[ коллективная монография ]
Пётр Великий и античность.
Рецепция античного наследия в петровскую эпоху.
// СПб: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений. 2022. 526 c. ISBN 978-5-91155-172-8
Под общей редакцией М.М. Позднева.
[ аннотация: ]
Изучение и усвоение литературы, искусства, языков античности оказало мощное влияние как на ценностную ориентацию русского образованного общества, так и на внешние стороны культурной жизни России в эпоху Петра I. Без скрупулёзного исследования этого многообразно проявившегося влияния невозможно понимание тех изменений, которые претерпевала тогда русская действительность. В различных работах о петровской эпохе затрагивалась тема античности. Настоящая монография ставит целью обобщить и дополнить результаты этих исследований, представив по возможности полно рецепцию античного наследия в петровский период. Авторы освещают значение античных сюжетов и образов в биографии Петра, их популяризацию в ходе петровских реформ, описывают судьбу античных артефактов в петровских коллекциях, античные аллюзии в литературе и искусстве эпохи, место латинского и греческого языков в образовании. Результатом исследования становится многоплановая картина восприятия исторического, литературного, художественного наследия Греции и Рима русской культурой конца XVII – начала XVIII вв.
Содержание
От редактора. — 5
Предисловие. Античность глазами Петра Великого. Е.В. Анисимов. — 9
Глава I. Античность в ранней биографии Петра (1672-1696). М.М. Позднев. — 15
1. Лубочные герои, «книги с кунштами» и первые наставники. — 16
2. Букварь Симеона Полоцкого. — 27
3. Новые веяния. Буквари Кариона Истомина. — 33
4. Воинский устав и «Стратегемы» Фронтина. — 40
5. Геркулес со львом на фейерверке. — 46
6. Боги Олимпа на архангельских верфях. — 54
7. Александр и Цезарь. — 59
8. Карнавальный триумф. — 68
Глава II. Античное наследие и петровская реформа (1697-1725). М.М. Позднев. — 78
1. В доме Де Вильде. — 79
2. Московский театр. — 88
3. Новые книги. — 106
4. Круговорот наук в Европе. — 135
Глава III. Эллада, Рим, Полтава. Античность в панегирической проповеди петровской эпохи. В.В. Зельченко. — 159
Глава IV. Языки античности в школах петровского времени. Е.Л. Ермолаева, О.В. Бударагина. — 195
1. Греческое просвещение в эпоху Петра Великого. Е.Л. Ермолаева. — 196
1.1. Братья Лихуды и Пётр I. — 196
1.2. Греческие школы Лихудов. — 199
1.3. Учебники и курсы. — 203
1.4. Стихи Лихудов и их учеников в рукописях «Поэтики». — 220
2. Латинское просвещение в эпоху Петра Великого. О.В. Бударагина. — 234
2.1. Школа Феофана Прокоповича на Карповке. — 238
2.2. Учителя. — 243
2.3. Дальнейшая судьба учеников. — 249
Глава V. Античность в русском искусстве эпохи Петра. А.В. Королёв, М.М. Позднев. — 256
1. Рельефы Летнего дворца – раннее воплощение русской античности. А.В. Королёв, М.М. Позднев. — 260
1.1. История создания и проблема авторства. — 260
1.2. Источники и прообразы. — 276
2. Античность в монументах петровским триумфам. А.В. Королёв, М.М. Позднев. — 289
2.1. Азовская арка и её преемницы. — 289
2.2. Памятный Столп Петра Великого. — 305
2.4. Рецепция конной статуи Марка Аврелия в памятнике Петру Б.К. Растрелли. А.В. Королёв. — 314
Глава VI. Античные артефакты в императорских и частных коллекциях петровского времени. С.K. Eгорова. — 335
1. На пути к античности. — 337
2. Деятельность Ю.И. Кологривова и С. Владиславича-Рагузинского. — 346
3. Проект Венусовой галереи. — 351
4. Начало искусствоведческой терминологии. — 356
5. Античные статуи Грота Летнего сада. — 358
6. Монеты и ювелирные украшения в императорских и частных собраниях. — 362
7. «Сыскать все, что зело старо и необыкновенно…» — 370
Приложение I.
Античная скульптура Эрмитажа. Приобретения петровского времени. А.А. Трофимова. — 383
1. Статуя Афродиты «Венера Таврическая». — 383
2. Статуя пастуха. — 394
3. Статуя Диомеда, реставрированная как Дионис. — 399
4. Статуя юноши. — 402
5. Статуя Пана. — 404
6. Статуя Венеры. — 406
Приложение II.
Бронзовая статуя Нептуна (1716) и образы морского бога в Петергофе. И.Д. Чечот. — 411
1. Книга и пространство. — 416
2. Нептуновы статуи, совершенные и рутинные. — 422
3. Пространство преображения и подвига. — 428
4. Монплезир и Марли. Стадии самосовершенствования. — 435
5. Краткий экскурс: Нептун в истории искусства. — 443
6. Русский античный Нептун. — 452
7. К морю-океану. Есть ли море в Петергофе? — 459
8. Заключение. Своя античность и античность (Европа, русское издание). — 463
Литература. — 468
Указатель имён. — 501
Summary. — 516
наверх
|