главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ И.Г. Спасский ]Иван Георгиевич Спасский: «Я благодарен судьбе...». Воспоминания И.Г. Спасского (1904-1990).// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2024. 304 с. ISBN 978-5-907653-46-7 («Хранитель»)
[ аннотация: ] В очередном томе эрмитажной серии «Хранитель» публикуются воспоминания главного хранителя Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа, крупнейшего советского нумизмата И.Г. Спасского (1904-1990), написанные им во время пребывания в больнице в октябре-ноябре 1982 г. Рукописный текст подготовлен к печати и прокомментирован дочерью Ивана Георгиевича – известным литературоведом Ладой Ивановной Вуич. Хронологически воспоминания охватывают период с ранних детских лет и юности, проведённых в родном Нежине, начала музейной и научной деятельности, ареста по делу «Российской национальной партии» (так называемое Дело славистов) и заключения в Карагандинском лагере НКВД, ссылки в г. Череповец, участия в Великой Отечественной войне на Карельском фронте до послевоенных лет, связанных с его полувековой службой в Эрмитаже. В книге использованы изобразительные материалы из семейного архива Спасских. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей, историей науки и музейного дела.
Содержание
М.Б. Пиотровский. Дважды в одну реку. — 6Л.И. Вуич. О воспоминаниях И.Г. Спасского. — 9
«Я благодарен судьбе…». Воспоминания Ивана Георгиевича Спасского. — 24Часть I. Детство и юность. 1904-1932. — 25Часть II. Годы вынужденных странствий. — 89Тюрьма. Лагерь. Ссылка. 1933-1940. — 89Война. 1941-1945. — 148Часть III. Возвращение в Эрмитаж. 1946-1990. — 195
«И, конечно, я всюду художник…». — 228Выбор пути. — 228И.Г. Спасский — театральный художник. Череповец. — 234«Азбука». Карлаг, Семипалатинск, Ленинград. — 240
Pro Memoria. — 254В.А. Калинин, Е.В. Лепёхина. И.Г. Спасский: служение Эрмитажу. — 257
Приложение. — 278Основные даты жизни И.Г. Спасского. — 278Список печатных работ И.Г. Спасского. — 280Указатель. — 292Список сокращений. — 300
Дважды в одну реку. ^
Он сумел дважды войти в одну реку; реку, называемую — Эрмитаж. Иван Георгиевич Спасский, крупнейший знаток русского монетного дела, автор основополагающих работ по русской монетной системе, о русских медалях и об орденах разных стран, о Константиновском рубле, Петербургском Монетном дворе… оказался живым участником двух периодов эрмитажной жизни.
Он был счастлив стать хранителем-нумизматом «леграновского» времени. Классический Эрмитаж в лице его колоритнейших представителей блистал на антресолях Двенадцатиколонного зала, где находился тогда Отдел нумизматики. Но Эрмитаж тогда ещё и «омолаживался», и на глазах нового хранителя медалей складывалось другое общественно активное поколение нового Музея.
Он вернулся в Эрмитаж в его «орбелиевский» послевоенный период, вкусив все страсти послевоенной реконструкции, когда его Отдел нумизматики получил в распоряжение новые территории, где Иван Георгиевич с коллегами своим руками создавали и новые экспозиции, и интерьер кабинетов и библиотеки Отдела, которые так же своеобразны и хороши, как и Двенадцатиколонный зал.
Между этими эпохами пролегло множество страданий и испытаний — несправедливый приговор, тюрьма, лагерь, война на Карельском фронте, высылка. Всё это Иван Георгиевич описал в своих воспоминаниях, созданных в больнице, когда он боролся с тяжёлой болезнью, которую, как и многие невзгоды в свой жизни, победил. И после этой победы уже не стал дописывать мемуары, которые сегодня пришли, наконец, к читателю.
Это удивительный пример доброй талантливой прозы, прекрасный образец общения человека со своей судьбой, которая его не щадила, но всегда помогала найти выход. И он это ценил и понимал. Об этом и есть эта книга. Она полна живых картинок эрмитажной жизни: от спора учёных хранителей Зографа и Бауэра о разделе коллекций до предупреждений опытных Малинина и Васильева о том, как надо себя вести в послевоенном музее. Живые образы обитателей камеры на Шпалерной; фигуры творящих в неволе биологов; эмоции фронтовиков, получающих почту, — всё придаёт нашей общей истории новое человеческое измерение. Небольшие детали эрмитажной жизни узнаваемы, но не мелочны — окна квартиры в здании Театра, прогулки детей во дворе Зимнего, способы перевозки мебели…
Увлекательный текст завершают трогательные рассказы об учениках, очередном поколении эрмитажных нумизматов. Они вместе с дочерью Ивана Георгиевича подготовили к изданию эти материалы и несколько переизданий его трудов. Эрмитажники, ради которых создана наша серия «Хранитель», — люди особые, отличающиеся разнообразием своих талантов. Блестящий учёный оказался и замечательным писателем; для многих это, может быть, и стало неожиданностью, но все всегда знали, что он был прекрасным профессиональным художником, в том числе и театральным. В этой книге есть и его эскизы декораций, и знаменитая «Азбука».
Биография Ивана Георгиевича как бы обрамлена его трогательной любовью к родному городу — Нежину. Он замечательно писал о нём, заботился о его музее и когда был молодым, и когда стал маститым столичным учёным. А Нежин назвал его именем краеведческий музей и сохранил, как памятник, дом семьи Ивана Георгиевича, чей отец был настоятелем Николаевского собора.
И не забудем, что в этом городе в 1852 году был найден знаменитый Нежинский клад старейших русских монет.
Михаил Пиотровский,
|