главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[ сборник ]

Сакральное на традиционном Востоке.

// М.: ИВ РАН. 2017. 576 с. ISBN 978-5-89282-736-2

Отв.ред. А.Л. Рябинин.

аннотация: ]

Понятие сакрального — священного, исконно почитаемого — уходит корнями в глубинный пласт первобытных верований и традиций народов Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Центральной Азии.

В предлагаемом издании исследуются обычаи, представления об окружающем мире и космосе, культы и ритуалы стран Востока. Ввиду многозначности темы книга разделена на три части: I. Мироздание; II. Знаки, символы, культы; III. Власть.

Актуальность издания определяется тем, что идеологии и религии традиционных обществ живы и непосредственно сказываются на ситуации в современном мире.

 

Посвящается памяти Натальи Ивановны Фоминой

Содержание

См. файл .pdf 6,15 Мб на сайте ИВ РАН.

Введение (А.Л. Рябинин). — 7

 

Часть I. Мироздание.

 

А.И. Кобзев. Китайская астрология. — 22

С.И. Блюмхен. Трансформация идей сакрального в идеологии эпохи Чжоу. — 33

С.Ф. Хрибар. О сакральности природы в Ветхом Завете. — 50

А.Г. Юрченко. Источник бури (сакральная география Арабского Востока). — 64

И.В. Зайцев. Крымский азиз Гази Мансура Медини. — 72

К.Л. Банников. Спиритуальные представления чабанов плато Укок (Алтай). — 77

С.Х.Д. Сыртыпова. Сакрализация природных объектов (на примере Трансбайкалья РФ и Монголии). — 94

Ю.И. Дробышев. Климатический фактор в истории и культуре кочевников Центральной Азии. — 110

Е.В. Новикова. Сакральный мир китайского сада. — 141

А.И. Кобзев. Китайская алхимия. — 170

 

Часть II. Знаки, символы, культы.

 

С.Е. Малых. Сакральные предметы в древнеегипетском поминальном культе эпохи Древнего царства. — 181

Ю.А. Аверьянов. Культ Хызра-Ильяса среди турецких суфиев и образ святого Хызра в турецкой (османской) литературе. — 197

А.В. Сарабьев. Образ Ходра у алавитов. — 223

Л.З. Танеева-Саломатшаева. Фаваид ул-Фуад — речения шейха Низамуддина Аулийа. — 234

Е.В. Тюлина. Священные индийские тексты о сакральных образах и изображениях. — 252

А.М. Самозванцев. О числовой символике в Индии. — 279

С.В. Дмитриев. Вопросы семантики древнетюркской похоронно-поминальной обрядности. — 311

П.О. Рыкин. Монгольский средневековый ритуал в летописном рассказе об убийстве князя Романа Рязанского (1270). Опыт интерпретации. — 343

М.Е. Кузнецова-Фетисова. Китай XIV-XI вв. до н.э. Ритуальное искусство иньцев (на материалах Иньсюя). — 359

Н.Ю. Агеев. Сакральность китайских иероглифов. — 370

В.Ц. Головачёв. Самоубийство как древний предписанный обычай и сакральный ритуал народов Евразии. — 376

В.А. Погадаев. Крис — сакральное оружие Нусантары. — 391

М.В. Николаева. Туареги Сахары: сакральные ритуалы при рождении ребёнка. — 400

А.И. Кобзев. Категории «душа», «дух» и «ду́хи» в китайской культуре. — 419

 

Часть III. Власть.

 

А.Л. Рябинин. Сакральная, религиозная и светская власть на Востоке. (К постановке проблемы). — 426

Д.М. Бондаренко, П.М. Рёзе. Укрепление сакральной власти: условные значки и рисунки как средство хранения и передачи историко-культурной информации в доколониальном Бенине. — 458

В.В. Орлов. «Барака» в предколониальном Марокко (ХVI — начало ХIХ в.). — 480

А.Д. Васильев. Сакральный смыл даров и посланий османских султанов центральноазиатским правителям. — 498

А.Ш. Кадырбаев. Эмир Тимур — «последний из могикан» монгольской эпохи. — 506

О.А. Королёва. Процесс трансформации понятия «сакральное» в истории древнего Китая. — 523

Е.А. Фомичёва. Сакральное в жизни современного Таиланда. — 535

Ю.В. Любимов. Образ власти и её сакрализация. — 554

 

Summary. — 575

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки