главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Творчество в археологическом и этнографическом измерении.// Омск: 2013. 394 с. ISBN 978-5-98806-170-0
[ аннотация: ] Сборник включает материалы Международной научной конференции «Творчество в археологическом и этнографическом измерении» (Омск, 16-19 октября 2013 г.), посвящённой 95-летию с начала исследований Омской стоянки — уникального археологического памятника на территории города Омска, — и содержит статьи учёных — археологов, историков, культурологов, этнографов, посвящённые проблемам проявлений творчества в археологических и этнографических материалах. Особое внимание в статьях уделяется проблеме творчества и творца как антропологического феномена. Рассматривается вклад российских и зарубежных учёных в исследование древнего и современного творчества народов Сибири. Ряд статей посвящён вопросам хронологии и интерпретации памятников древнего и современного традиционного искусства народов Сибири. Специальный раздел посвящён проблемам сохранения памятников древнего и традиционного творческого наследия и их актуализации для современного общества. Книга рассчитана на антропологов, археологов, историков, культурологов, лингвистов, социологов, этнографов, краеведов и всех, кто интересуется проблемами истории Евразии.
Содержание
Омская стоянка: история, люди, коллекции.К 95-летию начала исследования памятника.
Жук А.В. Омская стоянка: открытие, первые коллекции и первые впечатления. — 5Коников Б.А. Комплекс памятников «Омская стоянка»: история обретений и утрат. — 34Федотова И.В. Археологические коллекции с комплекса памятников «Омская стоянка» в Омском государственном историко-краеведческом музее. — 40
Творчество и творец как антропологический феномен (на материалах древних и современных культур).
Блинова А.Н. Историческая память в детском научном творчестве. — 45Гатина-Шафикова Д.Ф. Татарский костюм в рисунках этнографических экспедиций (архив Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан). — 48Герасимов Ю.В. Археология в культурном поле неоархаики: мифологизация рационального. — 52Гутыра В.И. Молодёжная культурно-творческая идентичность (на примере учащихся средней общеобразовательной школы). — 55Донина Л.Н. Интерпретация татарского национального костюма в театре (на примере музыкальной комедии Дж. Файзи «Башмачки»). — 58Жигунова М.А. Новационные элементы в современной свадебной обрядности русских Сибири. — 63Ильина А.А. Творческий потенциал национально-культурных объединений в вопросах сохранения этнических традиций. — 68Китова Л.Ю. Творчество в археологическом измерении: к постановке проблемы. — 73Корусенко М.А. Творение пространства в современных представлениях барабинских и тарских татар. — 77Корусенко С.Н. Мифотворчество сибирских татар: о поездке Алимшиха к царю. — 81Коч С.В., Пригарин А.А. Материальное воплощение этнического и проблема движения традиции. — 89Левочкина Н.А. Народный танец как историко-культурный и этнографический источник. — 95Мягков Д.А. Творческий потенциал хозяйственной практики тобольских татар на рубеже веков. — 97Рындина О.М. Магия творчества в традиционной культуре обских угров. — 101Селезнёв А.Г., Селезнёва И.А. Сакральный центр как творческий процесс: окуневский феномен. — 107Сергеева М.С. Художественная резная кость в Южной Руси: к вопросу о путях распространения творческих идей. — 113Смирных Р.А. Уличное музыкальное исполнительство как неотъемлемая часть городской культуры. — 118Стоянова Г.Н. Тосты как форма межкультурной коммуникации (из услышанного, подсмотренного, увиденного). — 122Тихомирова М.Н. Кулинарное творчество татар юга Тюменской области: новации и творцы. — 128Тихонов С.С. Анализ процесса творчества в археологии и этноархеологии. — 134Томилов Н.А. Творчество при создании новых научных направлений и дисциплин. — 138Ушницкий В.В. Сказитель и шаман: носители фольклорного и культового действия. — 147
Хронология и интерпретация памятников древнего и современного традиционного искусства народов Сибири. Вклад российских и зарубежных учёных в исследование древнего и современного творчества народов Сибири.
Акматов А.К., Борисенко А.Ю., Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С. Изображения воинов на петроглифах Орнока в Кыргызстане. — 151Борисенко А.Ю. Изучение памятников наскального искусства народов Сибири и Центральной Азии европейскими учеными конца XVII — первой половины XVIII века. — 155Заика А.Л. «Скелетный» стиль в наскальном искусстве Северной Азии (вопросы генезиса). — 158Масумото Тэцу. Серебряная чарка, найденная у с. Батени, и её место в истории прикладного искусства Восточной Азии. — 163Михалев В.В. Деревянная личина из городища Мурлинское I (к 30-летию находки). — 173Назарова А.Ф. Культура Мальты и формирование европеоидных признаков. — 176Новоженов В.А. Изобразительные коммуникации населения Урало-Казахстанских степей в эпоху энеолита и ранней бронзы. — 185Орозбекова Ж. Использование военной и охотничьей символики в оформлении надмогильных сооружений кыргызов Тянь-Шаня. — 198Понкратова И.Ю. М.А. Кирьяк (Дикова) и искусство севера Дальнего Востока России. — 202Серёгин Н.Н. Художественный металл в погребениях раннесредневековых тюрок Алтае-Саянского региона и Центральной Азии: социальный контекст. — 208Татауров С.Ф. Керамика тюркоязычного населения Западной Сибири XII-XVI веков: от поиска к стандарту. — 212Татаурова Л.В. Орнаментальное творчество на посуде русских сибиряков в XVII-XVIII веках (по материалам археологических исследований). — 217Тишкин А.А. Оленные камни Центральной Азии и изображения на них: обзор существующих интерпретаций и новые открытия. — 222Тихомиров К.Н. Два перстня XVI-XVIII веков из Среднего Прииртышья: к вопросу о формировании повседневного пространства. — 229Толпеко И.В. Парные изображения эпохи неолита — ранней бронзы у населения Среднего Прииртышья. — 234Чаиркина Н.М., Кузьмин Я.В., Бурр Дж.С. Хронология предметов древнего искусства из торфяниковых памятников Зауралья: новые результаты УМС (AMS) 14С датирования. — 239Шелепова Е.В. Вклад И.Г. Гранё в изучение историко-культурного наследия Западной Монголии. — 244Шмидт И.В. О генерализации и конкретизации в палеоискусствоведении (по материалам Северной Азии). — 250
Сохранение памятников древнего и традиционного творческого наследия и их актуализация для современного общества.
Алтынбеков К. Творчество художников-реставраторов как актуализация древнего искусства. — 256Ахметова Ш.К. Традиционное женское прикладное творчество в культуре казахов Западной Сибири. — 260Ахунова Э.Р. Этнографическая коллекция сибирских татар в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. — 266Борисенко Е.П. Деревянное зодчество Приангарья по полевым этнографическим материалам 2010-2011 годов. — 271Бурханов А.А. Международная научная экспедиция ЮНЕСКО по изучению памятников природы и истории Койтендагской зоны Лебапского региона Восточного Туркменистана (некоторые итоги и перспективы исследований). — 275Бутузов А.Г. Археологическое и этнографическое наследие степных и лесостепных территорий Европейской России как фактор развития этнокультурного туризма. — 279Загваздин Е.П. К вопросу о музеефикации выявленных архитектурных объектов XVIII-XIX веков. Иоанно-Введенского женского монастыря. — 282Загоскин Е.А. История церкви С. Чадобец и деятельность её причта: анализ музейной находки. — 287Калугина С.В. Археологическое обследование как механизм сохранения историко-культурного наследия. — 292Кочанович А.В., Лобзова Р.В., Абрамов В.Ю. Притомские писаницы: исследование и проблемы реставрации. — 296Малякутова Л.Е. Творчество в этнографических выставках (на примере Тюменского областного краеведческого музея в конце XX — начале XXI века). — 300Марсадолов Л.С. Истоки сакрально-научных знаний у древних кочевников Центральной Азии. — 303Мунхбаяр Б.Ч. К проблеме изменения и развития традиционного мышления монголов в объяснении историко-культурных памятников. — 313Нурахметова Г.Б. Виды казахского традиционного ремесла в субрегионе Акколь-Жайылма. — 316Табарев А.В. Золото древних культур Колумбии: история, трагедия, национальный бренд. — 321Татауров Ф.С., Татаурова Л.В. Вещь и её статус в культуре и творчестве (по археологическим материалам русских Западной Сибири XVII-XVIII веков). — 325Чернова И.В. Отражение семейной обрядности украинцев Омского Прииртышья в визуальных материалах. — 329
Образы и архетипы в древнем и современном искусстве.
Билялова Г.Д., Ярыгин С.А. Изображение тигра в культуре «тасмолинских» племён: семантика образа. — 334Бобров В.В. Размышляя о первобытном искусстве Сибири... — 339Ганболд О.М. Обряды сказительства у алтайских урянхайцев. — 343Гизиева К.Ю. Память в камне: к исследованию надгробных надписей на городских кладбищах Омска. — 346Гурьянова Г.Г. Древнее искусство и современное искусствоведение. — 350Дикова М.А. Мифологическая модель мира в древнем искусстве северо-восточных палеоазиатов (опыт структурно-семиотического анализа). — 355Жукова Л.Н. Представления о предках и реинкарнации в традиционной культуре юкагиров и наскальной живописи Якутии. — 361Ожередов Ю.И. Архетипический аттитюд в изобразительном творчестве коренных обитателей Сибири. — 364Смирнова Е.Ю. Старые люди, старые вещи: одежда тоболо-иртышских татар в традиционной культуре потребления. — 373Фасхутдинова Л.Ф. Семантика вышитого орнамента волго-уральских татар. — 378Худяков Ю.С. Образ воина в искусстве древних тюрок и кыргызов. — 383
Список сокращений. — 388
наверх |