[ каталог выставки ]
«Я воздвиг там мой царский дворец…»
Памятники ассирийского искусства
из коллекции Британского музея.
Каталог выставки.
// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2019. 320 с. ISBN 978-5-93572-889-2
[ аннотация: ]
Каталог выставки, рассказывающей об искусстве Ассирии эпохи её наивысшего расцвета (IX-VII вв. до н.э.), из всемирно известной коллекции Британского музея. Это первая в отечественной литературе публикация, специально посвящённая Ассирии. В книге рассматриваются различные аспекты ассирийской истории и культуры: политическая история державы, архитектура и изобразительное искусство, материальная культура и прикладное искусство. Специальные разделы каталога и выставки посвящены библиотеке царя Ашшурбанипала в Ниневии и истории открытия ассирийской цивилизации европейцами в 1840-х годах.
В приложении к каталогу представлены рельефы из коллекции Государственного Эрмитажа.
Содержание (развёрнуто)
Гарет Бреретон. Новоассирийская держава. — 17
Сент-Джон Симпсон. Новоассирийское искусство и архитектура. — 39
Сент-Джон Симпсон. Позднеассирийская материальная культура. — 69
Джонатан Тэйлор. Библиотека Ашшурбанипала. — 85
Бенедикт Лэй. Открытие Ассирии. — 95
Каталог [1-90]. — 107
Часть I. Новоассирийское искусство и архитектура [1-39]. — 108
[Рельефы и стелы. — Глазурованные кирпичи. — Скульптура и религиозные атрибуты.]
Часть II. Позднеассирийская материальная культура [40-73]. — 186
[Конский убор. Меры веса. Пиры при дворе царя Ассирии. Нимрудские чаши. Мебель. Изделия из полудрагоценного камня.]
Часть III. Ассирийские клинописные таблички [74-84]. — 232
Часть IV. Открытие Ассирии [85-90]. — 248
Библиография. — 263
Приложение. — 279
М.М. Дандамаева. Ассирийские рельефы в собрании Эрмитажа [I-X]. — 280
Е.В. Маркина. «Стандартная надпись» Ашшурнацирапала II в собрании Эрмитажа. — 311
«Это не мы, это они — ассирийцы». ^
Эта выставка, впервые в отечественной музейной истории, специально посвящена Ассирии. Эта книга-каталог — редкое для нас исследование этой судьбоносной для мира империи. Между тем наша страна может гордиться своей школой ассириологии и тем, что в наших университетах десятилетиями ассириология существует как одно из главных направлений изучения и преподавания классического востоковедения. Особо можно отметить ещё и изучение Урарту, одного из главных соперников Ассирии.
Образ Ассирии, кроме того, широко присутствует в русской поэзии, и образ этот страшен: «Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон. / Владыки и вожди, вам говорю я: горе!» (Валерий Брюсов), «Это не мы, это они — ассирийцы, / Жезл государственный бравшие крепко в клешни, / Глинобородые боги-народоубийцы, / В твёрдых одеждах цари — это они!» (Арсений Тарковский).
Образ жестокого народа, завоевавшего всю Месопотамию, Элам, Урарту, Малую Азию, Палестину, Сирию и даже Египет, устанавливавшего свою власть убийствами и казнями, сделавшего депортацию одним из главных средств обращения с покорёнными народами. Эта картинка одновременно восходит и к эмоциональному библейскому рассказу (см. А.С. Пушкин «Когда владыка Ассирийский...»), и к впечатлению от открытия миру тех самых рельефов из дворцов ассирийских царей, которые сегодня приехали в Эрмитаж из Британского музея. Работы археологов подтвердили, что библейские истории отражают мировую ситуацию, а не локальные переживания одного народа. Каменные рельефы, которыми облицовывались нижние части сырцовых стен царских приёмных залов, были как бы триумфальными арками, где посетителя поражали и устрашали доказательства волшебного могущества ассирийских правителей — военные победы и удачная охота, знаки благоволения богов.
Имперская жесткость ассирийской культуры возможно импонировала имперскому духу британских политиков и археологов. И точно она восторгала жестокого правителя Ирака Саддама Хусейна. Он открыто провозглашал себя наследником ассирийских царей; он торжественно воссоздал стены и башни Ниневии, столицы Ассирии и города богини
(9/10)
войны и плотской любви — Иштар. Стены эти вместе с множеством подлинных памятников в музеях и на городищах были разрушены боевиками ДАИШ 1 [сноска: 1 Организация, запрещённая в Российской Федерации (примеч. редактора).], видевшими в них символы мерзкого языческого идолопоклонства. Ужасно, но не могу не вспомнить тут строки из Тарковского: «Я проклинаю тиару Шамшиада, / Я клинописной хвалы не пишу всё равно, / Мне на земле ни почёта, ни хлеба не надо, / Если мне царские крылья разбить не дано». Жуткое созвучие с игиловским иконоборчеством.
Городище Ниневии находится рядом со сменившим его средневековым Мосулом, который тоже был почти уничтожен в ходе борьбы с ДАИШ. Тогда погиб и знаменитый «падающий» минарет. А ещё одной жертвой игиловцев стало расположенное тоже на ассирийском городище святилище Наби-Юнус, «гробница» пророка Ионы, чей образ соединяет иудаизм, христианство и ислам. Парадоксально, но разрушение святилища дало возможность исследовать находящиеся под ним археологические слои ассирийского времени.
Монументальные пропагандистские рельефы Ассирии для нас сегодня являются и замечательным образцом искусства, умения тонко и изящно говорить о грандиозном и эпическом. Перед нами динамичные картины сражений и осад крепостей, трагические колонны депортируемых пленников, героический полёт колесниц, фигуры гибнущих людей и животных. Хрестоматийным стал образ поражённого стрелами льва: «Кровь, как булыжник, торчит из щербатого горла, / И невозможно пресытиться жизнью, когда / В дыхало льву пернатые вогнаны свёрла, / В рабьих ноздрях — жёсткий уксус царёва суда».
Это опять Арсений Тарковский. Заметим, что эти столь эмоциональные стихи были вдохновлены, скорее всего, не подлинными рельефами, а их копиями в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве. Глядя на картинки, другой русский поэт — Александр Кушнер воспринимает рельефы веселее: «Там злые ассирийцы / При копьях и щитах / Плывут вдоль всей страницы / На бычьих пузырях. / Так чудно плыть без лодки! / И брызги не видны, / И плоские бородки / Касаются волны».
И правда — эти рельефы можно рассматривать как интересные картинки, полные увлекательных эпизодов и деталей. И это не просто развлечение. Именно эти каменные картины являются нашим главным источником по истории ассирийского быта — одежды друзей и врагов, виды оружия, крепости, повозки, сады и пиры. Кстати говоря, вавилонские висячие сады Семирамиды легенды связывают (может быть и неверно) с именем именно ассирийской царицы, с которой Вольтер сравнивал Екатерину Великую, создательницу Эрмитажа.
(10/11)
Картину торжества монументальности корректируют замечательные вещи меньших размеров — изящнейшие накладки на мебель из инкрустированной слоновой кости, мелкая пластика и конечно же — глиняные таблички с письменами, напоминание об огромных ассирийских библиотеках и о том, что именно в Месопотамию уходят корни нашей цивилизации.
Исследования ассирийских дворцов были археологической и идеологической сенсацией. Они возродили и обосновали библейский ужас перед империей воинов и породили восторг от открытия новых исторических знаний. Раскопки XIX века были не очень аккуратными. Большая часть находок была увезена в Британский музей и так стала достоянием мировой культуры. В XX веке стало модным упрекать учёных за это. Однако после уничтожения памятников и музеев в Месопотамии стало ясно, что музей спас эти памятники для нас всех. Сегодня Британский музей активно и разнообразно делает свои коллекции доступными всему миру, в частности и самым трудоёмким образом — через выставки. Такие, как грандиозная сегодняшняя. На «встречной полосе» он совпадает с Эрмитажем, который тоже подтверждает делом тезис о том, что культура принадлежит всем. Одним из примеров была недавняя выставка Эрмитажа в Британском музее, посвящённая культуре и истории скифов. Ассирийские рельефы — одна из визитных карточек Британского музея, как скифское золото — для Эрмитажа. Наши два музея близки типологически и хорошо умеют друг друга дополнять как важнейшие центры изучения и представления древней истории во всём её разнообразии.
Михаил Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа
(11/12)
[ Вступительное слово. ] ^
Месопотамия, земля между двумя реками, Тигром и Евфратом, была одним из самых ранних центров человеческой цивилизации. Месопотамия видела развитие земледелия, возникновение городов, образование государства, изобретение письма, великолепные дворцы, монументальные храмы, оживлённую торговлю с дальними странами. В течение трёх веков большей частью Среднего Востока 1 [сноска: 1 Регион, который в англоязычной научной литературе называется Средним Востоком, в отечественной традиции принято называть Ближним Востоком (примеч. переводчика).] управляла одна империя, простиравшаяся от берегов Нила в Египте до западного Ирана, от Персидского залива до равнин центральной Турции. Это была Ассирийская империя.
Выставка «Я воздвиг там мой царский дворец...» даёт возможность взглянуть на внутреннюю жизнь царских столиц Ассирии с IX по VII век до н.э., на дворцы, стены которых были покрыты рельефами с фигурами божественных защитников и с нарративными сценами, прославлявшими царя и его деяния. Богатство рекой лилось в Ассирию, но пользовались им не все: завоёванные народы насильственно переселялись, чтобы обрабатывать бесплодную землю, строить ассирийские города и создавать предметы роскоши. Тем не менее, это движение товаров и людей приводило к познанию новых языков, стилей в искусстве, технологий и идей на больших территориях, результатом чего стало беспрецедентное культурное взаимодействие.
О расцвете, а затем падении Ассирийской империи упоминают и Библия, и античные источники, свидетельствуя о том, что великие города и легендарные цари не были забыты. Эти сообщения в далёкие времена привлекали европейских путешественников в район Мосула, откуда они возвращались с рассказами о погребённых там городах, ставшими источником вдохновения для первых исследователей, изучавших в начале XIX века эту местность, которая была тогда частью Османской империи. Французский консул в Мосуле Поль-Эмиль Ботта в 1842 году провёл первые раскопки в Ниневии, но после трёх месяцев работы, не давшей никакого результата, перебрался вместе со своей командой в Хорсабад, где вскоре обнаружил город и дворец Саргона II. Вдохновленный удивительными находками Ботта молодой англичанин по имени Остин Генри Лэйард в 1845 году начал раскопки в местности под названием Нимруд.
Лэйард убедил британского посла в Константинополе сэра Стратфорда Каннинга в течение двух месяцев лично финансировать раскопки
(12/13)
на холме Нимруд. Удивительно, но в первый же день в Нимруде Лэйард обнаружил два ассирийских дворца. Продолжая работу, он освобождал из-под земли бесчисленные сокровища, включая бронзы, хорошо сохранившиеся рельефы, колоссальные скульптуры, а также небольшие предметы, такие как сосуды из стекла и алебастра. В апреле 1847 года Лэйард перенёс раскопки в Ниневию, где он прославился тем, что нашел руины дворца Синаххериба, огромной резиденции, которую сам царь, её обитатель, называл «дворцом, которому нет равных».
Находки Лэйарда в Нимруде и Ниневии вызвали сенсацию в Европе и за её пределами, чему немало способствовали и издание бестселлера Лэйарда «Ниневия и то, что от неё осталось», и выставка ассирийских рельефов в только что построенных галереях Британского музея. Лэйард в последний раз посетил Ниневию в 1851 году и потом покинул археологию ради политической карьеры, но раскопки продолжились после того, как Британский музей получил государственное финансирование для Ормузда Рассама, который когда-то был помощником Лэйарда, обеспечив ему возможность продолжать работы в Ниневии. Благодаря этому со временем были открыты библиотека и Северный дворец Ашшурбанипала с его знаменитыми рельефами, изображающими львиную охоту.
Археологи из Ирака и разных стран мира продолжили раскопки первопроходцев XIX века. Между войной в Персидском заливе (1990-1991) и вторжением в Ирак и его оккупацией (2003-2011) культурное наследие страны страдало от военных операций, санкций, разграбления и вандализма. В 2014-2017 годах ДАИШ (так называемое Исламское государство) 1 [сноска: 2 Организация, запрещённая в Российской Федерации (примеч. переводчика).] нанесло беспрецедентные разрушения археологическим памятникам в Ираке и соседней Сирии, в том числе Нимруде и Ниневии. Как показывает эта выставка, история Ирака имеет огромное значение для нашего общего понимания человеческой истории. Мы ставим своей целью и имеем возможность сохранять, защищать и изучать богатое культурное наследие Ирака для нынешних и будущих поколений.
Такие музеи, как Государственный Эрмитаж и Британский музей, призваны служить примером международного сотрудничества, способствуя осмыслению мировой истории широкой публикой. Оба наших музея сотрудничали на протяжении десятилетий, рассказывая историю Петра Первого, скифских воинов древней Сибири и многое другое. Мы представляем новой аудитории неизвестные ей сокровища ассирийских дворцов, демонстрируя наше обоюдное стремление к дальнейшему пониманию и изучению сокровищ мировой культуры.
Хартвиг Фишер,
директор Британского музея
(/261)
Цари новоассирийской державы. ^
935-609 гг. до н.э.
Ашшур-дан II — 935-912 гг. до н.э.
Адад-нерари II — 912-891 гг. до н.э.
Тукульти-Нинурта II — 891 -884 гг. до н.э.
Ашшурнацирапал II — 884-859 гг. до н.э.
Салманасар III — 859-824 гг. до н.э.
Шамши-Адад V — 824-811 гг. до н.э.
Адад-нерари III — 811-783 гг. до н.э.
Салманасар IV — 783-773 гг. до н.э.
Ашшур-дан III — 773-755 гг. до н.э.
Ашшур-нерари V — 755-745 гг. до н.э.
Тиглатпаласар III — 745-727 гг. до н.э.
Салманасар V — 727-722 гг. до н.э.
Саргон II — 722-705 гг. до н.э.
Синаххериб — 705-681 гг. до н.э.
Асархаддон — 681 -669 гг. до н.э.
Ашшурбанипал — 669-631 (?) гг. до н.э.
Ашшур-этель-илани — 631-627(?)гг. до н.э.
Син-шуму-лешир — 627 г. до н.э.
Син-шар-ишкун — 627-612 (?) гг. до н.э.
Ашшур-убаллит II — 612-609 гг. до н.э.
(/319)
Summary. ^
This is the catalogue of an exhibition that highlights the heyday of Assyrian art (ninth — seventh centuries BC) presenting loans from the British Museums world-famous collection. It is the first Russian publication devoted especially to Assyria. The book examines various aspects of Assyrian history and culture: the states political history, architecture and fine arts, and various types of applied art (primarily carved ivory and metal artefacts). A special section of the catalogue deals with King Ashurbanipal’s library in Nineveh. The last chapter describes the history of the discovery of Assyrian civilisation by British and French archaeologists in the 1840s. It features original watercolours from the time of the excavations and a painted portrait of Sir Austin Henry Layard, who discovered two of the most important Assyrian cities — Kalhu and Nineveh.
The Assyrian state in the ninth to seventh centuries BC was the most powerful political force of its age. At its heart was Assyria itself — a country in the north of modern Iraq, but the Assyrian kings also conquered numerous countries on the territory of modern Syria and Turkey, captured Babylon to the south and part of Egypt, spreading as far as the western borders of modern Iran.
Every Assyrian king strove to crown his military victories by building his own palace — Assyrian art is known mainly from its royal palaces. The palace walls, constructed of bricks dried in the sun (there were no other building materials in Assyria), were covered with stone reliefs two to three metres in height. The principal subject of the reliefs was the glorification of the king’s power, braveness and might: the king was portrayed in battle, on a hunt, during a victory celebration or performing ritual worship of the gods. There were also reliefs of a different type: narrative reliefs. They depicted scenes of battles and sieges, day-to-day life in the Assyrian army and historical events, representing also landscapes, animals and genre scenes. The surviving reliefs enable us to trace the development of Assyrian art over a period of two and a half centuries.
Wall reliefs, as well as round sculptures and steles, form the nucleus of the exhibition and the catalogue. The featured reliefs are from all the most important cities in Assyria: Kalhu (modern Nimrud), Dur-Sharrukin (modern Khorsabad) and Nineveh.
Reliefs from the State Hermitage collection are included in an appendix to the catalogue.
|