[ сборник ]
Проблемы китайского и общего языкознания.
К 90-летию С.Е. Яхонтова.
// СПб: «Студия «НП-Принт». 2016. 656 с. ISBN 978-5-901724-27-9
Отв. ред. Е.Н. Колпачкова.
[ аннотация: ]
Сборник подготовлен в связи с 90-летием со дня рождения выдающегося лингвиста, одного из основателей отечественной школы китайского языкознания Сергея Евгеньевича Яхонтова. В издание вошли избранные статьи из научного наследия юбиляра, ранее разбросанные по различным изданиям, по большей части малотиражным, и практически недоступные до сих пор читателю, а также работы коллег, последователей и учеников, продолжающих и развивающих основные направления исследований С.Е. Яхонтова. Тематика статей отражает необычайно широкий круг научных интересов учёного, включающий проблемы фонетики, грамматики, диалектологии, сравнительно-исторического и общего языкознания, лингвистической типологии.
Содержание
Сергей Евгеньевич Яхонтов. — 1
Сергею Евгеньевичу Яхонтову — 90 лет. — 5
Краткая биография С.Е. Яхонтова. — 8
Библиография научных трудов С.Е. Яхонтова. — 12
Часть 1. Избранные статьи и доклады С.Е. Яхонтова.
Образование сложно-подчиненного предложения посредством служебных наречий в современном китайском языке. — 27
Фонетика китайского языка I тысячелетия до н.э. (система финалей). — 64
Сочетания согласных в древнекитайском языке. — 80
Фонетика китайского языка I тысячелетия до н.э. (лабиализованные гласные). — 89
О значении термина «слово». — 109
Классификация диалектов китайского языка. — 117
О морфологической классификации языков. — 126
Г.Е. Рачков, С.Е. Яхонтов. Александр Алексеевич Холодович. — 134
Методы выделения грамматических единиц. — 141
Тайский субстрат диалектов юэ. — 158
Понятие частей речи в общем и китайском языкознании. — 160
Выражение каузативности в древнекитайском языке. — 171
Письменный и разговорный китайский язык в VII-XIII вв. н.э. — 182
Лексика как признак родства языков. — 195
Конструкции, называемые пассивными в китайском языке. — 207
О происхождении тайских числительных. — 215
Принципы выделения членов предложения в китайском языке. — 223
Современное состояние вопроса о генетическом родстве языков Юго-Восточной Азии. — 240
Грамматические категории аморфного языка. — 243
О классификации языков Юго-Восточной Азии. — 256
Начальные l и r в древнекитайском языке. — 265
Начальный w в древнекитайском языке. — 272
Классы глаголов и падежное оформление актантов. — 280
Пекинское произношение XI в. — 287
Выражение рефлексивности в китайском языке. — 296
Основные понятия грамматики изолирующих языков. — 313
Вид и время русского глагола в сравнении с английским и китайским. — 319
Типология морфемы. — 329
Наиболее устойчивые слова опытных списков глоттохронологии. — 345
Часть 2. Статьи, подготовленные учениками и коллегами С.Е. Яхонтова для юбилейного тома.
В.М. Алпатов. Слово: одна единица или много единиц? — 353
О.И. Завьялова. С.Е. Яхонтов о китайских диалектах. — 361
Игорь Мельчук. Исп. Sonó un portazo ≡ анг. A door slammed ≡ рус. Хлопнула дверь (Meaning-Text Theory Made Easy). — 368
А.К. Оглоблин. Малайское PERGI ‘пойти, уйти’ и санскритское MĀRGA ‘дорога’. — 377
A.М. Певнов. О названиях соли в тунгусо-маньчжурских языках (в сравнении с монгольскими, тюркскими и палеоазиатскими). — 380
И.И. Пейрос. Как Сергей Евгеньевич Яхонтов выпустил джина из бутылки. — 390
Г.С. Старостин. «О солнце, о луна!»: к отражению фонетических процессов на стыке слов в древнекитайской письменности. — 398
B.С. Краковский. О правилах выбора «вежливых» императивных форм (опыт формализации на материале русского языка). — 412
Антония Цанкова. Определение относительного возраста среднекитайских рассказов по грамматическим признакам. — 427
Christopher I. Beckwith. The Pai-lang Songs the Earliest Texts in a Tibeto-burman Language and Their Late Old Chinese Transcriptions. — 449
George van Driem. The Eastern Himalayan Corridor in Prehistory. — 467
Christoph Harbsmeier. A Summary of Classical Chinese Analytic Syntax: The System of Basic Syntactic Categories. — 525
David Sehnal. Analysis of “full” words in Classical Chinese based on the Book of Laozi. — 578
Hana Třisková. The Structure of the Mandarin Syllable: why, when and how to teach it. — 614
|