главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Сакральное на традиционном Востоке.// М.: ИВ РАН. 2017. 576 с. ISBN 978-5-89282-736-2Отв.ред. А.Л. Рябинин. [ аннотация: ] Понятие сакрального — священного, исконно почитаемого — уходит корнями в глубинный пласт первобытных верований и традиций народов Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Центральной Азии. В предлагаемом издании исследуются обычаи, представления об окружающем мире и космосе, культы и ритуалы стран Востока. Ввиду многозначности темы книга разделена на три части: I. Мироздание; II. Знаки, символы, культы; III. Власть. Актуальность издания определяется тем, что идеологии и религии традиционных обществ живы и непосредственно сказываются на ситуации в современном мире.
Посвящается памяти Натальи Ивановны Фоминой Содержание См. файл .pdf 6,15 Мб на сайте ИВ РАН. Введение (А.Л. Рябинин). — 7
Часть I. Мироздание.
А.И. Кобзев. Китайская астрология. — 22С.И. Блюмхен. Трансформация идей сакрального в идеологии эпохи Чжоу. — 33С.Ф. Хрибар. О сакральности природы в Ветхом Завете. — 50А.Г. Юрченко. Источник бури (сакральная география Арабского Востока). — 64И.В. Зайцев. Крымский азиз Гази Мансура Медини. — 72К.Л. Банников. Спиритуальные представления чабанов плато Укок (Алтай). — 77С.Х.Д. Сыртыпова. Сакрализация природных объектов (на примере Трансбайкалья РФ и Монголии). — 94Ю.И. Дробышев. Климатический фактор в истории и культуре кочевников Центральной Азии. — 110Е.В. Новикова. Сакральный мир китайского сада. — 141А.И. Кобзев. Китайская алхимия. — 170
Часть II. Знаки, символы, культы.
С.Е. Малых. Сакральные предметы в древнеегипетском поминальном культе эпохи Древнего царства. — 181Ю.А. Аверьянов. Культ Хызра-Ильяса среди турецких суфиев и образ святого Хызра в турецкой (османской) литературе. — 197А.В. Сарабьев. Образ Ходра у алавитов. — 223Л.З. Танеева-Саломатшаева. Фаваид ул-Фуад — речения шейха Низамуддина Аулийа. — 234Е.В. Тюлина. Священные индийские тексты о сакральных образах и изображениях. — 252А.М. Самозванцев. О числовой символике в Индии. — 279С.В. Дмитриев. Вопросы семантики древнетюркской похоронно-поминальной обрядности. — 311П.О. Рыкин. Монгольский средневековый ритуал в летописном рассказе об убийстве князя Романа Рязанского (1270). Опыт интерпретации. — 343М.Е. Кузнецова-Фетисова. Китай XIV-XI вв. до н.э. Ритуальное искусство иньцев (на материалах Иньсюя). — 359Н.Ю. Агеев. Сакральность китайских иероглифов. — 370В.Ц. Головачёв. Самоубийство как древний предписанный обычай и сакральный ритуал народов Евразии. — 376В.А. Погадаев. Крис — сакральное оружие Нусантары. — 391М.В. Николаева. Туареги Сахары: сакральные ритуалы при рождении ребёнка. — 400А.И. Кобзев. Категории «душа», «дух» и «ду́хи» в китайской культуре. — 419
Часть III. Власть.
А.Л. Рябинин. Сакральная, религиозная и светская власть на Востоке. (К постановке проблемы). — 426Д.М. Бондаренко, П.М. Рёзе. Укрепление сакральной власти: условные значки и рисунки как средство хранения и передачи историко-культурной информации в доколониальном Бенине. — 458В.В. Орлов. «Барака» в предколониальном Марокко (ХVI — начало ХIХ в.). — 480А.Д. Васильев. Сакральный смыл даров и посланий османских султанов центральноазиатским правителям. — 498А.Ш. Кадырбаев. Эмир Тимур — «последний из могикан» монгольской эпохи. — 506О.А. Королёва. Процесс трансформации понятия «сакральное» в истории древнего Китая. — 523Е.А. Фомичёва. Сакральное в жизни современного Таиланда. — 535Ю.В. Любимов. Образ власти и её сакрализация. — 554
Summary. — 575
наверх |