[ сборник ]
Методика исследования культовых комплексов.
Содержание
Водолажская Л.Н., Невский М.Ю. Археоастрономические исследования святилища Каратаево-Ливенцовского комплекса (Нижний Дон). — 5
Георгиев П.П. Языческие храмы IX в. в Дунайской Болгарии. — 14
Гиенко Е.Г. Методы определения ориентировки археологических памятников. — 20
Жерносенко И.А., МамыевД.И., Батурина А.Д., Батурина М.М. Изучение воздействия на человека священных объектов Каракольской долины методом газоразрядной визуализации. — 24
Забияко А.П., Кобызов Р.А. Наскальные рисунки Калиновки: идентификация и датировка культового комплекса. — 33
Кирюшин К.Ю., Тишкин А.А., Семибратов В.П. Культовый объект бурханизма в предгорьях Алтая. — 37
Марсадолов Л.С. Комплексный подход при изучении древних святилищ и больших курганов-храмов. — 42
Маточкин Е.П. Естественно-научные аспекты в изучении культовых комплексов Алтая. — 50
Новожёнов В.А. Петроглифический канал коммуникации. — 55
Окладникова Е.А. Фантастический хищник горы Калбак-Таш (Горный Алтай): композиция, стилистика и семантика образа. — 64
Потёмкина Т.М. Пространственная и временная организация ритуального комплекса Телеутский Взвоз-I (археоастрономический аспект). — 78
Потёмкина Т.М., Грушин С.П. Методика археоастрономических исследований культово-погребального комплекса елунинской культуры Телеутский Взвоз-I. — 85
Тадина Н.А.. Ябыштаев Т.С. О полевых методах отечественной этнографии в изучении культа почитания Алтая. — 96
Тишкин А.А., Гиенко Е.Г., Дружинина Е.В. Астроархеологические исследования на древних памятниках в урочище Уркош (Центральный Алтай). — 100
Худяков Ю.С. Изучение оружейных кладов в Южной Сибири. — 115
Чемякин Ю.П. Кулайские святилища. — 118
Шмидт А.В., Самсонова О.Г. Изучение священных мест национальной хантыйской деревни Ханты-Мужи. — 126
Библиографический список. — 133
Предисловие. ^
Основное содержание данного сборника статей составили материалы докладов, которые были представлены на Всероссийском научном семинаре «Методика исследования культовых комплексов», состоявшемся в Барнауле на базе Алтайского государственного университета в конце мая 2012 г. Указанное мероприятие привлекло внимание специалистов разных областей гуманитарных и естественно-научных знаний. Некоторые из них не могли приехать в обозначенные сроки, поэтому было предусмотрено заочное участие. Заранее присланные по электронной почте сообщения зачитывались, иллюстрировались полученными фотографиями и рисунками и обсуждались присутствовавшими, среди которых следует отметить студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов исторического факультета АлтГУ, проявивших интерес к предложенной тематике.
Проведенный семинар дал положительный эффект. К рассмотрению обозначенных проблем подключились и другие исследователи. В результате редколлегия получила дополнительные статьи. Следует также отметить серьёзный обмен мнениями, состоявшийся по целому ряду актуальных вопросов. Одной из обсуждаемых тем стало применение терминов «астроархеология» и «археоастрономия» по отношению к целому направлению современной научной деятельности. Кстати, оба эти обозначения присутствуют в названиях нескольких публикаций сборника. В ходе обмена мнениями стало совершенно ясно, что проблематика, поднятая в рамках выполнения проекта РГНФ «Древние и современные культовые места Алтая: инвентаризация, картографирование и оценка их роли в сакрализации территорий в символическом и историко-культурном планах» (№10-01-00544а/Чел), требует дальнейшего рассмотрения. Частичная реализация такого предложения отражена в настоящем сборнике.
На мой взгляд, нет смысла пересказывать суть каждой публикуемой статьи. Стоит лишь отразить те направления, которые здесь представлены.
Как уже было отмечено, серия работ демонстрирует возможности и результаты астроархеологических исследований на разных памятниках. В них предложен набор методических приёмов, представлены рекомендации, сформулированы решения и даны интересные объяснения.
Часто древние и средневековые культовые места связаны с петроглифами, которые могут являться маркёрами таких комплексов. Изучение изображений, их сравнительный анализ и сделанные реконструкции позволяют получить существенную информацию для объективной интерпретации как отдельных объектов, так и их совокупности. В данном издании публикуется несколько таких работ, в которых демонстрируются разные аналитические концепции.
(3/4)
Имеющийся опыт изучения святилищ, храмов и других подобных объектов свидетельствует, что эффективен не только комплексный подход, но и широкое применение естественно-научных методов. Следует указать, что каждый культовый объект имеет свою специфику и может рассматриваться как исследовательский полигон, на котором должна осуществляться апробация различных методов изучения и используемой аппаратуры. Эффективность такой деятельности и результаты требуют пристальной проверки. В этом плане принципиальное значение имеют этнографические методы и фиксации.
Во всех статьях есть представление и понимание отдельных культовых мест древности, средневековья и современности. Эти сведения ценны для учёта объектов историко-культурного наследия. Одним из промежуточных итогов деятельности коллектива по указанному проекту РГНФ будет подготовленная монография с представленным каталогом по Алтаю. Важным является внедрение имеющихся знаний в музейную и экскурсионно-туристическую деятельность.
Порядок публикуемых работ соответствует алфавитной демонстрации фамилий авторов из таких городов России, как Барнаул, Благовещенск, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, а также д. Ханты-Мужи Ямало-Ненецкого автономного округа и Каракольский (этно)природный парк «Уч Энмек» Республики Алтай. Кроме них, отметим наших зарубежных коллег из Болгарии, Монголии и Казахстана. В общей сложности представители 20 научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и других организаций изложили свои научные труды.
Необходимо указать, что в целом ряде статей демонстрируются довольно спорные подходы или сделанные заключения, но, по мнению членов редколлегии, они не должны оцениваться резко негативно. Следует понимать, что в настоящее время идёт многоплановый поиск рациональных возможностей для решения целого ряда проблем в ещё слабо изученной сфере. Такой опыт должен быть. История науки показывает, что порой не совсем принимаемые идеи через несколько лет становятся базовыми или позволяют выйти на другой исследовательский уровень.
В заключение следует упомянуть, что настоящая книга является очередным (третьим) выпуском серии «Алтай на перекрёстке времён и смыслов», которая организована в ходе реализации международного проекта РГНФ.
А.А. Тишкин
(/142)
Список сокращений. ^
АлтГУ — Алтайский государственный университет.
АлтГТУ — Алтайский государственный технический университет.
АН СССР — Академия наук Советского Союза.
АО — Археологические открытия.
АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа.
Б.и. — без издательства.
БРЭ — Большая Российская энциклопедия.
ВДИ — Вестник древней истории.
ГАГУ — Горно-Алтайский государственный университет.
ГАИГИ — Горно-Алтайский институт гуманитарных исследований.
ГАНИИИЯЛ — Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы.
ГИМ — Государственный исторический музей (Москва).
ИА — Институт археологии.
ИАК — Императорская археологическая комиссия.
ИАЭ СО РАН — Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.
ИФ — исторический факультет.
КемГУ — Кемеровский государственный университет.
КСИА — Краткие сообщения Института археологии.
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры.
ЛГУ — Ленинградский государственный университет (ныне — СПбГУ).
ЛО — Ленинградское отделение.
МАЭ — Музей антропологии и этнографии.
МАЭА — Музей археологии и этнографии Алтая АлтГУ (Барнаул).
МГУ — Московский государственный университет.
МИА — Материалы исследований по археологии СССР.
МинОКН — Министерство образования, культуры и науки.
МЭ — Материалы по этнографии.
НИИ — Научно-исследовательский институт.
НМРА — Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина (Горно-Алтайск).
РА — Российская археология.
РГНФ — Российский гуманитарный научный фонд.
РГО — Русское географическое общество.
РУДН — Российский университет дружбы народов.
СА — Советская археология.
САИПИ — Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства.
СГГА — Сибирская государственная геодезическая академия (Новосибирск).
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа.
СО РАН — Сибирское отделение Российской академии наук.
СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет.
ТГУ — Томский государственный университет.
ТКАЭЭ — Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция.
ХакНИИЯЛИ — Хакасский научно-исследовательский Институт языка, литературы и истории.
|