставрации и истории Эрмитажа отражают разнообразие коллекций и научных исследований энциклопедического музея и широту интересов самого Михаила Борисовича.
Автор идеи заглавия – А.Д. Притула.
Содержание
ПЕРВЫЙ ТОМ.
Искусство Востока.
А.Т. Адамова, А.В. Моисеева. «Шахнаме» из собрания Государственного Эрмитажа: к атрибуции рукописи и вклеенных в неё иллюстраций. — 15
Е.А. Миколайчук. Приложение 1. Технологическая экспертиза бумаги рукописи «Шахнаме». — 39
К.С. Чугунова, И.А. Григорьева, С.В. Хаврин. Приложение 2. Технико-технологическое исследование рисунков рукописи «Шахнаме». — 43
С.Б. Адаксина, В.Л. Мыц. Партенитская базилика Х века – византийский памятник периода Македонского возрождения. — 53
А.О. Большаков. Загадка Голенищева: Владимир Семёнович Голенищев, Эрмитаж и Вонлярлярские. — 77
Д.О. Васильева. Подарок, достойный императора: сабля Насир ад-Дин-шаха в собрании Государственного Эрмитажа. — 85
П.Б. Лурье, А.И. Торгоев, М. Малекзадэ, З. Голмохаммади. Крепость Нарин-кале в Мейбоде, Центральный Иран. Prolegomena. — 99
Е.И. Малозёмова. Иранский воин-всадник в коллекциях «Арсенала». — 113
М.Л. Меньшикова. «Одно из редких художественных произведений Китая», или Сказ про ширму, что видел сам Н.Я. Бичурин. — 137
А.Н. Новикова, М.В. Сологубова. Урартские штампово-цилиндрические печати с изображением солнечного диска в коллекции Отдела Востока. — 161
А.С. Семёнова. Хинагата. Японские журналы моды эпохи Эдо в собрании Государственного Эрмитажа. — 169
Ю.А. Пятницкий. Твёрд и чист как изумруд. — 179 (См. на academia.edu)
Западноевропейское искусство.
С.О. Андросов. К истории картины Рубенса «Союз Земли и Воды». — 215
И.С. Артемьева. Новое о «Юдифи» Джорджоне. — 223
М.П. Гарлова. Немецкие позднеготические алтарные створки в собрании Эрмитажа. — 239
О.Д. Леонтьева. Последний заказ С.И. Щукина. Матисс и ансамбль Розовой гостиной. — 249
Н.К. Масюлионите. Собрание западноевропейского гравированного портрета в Эрмитаже. — 259
Е.П. Ренне. Новое о рассказе Екатерины II «Чесменский дворец. [Разговор между портретами и медальонами]». — 277
И.А. Соколова. Неизвестная картина Абрахама Блумарта «Суета сует» в собрании Эрмитажа. Дополнение к каталогу коллекции голландской живописи. — 293
Н.С. Сэпман. Рисунки художников Дунайской школы в собрании Эрмитажа. — 301
Русское искусство.
Н.Ю. Аветян. Светописные рисунки из семейного альбома фон Рейтерн. — 317
И.Р. Багдасарова. Фарфоровые дары Михаила Юрьевича Карисалова. Предметы сервизов российских императоров XVIII – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа. — 331
Н.Ю. Бахарева. Новые поступления в фонд живописи XVIII века Отдела истории русской культуры (2014-2023). Исследования и атрибуции. — 355
Ю.Ю. Гудыменко. О портрете Н.И. Греча из собрания Эрмитажа. — 373
А.Б. Кузьмичёва. Русский ретрофутуризм 1920-х годов. Рисунки М.Я. Мизернюка из собрания О.Э. Вольценбурга в Научной библиотеке Государственного Эрмитажа. — 381
И.О. Сычёв. Люстры екатерининского типа. Проблемы авторства. — 413
Е.С. Хмельницкая. Сотрудничество художников круга «Мир искусства» с Императорским фарфоровым заводом. Творчество К.А. Сомова. — 427
Античное искусство.
А.Г. Букина, А.Е. Петракова. Античные вазы из Руво-ди-Пулья в собрании Государственного Эрмитажа. — 443
Н.П. Гуляева. Античные бронзовые светильники времени Нерона – Антонина Пия из частных коллекций в собрании Государственного Эрмитажа. — 465
Л.И. Давыдова, Е.Г. Шишкова. В.Д. Семёнова-Тян-Шанская. Портреты О.Ф. Вальдгауера. Открытие и реставрация. — 473
О.Ю. Соколова. Новонайденные рисунки склепа Деметры (г. Керчь). — 481
Археология.
А.Ю. Алексеев, Р.С. Минасян, Е.А. Шаблавина. Солохский гребень и способ его изготовления. — 493
Е.Ф. Королькова. О приобретениях и утратах. История и судьбы коллекций. — 509
Ю.В. Марченко. Импортные изделия в погребениях раннескифского времени (по материалам могильника Верхний Куркужин). — 523
Р.С. Минасян. Предположение и доказательство. — 539
С.В. Томсинский. Древнерусская портативная сакральная пластика из камня и металла: выбор материала и особенности бытования. — 549
Нумизматика и фалеристика.
Н.Г. Введенский. «Мал золотник да дорог». Медаль в память 100-летия Лейб-Гвардии Волынского полка с монограммой из собрания Государственного Эрмитажа. — 559
В.В. Гурулёва. Византийские монеты из раскопок в Саркеле – Белой Веже: особенности и случайности музейной жизни. — 563
М.В. Постарнак. Нумизматические дары как аспект русско-японской дипломатии в конце XIX века. — 581
Список сокращений. — 596
ВТОРОЙ ТОМ.
Реставрация.
Лаборатория научной реставрации станковой живописи.
К.Б. Калинина, В.А. Коробов, О.Д. Леонтьева. Алхимическая парадигма Гогена. Исследования и реставрация таитянских картин. — 13
З.В. Купцова, А.В. Цветков. Перуджино «Портрет молодого человека». К завершению реставрации. — 26
А.С. Никольский, А.В. Цветков. Реставрация картины Никола Пуссена «Танкред и Эрминия». — 46
А.В. Цветков. Исследования и реставрация картины Бернардино Луини «Святая Екатерина». — 54
Лаборатория научной реставрации темперной живописи.
И.П. Гефдинг, З.В. Купцова Джорджо Вазари «Мистическое обручение святой Екатерины»: исследования и реставрация. — 75
Лаборатория научной реставрации монументальной живописи.
Е.В. Баранова, И.А. Григорьева, Н.В. Семёнов. Исследование и реставрация росписи «Водопой» из Малого тронного зала дворца афшинов Уструшаны. — 93
М.Б. Жервэ, Е.П. Степанова. Реставрация росписей Древнего Пенджикента. — 108
Е.П. Степанова. Реставрация фресок мастерской Рафаэля из собрания Государственного Эрмитажа. — 128
Лаборатория научной реставрации восточной живописи.
Е.Г. Шишкова, М.Л. Меньшикова, А.О. Дивлеткильдеева, А.О. Андреева, А.В. Кащеев, Я.Р. Уразаева, М.В. Мичри. Реставрация редких китайских вееров из коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа. — 149
Лаборатория научной реставрации графики.
А.О. Андреева. Реставрация шести французских киноафиш. — 167
Д.А. Смирнова. О консервации и реставрации двух офортов из собрания Государственного Эрмитажа. — 174
Лаборатория научной реставрации скульптуры и цветного камня.
А.М. Богданова, А.А. Новиков. Реставрация двух медальонов из коллекции Петра Великого. — 185
А.В. Боголюбов. Исследования мозаик из смальты из собрания Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. — 192
Лаборатория научной реставрации керамики и витражей.
Е.А. Дутова. Исследование и реставрация нидерландского витража из коллекции Государственного Эрмитажа. — 203
Т.В. Шлыкова. Иранская «кубачинская» керамика из собрания Эрмитажа: особенности реставрации XIX – начала XX века. — 210
Лаборатория научной реставрации предметов из органических материалов.
М.В. Мичри. Обучающие программы Эрмитажной школы реставрации. — 221
Вс.Н. Образцов, К.Б. Калинина, М.В. Мичри. Кожаный шлем дзингаса из собрания Арсенала Государственного Эрмитажа: атрибуция и исследования. — 227
Лаборатория научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи.
Т.В. Грунина-Шкварок. Реставрация девичьего зимнего головного убора «шапоцка». — 235
М.В. Денисова. Реставрация знамён и штандартов в Государственном Эрмитаже. — 240
М.В. Денисова. Создание копии полкового знамени Лейб-Гвардии Преображенского полка образца 1742 года. — 262
М.В. Денисова, Н.И. Тарасова. Реставрация костюмов из коллекции «Гардероб Петра I». — 270
И.С. Кость, Л.И. Шатилова. Реставрация восточного чепрака. — 284
К.В. Орлов, А.А. Шапран. Чувашский женский головной убор из собрания Государственного Эрмитажа. — 288
Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов.
М.П. Гурьев. Настольные часы с бриллиантами, музыкой и анимацией. — 293
Лаборатория научной реставрации фотографических материалов.
К.А. Биман, Т.А. Саятина. Из истории Лаборатории научной реставрации фотоматериалов: краткий очерк. — 307
История Эрмитажа.
Д.Ю. Гук. «Маузер» для директора. — 321
Ю.В. Ерешко. О торжественном приёме в Зимнем дворце по случаю открытия Первой Государственной Думы. 27 апреля 1906 года. — 327
В.В. Мещеряков. Исследования и реставрация дворца Меншикова. Музеефикация памятника. — 361
Т.В. Праздникова. Цвет фасадов Зимнего дворца как отправная точка при уточнении атрибуции живописи. — 393
О.В. Петрова, С.Ф. Янченко. К истории Директорского коридора Эрмитажа. — 409
Список сокращений. — 449
Список научных трудов Михаила Борисовича Пиотровского за 2020-2024 годы. — 452 (См. в файле тома на сайте Эрмитажа)
Пророк в своём отечестве. ^
История Эрмитажа богата яркими личностями, среди его директоров было много выдающихся учёных и общественных деятелей, но даже на этом фоне личность Михаила Борисовича Пиотровского притягивает своей харизмой и масштабом деятельности. Михаил Борисович в течение уже многих лет воспринимается не только их символ Эрмитажа, но и как воплощение реальной значимости культуры в жизни общества, как оплот музейной науки.
М.Б. Пиотровский стал директором Эрмитажа в 1992 году. Это была эпоха перемен, сложное время, когда в музее, как и в стране, не было средств, со всех сторон угрожали опасности, у людей копились недовольство и агрессия. И тогда кабинетный учёный и потомственный интеллигент М.Б. Пиотровский смог встать у руля Эрмитажа и сохранить музей, открыть его миру и уверенно вести этот огромный сложный прекрасный корабль под названием «Эрмитаж» сквозь все бури и препятствия, возникающие на его пути.
Трудно перечислить все те новые направления деятельности, которые возникли или расцвели за годы директорства М.Б. Пиотровского: были открыты заново после реконструкции многие закрытые залы, стал полноценным музеем искусства XIX-XXI веков Главный штаб. Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» благодаря открытому хранению представляет собой не только центр реставрации, но и ещё один прекрасный музей, по всей России выросли эрмитажные центры-спутники, в Эрмитаже появились целые музейные направления, не существовавшие раньше, — прежде всего, современное искусство, коллекционирование, изучение и экспонирование которого стало важной составляющей эрмитажной жизни последних десятилетий.
Вместе с тем в музее бережно сохраняются традиции, неизменны многие сферы его деятельности, работают археологические экспедиции, число которых выросло во много раз, как всегда в Эрмитаже велико значение науки, не только прикладной, музейной, но и фундаментальной, и жива память о наших «научных предках». Это сохранение традиций и памяти остаётся предметом особой заботы Михаила Борисовича, приходившего в Эрмитаж почти с младенчества и лично знавшего многих эрмитажных хранителей, чьи имена стали легендарными.
М.Б. Пиотровский — не только директор Эрмитажа, но и бессменный председатель Союза музеев России, он служит примером и поддержкой небольшим музеям, вызывая уважение и даже преклонение музейного сообщества и публики.
Михаил Борисович любит говорить, что Эрмитаж — энциклопедический музей. В нем есть всё: уникальные археологические собрания, шедевры живописи, восхитительные памятники прикладного искусства и завораживающие своим великолепием парадные залы, в которых вершилась история России. Энциклопедическому музею под стать такой директор, как Михаил Борисович Пиотровский, который прекрасно ориентируется в многообразии эрмитажных коллекций и рассказывает о них в своих книгах, эссе, лекциях, телевизионных фильмах и других программах. К 80-летию Михаила Борисовича в знак любви и уважения сотрудники музея дарят ему сборник статей о самых разных экспонатах Эрмитажа.
И всё же прежде всего Михаил Борисович — востоковед и арабист. Поэтому мы и выбрали в качестве названия сборника фразу из хадисов (изречений) пророка Мухаммеда «Учёные — наследники пророков» — этот хадис как нельзя лучше характеризует деятельность и личность Михаила Борисовича Пиотровского.
Г.В. Вилинбахов,
заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе.
наверх
|