● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ каталог выставки ]Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном.// Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2023. 664 с. ISBN 978-5-907653-12-2
Науч.ред. А.О. Большаков, А.Н. Николаев. [ аннотация: ] В 2022 г. исполнилось 200 лет с момента открытия Ж.-Ф. Шампольоном основных принципов чтения древнеегипетских иероглифов. Это знаковое событие – дешифровка – имело значительные последствия и для науки, поскольку оно дало начало научной дисциплине египтологии, и для искусства, в котором формируется особый художественный стиль, называемый «египетским». На примерах 650 экспонатов из Эрмитажа и других российских собраний продемонстрировано, как через античный мир и мир Библии формируются знания о Египте в европейской культуре, как Египет воспринимался в эпоху Ренессанса и века Просвещения, какими были последствия Египетского похода Наполеона на рубеже XVIII и XIX вв. и последовавших открытий Шампольона. Первая половина XIX в. – время расцвета египтомании в Европе и России, проявлявшейся как в прикладных художествах, так и в архитектуре, как в театральном искусстве, так и в изящной словесности. Издание предназначено для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся культурой и искусством Древнего Египта.
Содержание (дополнено)
М.Б. Пиотровский. Много разных Египтов. — 11А.О. Большаков, А.Н. Николаев. Предисловие. — 13А.О. Большаков. Почему именно египтомания? — 14
Каталог. — 20Пояснения к каталогу. — 21
Часть 1. Пирамида, обелиск и сфинкс. Универсальные мотивы египтомании. — 22А.О. Большаков. Пирамида и обелиск. — 23Н.В. Макеева. Сфинксы. — 27[Кат. 1-9. — 29-39]Часть 2. Античные и библейские сюжеты, связанные с Египтом. Ветхий и Новый Завет. — 40Н.К. Серебрянная. Представления о Египте в живописи XVII-XVIII вв. — 41[Кат. 10-76. — 50-105]Часть 3. Египтомания эпохи Ренессанса и века Просвещения. — 106B.М. Успенский. Рождение Египта из духа Пиранези. — 107[Кат. 77-94. — 116-139]C.О. Кузнецов. «Ars ægiptiaca Petropoli renata». Египтизирующий стиль в России в 1771-1811 гг. — 140[Кат. 95-154. — 164-195]Часть 4. Египетский поход Бонапарта и его египтологическое наследие. — 196А.О. Большаков. Бонапарт, Египет, египтология. — 197[Кат. 155-189. — 206-231]Часть 5. Дешифровка иероглифов. — 232Л.Д. Чистова. Египтомания итальянских гуманистов. Попытки дешифровки и реконструкции иероглифического письма. — 233А.Н. Николаев. Дешифровка иероглифического письма Ж.-Ф. Шампольоном. — 249[Кат. 190-248. — 259-315]Часть 6. Ориентализм и египтомания. — 316А.О. Большаков. Ориентализм и египтомания. — 317[Кат. 249-268. — 318-337]Часть 7. Египетский сервиз. — 338О.А. Егорова. Египетский сервиз. Политика и искусство. — 339[Кат. 269-434. — 343-409]Часть 8. Египтомания в декоративно-прикладном искусстве. — 410Я.Э. Виленский. Египтомания и европейские «прикладные художества». Увлечение, мода, политика. — 411[Кат. 435-572. — 420-507]Часть 9. Театральная египтомания. — 508Е.М. Федосова. Древний Египет на сцене Императорских театров. — 509[Кат. 573-637. — 512-545]Часть 10. Египтомания в архитектуре Санкт-Петербурга. — 546А.Н. Шипунов. Египетские мотивы в культурном ландшафте Санкт-Петербурга XVIII — начала XX в. — 547[Кат. 638-650. — 553-553]Приложение [Египтомания в архитектуре Санкт-Петербурга, городские объекты I-LIII]. — 564
А.О. Большаков. Русская египтомания и русская египтология: судьбы разные и общие. — 630
Принятые сокращения. — 634[Литература. — 634][Прочие сокращения. — 661]Summary. — 662
[со стр. 6:]
Авторы вступительных статей: А.О. Большаков, Я.Э. Виленский, О.А. Егорова, С.О. Кузнецов, Н.В. Макеева, А.Н. Николаев, Н.К. Серебрянная, В.М. Успенский, Е.М. Федосова, Л.Д. Чистова, А.Н. Шипунов.
Авторы каталожных описаний: Е.Е. Абрамова (Е.А.), С.О. Андросов (С.Андр.), Е.А. Апраксина-Сырская (Е.А.-С.), И.Д. Арсентьев (И.А.), С.С. Артюшина (С.Арт.), С.А. Астаховская (С.А.), А.А. Бабин (А.Баб.), И.Р. Багдасарова (И.Баг.), О.К. Баженова (О.Б.), Ю.Б. Балаханова (Ю.Б.), О.Б. Баранова (О.Бар.), И.П. Беляева (И.Бел.), А.О. Большаков (А.Б.), Н.В. Боровкова (Н.Б.), И.К. Ботт (И.Б.), Т.Б. Бушмина (Т.Б.), Д.О. Васильева (Д.В.), Н.Г. Введенский (Н.В.), А.В. Виленская (А.В.), Я.Э. Виленский (Я.В.), И.А. Гарманов (И.Г.), Р.Р. Гафифуллин (Р.Г.), А.Г. Гейко (А.Г.), И.Б. Гогулина (И.Гог.), И.С. Григорьева (И.Григ.) Н.И. Грицай (Н.Гр.), Е.Н. Гуменюк (Е.Г.), Н.Ю. Гусева (Н.Г.), М.О. Дединкин (М.Д.), И.С. Демахин (И.Д.), Е.В. Дерябина (Е.Д.), О.А. Егорова (О.Е.), Н.Н. Ефремова (Н.Е.), М.Г. Зайченко (М.З.), Н.Л. Зыков (Н.З.), П.Л. Зыков (П.З.), А.В. Иванова (А.И.), Е.Н. Иванова (Е.И.), Ю.О. Каган (Ю.К.), Е.С. Кальченко (Е.К.), Е.И. Карчева (Е.Кар.), С.Н. Клапина (С.Клап.), С.В. Кокарева (С.Кок.), А.Н. Конев (А.К.), О.Г. Костюк (О.К.), К.В. Красильникова (К.К.), С.В. Кривонденченков (С.Крив.), С.А. Кудрявцев (С.К.), С.О. Кузнецов (С.Куз.), Н.А. Кулина (Н.К.), С.Б. Кумчий (С.Кум.), Д.Г. Лазаревская (Д.Л.), С.В. Лалетин (С.Л.), О.И. Ламеко (О.Л.), Н.Н. Лансере (Н.Л.), В.А. Левшина (В.Л.), Т.Н. Лехович (Т.Л.), В.Е. Ловягина (В.Лов.), В.В.-О. Лоога (В.Лоога), А.М. Лукьянчикова (А.Л.), Н.В. Макеева (Н.М.), Е.И. Малозёмова (Е.М.), Н.К. Масюлионите (Н.Мас.), Л.Г. Матвеев (Л.М.), М.А. Мешалкин (М.М.), В.В. Микитина (В.М.), Г.А. Миролюбова (Г.М.), С.В. Мурашкина (С.М.), В.В. Набок (В.Н.), А.Н. Николаев (А.Н.), С.А. Нилов (С.Н.), А.А. Оленина (А.О.), С.С. Орехов (С.О.), Е.М. Орехова (Е.О.), С.А. Осмоловская (С.Осмол.), Т.Е. Павлова (Т.П.), Ю.В. Плотникова (Ю.П.), А.В. Поцелуева (А.П.), Г.А. Принцева (Г.П.), И.Д. Пузырев (И.П.), И.В. Саверкина (И.С.), Т.Б. Семёнова (Т.С.), Н.К. Серебрянная (Н.С.), С.А. Синельщикова (С.С.), С.В. Смирнова (С.См.), Н.Л. Соколова (Н.Сок.), Е.Г. Стадлер (Е.С.), Н.И. Стадничук (Н.Стад.) О.А. Степанова (О.С.), Л.Э. Сутягина (Л.С.), И.А. Тихова (И.Т.), М.И. Ткаченко (М.Т.), В.М. Успенский (В.У.), В.М. Файбисович (В.Ф.), В.З. Федоренко (В.Ф.), Н.Н. Федоренко (Н.Ф.), Е.М. Федосова (Е.Ф.), Н.А. Федюшина (Н.Фед.), Ж.-Л. Фиссоло (Ж.-Л.Ф.), А.В. Хапрова (А.X.), В.А. Харламова (В.X.), И.И. Хатко (И.X.), Е.С. Хмельницкая (Е.Х.), Л.Д. Чистова (Л.Ч.), И.А. Чистякова (И.Ч.), Ю.В. Шаровская (Ю.Ш.), В.Г. Шевченко (В.Ш.), И.А. Шик (И.Ш.), А.Н. Шипунов (А.Ш.), Е.А. Шишкина (Е.Ш.), Е.А. Шликевич (Е.Шл.), М.С. Щербакова (М.Щ.), С.А. Юркова (С.Ю.), Е.А. Яковлева (Е.Я.)
Пояснения к каталогу. ^
Каталог выставки содержит описание 650 памятников и состоит из десяти тематических разделов, отражающих общую канву истории. Предметы, иллюстрирующие основные темы, представлены на большом временном отрезке длиной в несколько столетий, от эпохи Ренессанса до начала XX в. В каталоге публикуются также около 50 оригинальных древнеегипетских вещей, возраст которых достигает нескольких тысячелетий. Их названия отмечены жёлтым цветом. Внутри разделов по возможности выдерживается хронологический принцип.
Ряд каталожных описаний сопровождает египтологический комментарий, выделенный цветным фоном. Задача таких текстов — показать, под каким углом зрения видит тот или иной предмет специалист-египтолог.
По сложившейся в современной науке традиции египетские царские имена даются в слитном написании, имена собственные частных лиц разделены на составные элементы.
В переводах египетских текстов используются следующие условные обозначения:
- - - разрушенная часть текста, не поддающаяся восстановлению;
[ ] реконструкция разрушенного текста;
/ / слова, отсутствующие в источнике и добавленные в перевод для большей ясности.
Египетские мотивы в облике многих памятников архитектуры и скульптуры Санкт-Петербурга XVIII — начала XX в. отражены в специальном Приложении к каталогу, где собраны наиболее характерные примеры городских объектов, связанных с этой темой. Изобразительный ряд в виде современных фотографий дополнен подробным комментарием.
(/662)
Summary. ^
The year 2022 marks the two hundredth anniversary of Egyptology, which was born on 14 September 1822, the day when Jean-François Champollion found a clue to the decipherment of Egyptian hieroglyphs. The State Hermitage Museum celebrates this jubilee with an exhibition paying tribute to Egyptomania and the dawn of Egyptology.
Egyptomania is commonly described as the use of Egyptian elements in arts, a phenomenon akin to an abundance of numerous examples of historicism, but definitely broader and more profound.
Already considered to be ancient as early as the lifetime of Herodotus, Egyptian culture never stopped amazing the Greeks, sparking a myth about its mysterious sapience. This was what actually gave rise to beliefs about Hermes Trismegistus, which paved the way for Hermeticism and left their mark on the philosophy of Neoplatonism. With Egyptʼs incorporation, the Roman Empire saw the spread of Egyptian cults in its territory, the inflow of Egyptian antiquities to Rome and creation of monuments in Egyptian style.
For a long time, Europe had very little understanding of what Egypt had actually been like. It was for that reason that any respective representations of Egypt would show the few known typical attributes, such as pyramids, obelisks or sphinxes. All of this is discussed in the first section of this catalogue.
The following part features works in which Egyptian heritage is reinterpreted by Western European culture through the prism of Classical Antiquity. Also included are biblical episodes related to Egypt.
When the Dark Ages gave way to the Renaissance, the discovery of classical texts as well as Egyptian and Egyptising artefacts in Rome brought Egyptomania to one of its peaks, in the realm of both arts and philosophy. That period was marked by endeavours to interpret hieroglyphs, still bound to fail as, not surprisingly for the symbolism-laden Renaissance epoch, they were seen as nothing but symbols. The age of Enlightenment engendered a scholar approach to Egypt, but it continued to be routinely viewed as a source of exotic motifs. The way Egypt was interpreted by the art of the Renaissance and early modern period until the late eighteenth century is showcased by yet another section of the exhibition.
Napoleon Bonaparteʼs Egyptian campaign in 1798-1801 became Europeʼs first discovery of Egypt due to the efforts of the scholars involved in his expedition, who copied and then published a whole host of ancient monuments. One of them was the legendary Rosetta Stone with bilingual text in Egyptian and Greek, which predetermined the eventual decipherment of hieroglyphs. A corresponding part of the exhibition shows materials associated with both military and scholarly aspects of this campaign.
Inviting new research, inscriptions that were now available and the Rosetta Stone in particular spawned a number of attempts to crack the Egyptian writing in the first quarter of the nineteenth century. A clear triumph was the undertaking of Jean-François Champollion, who did not only manage to unveil the phonetic nature of this script, but also created the first Egyptian grammar, pioneering Egyptology as a whole.
The fascinating story of this decipherment, with its failures and advances, is narrated by one of the central sections, which comprises a diversity of materials from the publication of a treatise by Horapollo, who was active in the fifth century AD and tried to explain the meaning of many hieroglyphs, to attempts to read the text on the Rosetta Stone and Champollionʼs letters and books.
Champollionʼs breakthrough and the rise of Egyptology took the study of Egypt and reflections upon it in divergent directions. Starting from the mid-nineteenth century Egypt became accessible to a plenitude of European artists, who produced realistic visualisations of its monuments, albeit with an exotic touch and emphasised Oriental qualities. This distinctive Orientalism, not a case of Egyptomania per se, is displayed too.
The largest sections are devoted to Egyptomania in applied arts, covering a span of the late eighteenth, entire nineteenth and early twentieth centuries. Among the highlights is the monumental Egyptian service produced by the Sèvres Porcelain Manufactory and presented by Napoleon to Alexander I. Its design draws upon the materials published by the members of Napoleonʼs expedition to Egypt.
In the second half of the nineteenth century, Egypt took centre stage in theatre performances, including drama, opera and ballet. The display puts on view a whole panoply of sketches of costumes and sets, librettos, photographs of actors and scenes as well as various stage accessories.
The exhibition is brought to a close by a selection of contemporary photographs illustrating Egyptian motifs in the architecture of St Petersburg.
|