● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ научное издание ]Возрождённые шедевры. Реставрация в Эрмитаже. 2018.// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2018. 152 с. ISBN 978-5-93572-822-9
Содержание
Введение. — 6
Лаборатория научной реставрации станковой живописи.Портрет Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных. — 12Туалет Юдифи. — 18Лаборатория научной реставрации темперной живописи.Мадонна во славе. — 20Распятие Христа. — 26Лаборатория научной реставрации монументальной живописи.Роспись потолка во фрагментах. — 30Роспись «Стражи». — 34Лаборатория научной реставрации восточной живописи.Лаборатория научной реставрации мебели.Веер складной. — 38Лаборатория научной реставрации графики.Среди коллекционеров: ежемесячник собирательства. — 44Игральные карты «Animal Tarock» («Тapo с животными»). 79 номеров. — 50Офорты из альбома Франсиско Гойи «Капричос». — 56Лаборатория научной реставрации скульптуры и цветного камня.Статуя Афродиты с Эротом. — 62Портрет императрицы Александры Федоровны. — 66Рельеф «Мадонна с Младенцем и двумя путти». — 70Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов.Лаборатория научной реставрации предметов прикладного искусства.Макет катальной горки. — 74Лаборатория научной реставрации предметов прикладного искусства.Бахус, сидящий на бочке (фрагмент сюрту де табль). — 82Керамические панно. — 86Витраж «Святой Герман». — 92Фрагмент парадного пояса. — 94Бляха конской упряжи. — 98Лаборатория научной реставрации предметов из органических материалов.Лаборатория научной реставрации драгоценных металлов.Шпильки парные с изображением цветов, тыкв-горлянок и летучей мышки, шпилька с изображением цветов. — 102Лаборатория научной реставрации предметов из органических материалов.Опыт исследования и реставрации инро и нэцкэ из хранения Отдела Востока. — 108Мария Магдалина. — 114Лаборатория научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи.Фелонь. — 118Попона с родовым гербом, орденами и монограммой Николая Ивановича Корфа. — 122Мундир (кафтан) генерал-аншефский, камзол к генерал-аншефскому мундиру. — 128Лаборатория научной реставрации драгоценных металлов.Курильница. — 134Эгрет (джика). — 138Лаборатория научной реставрации фотоматериалов.Выставка Историко-бытового отдела Государственного Русского музея. — 142Серия снимков залов Зимнего дворца в октябре 1917 года. — 144
[ Введенние. ] ^
Издание продолжает серию «Возрождённые шедевры», посвящённую памятникам из собрания Государственного Эрмитажа, прошедшим реставрацию. Цель сборника, в который вошли материалы о более чем 140 экспонатах, отреставрированных в 2018 году, — показать читателям всё многообразие предметов искусства, как изобразительного, так и декоративно-прикладного, с которыми работают художники-реставраторы музея. Книга освещает обычно скрытые процессы реставрационного «возрождения» памятников, на сохранность которых время неизбежно накладывает отпечаток. Основное назначение реставрации, как известно, — продление жизни, сохранение памятника и придание ему экспозиционного вида. Однако, несмотря на это, необходимо соблюсти корректные границы вмешательства, ведь, как сказал замечательный реставратор часов Ю.П. Платонов, «реставрация — это не проявление своего „я”, это умение вернуться в ту эпоху, раствориться в ней, и — всё!».
Памятники охватывают широчайший временной и географический диапазон: от начала VI века до нашей эры до конца 1920-х годов, происходят из России, Западной Европы и стран Азии; зачастую представляют собой сложнейшие комплексы. Они проходят реставрацию в 14 лабораториях Отдела научной реставрации и консервации.
Авторами статей являются, как правило, сами художники-реставраторы и заведующие реставрационными лабораториями, в тесном сотрудничестве с научными сотрудниками — хранителями предметов. Описательная часть сопровождается иллюстративным материалом, позволяющим читателю познакомиться с этапами реставрационных работ. Издание рассчитано как на специалистов, так и на широкий круг читателей, которым интересно узнать путь «возрождения» уникальных памятников истории и культуры, входящих в собрание Государственного Эрмитажа, к музейной жизни.
наверх |