главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ каталог выставки ]«Сжимая рукоять меча…»Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока.Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа.// СПб: «Славия». 2019. 200 с. ISBN 978-5-9501-0358-2
Содержание
Приветствие губернатора Омской области А.Л. Буркова. — 5Приветствие генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского. — 7«Большой Эрмитаж» и его «Арсенал». — 8
Глава 1. Воинская культура Ближнего Востока [Е.И. Малозёмова, Вс.Н. Образцов] — 11
Конь. — 13Царь-воин и его атрибуты. — 15Всадник и пеший. — 18Поединок. — 19Воинские практики Османской Турции. XIV-XIX века. — 21Воинская культура Великих Моголов. XVI-XIX века. — 23Воинские традиции Ирана. XVI-XIX века. — 24
Каталог [1-41]Воинские атрибуты. — 28Царь и герой. — 32Конское снаряжение. — 37Всадник и пеший. — 41Поединок. — 45
Глава 2. Оружие Ближнего Востока [Вс.Н. Образцов, Е.И. Малозёмова] — 49
Материалы и техники. — 49Защитное вооружение. — 51Холодное оружие. — 52Собственный Его Императорского Величества конвой. — 56Метательное и огнестрельное оружие. — 58
Каталог [42-311]Оружие Арабского мира. — 64Османское оружие. — 67Вооружение янычара XVII — начала XIX века. — 86Курдское вооружение. — 92Оружие Кавказа. — 94Оружие, приписываемое имаму Шамилю и его сподвижникам. — 109Вооружение Лейб-гвардии кавказского горского эскадрона Собственного Его Императорского Величества конвоя. — 112Оружие Ирана. — 116Оружие Средней Азии. — 131Оружие Индии. — 148
Глава 3. Оружейные традиции Ближнего Востока [Е.И. Малозёмова, Вс.Н. Образцов] — 165
Оружие как знак власти. — 165Обучение и тренировка. — 167Янычарский корпус Османской империи. — 167Придворный церемониал: охота и пир. — 168
Каталог [312-391]Оружие как знак власти. — 170Обучение и тренировка. — 176Придворный церемониал, охота и пир. — 183
Источники. Литература. — 196Принятые сокращения. — 199
Сабли и доспехи Эрмитажа. ^
Арсенал — важная часть истории и репутации Эрмитажа. Он рождён рыцарской романтикой императора Николая Павловича, а после перемещения из Царского села в Эрмитаж стал одной из основ тонкой эрмитажной науки и источником самых привлекательных экспозиций музея — двух «рыцарских» залов.
Постоянные войны и всегда сопутствующие им дипломатические контакты определили место восточного оружия в Эрмитаже. Его собрание насыщено оружейными шедеврами с особым историческим содержанием. Оно визуализирует три смысла изучения и показа оружия в энциклопедическом музее. Функция убийства уходит на дальние планы, но возрастает понимание роли оружия как элемента культуры, высокого искусства и знака статуса и богатства.
Сегодня мы представляем оружие Ближнего и Среднего Востока, где испокон века образ военного, всадника, «рыцаря», был важной частью образа культуры в целом, её знаком и символом, её отличием от других. Это хорошо видно на прекрасных художественных произведениях, изображающих оружие — серебряных блюдах, золотых пластинах, тонких миниатюрах, цветистых изразцах. Скифский меч, османский ятаган, кокандская сабля, суданский доспех создают образы более красноречивые, чем десятки страниц текста.
Важное место военных в государстве делало необходимым описать и отметить их статус в обществе. Что могло это сделать лучше, чем украшенное оружие!? Оно есть свидетельство богатства, уважения общества, благодарности правителя (подарки) и удачи (трофеи). Значительную часть богатого оружия, хранящегося в музеях, вообще не предполагалось использовать по назначению, но оно всегда несёт в себе образ боя и победы.
В таком контексте оружие вдохновляло не только умельцев делать вещи острые и крепкие, но и художников, превращавших надписи-талисманы в каллиграфические шедевры, рукояти мечей — в непревзойдённые ювелирные украшения, изобретавших разные способы украшения шлемов серебряной и золотой инкрустацией, причудливо гранивших драгоценные камни.
По экспонатам этой выставки мы можем читать историю восточных культур и историю восточных империй, в том числе и Российской — в её многообразных связях и войнах с персами, турками, бухарцами, в сражениях в Причерноморье, в Средней Азии, на Кавказе. Интересных сюжетов много. Йеменский кинжал — трогательный подарок императрицы Марии Александровны её супругу Александру Первому. С сабли кылыч, подаренной маленькому Николаю, начался Царскосельский и Эрмитажный Арсенал.
Шлемы шишаки рассказывают о художественных заимствованиях русских и турок. Элегантные кавказские кинжалы перекликаются с цветистыми персидскими. Вещи из окружения имама Шамиля и его награды находят причудливый отзвук в вооружении горского императорского конвоя. Индийские доспехи, хотя они и сборные — поражают воображение. И, наконец, впервые показываются публике новые пополнения эрмитажного собрания — предметы, связанные с махдистским государством в Судане, аналогом кавказского имамата Шамиля.
Многообразный Эрмитаж торжественным звоном парадного оружия открывает новый «спутник» Музея — «Эрмитаж-Сибирь» в Омске.
М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, действительный член РАН и PAX, декан Восточного факультета СПБГУ
наверх |