главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Г.А. Кошеленко, Р.М. Мунчаев, В.А. Гаибов. Археология Афганистана в дни мира и дни войны. М.: ИА РАН. 2014. Г.А. Кошеленко, Р.М. Мунчаев, В.А. Гаибов

Археология Афганистана в дни мира и дни войны.

// М.: ИА РАН. 2014. 164 с. ISBN 978-5-94375-165-3

 

Введение.

 

Авторы данной книги уже давно планировали написать и опубликовать работу, посвящённую той трагедии, которая постигла прошлое афганского народа. В истории человечества нет такого второго случая, когда памятники истории целого народа уничтожались бы столь тотальным образом, как это происходило (да и сейчас происходит, хотя и в несколько меньших размерах) в Афганистане. С одной стороны, правительство радикальных мракобесов, называемое Талибаном, уничтожало музеи, музейные коллекции, самые крупные из памятников искусства прошлого, с другой стороны, измученные непрерывной войной крестьяне разрушали ближайшие остатки древних селений, рассчитывая найти там сокровища, которые можно будет предложить перекупщикам, переправлявшим эти артефакты в Пакистан, а оттуда в Лондон, являющийся главным центром торговли произведениями антикварного искусства, а из Лондона они уже расходились по всему миру.

 

Эта страшная трагедия, как нам кажется, ещё не запечатлелась в душах людей, не вызвала того отклика, которого она, с нашей точки зрения заслуживает. Мир содрогнулся, когда по приказу Талибана, взорвали две гигантские статуи Будды в Бамиане (одну высотой 53, а другую — 37 м), но через некоторое время событие это ушло из памяти массы людей, затерялось где-то на периферии их сознания. При этом подавляющее большинство тех, кто узнал из средств массовой информации об этом преступлении, даже не подозревали, что этот взрыв — только вершина айсберга, что в городах страны целенаправленно уничтожались тысячи и тысячи произведений древнего искусства.

 

Поэтому задача авторов настоящей книги, как они её себе представляют, — рассказать об археологии Афганистана, о памятниках, обнаруженных здесь, о людях, которые совершили эти открытия. Но это также будет рассказ о том, как гибли и памятники и произведения искусства в огне гражданской войны. К сожалению, очень мало можно сказать о тех, кто «делает бизнес» из этой преступной торговли. Они предпочитают оставаться в тени, хотя, конечно, в этой сумеречной зоне все знают всех.

 

Данная книга не является учебным пособием. Тем, кто хочет ознакомиться с систематическим изложением материалов по археологии Афганистана, мы можем рекомендовать достаточно хорошую книгу, [1] в которой, правда, результаты работ советской археологической экспедиции в Афганистане представлены в самой минимальной форме, но здесь уж ничего не поделаешь — это часто бывает на Западе. Мы, исходя из своих представлений о приоритетах, будем сколь возможно подробно писать только о тех проблемах, которые нам кажутся принципиально важными, и о которых мы можем высказать собственное мнение. Кроме того, есть проблемы, которые сейчас, как нам кажется, невозможно решить и которые, соответственно, не найдут отражения в книге.

 

К числу таких проблем относится, например, проблема культуры бронзового века на территории Северного Афганистана. Неудачный термин

(7/8)

Рис. 1. Карта Афганистана.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

«Бактрийско-маргианский археологический комплекс» (БМАК) скрывает за собой культуру Северного Афганистана этого времени. Бесспорно, что эта культура — весьма загадочна и нуждается в глубоком и всестороннем исследовании. Однако, как её истолковывать, если все находки, характеризирующие эту культуру, происходят из грабительских раскопок, и у исследователя нет ни одной надёжной опорной точки. Мы даже не пытаемся подступиться к этой теме.

 

В соответствии с нашей основной идеей, весь материал книги будет разделён на три части. Первая из них будет посвящена истории археологического исследования Афганистана, в ней мы постараемся показать, как происходило накопление знаний и артефактов, какие разрабатывались концепции на основе этого. Вторая часть будет посвящена той трагедии культурного наследия, о которой мы писали выше. Наконец, третья часть — несколько эссе, построенных на материале, полученном при раскопках различных памятников Афганистана.

 

Перед тем, как перейти к основной части работы, мы должны сказать буквально несколько слов о географической ситуации и основных этапах истории страны. [2] Афганистан представляет собой настоящее «ядро» Центральноазиатского региона (Рис. 1). На севере он граничит с Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном. На западе — с Ираном, на юге и востоке —

(8/9)

с Пакистаном. Афганистан чётко делится на две части, которые разделены гигантской, идущей в направлении запад-восток системой Гиндукуша. Южная часть тяготеет к Индо-Пакистанскому субконтиненту, северная к Средней Азии.

 

Государственность на территории Афганистана, насколько мы можем судить, возникла в первые века I тыс. до н.э. в форме небольших образований, базирующихся на отдельной горной долине, небольшом оазисе, отдельной ирригационной системе. В середине VI в. до н.э. территория страны была завоёвана персами, создавшими огромную державу, управлявшуюся царями из династии Ахеменидов. Позднее это государство гибнет под ударами армии великого завоевателя Александра Македонского. Владычество македонян и греков продолжалось здесь до середины II в. до н.э., когда весь этот регион стал жертвой кочевнического завоевания. В I в. н.э. из нескольких разрозненных владений вождей номадов создаётся могучее Кушанское царство. Тем ядром и исходным пунктом, откуда началась экспансия Кушан, была Бактрия — та большая историко-культурная область, которая охватывала территорию современных Северного Афганистана и южных областей Узбекистана и Таджикистана. В период своего расцвета государство Кушан помимо Бактрии включало в себя также и южный Афганистан, территорию современного Пакистана и значительную часть Индии.

 

Во второй половине III в. н.э. начался упадок царства Кушан, территория Афганистана частично переходит под власть Сасанидского Ирана, частично — под власть новой волны кочевников: хионитов, а затем эфталитов и тюрок. При этом большая часть территории страны находилась под властью местных правителей, в той или иной степени зависящих от верховных владык. Обстановка политической раздробленности была одной из важнейших причин успехов арабов, которые в середине VII в. н.э. начали завоевание территорий Афганистана. Однако, только в первые десятилетия VIII в. была покорена арабами большая часть страны. Последний очаг сопротивления — Кабулистан — был завоёван в начале следующего столетия.

 

Начавшийся упадок власти халифов привёл большую часть территории Афганистана под власть сначала Тахиридов, а затем — Саманидов. В рамках последнего государственного образования возникла мощная держава Газневидов, центром которой был город Газни на юге Афганистана. Газневидам пришлось сражаться с Сельджукидами и Гуридами. Последние также вынуждены были воевать и с Хорезмшахами. Всё это происходило накануне монгольского нашествия, эти постоянные конфликты резко ослабили народы перед лицом этой мощной угрозы. Монгольское нашествие в начале XIII века нанесло жесточайший удар населению всех территорий Афганистана, отбросило их далеко назад.

 

В течении достаточно долгого времени большая часть территории Афганистана входила в состав государства Хулагуидов — потомков сына Чингисхана Хулагу, ядром которого был Иран. В это время в рамках этого государственного образования возникают и первые собственно афганские владения, управляемые местными князьями. К концу XIV века Афганистан стал интегральной частью огромной державы, созданной Тимуром, а Герат на долгое время стал столицей государства Тимуридов. В 1504 г. один из тимуридских принцев по имени Бабур захватил Кабул. Он создал новую огромную державу, в которую вошли почти все земли Афганистана и значительная часть Индии, вплоть до Бенгалии. Столицей этого государства стал город Дели, а династия потомков Бабура стала называться династией Великих Моголов.

(9/10)

 

Постепенно в пуштунских (афганских) племенах вызревало осознание необходимости и возможности создания собственной государственности, вне рамок тех огромных империй, которые возникали и гибли на просторах Центральноазиатского региона. Первыми ростками этой новой тенденции были небольшие княжества, создававшиеся пуштунскими племенными вождями. Но первым серьёзным собственно пуштунским государственным образованием стала держава Дуррани (1747-1819 гг.). С возникновением этого государства пуштуны вступили в новую историю.

 

Как мы видим, исторические процессы, развертывавшиеся на территории Афганистана, были сложны, интересны и противоречивы. Каждый из этапов характеризовался собственной культурой. Памятники, отражавшие эту культуру, в той или иной форме, в том или ином состоянии, входят в понятие культурное наследие, и изучение этих памятников дает не меньше информации об особенностях прошлого, чем письменные источники.

 

Литература.   ^

 

История Афганистана с древнейших времён до наших дней. / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1982.

Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т. I-II. М., 1964.

 


 

[1] The Archaeology...

[2] Основные события истории Афганистана можно проследить по: Массон, Ромодин 1964; История Афганистана...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги