главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание каталога

[ каталог выставки ]

Нэцкэ.

Миниатюрная скульптура Японии из частных коллекций.

// Каталог выставки. [Эрмитаж, 23.07.2016 — 16.10.2016]
СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2016. 324 с. ISBN 978-5-93572-670-6

 

Основные термины.

 

Каō («прижать цветок») — стилизованное изображение иероглифа, использовавшееся либо вместо подписи, либо вместе с полным именем для удостоверения документов или для подтверждения авторства на произведении искусства. На протяжении жизни человек мог несколько раз менять каō. С эпохи Хэйан до эпохи Эдо мода на способ создания «монограммы» каō неоднократно менялась. В XVII-XIX веках большое влияние на каллиграфию подписей оказал стиль, распространённый в Китае при династии Мин, для которого было характерно использование двух черт (нижней и верхней), символизировавших землю и небо, между которыми располагали собственно стилизованный иероглиф. Вместе с подписью иногда использовали изображение (не оттиск) личной печати, называемое какихан («написанная печать»).

 

Катабори (букв. «резьба модели») — тип нэцкэ в форме миниатюрной круглой скульптуры на самые разнообразные сюжеты. Наиболее распространённый вариант резного изображения во второй половине XVIII — первой половине XIX века.

 

Кэбори (букв. «волосяная резьба») — основная техника нанесения на поверхность тонких линий одинаковой глубины и ширины. Использовалась для изображения шерсти животных, волос, орнамента на одежде. В работе применялся треугольный в сечении резец с острым концом.

 

Маки-э (букв. «насеянные картины») — техника декорирования предметов из дерева, известная в Японии с эпохи Хэйан. В соответствии с эскизом по слою сырого лака (изготовленного из сока дерева уруси), которым покрывали поверхность деревянной заготовки, при помощи тонких трубочек насыпали порошок или кусочки фольги из золота и серебра. Порошок разных оттенков, тонкого помола использовался для создания изображения. Редко насеянными кусочками фольги декорировали фоны и внутренние поверхности, например, коробок.

 

Мандзю — тип нэцкэ, форма которого напоминает круглые приготовленные на пару сласти с начинкой из бобового джема, от которых он и получил своё название. Один из самых ранних типов поясного противовеса, появившийся, вероятно, в начале XVIII века. Мандзю из слоновой кости с тонкой гравировкой на одной из поверхностей стали популярны начиная со второй половины XIX века.

 

Окимоно (букв. «стоя́щая вещь») — небольшая круглая скульптура для украшения интерьера. Во второй половине XIX века появились нэцкэ, не предназначенные для ношения и имеющие плоское основание для установки на домашней полочке, которые стали называть нэцкэ окимоно.

 

Рюса — тип нэцкэ, похожий по форме на мандзю, полый внутри, с декорированной сквозной резьбой поверхностью. Название получил по имени резчика из Эдо, придумавшего этот вариант ажурного декора.

 

Сайсики (букв. «цветное раскрашивание») — техника раскрашивания нэцкэ в разные цвета красителями на основе минеральных и растительных пигментов. С 1860-х годов иногда использовали анилиновые краски. В качестве связующего мог применяться грунт на основе растёртых раковин (см. c. 23, 24).

(280/281)

 

Сибуити («одна четверть») — сплав меди и серебра (количество серебра могло варьироваться от 13% до 48%, но обычно составляло 25%). Иногда в него добавляли до 1% золота. В зависимости от состава сплав имел цвет от светло-серебристого до тёмно-серого, иногда коричневого.

 

Сякудō («красная медь») — сплав меди, золота (от 1% до 8%) и меньшего количества серебра (от 0,3% до 3%). В зависимости от количества золота при последующем патинировании сплав приобретал иссиня-чёрный цвет или легкий фиолетовый оттенок.

Такамаки-э (букв. «высокие насеянные картины») — одна из разновидностей техники маки-э, создание рельефного изображения при помощи подсыпки в грунт порошка угля, олова или пемзы. Верхний слой декорировался напылением золотого порошка и росписью.

 

Укибори (букв. «всплывающая резьба») — техника создания небольших выпуклых деталей (как правило, повторяющихся многократно) или вырезания подписи. Необходимый элемент мастер продавливал на поверхности нэцкэ, срезал верхний слой древесины, смачивал водой, через некоторое время древесина разбухала, и продавленный орнамент или подпись рельефно поднимались над общим уровнем. Изобретателем техники считается Тамэтака, мастер из Нагоя, где этот приём стал одним из характерных признаков местной школы.

 

Химотōси — скрытое отверстие в нэцкэ, через которое пропускается шнур химо для крепления мелких предметов на поясе. Может быть естественным — если оно образуется элементом композиции (лапой зверя, рукой человека) — или специально просверленным. Входящее отверстие, в которое прячется узел шнура, всегда несколько шире. Является одним из датирующих признаков. Ранние нэцкэ имели большое (до 10 мм) входящее отверстие. На фигурах, имеющих широкое основание, оно располагалось снизу, а выходящее отверстие — на спине; при создании вертикальных композиций оба отверстия размещали на спине персонажа (входящее — чуть ниже). К началу XIX века диаметр химотōси значительно уменьшился. В эпоху Мэйдзи, когда получили распространение нефункциональные нэцкэ окимоно, отверстия делали узкими, иногда в местах, неподходящих для крепления, иногда не делали вовсе.

 

Хирамаки-э (букв. «плоские насеянные картины») — наиболее простая разновидность техники маки-э, изображение, созданное напылением золотого и серебряного порошков, имеет плоскую, гладкую поверхность.

 

Цуйсю (букв. «нагромождение киновари») — техника декорирования изделий резьбой по лаку. Заготовка нужной формы (из дерева или папье-маше) покрывалась многочисленными слоями лака, подкрашенного в красный цвет киноварью. После окончания процесса полимеризации последнего слоя лака (общая толщина слоёв могла составлять 5-10 мм) резцом гравировалось сюжетное изображение или орнаменты.Чем тоньше были слои лака, тем красивее выглядела текстура среза. Поскольку процесс занимал длительное время, а киноварь была дорогим пигментом, технику цуйсю часто имитировали обычной резьбой по дереву, поверх которой наносили один слой красного лака (в котором порой киноварь меняли на менее дорогой пигмент бэнгара, приготовленный на основе оксида железа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание каталога