[ сборник ]
Продлённая жизнь...
Реставрация произведений изобразительного искусства
в Государственном Эрмитаже.
// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2013. 160 с. ISBN 978-5-93572-505-1
На обложке: Конно Косюн. «Минамото-но Ёримицу с вассалами, возвращающимися в столицу после победы над демонами». Фрагмент.
Содержание
Лаборатория научной реставрации и консервации станковой живописи. — 7
Н.И. Грицай, А.Г. Рахман. О реставрации картины Питера Пауля Рубенса «Марс и Венера». — 7
К.Б. Калинина, А.И. Косолапов. Технологическое исследование материалов живописи картины Питера Пауля Рубенса «Марс и Венера», а также материалов, использованных в ходе реставраций. — 11
Т.Б. Бушмина, А.В. Максимова. О реставрации картины Джованни Панини «Римские развалины». — 22
В.Ю. Бровкин, А.С. Никольский. Реставрация картины Джорджа Доу «Портрет Александры Фёдоровны с детьми Александром и Марией». — 27
И.С. Артемьева, Л.Б. Ковалёва. О реставрации картины Чима да Конельяно, Джамбаттиста «Благовещение». — 32
Лаборатория научной реставрации графики. — 40
И.В. Гурулёва, Е.Ф. Татарникова. Реставрация китайских народных картин няньхуа. — 40
Е.В. Рудакас. Реставрация двух живописных произведений в технике пастели Пьера Жака Волера «Морской пейзаж с рыбаками на скалистом берегу», «Кораблекрушение». — 49
В.А. Козырева. Некоторые проблемы реставрации произведений русской литографии из собрания Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. — 57
И.В. Гурулёва, С.А. Севастьянова, Е.И. Шишкова. Реставрация большемерной «Карты Европейской России и Кавказского края». — 67
Е.В. Рудакас. Реставрация произведения графики неизвестного художника «Изображение архиепископа Максимилиана». — 76
Лаборатория научной реставрации монументальной живописи. — 81
О.С. Викторова, Р.А. Казимирова. Реставрация расписного потолка «Виноград» из Туюк-Мазара. — 81
В.А. Фоминых. Повторная реставрация росписи «Оплакивание». Пенджикент, VII в. — 91
Л.П. Гаген. Реставрация картонажного саркофага из Древнего Египта (поздний период). — 99
Лаборатория научной реставрации предметов из органических материалов. — 107
Е.В. Козлова. Результаты комплекса исследований рельефа «Вознесение святой Марии Магдалины ангелами для вкушения небесной благодати». — 107
Лаборатория научной реставрации темперной живописи. — 114
И.П. Гефдинг. О реставрации работы Палмеццано «Распятие с предстоящими св. Марией, св. Иоанном, св. Иеронимом, св. Франциском и Марией Магдалиной». — 114
Лаборатория реставрации восточной живописи. — 119
Е.Г. Шишкова. История развития реставрации восточной живописи в Государственном Эрмитаже. — 119
Реставрация памятников из коллекции средневековой живописи из Хара-Хото (XII-XIV вв.), Турфана, Дуньхуана (VIII-XI вв.). — 121
Реставрация живописи из коллекции японского искусства. — 125
Реставрация буддийских тангка из собрания тибетской живописи. — 128
Реставрация памятников китайской живописи для новой экспозиции искусства Китая. — 131
Реставрация клеевой живописи на хлопковой ткани с островов архипелага Бали. — 133
Реставрация фотографий из фондов Отдела истории русской культуры и Отдела рукописно-документального фонда. — 134
Научная деятельность, обучение, конференции. — 138
Е.Г. Шишкова. Реставрация ширмы с изображением «Сцены в весёлом квартале» для постоянной экспозиции искусства Японии. — 143
[ Вступительное слово. ] ^
Картины великих художников, хрупкие пастели, египетские саркофаги, фрески и литографии, китайские картинки «няньхуа» и буддийские иконы — всё это история и современная жизнь Государственного Эрмитажа, его содержание.
Желание увидеть сокровища музея привлекает в залы многочисленных посетителей, но, чтобы оно стало возможным, необходима огромная постоянная работа хранителей и реставраторов.
Эта книга посвящена реставрации памятников изобразительного искусства в Государственном Эрмитаже. В нашем музее существует уникальная школа реставрации, временем зарождения которой можно считать приобретение первых художественных коллекций Екатериной II в XVIII веке. Уже тогда стали проводиться мероприятия по сохранению памятников, в первую очередь, изобразительного материала — живописи и графики. Особенностью работы наших реставраторов в настоящее время является органичное сочетание современных методик и технологий с давно сложившимися традициями эрмитажной школы.
«Продленная жизнь...» — первое в Эрмитаже за последние несколько лет тематическое издание по реставрации. Всего было осуществлено четыре подобные публикации: три в 1990-е годы, каждая из которых освещала определённое направление в реставрации (станковую живопись, графику и ткани), и одно издание, посвящённое юбилею выдающегося реставратора монументальной живописи П.И. Кострова, вышло в свет в 2008 году.
В отличие от прежних, настоящая работа более широко представляет аспекты реставрации произведений изобразительного искусства в разных лабораториях Отдела научной реставрации и консервации. В сборник входят статьи, освещающие особенности процесса реставрации конкретных памятников (с приведением историко-искусствоведческих справок об экспонате) и проблемы повторной реставрации; представляющие материалы исследований; знакомящие с обобщённым опытом реставрации определенного круга памятников.
В будущем планируется выпускать подобный сборник регулярно, представляя разные специализации реставраторов Эрмитажа.
Издание, рассчитанное на специалистов, привлечёт внимание и более широкого круга читателей, которым будет интересно познакомиться с «тайной» реставрационного дела и узнать, как возвращаются к жизни и готовятся к экспонированию уникальные памятники, хранящиеся в Государственном Эрмитаже.
С.Б. Адаксина,
заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, главный хранитель
|