[ каталог выставки ]
Сокровища Красной реки.
Археологические коллекции из музеев Вьетнама.
/ Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2019. 252 с. ISBN 978-5-93572-855-7
[ аннотация: ]
Настоящее издание подготовлено по материалам выставки «Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама». В каталоге представлено более 250 древних предметов, которые происходят из археологических раскопок или найдены случайным образом. Публикация знакомит читателя с историей восточной части полуострова Индокитай, где во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. — начале 1-го тысячелетия н.э. существовали яркие культуры: Донгшон, Шахюинь, Донгнай и Окео. Вещи отражают все основные аспекты жизни людей, которые заселяли территорию Северного Вьетнама, прибрежную зону Центрального Вьетнама и дельту реки Меконг на юге. В статьях рассказано об одном из центров цивилизации, которая получила название «донгшонская». На основе археологических культур древнего Вьетнама под влиянием Индии и Китая сформировались ранние государства Ванланг и Аулак, Ламап (кит. Линьи) и Чампа, Фунам (кит. Фунань), известные по китайским письменным источникам. Особое внимание уделено истории археологических исследований во Вьетнаме и современному состоянию его культурного наследия.
Каталог предназначен для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся археологией и историей Юго-Восточной Азии.
Науч.ред.: Е.А. Кий, Н.А. Сутягина.
Содержание
Хронология и периодизация археологических культур Вьетнама в контексте истории Восточной и Юго-Восточной Азии. — 16
Вьетнам и его древние культуры: от археологических раскопок и случайных находок к музейным собраниям и их изучению. Е.А. Кий, Н.А. Сутягина. — 19
Библиографическое приложение. Е.А. Кий. — 37
Археологические культуры древней истории Вьетнама. Нгуен Мань Тханг, Тю Мань Куен, Фам Хоанг Мань Ха. — 39
Государства Ванланг, Аулак, Ламап и Фунам (краткая справка). Е.А. Кий, Н.А. Сутягина. — 57 (См. на academia.edu)
Захоронение в колоде-«лодке» Тхюишон (Хайфон). Буй Ван Лием. — 61
Каталог. — 65
Культура Донгшон. — 66
Культура Шахюинь. — 196
Культура Донгнай. — 210
Культура Окео. — 224
Барабаны вьетнамской истории. ^
В ХХ веке Вьетнам так часто звучал в политических и военных новостях, так часто события там определяли судьбу мира, что его прекрасная древняя история не всегда на слуху. Сегодня российский зритель получает уникальную возможность увидеть глубины классического прошлого Вьетнама, его тысячелетний опыт в освоении и покорении природы великих речных просторов, рождении новых производств и высокого искусства.
Мы вместе с двумя главными музеями Вьетнама показываем сегодня знаковые произведения четырёх культур второй половины первого тысячелетия до н.э. и некоторых их последователей. Это культуры Донгшон, Шахюинь, Донгнай и Окео, покорившие север, центр и юг Вьетнама. Они свидетельствуют о высоком развитии земледелия, ремесла и искусства. Знаменитые бронзовые барабаны, символы религиозной экзальтации, организованной социальной жизни и выдающегося умения работать с бронзой, поражают воображение и восхищают торжественной красотой геометрических узоров, изображений птиц и людей, свайных построек с покатыми крышами. Их часто украшают фигурки лягушек, символов воды, которая является важнейшим элементом древней цивилизации Вьетнама, речной по своей природе. Мы не слышим их звучания, но можем представить торжественные мелодии, плывущие над водами и джунглями, предрекая дождь или созывая на ритуальные собрания. Прекрасная керамика и загадочные погребения в лодках и в керамических сосудах, пусковые устройства арбалетов и смертельные стрелы, реалистические картинки и мифические персонажи, магические сценки и причудливые фигурки животных. Мы многое можем узнать и с помощью наших вьетнамских коллег представить, глядя на экспонаты этой замечательной выставки.
Наша дружба и научное сотрудничество с Вьетнамом насчитывают многие десятилетия и проверены временем. Но такая выставка создаётся впервые, и она показывает, что нам ещё есть много что рассказать друг другу. Мы рады этой возможности сделать новый и важный шаг в развитии культурного взаимопонимания между нашими странами. Спасибо всем, кто это придумал и осуществил, во Вьетнаме и в России.
М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа,
декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета
(9/10/11)
Предисловие. ^
30 января 1950 года Вьетнам и СССР официально установили дипломатические отношения, и эти особые связи впоследствии были продолжены и развиты Российской Федерацией. Россия стала первым стратегическим партнёром Вьетнама с постоянно укрепляющимися двусторонними связями в области политики, экономики, культуры, науки и обороны.
В последние годы Национальный исторический музей Вьетнама неустанно развивает культурный обмен и научное сотрудничество с музеями мира, в том числе и с музеями Российской Федерации. Представление истории, культуры и имиджа Вьетнама в одном из ведущих музеев мира — Государственном Эрмитаже — это уникальный случай. В этом отношении выставка «Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама» является важной вехой в процессе взаимодействия между двумя музеями.
Вьетнам — страна с длительной историей и богатой культурой. С самых ранних времён его территория была заселена людьми от севера до юга, от гор и до равнин, приморских низменностей и островов, что явилось важной предпосылкой формирования первых государств. Древние культуры оставили богатое и своеобразное наследие, что позволило собрать множество коллекций ценных и редких экспонатов, которые в настоящее время сохраняются и исследуются в Национальном историческом музее Вьетнама, также как и в других музеях по всей стране. Выставка «Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама» даёт прекрасную возможность Национальному историческому музею представить мировой общественности бесценные экспонаты и коллекции, в которых нашла отражение неповторимая и самобытная культура Вьетнама. Одновременно это также хороший повод для жителей Российской Федерации больше узнать о стране, культуре и людях Вьетнама, что, безусловно, внесёт определенный вклад в улучшение взаимопонимания между нашими народами.
Выставка представляет лишь часть коллекций богатого культурного наследия нашей страны. Основой экспозиции стало собрание памятников донгшонской культуры из Национального исторического музея Вьетнама. Мы хотим ещё больше расширить программу сотрудничества и культурного обмена, внести вклад в укрепление дружбы и взаимопонимания между народами Вьетнама и Российской Федерации.
Выставка «Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама» стала новым шагом в дружеском сотрудничестве между ведущими музеями двух стран, внесла вклад в устойчивое развитие, общее процветание наших стран в мировом культурном сообществе.
В то же время она также есть результат усилий и работы специалистов и сотрудников обеих сторон, принимавших участие в реализации данного выставочного проекта, а также благосклонного внимания со стороны соответствующих организаций и руководства всех уровней наших стран. От имени Национального исторического музея мне хотелось бы выразить самую искреннюю и глубокую благодарность.
Нгуен Ван Кыонг,
директор Национального исторического музея Вьетнама,
член Национального совета культурного наследия, заместитель председателя Археологического общества Вьетнама.
Хронология вьетнамской истории. * ^
* Хронология составлена на основе наиболее полных в русскоязычной литературе хронологических таблиц вьетнамской истории, представленных в справочнике: Концевич Л.Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. М., 2010. С. 433-530 (см. также некоторые дополнительные материалы (в том числе избранную библиографию и исторические карты-схемы) в соответствующих разделах второй части того же издания: Концевич Л.Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. Addenda. М., 2011). За исключением режимов 1940-1970-х гг. в Южном Вьетнаме, вошедшем затем в состав нынешнего единого государства -= Социалистической Республики Вьетнам, — в приведённой здесь хронологии указываются только основные периоды вьетнамской истории. Поскольку до разработки и введения во время французского колониального правления в употребление вьетнамской письменности на основе латинской графики Вьетнам входил в сферу китайской иероглифической культуры, то для названий всех династий и государств, существовавших вплоть до XX века, приводится их иероглифическое написание (о национальной вьетнамской письменности в контексте колониальной эпохи см., например: Колотов В.Н. Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах: Южный Вьетнам в период колонизации и индокитайских войн (вторая четверть XVII — третья четверть XX в.). СПб., 2013. С. 233-253).
Династия Тхук 蜀 (257-208 гг. до н.э.)
Государство Аулак 甌貉
Династия Чиеу 趙 (208-111 гг. до н.э.)
Государство Намвьет 南越
Период «Северной зависимости» 匕屬 (111 г. до н.э. — 939 г. н.э.)
Династия Нго 吳 (939-967)
Название государства так и не было принято
Династия Динь 丁 (968-980)
Государство Дайковьет 大瞿越
Династия Ранние Ле 前黎 (980-1009)
Государство Дайковьет 大瞿越
Династия Поздние Ли 後李 (1009-1225)
Государство Дайковьет 大瞿越
Государство Дайвьет 大越 (начиная с 1054 г.)
Династия Чан 陳 (1225-1400)
Государство Дайвьет 大越
Династия Хо 胡 (1400-1407)
Государство Дайнгу 大虞
Династия Поздние Чан 後陳 (1407-1413)
Государство Дайвьет 大越
Правитель Чан Као 陳翯 (1426-1428)
Государство Дайвьет 大越
Династия Поздние Ле 後黎 (1418-1789)
Государство Дайвьет 大越
Род Чан Као 陳翯 (1516-1521)
Название государства неизвестно
(14/15)
Династия Мак 莫 (1527-1677)
Государство Дайвьет 大越
Династия Тайшон / Тэйшон 西山. Род Нгуен 阮 (1778-1802)
Государство Дайвьет 大越
Династия Нгуен 阮 (1527-1945)
Государство Вьетнам 越南 (с 1802 г.)
Государство Дайнам 大南 (с 1838 г)
Демократическая Республика Вьетнам (1945-1976)
Государства, существовавшие на территории Южного Вьетнама
Республика Кохинхина (1946-1947)
Республика Южный Вьетнам (1947-1948)
Центральное правительство Вьетнама (1948-1949)
Государство Вьетнам (1949-1955)
Республика Вьетнам (1955-1975)
Социалистическая Республика Вьетнам (с 1976 г. — по настоящее время)
Избранная библиография. ^
На вьетнамском языке.
Bùi Văn Liêm. Mộ thuyến trong văn hóa Đông Sơn ở Việt Nam (Буй Ван Лием. Захоронения в лодке донгшонской культуры во Вьетнаме). Ханой, 2000.
Bùi Văn Liêm. Mộ thuyến Đông Sơn Việt Nam (Буй Ван Лием. Донгшонские захоронения в лодке во Вьетнаме). Ханой, 2013.
Chử Văn Tần. Văn hóa Đông Sơn văn minh Việt cổ (Тьы Ван Тан. Донгшонская культура — цивилизация древних вьетов). Ханой, 2003.
Đặng Văn Thắng (chủ biên). Các tiểu quốc thuộc vương quốc Phù Nam ở Nam bộ (Данг Ван Тханг (ред.). Мелкие королевства, зависимые от королевства фунам в южной части страны). Хошимин, 2017.
Đào Duy Anh. Lịch sử Việt Nam (Дао Зуи Ань. История Вьетнама). Ханой, 1958.
Đào Linh Côn. Văn hóa Óc Eo ở Đổng bằng Nam bộ (Дао Линь Кон. Культура Окео на равнине южной части страны). Хошимин, 1988.
Hà Văn Tấn. Theo dấu các văn hóa cổ (Xa Ван Тан. По следам древних культур). Ханой, 1997.
Hà Văn Tấn (chủ biên). Văn hóa Đông Sơn ở Việt Nam (Xa Ван Тан (ред.). Донгшонская культура во Вьетнаме). Ханой, 1994.
Hà Văn Tấn (chủ biên). Khảo cổ học Việt Nam tập II: Thời đại Kim khí Việt Nam (Xa Ван Тан (ред.). Археология Вьетнама, т. 2: Эпоха металла во Вьетнаме). Ханой, 1999.
Hoàng Xuân Chinh. Các nền văn hóa cổ Việt Nam (từ thời nguyên thủy đến thế kỷ XIX) (Хоанг Суан Тьинь. Древние культуры Вьетнама (с первобытной эпохи до XIX века)). Ханой, 2009.
Hoàng Xuân Chinh. Đổ đổng văn hóa Đông Sơn (Хоанг Суан Тьинь. Бронза донгшонской культуры). Ханой, 2012.
Hội nghị khoa học quốc tế" 100 năm phát hiện và nghiên cứu văn hóa Sa Huỳnh" (Международная научная конференция «100 лет открытия и изучения культуры Шахюинь»). Куангнгай, 2009.
Lâm Thị Mỹ Dung. Thời đại đổ đồng (Лам Txu Mu Зунг. Эпоха бронзы). Ханой, 2008.
Lâm Thị Mỹ Dung. Sa Huỳnh, Lâm Ấp, Champa (thế kỷ 5 TCN đến thế kỷ 5 SCN) (Лам Txu Mu Зунг. Шахюинь, Ламап, Тямпа (с V в. до н.э. до V в. н.э..)). Ханой, 2017.
Lê Xuân Diệm, Đào Linh Côn, Võ Sĩ Khải. Văn hóa Óc Eo — Những khám phá mới (Ле Суан Зием, Дао Линь Кон, Во Си Кхаи. Культура Окео — новые открытия). Ханой, 1995.
Một số vấn đề khảo cổ học (Некоторые вопросы археологии). Ханой, 1997.
Một sổ vấn để khảo cổ học ở Miển Nam Việt Nam (Некоторые вопросы археологии Южного Вьетнама). Ханой, 2004.
Một số vấn đề khảo cổ học ở Miến Nam Việt Nam (Некоторые вопросы археологии Южного Вьетнама). Ханой, 2008.
Một thế kỷ khảo cổ học Việt Nam (Один век археологии Вьетнама): в 2 т. Ханой, 2004-2005.
Nguyễn Văn Huyên, Hoàng Vinh. Những trống đổng Đông Sơn đã phát hiện ở Việt Nam (Нгуен Ван Хуен, Хоанг Винь. Обнаруженные во Вьетнаме донгшонские бронзовые барабаны). Ханой, 1975.
Phạm Minh Huyển. Văn hóa Đông Sơn tính thống nhất và đa đa dạng (Фам Минь Хуен. Донгшонская культура в единстве и многообразии). Ханой, 1996.
Tạ Đức. Nguổn gốc và sự phát triển của kiến trúc — biểu tượng và ngôn ngữ Đông Sơn (Тa Дык. Истоки и развитие архитектуры — символика и язык Донгшона). Ханой, 1999.
Trương Hữu Quýnh (chủ biên). Đại cương lịch sử Việt Nam (Чыонг Хыу Куинь (ред.). Очерки истории Вьетнама). Ханой, 2008.
Văn hóa Óc Eo và các văn hóa cổ ở Đổng bằng sông Cửu Long (Культура Окео и древние
(228/229)
культуры в дельте реки Меконг). Лонгсюен, 1984.
Văn hóa Óc Eo và Vương quốc Phù Nam: Kỷ yếu hội thảo khoa học nhân 60 năm phát hiện Văn hổa Óc Eo (1944-2004) (Культура Окео и королевство Фунам: материалы научной конференции по случаю 60-летия открытия культуры Окео (1944-2004)). Ханой, 2008.
Văn hóa Sa Huỳnh ở Hội An (Культура Шахюинь в Хойане). Хойан, 2004.
Võ Sĩ Khải. Văn hoá đồng bằng Nam bộ (di tích kiến trúc cổ) (Во Си Кхаu. Культура равнины южной части страны (остатки древней архитектуры)). Ханой, 2003.
Vũ Công Quý. Văn hóa Sa Huỳnh (Вy Конг Кyи. Культура Шахюинь). Ханой, 1991.
На русском языке.
Деопик Д.В. История Вьетнама. Ч. 1. М., 1994.
Деопик Д.В. Вьетнам: история, традиции, современность. М., 2002.
Захаров А.О. Политическая история Центрального Вьетнама во II-VIII вв.: Линьи и Чампа. М., 2015.
Лаптев С.В. Предыстория и история народов Вьет. Археология Нижнего Янцзы и Юго-Восточного Китая периода от раннего неолита до раннего железного века: в 3 т. М., 2006-2007.
Машкина И.Н. Китай и Вьетнам (III-XIII вв.). М.,1978.
Мифы и предания Вьетнама / предисл., пер. с вьетнамского и ханваня, коммент. Е.Ю. Кнорозовой. СПб., 2000.
Нгуен Фи Хоань. Искусство Вьетнама. Очерки истории изобразительного искусства. М., 1982.
Познер П.В. История Вьетнама эпохи древности и раннего средневековья. М., 1994.
Полная академическая история Вьетнама: в 6 т. / рук. и отв. ред. П.В. Познер.
Т. 1: Древность и раннее Средневековье (конец 4-го — начало 3-го тыс до н.э. — 1010 г. н.э.).
Т. 2: Средние века (1010-1600 гг.). Т. 3: Позднее Средневековье и Новое время (1600-1897 гг.).
Т. 4: Новейшее время. Ч. 1 (1897-1975 гг.).
Т. 5: Новейшее время. Ч. 2 (1975-2011 гг.).
Т. 6: Статьи и аппарат. М., 2014.
Федорин А.Л. Новые данные о вьетнамском летописании. М., 2008.
На дальневосточных языках.
越南铜鼓 (Бронзовые барабаны Вьетнама). Пекин, 2011.
베트남고대문명전 — 붉은강의새벽 (Рассвет на Красной реке — древняя вьетнамская цивилизация. 2000 лет до н.э. ~ 100 г. н.э.: каталог выставки). Сеул, 2014.
На европейских языках.
Arts of Ancient Viet Nam: From River Plain to Open Sea / ed. by N. Tmgley. Houston, New Haven, 2009.
Bernet Kempers A.J. The Kettledrums of Southeast Asia: A Bronze Age World and its Aftermath. Rotterdam, 1988.
Bronzes du Vietnam: La symbolique de l’émotion. Paris, s.a.
Cambridge History of Southeast Asia. Vol. 1: From Early Times to c. 1800 / ed. by N. Tarling. Cambridge, 1993.
Coedès G. The Indianized States of Southeast Asia / ed. by W.F. Vella; tr. by S.B. Cowing. Canberra, 1975.
Doustar M. Art of the Bronze Age in Southeast Asia. Bruxelles, 2014.
Van Heekeren H.R. The Bronze-Iron Age of Indonesia. ‘s-Gravenhage, 1958.
Higham Ch. The Bronze Age of Southeast Asia. Cambridge, 1996.
Higham Ch. Early Cultures of Mainland Southeast Asia. Bangkok, 2002.
Janse O.R. T. Archaeological Research in Indo-China.
Vol. 1: The District of Chiu-Chên during the Han Dynasty: General Considerations and Plates. Cambridge, Mass., 1947;
Vol. 2: The District of Chiu-Chên during the Han dynasty: Description and Comparative Study of the Finds, Cambridge, Mass., 1951.
Vol. 3: The Ancient Dwelling-site of Ðông So’n (Thanh-Hoá, Annam): General Description and Plates. Bruges, 1958.
Kim Nam C. The Origins of Ancient Vietnam. Oxford, 2015.
Miksic J.N. Historical Dictionary of Ancient Southeast Asia. Lanham (Maryland); Toronto; Plymouth (UK), 2007.
New Perspectives in Southeast Asian and Pacific Prehistory / ed. by P.J. Piper, H. Matsumura, D. Bulbeck. Acton, 2017.
Reinecke A., Lê Duy Son. Einführung in die Archäologie Vietnams. Köln, 1998.
Reinecke A., Nguyễn Chiều, Lâm Thị Mỳ Dung. Neue Entdeckungen zur Sa-Hu!ynh-Kultur: Das Gräberfeld Gò Mà Vôi und das kulturelle Umfeld in Mittelvietnam. Köln, 2002.
Schätze der Archäologie Vietnams. Mainz, 2016.
Taylor K. W. The Birth of Vietnam. Berkeley ; Los Angeles ; London, 1983.
Summary. ^
In 2019 the State Hermitage Museum for the first time hosted an exhibition featuring everyday and religious items from Vietnam’s museum collections: the Vietnam National Museum of History and the Haiphong Museum. The bulk of artefacts derive from archaeological excavations, and some of them are finds by chance. This exhibition catalogue gives the visitors an insight into the ancient period in the history of one of the regions in the Indochinese Peninsula and the daily life of people living in what is now Vietnam in the second half of the first millennium BC — early first millennium AD, i.e. at the dawn of its statehood.
According to researchers, several archaeological cultures coexisted in this area in the pre-state period. A noticeable imprint on the history of Southeast Asia was left by the Dong Son culture, named after the eponymous site. The culture came to be known for its original art which enshrined a very special world view. Dong Son bronze drums of different shape, size and design, ornately decorated with a variety of ritual scenes and processions, human and animal figures as well as geometric patterns, are world-renowned artefacts of the culture. The Dong Son culture was largely affected by Chinese cultural impulses, which can be traced in a whole range of items such as hu vessels, trays, pottery and weapons. This culture also gave rise to the first states in the territory of modern Vietnam: Van Lang and later Au Lac.
The Dong Son culture existed in parallel with the Sa Huynh culture which took up central part of Vietnam along the South China Sea coast and is primarily notable for its funerary sites, in which the ashes of the deceased were buried in large ceramic funeral urns placed in river terraces. The Sa Huynh signature products include stone and glass pendant earrings with animal figures. Similar items can be found in the south of modern Vietnam where the Dong Nai and later Oc Eo cultures existed, represented in the catalogue by a series of ceramic vessels, adornments and pieces of precious metals, produced by ancient jewellers.
|