Акатий — |
лёгкий парус на передней мачте триеры. |
Ахтерштевень — |
кормовая часть судна, на которой замыкаются киль, борт и обшивка. |
Банки — |
скамьи для гребцов. |
Бейфут — |
кожаный ремень, с помощью которого рей удерживается у мачты. |
Блок — |
механизм, служащий для подъёма рея или других тяжестей. |
Брасы — |
снасть бегучего такелажа, используемая для удержания или поворота рея в горизонтальной плоскости. |
Ватерлиния — |
линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом судна. |
Вёсельные порты — |
специальные отверстия в борту корабля для вёсел. |
Галфвинд — |
ветер, дующий практически перпендикулярно (под углом 90°) в борт судна. |
Гитовы — |
снасть бегучего такелажа, служащая для уборки парусов. |
Гоплит — |
воин греческой армии. |
Грот-мачта — |
вторая мачта, считая от носа корабля. |
Диера — |
двухрядное военное судно. |
Док — |
место для строительства и ремонта судов. |
Зигиты — |
гребцы второго ряда на триере. |
Квадрирема — |
римское военное судно с четырьмя рядами вёсел. |
Киль — |
основная продольная балка, располагающаяся по всей длине корабля в нижней его части, к которой крепятся шпангоуты. |
Корма — |
задняя оконечность судна. |
Кормчий — |
рулевой на судне. |
Либурна — |
римское военное судно. |
Лаг — |
специальный прибор для измерения скорости хода судна. |
Лот — |
свинцовый груз, служащий для измерения глубины. |
Монера — |
римский однопалубный корабль. |
Нок — |
конец рея. |
Отпорник — |
багор, служащий для отталкивания судна от берега или вражеского корабля. |
Пентеконтера — |
пятидесятивёсельный военный греческий корабль. |
Пентера — |
военный корабль с пятью рядами вёсел. |
Пенька — |
грубое волокно из стеблей конопли и других растений; служила материалом для производства корабельных канатов. |
Пиллерс — |
вертикальная стойка, служащая опорой для банок или палубы. |
Префект — |
в Древнем Риме военная или административная должность. |
(284/285) |
|
Рангоут — |
деревянные детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов. |
Рей — |
поперечный брус на мачте, к которому прикреплён парус. |
Рулевые вёсла — |
вёсла, использующиеся для управления кораблём. |
Румб — |
направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. |
Слип — |
наклонная площадка, предназначенная для спуска судов на воду и подъёма их из воды. |
Такелаж — |
общее наименование всех снастей, вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной — бегучим. |
Таламиты — |
гребцы нижнего ряда на триере. |
Таран — |
1) выступ в подводной части гребного корабля; 2) тактический приём морского боя — удар в борт неприятельского судна своим тараном, в результате которого образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя. |
Тетрера — |
военный корабль с четырьмя рядами вёсел. |
Топенант — |
снасть бегучего такелажа, прикреплённая к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. |
Траниты — |
гребцы верхнего ряда на триере. |
Триера (трирема) — |
военный корабль с тремя рядами вёсел. |
Триерарх — |
командир военного корабля. |
Трюм — |
внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы. |
Узел — |
единица скорости судна, соответствующая одной морской миле в час (морская миля — 1852 м). |
Фал — |
снасть, служащая для подъёма рея. |
Флагман — |
командующий эскадрой военных кораблей. |
Фок-мачта — |
первая мачта, считая от носа к корме. |
Форштевень — |
брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части). |
Швартов — |
трос с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный конец). |
Шкот — |
снасть, закреплённая за нижний угол паруса. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. |
Шпангоут — |
ребро судового остова. |
Эллинг — |
специально крытое сооружение, предназначенное для хранения или постройки судов. |
Эпактрида — |
быстроходное манёвренное судно средних размеров; излюбленный корабль пиратов. |
Эпибаты — |
отряд воинов на борту военного корабля. |