● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ каталог выставки ]Лангобарды. Народ, изменивший историю./ Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2018. 464 с. ISBN 978-5-93572-783-3
[ аннотация: ] Настоящее издание подготовлено по материалам выставки «Лангобарды. Народ, изменивший историю». Каталог знакомит с произведениями декоративно-прикладного и ювелирного искусства Италии эпохи лангобардов — германского племени, переселившегося на территорию Апеннинского полуострова во второй половине VI века, — а также с рукописными и эпиграфическими документами раннесредневековой Италии. Представленные на выставке экспонаты охватывают почти полутысячелетний период: начиная с предметов материальной культуры италийских готов — предшественников лангобардов (конец V — VI век) и находок из первых поселений и некрополей самих лангобардов и заканчивая материалами эпохи каролингского завоевания и начала формирования средневековой Ломбардии (VIII-IX века). Эти вещи отражают все основные аспекты жизни и развития древнего общества и позволяют проследить, как варварское королевство и княжества полудиких завоевателей-лангобардов, разрушивших в Италии позднеантичную цивилизацию, постепенно трансформируются в христианские государства средневековой Европы. Для выставки в Государственном Эрмитаже свои экспонаты предоставили научные, музейные и церковные собрания ряда городов Италии, а также музеи Венгрии. Практически все предметы экспонируются в России впервые. Каталог предназначен для специалистов и любителей искусства, а также для всех, кто интересуется археологией и историей Европы эпохи раннего Средневековья.
Содержание
Вступительное слово. М.Б. Пиотровский. — 12Вступительное слово. Антонио Лампис. — 13Вступительное слово. Массимо Депаоли, Джакомо Галаццо. — 14Вступительное слово. Паоло Джульерини. — 15Вступительное слово. Кристина Каппеллини. — 16Вступительное слово. Мауро Паролини. — 16Вступительное слово. Винченцо Де Лука. — 17Лангобарды: впервые в России. Ю.Ю. Пиотровский, А.Г. Фурасьев. — 18
Карты. — 20
Вступление. Джан Пьетро Броджиоло, Федерико Марацци. — 28
I. Лангобарды в раздробленной Италии. — 32От Италии остготов к Италии лангобардов (493-568). Пьерфранческо Порена. — 33Римляне и лангобарды: разделённая Италия. Джан Пьетро Броджиоло. — 41Лангобарды в Паннонии. Тивадар Вида. — 50
Каталог [I.1-22]. — 56
II. На пути в иной мир. — 74Погребальный обряд и материальная культура. Катерина Джостра. — 75Другие народы Италии. Паола Марина Де Марки. — 85Вклад биоархеологии в изучение лангобардов (по материалам из провинций Бергамо, Модены и Вероны). Маурицио Маринато. — 90
Каталог [II.1-40]. — 94
III. Города, замки и поселения в период экономической разобщённости. — 130Королевство и герцогства Сполето и Беневенто. Клаудио Адзара. — 131Общество и экономика в королевстве лангобардов (569-680). Джан Пьетро Броджиоло. — 136Города центральных и северных областей. Марко Валенти. — 144Военное дело в эпоху лангобардов: ключевая роль городов. Пьеро Майокки. — 151Сельская жизнь в эпоху перемен: центральные и северные регионы Италии. Марко Валенти. — 155Сельская жизнь в эпоху перемен: южные регионы Италии. Джулиано Вольпе. — 162Изменение окружающей среды и новые формы земледелия. Мауро Роттоли. — 168Люди и животные в Италии лангобардов. Александра Шаварриа-Арно, Тамара Левит. — 172Монеты лангобардов: Королевство и Тусция. Эрманно А. Арслан. — 176Товарообмен и торговые связи в северной Италии VII-VIII веков. Энрико Чирелли. — 188Ближние и дальние торговые пути VI-VIII веков. Пол Артур. — 193Кузнечное дело и обработка металла. Васко Ла Сальвия. — 199
Каталог [III.1-64]. — 206
IV. Церковная архитектура и скульптура. — 238Церкви лангобардов. Александра Шаварриа-Арно. — 239Монашеские общины. Федерико Марацци. — 247Архитектура и строительные технологии в Италии лангобардов. Алессия Фризетти. — 255Скульптура в Лангобардском королевстве (Большой Лангобардии). Саверио Ломартире. — 261Скульптура и пластические искусства в Малой Лангобардии (VIII-XI века). Ульф Шулте-Умберг. — 270
Каталог [IV.1-10]. — 276
V. Тексты и изображения: кодексы, эпиграфические памятники. — 286Художественная культура. Карло Бертелли. — 287Литературная традиция лангобардской Италии. Николас Эверетт. — 297Письменные источники: эпиграфика. Даниэле Феррайуоло. — 306
Каталог [V.1-4]. — 314
VI. Земли империи: Италия в Европе франков. — 318Павия, Верона и Венеция перед появлением Каролингов. Карло Бертелли, Джан Пьетро Броджиоло. — 319Рим: город, общество, экономика. Риккардо Сантанджели-Валенцани. — 323Римские святыни и церковная архитектура эпохи Каролингов. Кэролайн Гудсон. — 331
Каталог [VI.1-15]. — 334
VII. Южная Лангобардия: между Византией и сарацинами. — 348Исторический очерк. Вито Лоре. — 349Южные столицы лангобардов: Беневенто, Салерно и Капуя. Федерико Марацци. — 354Великие обители: Монтекассино и Сан Винченцо аль Вольтурно. Федерико Марацци. — 361Монетное дело лангобардов в Беневенто и Салерно. Эрманно А. Арслан. — 367
Каталог [VII.1-10]. — 370
VIII. «Зеркало» лангобардов: византийская Италия и её культура. — 380Византийская Италия: общий обзор. Сальваторе Козентино. — 381Равенна и адриатическое побережье (V-IX века). Сальваторе Козентино. — 391Неаполь в эпоху раннего Средневековья. Федерико Марацци. — 397Южные владения Византии, Сицилия и Сардиния. Пол Артур. — 403Лангобарды и исламские завоеватели: от конфликтов к соглашениям. Марко Ди Бранко. — 410
Каталог [VIII.1-27]. — 416
IX. Павия. — 428Археологические раскопки в Павии: в поисках утраченного города. Розанина Инверницци. — 429Безвозвратное прошлое. Павия в эпоху лангобардского владычества и после распада королевства. Саверио Ломартире. — 434Павия — столица королевства. Коллекции Городского музея и история появления Отдела лангобардов. Сузанна Дзатти. — 454
Каталог [IX.1-8]. — 456
Summary. — 463
Summary. ^
‘The Lombards. A People who Changed History’ is a landmark exhibition and research project prepared and carried out by Italian experts in cooperation with institutes and colleagues from other European countries. It includes a striking and informative exhibition which ran successfully in two Italian cities: Pavia (September — November 2017) and Naples (December 2017 — March 2018) and was later opened in the State Hermitage Museum in April 2018. A fundamental catalogue is also offered to the public under the aegis of this project.
Ancient works of art and culture that are put on display come from over 80 museums, institutes, monasteries and libraries across several European countries, with major part hailing from Italian museums. This seems rather natural since the exhibition is dedicated to the Lombards, a warlike people whose rule marked the decline of the Late Antiquity period in the country. The infancy of Italian mediaeval culture as such and its incorporation in the broad context of European civilisation during the Dark Ages are closely linked to the Lombardic migration to the Apennine Peninsula (568) and their invasion of Italy, previously under the total reign of the Eastern Roman Empire. Numerous archaeological artefacts left behind by this people in almost every corner of the peninsula clearly manifest the demise of the Imperial Roman heritage and decay of the advanced economy and magnificent artistic culture of Late Antiquity. At the same time, its ruins constantly and invisibly gave way to a new historical phenomenon: the sprout of culture which would later produce Italian Renaissance as a bud and would be rooted in the period of Lombardic domination.
The exhibition is structured so as to expose the least visible changes in the artwork. Spanning the period from the fifth to the eleventh centuries, exhibits and copious educational materials put a spotlight on different stages of this process. Starting with the tragic confrontation between Antiquity and the Barbarian world, we proceed to witness their coexistence in Italy, which partially retained the imperial power; after that we see the fruit of their cultural interaction with Roman-Barbarian syncretism and a pointed desire to revive ancient Roman traditions, both artistic, political and literary ones, coming to the fore. Semisavage Langobardia is then transformed into the mediaeval one to make part of the new European empire.
This book is not just a mere catalogue listing all the exhibits on display. It can be rightly called a collection of research papers on Italian history and archaeology of the fifth — eleventh centuries and a guide through all the spheres of life, from everyday dietary patterns to royal regalia. The authors of the brief articles and compilers of the book are made up of prominent European scholars, archaeologists, historians and medi- aevalists who introduce the readers to the latest findings of long-lasting and detailed academic research.
In the same way as the project itself, the catalogue The Lombards. A People who Changed History constitutes without doubt a certain milepost in the study of mediaeval Italian people, which makes it an indispensable publication available to Russian researchers.
наверх |