[ каталог выставки ]
Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация.
/ Каталог выставки в Гос. Эрмитаже. СПб, 28 июля — 15 октября 2017 года.
СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2017. 388 с. ISBN 978-5-93572-733-8
[ аннотация: ]
В каталоге реставрационной части выставки «Эрмитажная энциклопедия текстиля» представлено 162 экспоната из всех отделов музея. Жизнь этих предметов была неоднократно продлена благодаря реставрации. Это, прежде всего, знамёна и штандарты, с работы над которыми началась история реставрации тканей в Эрмитаже, шпалеры и декоративные вышивки, предметы церковных облачений, светского и военного костюма, а также мемориальный костюм российских императоров. Отдельный интерес представляет история реставрации и консервации археологических тканей.
Издание рассказывает о реставрации конкретных памятников, об истории создания и развитии реставрационной лаборатории. Предназначается для специалистов в области реставрации и истории текстиля и всех, кто интересуется тканями и реставрационным процессом.
На обложке: Костюм парадный императора Петра I (кат. 89).
После реставрации. Фрагмент.
Содержание
М.В. Денисова. «Времён связующая нить...» Реставрация тканей в Государственном Эрмитаже. — 10
Каталог [1-162]
Знамёна [1-17]. — 36
Шпалеры [18-22]. — 66
Археологические памятники [23-72]. — 80
О.В. Ошарина. История появления коптских тканей в Эрмитаже. — 80
Китайские панно [73-82]. — 132
А.Ф. Александрова. Мастерская реставрации китайских росписей по шёлку конца XVII — начала XVIII века в Меншиковском дворце. — 132
Китайские свитки с портретами военачальников [83-87]. — 150
Т.А. Пан, Н.Г. Пчелин. Портреты выдающихся военачальников периода правления императора Цянь-луна. — 150
Гардероб Петра I [88-91]. — 166
Платья [92-106]. — 190
Маскарадный костюм [107-109]. — 234
Военный костюм [110-116]. — 242
Доспехи, оружие и конский убор [117-124]. — 256
Церковные облачения [125-133]. — 272
Церковные предметы [134-141]. — 302
Вышивки и кружево [142-151]. — 324
Аксессуары костюма [152-158]. — 348
Предметы декоративно-прикладного искусства [159-162]. — 362
Словарь текстильных терминов. — 375
[ со стр. 2 ]
Авторы вступительных статей:
М.В. Денисова, О.В. Ошарина, А.Ф. Александрова, Т.А. Пан, Н.Г. Пчелин.
Авторы аннотаций:
Т.Б. Арапова (Т.Б.А.), Д.О. Васильева (Д.О.В.), В.Г. Вилинбахов (В.Г.В.), Г.В. Вилинбахов (Г.В.В.), М.Н. Гаврилова (М.Н.Г.), Т.В. Грунина-Шкварок (Т.В.Г.-Ш.), Н.Ю. Гусева (Н.Ю.Г.), В.Г. Данченко (В.Г.Д.), М.В. Денисова (М.В.Д.), Л.И. Добровольская (Л.И.Д.), М.А. Добровольская (М.А.Д.), Т.Б. Колядина (Г.Б.К.), Т.Н. Косоурова (Т.Н.К.), А.С. Косцова (А.С.К.), И.Н. Кузнецова (И.Н.К.), Т.Н. Лехович (Т.Н.Л.), Л.Н. Логинова (Л.Н.Л.), Н.Ю. Лякина (Н.Ю.Л.), М.Л. Меньшикова (М.Л.М.), Н.В. Некрасова (Н.В.Н.), С.А. Нилов (С.А.Н.), Вс.Н. Образцов (Bс.H.О.), О.В. Ошарина (О.В.О.), С.В. Панкова (С.В.П.), Н.С. Пинягина (Н.С.П.), Ю.В. Плотникова (Ю.В.П.), Н.Г. Пчелин (Н.Г.П.), А.А. Рядова (А.А.Р.), А.В. Савельева (А.В.С.), Е.В. Степанова (Е.В.С.), Н.И. Тарасова (Н.И.Т.), М.Н. Тихонова (М.Н.Т.), Г.Г. Фёдорова (Г.Г.Ф.), А.А. Шапран (А.А.Ш.), Л.И. Шатилова (Л.И.Ш.).
[ Вступительное слово. ] ^
В последние годы в Государственном Эрмитаже всё чаще проводятся специализированные реставрационные выставки. Традиционным стал цикл «Возрождённые шедевры», представляющий зрителям итоги реставрации одного произведения искусства. В рамках празднования 250-летия Государственного Эрмитажа в 2014 году состоялась выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени», осветившая работу всех лабораторий Отдела научной реставрации и консервации.
В сентябре 2017 года Эрмитаж принимает Генеральную ассамблею Международного общества изучения старинных тканей. Это первый опыт проведения в России подобной крупной конференции, собирающей ведущих специалистов в области изучения и сохранения текстиля. К ассамблее приурочено проведение параллельных выставок под общим названием «Эрмитажная энциклопедия текстиля»: шедевры коллекций будут представлены в части «История», а отреставрированные за многие годы произведения составят раздел «Реставрация». В нашем музее впервые пройдёт столь масштабная выставка, посвящённая именно реставрации тканей.
Для Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи текущий год — юбилейный, мастерская отмечает своё 80-летие.
Название выставки — «Эрмитажная энциклопедия текстиля» — отражает разнообразие материалов, с которыми работают специалисты Лаборатории. Для экспозиции были отобраны предметы из разных отделов музея — от древнейших памятников до изделий Нового времени, выполненных мастерами России, Европы, Азии. Некоторые представленные на выставке памятники интересны именно своей реставрационной историей, ведь в ходе реставрации зачастую случаются удивительные открытия, меняющие привычный взгляд на экспонаты.
Тканое убранство является важной частью оформления интерьеров эрмитажных залов. Специалисты Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи, в сотрудничестве с реставраторами из других мастерских, принимают участие в их сохранении и восстановлении. Один из ярких примеров подобной работы последних лет — проект по воссозданию тканого убранства Малого Тронного (Петровского) зала.
Подбирая методики восстановления экспонатов, наши мастера ищут ответ на один из важнейших вопросов в реставрации: вопрос этики и степени вмешательства в памятник. Решение данной задачи всегда индивидуально, требует осмысления, совместного труда реставратора и хранителя, определения необходимости сохранения или удаления прежних вмешательств.
Работа реставраторов тканей вызывает неизменное восхищение как широкой публики, так и специалистов. Труд наших мастериц исключительно кропотлив и тонок, они виртуозно владеют разнообразнейшими техниками шитья, ткачества, вышивки, реставрируют экспонаты из льна и сукна, шёлка и бархата, плюша и атласа, тюля, муара и кружева, отделанные золочёными и серебряными нитями, канителью, металлическими плашками и блёстками, бусинами, искусственными букетами и мишурой. Выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» позволяет нам увидеть достижения эрмитажных реставраторов тканей, а настоящий каталог — подробнее узнать об истории Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи и о работе, проведённой над представленными экспонатами.
С.Б. Адаксина,
заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, главный хранитель.
Список сокращений. ^
АНО — Автономная некоммерческая организация
ГМЗ — Государственный музей-заповедник
Гохран — Государственное хранилище ценностей Народного комиссариата финансов
ЗК ГЭ — Закупочная комиссия Государственного Эрмитажа
ЛНРТВЖ — Лаборатория научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа
ОЛДП — Общество любителей древней письменности
ОНТЭ — Отдел научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа
ОПХ — Общество поощрения художеств
ПВА — поливинилацетат
ПВБ — поливинилбутираль
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа
CMC — синтетическое моющее средство
ССР — Советская Социалистическая Республика
ФЗК ГЭ — Фондово-закупочная комиссия Государственного Эрмитажа
ЦПИ РГО — Центр подводных исследований Русского географического общества
ЭЗК ГЭ — Экспертно-закупочная комиссия Государственного Эрмитажа
Summary. ^
Museum fabrics are a vast and diverse area of applied art. The State Hermitage collection of artistic textiles is one of the largest in the world. Preserving the cultural heritage of which textiles form an integral part implies not only careful preservation and study but also conservation and recreation of the original appearance of an object. Items different in date and state of preservation require the restorers and conservators to use individual approaches in each particular case.
Any process of conservation and restoration consists of several stages. Working with an object starts with a detailed study. Cleaning is usually a key challenge that has to be overcome during textile conservation. After that comes the next stage, reinforcement. Depending on the type and preservation of museum items, different techniques are used. Among the most effective is attaching brittle, weak fabrics to a new backing material, saturating them with binding solutions, fixing them with threads or glue.
The selection of exhibits to be displayed at the ‘Hermitage Encyclopedia of Textiles’, an exhibition, part of which is dedicated to fabric conservation, is caused both by their unique character and high artistic quality and the opportunity to offer a clear demonstration of ways to solve challenging conservation tasks and to trace gradual changes in approaches to item conservation and restoration, with some methods still relevant and some new trends becoming predominant in this day and age. The display includes banners and tapestries, dresses and uniforms, alongside many other pieces whose life was repeatedly extended thanks to the work of the restorers. Some of these artefacts have undergone a new conservation and restoration and demonstrate a new approach to selecting ways of solving conservation challenges. A number of exhibits have a unique conservation history. The exhibition contains the records of conservation and restoration projects aimed at recreating the Winter Palace interiors: the conservation and restoration of the throne in the St George Hall (Large Throne Room) and of the canopy over the portrait of Alexander I in the 1812 War Gallery, the return of the original appearance to the Small Throne Room.
Over the 80 years of its history restorers and conservators at the Hermitage Laboratory for Scientific Restoration of Textiles have handled over 15,000 exhibits. Each generation offers mutual enrichment to one another, handing down the expertise and skills, preserving traditions, seeking for new ways of developing and perfecting their chosen profession.
|