[ каталог выставки ]
Лангобарды. Народ, изменивший историю.
/ Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2018. 464 с. ISBN 978-5-93572-783-3
[ аннотация: ]
Настоящее издание подготовлено по материалам выставки «Лангобарды. Народ, изменивший историю». Каталог знакомит с произведениями декоративно-прикладного и ювелирного искусства Италии эпохи лангобардов — германского племени, переселившегося на территорию Апеннинского полуострова во второй половине VI века, — а также с рукописными и эпиграфическими документами раннесредневековой Италии.
Представленные на выставке экспонаты охватывают почти полутысячелетний период: начиная с предметов материальной культуры италийских готов — предшественников лангобардов (конец V — VI век) и находок из первых поселений и некрополей самих лангобардов и заканчивая материалами эпохи каролингского завоевания и начала формирования средневековой Ломбардии (VIII-IX века). Эти вещи отражают все основные аспекты жизни и развития древнего общества и позволяют проследить, как варварское королевство и княжества полудиких завоевателей-лангобардов, разрушивших в Италии позднеантичную цивилизацию, постепенно трансформируются в христианские государства средневековой Европы.
Для выставки в Государственном Эрмитаже свои экспонаты предоставили научные, музейные и церковные собрания ряда городов Италии, а также музеи Венгрии. Практически все предметы экспонируются в России впервые.
Каталог предназначен для специалистов и любителей искусства, а также для всех, кто интересуется археологией и историей Европы эпохи раннего Средневековья.
Содержание
Вступительное слово. М.Б. Пиотровский. — 12
Вступительное слово. Антонио Лампис. — 13
Вступительное слово. Массимо Депаоли, Джакомо Галаццо. — 14
Вступительное слово. Паоло Джульерини. — 15
Вступительное слово. Кристина Каппеллини. — 16
Вступительное слово. Мауро Паролини. — 16
Вступительное слово. Винченцо Де Лука. — 17
Лангобарды: впервые в России. Ю.Ю. Пиотровский, А.Г. Фурасьев. — 18
Карты. — 20
Вступление. Джан Пьетро Броджиоло, Федерико Марацци. — 28
I. Лангобарды в раздробленной Италии. — 32
От Италии остготов к Италии лангобардов (493-568). Пьерфранческо Порена. — 33
Римляне и лангобарды: разделённая Италия. Джан Пьетро Броджиоло. — 41
Лангобарды в Паннонии. Тивадар Вида. — 50
Каталог [I.1-22]. — 56
II. На пути в иной мир. — 74
Погребальный обряд и материальная культура. Катерина Джостра. — 75
Другие народы Италии. Паола Марина Де Марки. — 85
Вклад биоархеологии в изучение лангобардов (по материалам из провинций Бергамо, Модены и Вероны). Маурицио Маринато. — 90
Каталог [II.1-40]. — 94
III. Города, замки и поселения в период экономической разобщённости. — 130
Королевство и герцогства Сполето и Беневенто. Клаудио Адзара. — 131
Общество и экономика в королевстве лангобардов (569-680). Джан Пьетро Броджиоло. — 136
Города центральных и северных областей. Марко Валенти. — 144
Военное дело в эпоху лангобардов: ключевая роль городов. Пьеро Майокки. — 151
Сельская жизнь в эпоху перемен: центральные и северные регионы Италии. Марко Валенти. — 155
Сельская жизнь в эпоху перемен: южные регионы Италии. Джулиано Вольпе. — 162
Изменение окружающей среды и новые формы земледелия. Мауро Роттоли. — 168
Люди и животные в Италии лангобардов. Александра Шаварриа-Арно, Тамара Левит. — 172
Монеты лангобардов: Королевство и Тусция. Эрманно А. Арслан. — 176
Товарообмен и торговые связи в северной Италии VII-VIII веков. Энрико Чирелли. — 188
Ближние и дальние торговые пути VI-VIII веков. Пол Артур. — 193
Кузнечное дело и обработка металла. Васко Ла Сальвия. — 199
Каталог [III.1-64]. — 206
IV. Церковная архитектура и скульптура. — 238
Церкви лангобардов. Александра Шаварриа-Арно. — 239
Монашеские общины. Федерико Марацци. — 247
Архитектура и строительные технологии в Италии лангобардов. Алессия Фризетти. — 255
Скульптура в Лангобардском королевстве (Большой Лангобардии). Саверио Ломартире. — 261
Скульптура и пластические искусства в Малой Лангобардии (VIII-XI века). Ульф Шулте-Умберг. — 270
Каталог [IV.1-10]. — 276
V. Тексты и изображения: кодексы, эпиграфические памятники. — 286
Художественная культура. Карло Бертелли. — 287
Литературная традиция лангобардской Италии. Николас Эверетт. — 297
Письменные источники: эпиграфика. Даниэле Феррайуоло. — 306
Каталог [V.1-4]. — 314
VI. Земли империи: Италия в Европе франков. — 318
Павия, Верона и Венеция перед появлением Каролингов. Карло Бертелли, Джан Пьетро Броджиоло. — 319
Рим: город, общество, экономика. Риккардо Сантанджели-Валенцани. — 323
Римские святыни и церковная архитектура эпохи Каролингов. Кэролайн Гудсон. — 331
Каталог [VI.1-15]. — 334
VII. Южная Лангобардия: между Византией и сарацинами. — 348
Исторический очерк. Вито Лоре. — 349
Южные столицы лангобардов: Беневенто, Салерно и Капуя. Федерико Марацци. — 354
Великие обители: Монтекассино и Сан Винченцо аль Вольтурно. Федерико Марацци. — 361
Монетное дело лангобардов в Беневенто и Салерно. Эрманно А. Арслан. — 367
Каталог [VII.1-10]. — 370
VIII. «Зеркало» лангобардов: византийская Италия и её культура. — 380
Византийская Италия: общий обзор. Сальваторе Козентино. — 381
Равенна и адриатическое побережье (V-IX века). Сальваторе Козентино. — 391
Неаполь в эпоху раннего Средневековья. Федерико Марацци. — 397
Южные владения Византии, Сицилия и Сардиния. Пол Артур. — 403
Лангобарды и исламские завоеватели: от конфликтов к соглашениям. Марко Ди Бранко. — 410
Каталог [VIII.1-27]. — 416
IX. Павия. — 428
Археологические раскопки в Павии: в поисках утраченного города. Розанина Инверницци. — 429
Безвозвратное прошлое. Павия в эпоху лангобардского владычества и после распада королевства. Саверио Ломартире. — 434
Павия — столица королевства. Коллекции Городского музея и история появления Отдела лангобардов. Сузанна Дзатти. — 454
Каталог [IX.1-8]. — 456
Summary. — 463
Summary. ^
‘The Lombards. A People who Changed History’ is a landmark exhibition and research project prepared and carried out by Italian experts in cooperation with institutes and colleagues from other European countries. It includes a striking and informative exhibition which ran successfully in two Italian cities: Pavia (September — November 2017) and Naples (December 2017 — March 2018) and was later opened in the State Hermitage Museum in April 2018. A fundamental catalogue is also offered to the public under the aegis of this project.
Ancient works of art and culture that are put on display come from over 80 museums, institutes, monasteries and libraries across several European countries, with major part hailing from Italian museums. This seems rather natural since the exhibition is dedicated to the Lombards, a warlike people whose rule marked the decline of the Late Antiquity period in the country. The infancy of Italian mediaeval culture as such and its incorporation in the broad context of European civilisation during the Dark Ages are closely linked to the Lombardic migration to the Apennine Peninsula (568) and their invasion of Italy, previously under the total reign of the Eastern Roman Empire. Numerous archaeological artefacts left behind by this people in almost every corner of the peninsula clearly manifest the demise of the Imperial Roman heritage and decay of the advanced economy and magnificent artistic culture of Late Antiquity. At the same time, its ruins constantly and invisibly gave way to a new historical phenomenon: the sprout of culture which would later produce Italian Renaissance as a bud and would be rooted in the period of Lombardic domination.
The exhibition is structured so as to expose the least visible changes in the artwork. Spanning the period from the fifth to the eleventh centuries, exhibits and copious educational materials put a spotlight on different stages of this process. Starting with the tragic confrontation between Antiquity and the Barbarian world, we proceed to witness their coexistence in Italy, which partially retained the imperial power; after that we see the fruit of their cultural interaction with Roman-Barbarian syncretism and a pointed desire to revive ancient Roman traditions, both artistic, political and literary ones, coming to the fore. Semisavage Langobardia is then transformed into the mediaeval one to make part of the new European empire.
This book is not just a mere catalogue listing all the exhibits on display. It can be rightly called a collection of research papers on Italian history and archaeology of the fifth — eleventh centuries and a guide through all the spheres of life, from everyday dietary patterns to royal regalia. The authors of the brief articles and compilers of the book are made up of prominent European scholars, archaeologists, historians and medi- aevalists who introduce the readers to the latest findings of long-lasting and detailed academic research.
In the same way as the project itself, the catalogue The Lombards. A People who Changed History constitutes without doubt a certain milepost in the study of mediaeval Italian people, which makes it an indispensable publication available to Russian researchers.
|