главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Тюркское наследие Евразии VI-VIII вв. (научно-популярный альбом). Алматы: 2012. [ альбом ]

Тюркское наследие Евразии VI-VIII вв.

(научно-популярный альбом).

// Алматы: 2012. 228 с. ISBN 978-601-7106-06-5

На казахском и русском языках.

Науч. ред. А. Досымбаева.

Содержание

 

Введение. (Мырзатай Жолдасбеков). — 4

 

Раздел 1. Тюркское наследие Казахстана (Айман Досымбаева). — 9

Раздел 2. Графическое искусство средневековых народов Великой Степи (Зайнолла Самашев). — 37

Раздел 3. Каменные монументы кок тюрков на территории Монголии (Довдой Баяр). — 83

Раздел 4. «Каменные бабы» Алтая (Владимир Кубарев). — 99

Раздел 5. Тюркские погребальные памятники Алтая (Глеб Кубарев). — 115

Раздел 6. Наскальные гравюры древних тюрков Алтая (Глеб Кубарев). — 131

Раздел 7. Раннесредневековые тюрки Тянь-Шаня (Кубатбек Табалдиев). — 147

Раздел 8. Кочевники Восточной Европы VI-IX вв. (Алексей Комар). — 169

Раздел 9. Роль военного дела западных и восточных тюрков в истории войн и военного искусства кочевых народов Центральной Азии (Юлий Худяков). — 189

Раздел 10. Заметки о ранних монетах Западного Тюркского каганата из Чачского оазиса (Гайбулла Бабаяров, Андрей Кубатин). — 207

 


Мырзатай Жолдасбеков,

доктор филологических наук, профессор.

Казахстан, г. Астана.

(Открыть фото в новом окне)

[ Введение. ]   ^

 

Процесс формирования современной карты этнической географии тюркского мира имеет за собой многовековую историю развития культур различных племён, оставивших свой след в облике многочисленных этносов и народов Евразии.

 

Одним из ярких периодов истории тюркских народов Евразии является эпоха развития и функционирования Тюркского каганата. Созданная в середине VI века империя тюрков распространила своё влияние практически на все страны Евразии и оказалась вовлечённой в орбиту глобального процесса международных контактов. Масштабы влияния не ограничивались только лишь сферой экономических интересов, диктовавших направление политических устремлений на международной арене.

 

С позиции реалий современного мира, открытого экономически, взаимосвязанного информационно и осязаемого интеллектуально, близкого в пространственном отношении, становится очевидным, что евразийское единство, которое мы строим сегодня и открываем для себя заново, для тюркских народов средневековья было знакомым и близким тысячелетия назад. И ни у кого не вызывает сомнения, что начало формирования современной картины границ тюркских и других государств, обозначенных на карте мира, было заложено в эпоху раннего средневековья. Бытующие в науке и используемые исследователями термины «эпоха обретения родины» или же «завоевание родины» являются свидетельствами процесса становления многих государств, наименования которых сами говорят за себя.

 

Анализ различных по своему содержанию типов исторических источников позволяют установить основные, истинные причины процесса передвижения народов в эпоху средневековья. Как бы ни казалось невероятным, но стержнем процесса движения и перемещения народов на тысячи километров, на наш взгляд, являлся процесс познания, познания себя в бесконечном мире и осознания этноса как социума в пространстве Земли. Как иначе можно осознать перемещение народов в пространстве степей Евразии и «обретение Родины» булгарами, венграми, турками и другими народами?

 

Формат данного издания, научно-популярного по своему содержанию, позволяет взглянуть на тюркский мир глазами не только науки, но и взором, нацеленным на общее видение и обзор читателя по памятникам тюрков Евразии, осно-

(4/5)

ванным на фактических материалах. Авторы публикаций, представившие материалы о своих исследованиях тюркских памятников, расположенных на территории различных регионов Евразии, сохраняя индивидуальную позицию по вопросам научной интерпретации, разрешили использовать свои данные в общем контексте развития культуры тюркских этносов Евразии.

 

Общий обзор наследия, представленного в материалах исследований учёных, указывает на единство содержания основной темы культурного достояния тюркских номадов. Некоторые различия, наблюдаемые в различных типах памятников и материалах из наследия тюркских номадов, представленные в различных регионах Евразии, в целом являют собой пример целостного по своему содержанию мира представлений о пространстве и личностного восприятия этого понятия.

 

Сегодня, с накоплением новых материалов и появлением новых возможностей, способствующих формированию научных взглядов, нацеленных на восприятие реальной действительности, основанной на исторических фактах, очевидно, что современный мир тюркских народов приобретает шанс выйти из неверного пути заблуждений.

 

Обращая Ваше внимание на содержание научных публикаций, представленных в данном издании, мы хотим напомнить, что каждый автор, предоставивший материалы для издания, придерживается своей позиции.

 

Вместе с тем предлагаемая взору читателя коллективная работа позволяет обратить внимание на основу мировоззренческой концепции культурного наследия тюрков, которая составила основу содержания идеи альбома. Движущая основа всего наследия тюрков — идея единства Земли и Неба. В жизнеспособности концепции единства Тенгри и Жер-Су кроется её дееспособность и претворение в реальную действительность, позволившая создавать государства, обозначенные на карте мира этнонимами тюркских племён эпохи средневековья. Развитие и формирование наименований целых регионов и стран, таких как Туркестан, Турция, Болгария, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, являющихся историческими топонимами, основу которых составили этнонимы тюркских народов.

 

Процесс исторического развития этнической культуры тюркских племён Евразии нашёл отражение в многочисленных видах письменных, археологических и этнографических источников,

(5/6)

созданных в период функционирования Тюркского каганата и в последующие эпохи. Империя тюрков, созданная как следствие закономерного процесса экономического развития народов Евразии, была незамедлительно вовлечена в сферу актуальных мировых политических контактов и взаимоотношений эпохи средневековья. Интенсивное развитие экономики, одним из основных направлений которого являлась металлургия, позволило тюркам, лаконично названным в источниках «плавильщиками железа», занять своё место на международной арене. Факт обладания сырьевыми запасами, продемонстрированный каганом Истеми во время приёма посольств из Византии и Ирана в городе Тараз в 568 г., выставившего образцы руды и изделия вооружения и др., являлся свидетельством экономической мощи государства.

 

Изначально локализованное на территории Туркестана, в результате активной политической деятельности государство западных тюрков значительно расширяет границы, и пространственное развитие культуры тюркских племён направлено преимущественно в западном и юго-западном направлении Евразии. Археологические памятники, повсеместно изученные в ареале распространения культуры западных тюркских племён, маркируя границы влияния и расселения этносов, позволяют подтвердить достоверность информации, переданной в средневековых анналах.

 

Сфера влияния Восточного Тюркского каганата, центр которого локализовался на Алтае и впоследствии на территории Монголии, во все периоды существования диктовалась уровнем политических, экономических и культурных взаимоотношений с Китаем.

 

В спектре политической орбиты Западного Тюркского каганата находились интересы, связанные взаимоотношениями со странами Европы, Малой Азии и Кавказа.

 

Формирование современного ареала обитания тюркского мира на карте Евразии, также как и установление экономических и политических контактов, имеет за собой многовековую историю. Этнографические различия между особенностями черт материальной культуры восточных и западных тюрков отражены в письменных источниках и в материалах многочисленных археологических памятников. Характерной особенностью наследия западных тюрков являлось поч-

(6/7)

тительное отношение к родной земле-воде, символом которой являлось божество Жер-Су, именем которой приносили клятву водой и выпивали её. Только на казахской земле тюрки создавали статуи женщинам, которые олицетворяли священную землю, и впоследствии унесли эту традицию на запад, на территории Украины и Южной России. Женских изваяний нет на Алтае, они единицами представлены в Кыргызстане, их почти нет на территории Монголии, за исключением мемориалов каганов. Портреты женщин-катун, соправительниц каганов, изображали на тюркских монетах. Феномен родины, которую олицетворяла предводительница рода, стал основой идеи святости священной родовой территории, которую берегли на протяжении тысячелетий, и потому казахи, наследники тюрков, стали обладателями обширных пространств. Землю нельзя отдать, за неё умирали, призывая духов предков — уран, покровителя священной земли. В таком элементе культуры, как «трёхрогий» головной убор, также характеризующий преимущественно культурную особенность западных тюрков, в символической форме передан образ служителя культа, в обязанности которого входила функция обеспечения стабильности в тюркском социуме.

 

Сохраняя основные этнические и характеризующие её культурные ориентиры, в каждом регионе Евразии со временем тюркский мир преображался, приобретая новые черты культур народов, исконно населявших земли Средней Азии, Кавказа, Восточной Европы. Освоение нового опыта нашло выражение в формировании новых элементов культуры, в изобразительном стиле атрибутов, сопровождающих погребения, найденные в составе различных кладов на территории Украины, России, Болгарии, Венгрии и других странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки