главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Мумия меняет имя. Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2021. [ каталог выставки ]

Мумия меняет имя.

/ Каталог выставки [в Эрмитаже, СПб, 14 сентября — 12 декабря 2021 года].

СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2021. 100 с. ISBN 978-5-93572-947-9

 

Куратор выставки и науч.ред. каталога А.О. Большаков.

аннотация: ]

Каталог выставки «Мумия меняет имя» знакомит читателя с интереснейшей составной частью египетской коллекции Государственного Эрмитажа — саркофажными комплексами эпохи XXV-XXVI династий. Компьютерно-томографическое исследование одной из древнеегипетских мумий, осуществлённое в 2017 году, привело к существенным изменениям в её интерпретации — оказалось, что тело принадлежит не женщине, как считалось раньше, а мужчине; что заставило по-новому реконструировать связанный с ней погребальный комплекс. На выставке представлены сама мумия, предметы, связывавшиеся с ней в рамках как прежней, так и новой атрибуции. Во вступительных статьях рассматриваются проблемы роли мумий в египетской религии и восприятия их в западной культуре, этические сложности их показа в музеях.

 

Содержание (развёрнуто)

 

М.Б. Пиотровский. Томография загробной жизни. — 6

 

От авторов. — 8

 

А.О. Большаков. Мумия как артефакт. — 10

А.О. Большаков. Мумия как сущность. — 15

А.О. Большаков. Мумии и фантазии. — 18

А.О. Большаков. Мумии и этика. — 23

А.О. Большаков. Эрмитажные мумии: что делать. — 26

В.С. Декан, С.В. Кузнецов, В.Р. Ратников. Результаты томографического исследования мумии ДВ 8717 с медицинской точки зрения. — 31

А.О. Большаков, А.Н. Николаев. Результаты томографического исследования мумии ДВ 8717 с египтологической точки зрения. — 41

А.Н. Николаев. Вместилища для мумий. — 44

 

Каталог [1-10]. — 54

 

1. Мумия. — 56-57

2. Мумийная сетка. — 58-59

3-4. Саркофаги Бабат. — 60-71

5-6. Сарофага Па-кеша. — 72-79

7-10. Набор каноп Па-ди-хора. — 80-83

 

Глоссарий. — 84

Принятые сокращения. — 92

Литература. — 92

Прочие сокращения. — 98

Summary. — 99

 


 

Томография загробной жизни.   ^

 

Египтология — старейшая востоковедная дисциплина, по сей день особо привлекательная для людей всех возрастов благодаря сочетанию науки и красоты, романтики и мистики, магии и фантастики. Таинственный образ мумии, созданный европейской культурой, стал теперь неразрывной частью древнего погребального обряда. Эта выставка — обо всем этом.

 

В её основе два образа. Первый — показательное публичное снятие пелён с мумии Па-ди-исета в Эрмитажном театре в 1929 году. Пафосная церемония, как рассказал её свидетель — молодой Б.Б. Пиотровский, оказалась неожиданно долгой и скучной; её перенесли в рабочие помещения. Другого типа неожиданность связана с современной картинкой — запелёнатую мумию ДВ 8717 вкладывают в томограф. Везли мумию женщины Бабат, а увезли мумию мужчины, возможно, по имени Па-кеш. И та, и другая неожиданности — особенности музейной этики разных времён. Мужскую и женскую мумию перепутали потому, что саркофаги хранились до Революции в Эрмитаже, а сами мумии — в Академии наук. В дворцовых помещениях было невозможно держать мёртвые тела. После стало возможным их открывать и показывать. Распелёнатая мумия по сей день является одним из самых популярных у публики экспонатов музея, хотя острота этической проблемы всё нарастает, став одним из главных сюжетов выставки.

 

Но, прежде всего, это — монолог музейной науки. Египтология требует усидчивости и очень глубоких знаний. Иероглифы, сложные верования, богатейшая литература, многообразие художественных стилей. Эрмитажные традиции работы с материалом представлены на примере виртуозного исследования нескольких предметов. Эта тщательность включает в себя и научную реставрацию, и самое сенсационное — томографическое изучение мумии, которое стало образцом внедрения новейших технологий в музейное дело. Мы благодарны врачам-исследователям Клинической больницы №122 им. Л.Г. Соколова за выработку методики и практики исследования запеленатой мумии. Благодаря им мы научились не разрушать изучаемый предмет и узнали множество «персональных данных», которые сделали для нас мумию живым человеком, с проблемами зубов и болезнями суставов, живыми особенностями организма и даже следами его профессии. Мумия ожила.

 

Этот новейший вид общения с бальзамированным телом существует в контексте самых фантастических представлений о мумиях в европейской культуре: от использования тел в качестве

(6/7)

волшебных лекарств и художественных красок до страшной череды виртуальных страшилок. Острое внимание к этому материалу позволило неожиданно внести коррективы в переводы и понимание художественных текстов, в частности — самого Шекспира. Чем только не занимаются египтологи!

 

И снова о музейной этике. Древние люди изобретали свои обряды для того, чтобы сохранить о себе память и обеспечить существование в загробном мире. Быть может, музей, не только сохраняющий, но и восстанавливающий имена, как раз и является одним из таких вариантов «загробного мира», не хуже некоторых других.

 

М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа

(7/8)

 

От авторов.   ^

 

Выставка «Мумия меняет имя» необычна для Эрмитажа: на ней представлено очень немного памятников и много вспомогательного материала — изображений, полученных в результате компьютерно-томографического исследования. Она является результатом естественного развития одной идеи, направленной в будущее. На протяжении долгих десятилетий на египетских экспозициях музея представлена распелёнатая мумия Па-ди-исета. Нельзя не признать, что она, во-первых, выглядит диссонансом на фоне памятников, пусть и связанных с погребальным культом, но всё-таки художественных и по сути жизнерадостных, как и вся древнеегипетская культура. Во-вторых, египетская мумия — это сложный комплекс из тела, пелён (а пеленание — само по себе определённый род искусства) и амулетов, поэтому распелёнывание, широко распространённое в былые времена, в результате которого комплекс уничтожается, есть несомненное варварство и действие вредоносное. В-третьих, показ в музее мёртвого, особенно если мы знаем его имя, — дело крайне сомнительное в этическом отношении. Поэтому на будущей египетской экспозиции, которая со временем должна появиться, следует представить мумию запелёнатую. Таковая в Эрмитаже всего лишь одна, так что выбор прост. Согласно музейным документам, это мумия женщины по имени Бабат, погребальный комплекс которой составляют два саркофага, один из них — лучший по качеству работы в эрмитажном собрании, а другой отличается наличием интересных текстов. Таким образом, вместе можно представить два саркофага, запелёнатую мумию и рентгенограммы тела. Однако томографическое сканирование показало, что мы имеем дело с мумией не женщины, а мужчины — результат ошибки в документации, неудивительный в свете сложной музейной истории эрмитажных мумий. Задача осложнилась, но стала более интересной. С большой вероятностью, этот мужчина — Па-кеш, саркофажный комплекс которого также хранится в Эрмитаже. Появилась мысль показать на временной выставке результаты той работы, которая, как правило, остаётся не видной посетителю.

 

Настоящий каталог, помимо сведений о демонстрируемых предметах, представляет информацию о самом томографическом исследовании, о принципах мумификации, о египетских представлениях об устройстве человека, о восприятии мумий в Европе и связанных с ними этических проблемах и, наконец, о саркофагах. Значение малоупотребительных названий, имён и терминов объясняется в Глоссарии в конце каталога.

(8/9)

 

Имена собственные, которые в поздней части истории Древнего Египта обычно длинны, представляют собой целые фразы и сложны для восприятия читателя-неегиптолога, не ощущающего их грамматическую структуру. Авторы поэтому решили делить имена частных лиц дефисами в соответствии с их структурой, а имена царей и богов, для которых существуют традиционные для русской литературы написания, передавать слитно. Это, разумеется, совершеннейшая условность. Заметим также, что для большей части истории Древнего Египта почти полностью отсутствуют синхронизмы с другими культурами, и поэтому вместо абсолютных дат египтологи предпочитают говорить о царствованиях, династиях, царствах и периодах. Приводимые в книге даты достаточно приблизительны.

 


 

Summary.   ^

 

‘The Mummy Changes its Name’ exhibition reveals the results of CT scanning of an ancient Egyptian mummy from the Hermitage collection. The museum’s records state that it belongs to a woman named Babat whose two coffins are also kept in the Hermitage Museum, suggesting that she hailed from a family of Theban priests of the god Montu and lived in the time of Dynasty XXVI, c. 620-580 BC. Oddly enough, the study has shown that the mummy in fact belonged to a man aged 35-40, who apparently had Marfan syndrome, a genetic disorder that commonly leads to death at the age of around 40. This confusion seems to have to do with the complicated history of this part of the collection in the nineteenth — early twentieth century, when the coffins were stored in the Hermitage, while the mummies were kept in the Kunstkammer. The mummy in question is thus the body of a man called Pa-kesh, whose coffins can be also found in the Hermitage Museum. He was a priest and a royal gatekeeper who lived in Thebes during late Dynasty XXV, c. 712-656 BC. The exhibition features the mummy itself, the faience net that covered it, Babat's anthropomorphic inner coffin, two coffins of Pa-kesh and a set of canopic jars, which have no relation to these two characters, but make a good addition to the group of funerary goods. Apart from the results of CT scans, the catalogue contains a number of articles dealing with the history of mummification, evolution of coffins, reception of mummies in European culture and ethical issues associated with mummies.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки