[ сборник ]
Древнее искусство
в контексте культурно-исторических процессов Евразии:
к 300-летию научного открытия Томской писаницы.
/ М-лы междунар. конф. Кемерово: КРИПКиПРО. 2021. 386 с. ISBN 978-5-7148-0763-3
[ аннотация: ]
В сборнике публикуются материалы международной научной конференции «Древнее искусство в контексте культурно-исторических процессов Евразии: к 300-летию научного открытия Томской писаницы», проведённой 18-20 августа 2021 г. в г. Кемерово. Открывает сборник тематический раздел «Наскальное искусство Притомья: история исследований, опыт сохранения, историко-культурный контекст», посвящённый истории изучения и сохранения наскальных изображений Томской писаницы, а также других памятников региона в их историко-культурном контексте. Два последующих раздела освещают актуальные проблемы изучения наскального искусства и искусства малых форм Сибири и Центральной Азии, среди которых особое внимание уделяется вопросам документирования и интерпретации памятников древнего искусства, сохранения и использования объектов археологического наследия.
Издание адресовано археологам, этнографам, историкам науки, музееведам, культурологам и всем, интересующимся вопросами изучения и сохранения памятников древнего искусства.
Тексты докладов публикуются в авторской редакции.
Составление и техническая редактура: А.Н. Мухарева, И.Д. Русакова.
Содержание
1. Наскальное искусство Притомья: история исследований, опыт сохранения, историко-культурный контекст.
Власов Д.Ю., Щигорец С.Б., Зеленская М.С., Изатулина А.Р., Родина О.А., Степанчикова И.С. Биообрастание памятника наскального искусства Томская писаница: основные биодеструкторы, влияние на состояние камня. — 12
Ковтун И.В. Начало традиции наскального искусства на Томи. — 22
Ковтун И.В., Русакова И.Д. Первые рисунки Томской писаницы Д.Г. Мессершмидта: соответствия и интерпретация. — 39
Ковтун И.В., Ширин Ю.В. Раннеандроноидные древности поселения Малиновое I и феномен субкультурных комплексов второй трети II тыс. до н.э. — 50
Конончук К.В. Томская писаница в неизданных текстах Н.А. Чернышёва. — 60
Конончук К.В., Сизев А.С. Забытая реставрация Томской писаницы (1968-1976). — 70
Мартынов А.И. Особенности и приоритеты Томской писаницы (к 300-летию открытия памятника). — 80
Мухарева А.Н., Русакова И.Д. Петроглифические коллекции памятников Притомья в фондах музея-заповедника «Томская Писаница». — 90
Симоненко Е.В. Комплектование Петроглифического фонда музея-заповедника «Томская Писаница» на современном этапе. — 103
Щигорец С.Б., Власов Д.Ю. Оценка сохранности петроглифов музея-заповедника «Томская Писаница». — 110
2. Актуальные проблемы изучения наскального искусства.
Варёнов А.В. Монографические публикации петроглифов северных районов Китая в XX веке. — 116
Заика А.Л. «Рыба-бык» на горе Тепсей. — 125
Карпова Б.В., Зоткина Л.В., Сайфулоев Н.Н. Результаты химического анализа красителей с памятников наскального искусства Восточного Памира и Ферганской Долины. — 136
Килуновская М.Е., Семёнов А.В., Чадамба Л.Д. Исследования наскальных рисунков около посёлка Боршоо (Монголия). — 144
Киселёва Д.В., Широков В.Н., Шагалов Е.С., Панкрушина Е.А. Двуглазый камень (Средний Урал): анализ экспериментального красочного пигмента и пигмента древних рисунков. — 152
Китова Л.Ю. Этапы формирования кемеровской научной школы исследователей культуры и искусства древних обществ. — 161
Комиссаров С.А., Соловьёв А.И., Черемисин Д.В. Ритуальное или реальное. — 166
Кубарев Г.В. Изображение женщины в трёхрогом головном уборе из Апшиякты и его историко-культурный контекст. — 170
Лобанова Н.В., Георгиевская С.В. Чёрная плёнка и чёрная рисовая бумага: новые методы документирования наскального искусства Карелии (2016-2020 годы). — 180
Марсадолов Л.С. Изображения и семантика созвездия Орион в петроглифах, на «оленных» камнях и предметах в зверином стиле у кочевников Центральной Азии во II-I тысячелетиях до н.э. — 187
Молодин В.Л., Зоткина Л.В., Кретэн К., Плиссон X., Женест Ж.-М., Черемисин Д.В. «Калгутинский» стиль в наскальном искусстве и его своеобразие. — 201
Молодин В.И., Черемисин Д.В., Батболд Н., Ненахова Ю.Н., Ненахов Д.А. Новые петроглифы Монгольского Алтая: долина реки Хара-Джамат Гол. — 207
Новожёнов В.А. Наскальные изображения колесниц как источник реконструкции. — 214
Савинов Д.Г. На пути раскрытия содержания памятников наскального искусства. — 238
Савинов Д.Г. Сейминская изобразительная традиция в петроглифах Монгольского Алтая. — 249
Советова О.С., Аболонкова И.В., Шишкина О.О. Некоторые результаты мониторинга состояния затопленных петроглифов горы Тепсей в 2021 году. — 260
Солодейников А.К. О географии и культурно обусловленной дистрибуции памятников наскального искусства древнейшего изобразительного пласта Минусинской котловины. — 271
Солодейников А.К. Новые изображения в Каповой пещере. — 278
Сулайманова А.Т. Новые исследования памятника Саймалуу-Таш (Ферганский хребет, Кыргызстан). — 294
Урбушев А.У., Константинов Н.А. Каменная плитка со сценами охоты из урочища Ак-Кая (Центральный Алтай). — 303
Фараджева М.Н. Инновационные подходы в изучении наскальных изображений Гобустана (гора Беюкдаш, верхняя терраса, камень 29, южная сторона). — 310
3. Искусство малых форм.
Грушин С.П., Фрибус А.В. Изображение головы лося на костяном предмете из неолитического погребения на могильнике Чумыш-Перекат. — 318
Камышев А.М. Новые находки бронзовых изделий скифского звериного стиля в Кыргызстане. — 324
Король Г.Г., Наумова О.Б. Женские образы в декоре средневековой торевтики малых форм Центральной Азии. — 330
Макаров Н.П., Фокин С.М. Новые антропоморфные и зооорнитоморфные изображения Ишимского клада. — 339
Михайлов Ю.И. Скульптурная группа из Ростовки: анализ композиции. — 348
Савельева А.С., Герман П.В. Нож с изображением рыбы из фондов Музея археологии и этнографии Сибири имени В.М. Флоринского ТГУ. — 356
Сериков Ю.Б. Мелкая пластика в искусстве каменного века Урала. — 365
Информация об авторах. — 376
|