● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Продлённая жизнь... Реставрация произведений изобразительного искусства в Государственном Эрмитаже. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2013. [ сборник ]

Продлённая жизнь...

Реставрация произведений изобразительного искусства
в Государственном Эрмитаже.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2013. 160 с. ISBN 978-5-93572-505-1

 

На обложке: Конно Косюн. «Минамото-но Ёримицу с вассалами, возвращающимися в столицу после победы над демонами». Фрагмент.

 

Содержание

 

С.Б. Адаксина. Вступительное слово. — 5

 

Лаборатория научной реставрации и консервации станковой живописи. — 7

Н.И. Грицай, А.Г. Рахман. О реставрации картины Питера Пауля Рубенса «Марс и Венера». — 7

К.Б. Калинина, А.И. Косолапов. Технологическое исследование материалов живописи картины Питера Пауля Рубенса «Марс и Венера», а также материалов, использованных в ходе реставраций. — 11

Т.Б. Бушмина, А.В. Максимова. О реставрации картины Джованни Панини «Римские развалины». — 22

В.Ю. Бровкин, А.С. Никольский. Реставрация картины Джорджа Доу «Портрет Александры Фёдоровны с детьми Александром и Марией». — 27

И.С. Артемьева, Л.Б. Ковалёва. О реставрации картины Чима да Конельяно, Джамбаттиста «Благовещение». — 32

 

Лаборатория научной реставрации графики. — 40

И.В. Гурулёва, Е.Ф. Татарникова. Реставрация китайских народных картин няньхуа. — 40

Е.В. Рудакас. Реставрация двух живописных произведений в технике пастели Пьера Жака Волера «Морской пейзаж с рыбаками на скалистом берегу», «Кораблекрушение». — 49

В.А. Козырева. Некоторые проблемы реставрации произведений русской литографии из собрания Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. — 57

И.В. Гурулёва, С.А. Севастьянова, Е.И. Шишкова. Реставрация большемерной «Карты Европейской России и Кавказского края». — 67

Е.В. Рудакас. Реставрация произведения графики неизвестного художника «Изображение архиепископа Максимилиана». — 76

 

Лаборатория научной реставрации монументальной живописи. — 81

О.С. Викторова, Р.А. Казимирова. Реставрация расписного потолка «Виноград» из Туюк-Мазара. — 81

В.А. Фоминых. Повторная реставрация росписи «Оплакивание». Пенджикент, VII в. — 91

Л.П. Гаген. Реставрация картонажного саркофага из Древнего Египта (поздний период). — 99

 

Лаборатория научной реставрации предметов из органических материалов. — 107

Е.В. Козлова. Результаты комплекса исследований рельефа «Вознесение святой Марии Магдалины ангелами для вкушения небесной благодати». — 107

 

Лаборатория научной реставрации темперной живописи. — 114

И.П. Гефдинг. О реставрации работы Палмеццано «Распятие с предстоящими св. Марией, св. Иоанном, св. Иеронимом, св. Франциском и Марией Магдалиной». — 114

 

Лаборатория реставрации восточной живописи. — 119

Е.Г. Шишкова. История развития реставрации восточной живописи в Государственном Эрмитаже. — 119

Реставрация памятников из коллекции средневековой живописи из Хара-Хото (XII-XIV вв.), Турфана, Дуньхуана (VIII-XI вв.). — 121

Реставрация живописи из коллекции японского искусства. — 125

Реставрация буддийских тангка из собрания тибетской живописи. — 128

Реставрация памятников китайской живописи для новой экспозиции искусства Китая. — 131

Реставрация клеевой живописи на хлопковой ткани с островов архипелага Бали. — 133

Реставрация фотографий из фондов Отдела истории русской культуры и Отдела рукописно-документального фонда. — 134

Научная деятельность, обучение, конференции. — 138

 

Е.Г. Шишкова. Реставрация ширмы с изображением «Сцены в весёлом квартале» для постоянной экспозиции искусства Японии. — 143

 


 

[ Вступительное слово. ]   ^

 

Картины великих художников, хрупкие пастели, египетские саркофаги, фрески и литографии, китайские картинки «няньхуа» и буддийские иконы — всё это история и современная жизнь Государственного Эрмитажа, его содержание.

 

Желание увидеть сокровища музея привлекает в залы многочисленных посетителей, но, чтобы оно стало возможным, необходима огромная постоянная работа хранителей и реставраторов.

 

Эта книга посвящена реставрации памятников изобразительного искусства в Государственном Эрмитаже. В нашем музее существует уникальная школа реставрации, временем зарождения которой можно считать приобретение первых художественных коллекций Екатериной II в XVIII веке. Уже тогда стали проводиться мероприятия по сохранению памятников, в первую очередь, изобразительного материала — живописи и графики. Особенностью работы наших реставраторов в настоящее время является органичное сочетание современных методик и технологий с давно сложившимися традициями эрмитажной школы.

 

«Продленная жизнь...» — первое в Эрмитаже за последние несколько лет тематическое издание по реставрации. Всего было осуществлено четыре подобные публикации: три в 1990-е годы, каждая из которых освещала определённое направление в реставрации (станковую живопись, графику и ткани), и одно издание, посвящённое юбилею выдающегося реставратора монументальной живописи П.И. Кострова, вышло в свет в 2008 году.

 

В отличие от прежних, настоящая работа более широко представляет аспекты реставрации произведений изобразительного искусства в разных лабораториях Отдела научной реставрации и консервации. В сборник входят статьи, освещающие особенности процесса реставрации конкретных памятников (с приведением историко-искусствоведческих справок об экспонате) и проблемы повторной реставрации; представляющие материалы исследований; знакомящие с обобщённым опытом реставрации определенного круга памятников.

 

В будущем планируется выпускать подобный сборник регулярно, представляя разные специализации реставраторов Эрмитажа.

 

Издание, рассчитанное на специалистов, привлечёт внимание и более широкого круга читателей, которым будет интересно познакомиться с «тайной» реставрационного дела и узнать, как возвращаются к жизни и готовятся к экспонированию уникальные памятники, хранящиеся в Государственном Эрмитаже.

 

С.Б. Адаксина,

заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, главный хранитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки