● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ каталог выставки ]Новые поступления 1997-2014. Каталог выставки.// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. 544 с. ISBN 978-5-93572-541-9
[ аннотация: ] В современном мире невозможно представить полноценную жизнь музея без постоянного и целенаправленного комплектования существующих собраний, а также создания новых коллекций. Выставка «Новые поступления. 1997-2014» позволила широкой публике представить одну из важнейших сфер деятельности музея, в силу своей специфики скрытую от посторонних глаз.
В 1997-2014 годах, благодаря поддержке Правительства РФ и меценатов, сотрудничеству с частными коллекционерами и аукционными домами, появилась уникальная возможность пополнить музейное собрание выдающимися памятниками. Настоящий каталог содержит комментарии к 419 экспонатам — произведениям русского, западноевропейского и восточного искусства, археологическим памятникам, книгам и документам из разных фондов Государственного Эрмитажа.
Издание рассчитано как на специалистов, так и на широкий круг любителей искусства.
Содержание
М.Б. Пиотровский. В море художественного рынка. — 9В.М. Файбисович. Листая книгу поступлений. — 11
Из наиболее значительных поступлений 1997-2014 годов. — 32
Поступления 1997-2014 годов. [ кат. 1-419 ]Отдел Античного мира. — 84Отдел археологии Восточной Европы и Сибири. — 96Отдел Востока. — 136Отдел западноевропейского изобразительного искусства. — 194Отдел западноевропейского прикладного искусства. — 274Отдел истории русской культуры. — 314Отдел нумизматики. — 432Отдел «Арсенал». — 482Отдел «Музей Императорского фарфорового завода». — 506Отдел современного искусства. — 516Отдел «Дворец Меншикова». — 526Научная библиотека. — 530Отдел рукописей и документального фонда. — 534
Summary. — 543
В море художественного рынка. ^
250 хорошо делится на 25. Последние двадцать пять лет, одна десятая жизни Эрмитажа, ознаменовались замечательными приобретениями, которые не очень сравнимы с екатерининскими, но весьма неплохо выглядят на фоне предшествовавших им годов. В этом заслуга специально созданного отдела, состоящего из людей, которые не только хорошо знают музейные предметы, но и умеют их находить и добывать. Последние десятилетия стали примером применения самых разных приёмов для расширения эрмитажной коллекции.
Новое время принесло Эрмитажу огромный президентский грант на приобретение экспонатов. Музей издал даже отдельную книжку о тех памятниках русской государственности, мировой археологии и нового искусства, которые удалось приобрести на эти деньги. Среди них и замечательные древнекитайские бронзовые вазы, и гвардейские знамена, и первый в России Сутин, и многие полотна, продолжающие собирательскую традицию Щукина и Морозова.
Щедрость и стратегическое видение мецената принесли Эрмитажу «Черный квадрат» Малевича. Доброта дарителей и репутация музея способствовали перемещению в Эрмитаж многих памятных предметов русской имперской истории — именное оружие, дворянские грамоты, фарфоровые вазы. Умение использовать мировой кризис подарило музею замечательное собрание акварелей и фарфора из французской галереи. Хороший глаз и добрые отношения принесли Эрмитажу «сервиз Пиковой дамы» и византийскую тарелку с летящим Александром Македонским.
В Эрмитаже выработана стратегия поиска новых поступлений. Она состоит из трёх элементов: заполнение лакун собраний, возвращение утерянного и приобретение нового искусства. Коллективный орган — Экспертная фондово-закупочная комиссия — стал авторитетным местом экспертизы и оценки предметов искусства. Сегодняшняя выставка хорошо об этом свидетельствует. Эрмитажный опыт становится базой для почти философских дискуссий о взаимоотношении музейных и рыночных экспертиз. Именно Эрмитаж организовал на международном юридическом форуме специальный круглый стол на эту тему.
А впереди ещё много покупок и щедрых даров.
М.Б. Пиотровский,
наверх |