главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]«Homo Eurasicus» у врат искусства.Сборник трудов международной конференции.// СПб: «Астерион». 2009. 570 с. ISBN 978-5-94856-623-8Под ред. Е.А. Окладниковой. [ аннотация: ] Сборник научных трудов конференции «Нomo Eurasicus у врат искусства» посвящён проблемам междисциплинарного изучения культурного наследия, в особенности памятников наскального искусства Евразии, и значимости постижения этого наследия молодёжью России. Здесь представлены труды крупных современных историков, археологов, культурологов, антропологов, палеонтологов и др. исследователей, многие из которых были учениками академика А.П. Окладникова. Конференция получила ежегодный статус и специальное название – «Окладниковские чтения–2009». В ряде статей сборника ставится вопрос о подготовке инновационных образовательных программ по освоению поликультурного наследия Отечества.
См. файл .pdf, 24,8 Мб на twirpx.com. Оглавление
Предисловие. — 7
Раздел 1. Академик А.П. Окладников: люди, время, расстояния. — 12Молодин В.И. Академик Окладников и его концепция центрально-азиатского очага происхождения первобытного искусства. — 12Дашибалов Б.Б. Научное наследие академика А.П. Окладникова в изучении курумчинских петроглифов. — 21Мухарева А.Н., Русакова И.Д. Наследие А.П. Окладникова в фондах музея-заповедника «Томская писаница». — 25Попков Ю.В. Академик А.П. Окладников и сибирская этносоциология. — 29Окладникова Е.А., Федосеева С.А. Глубины и пространства исторической карты северо-востока Азии. — 34Бриллиант М.Д. Путешествия дилетанта с А.П. Окладниковым (часть вторая). — 44Гричан Ю.В. Болтливый ручей. — 50Константинов М.В. Мой друг Николай Оводов. — 54Кубарев В.Д. Пещерный человек (Homo trogloditus sibiricus). — 60Оводов Н.Д. Винторогая антилопа с туловищем овцебыка. — 75
Раздел 2. Теоретические проблемы изучения древнего искусства Евразии. — 86
2.1. Концепции происхождения искусства.Савинов Д.Г. Парадигмы развития наскального искусства. — 86Ларичев В.Е. «Искусство» эпохи мустье — предтеча раннего этапа верхнего палеолита Европы и Сибири (к проблеме появления у Homo Eurasicus стимула к началу занятия «художественным творчеством»). — 94Селиванов В.В. Место и роль облавной охоты в становлении искусства. — 128Вишняцкий Л.Б. Когда и зачем людям понадобились вещественные символы длительного хранения. — 140Буровский А.М. Развитие символического поведения и «Запад» эпохи плейстоцена. — 148Меньшиков Л.А. Художественный синкретизм и его роль в культуре. — 170Кузьмина Л.А. Ритуально-магическая гипотеза возникновения наскального искусства. — 185Ташак В.И. Древнейшие свидетельства знакового поведения человека в палеолите Забайкалья. — 194Марсадолов Л.С., Мичри М.В. Математические основы орнаментального искусства у хуннов Забайкалья во II-I веках до н.э. (постановка проблемы). — 201Богданов Е.С. Искусство хунну: старые концепции и новые факты. — 212
2.2. Проблемы культурогонии и культурогенеза.Покатилова И.В. Искусство в культурогенезе древних и средневековых обществ на территории Якутии. — 217Бондарев А.В. Культурогония и культурогенез: к проблеме содержательного разграничения. — 227
2.3. Картина мира и гендерная проблематика.Кубанова Т.А. Картина мира в понятиях философской науки и особенности ее анализа применительно к изобразительной культуре. — 245Жукова Л.Н. Импликация элементов древней картины мира в современной юкагирской культуре (XIX — нач. XXI вв.). — 256Серов Н.В. Проблемы изучения канонов в древнем искусстве Евразии. — 274Бродянский Д.Л. Полиэйкония в древнем искусстве Приморья и Приамурья. — 286Сем Т.Ю. Культ света в ритуальной практике тунгусов Байкало-Амурского региона (мифология и историческая трансляция шаманства). — 288
2.4. Вопросы семиотики форм изобразительной деятельности.Константинов М.В. Олень — золотые рога?! — 299Черемисин Д.В. Ещё раз об интерпретации образа оленя в наскальных изображениях и на каменных изваяниях Южной Сибири и Центральной Азии. — 302Заика А.Л. Принципы классификации антропоморфных образов (по материалам петроглифов нижней Ангары). — 307Килуновская М.Е. Изобразительные памятники Тувы. — 325Мандрыка П.В. Новое свидетельство скифо-сибирского звериного стиля на Ангаре. — 336
Раздел 3. Культурно-историческое единство Евразии, древние коммуникации и их отражение в памятниках наскального искусства. — 342
3.1. Древние коммуникации и культурно-историческое единство Евразии.Тернер К. Наскальное искусство и одонтологические цепочки (связи) между жителями Северной Америки и Сибири. — 342Дьякова О.В. Бохайский орнаментальный мотив «хоровод танцующих людей» в контексте древних и современных параллелей. — 350Рыбаков Н.И. Материалы чужеродной религиозной традиции в иконографии Июсских степей. — 355Ховалыг У.Т. Влияние буддийского искусства восточного Туркестана на культуру населения Тывы (IX-XIV вв.). — 367
3.2. Сакральная география и памятники древней культуры.Медведев В.Е. Древние культовые места на Дальнем Востоке. Святилище на юге Приморья. — 371Ташак В.И., Антонова Ю.Е. Локальная организация пространства как отражение мировоззрения человека в финале верхнего палеолита Забайкалья. — 383Esther Jacobson-Tepfer. The Semiotics of Monuments within Space (The Mongolian Altai). — 393
Раздел 4. Комплексные исследования изобразительных памятников Европы, Сибири и Дальнего Востока. — 400
4.1. Археологические исследования.Ковтун И.В. Каменные жезлы с фигурным зооморфным навершием эпохи бронзы Северо-Западной и Центральной Азии. — 401Ковтун И.В., Михайлов Ю.И. Изображения лошадей в сейминско-турбинское и постсейминское время. — 413Тишкин А.А. Редкая тюркская надпись в центре Алтая. — 422Визгалов Г.П., Курбатов А.В., Пархимович С.Г. Строительные «приклады» в Восточной Европе и Западной Сибири (по данным археологии и этнографии). — 426Обыденнова Г.Т., Шутелева И.А., Щербаков Н.Б. Мурадымовское поселение в системе культурных контактов Башкирского Приуралья. — 436
4.2. Наскальное искусство.Мосолова Л.М. Росписи каменного века на территории Кыргызстана. — 447Ожередов Ю.И. Мифологический хищник на горе Хошэмбэл в монгольском Алтае. — 455Окладникова Е.А. Образы благородного оленя и лося в неолитическом наскальном искусстве Горного Алтая. — 469Шопотов К.А. Памяти великих мореплавателей. — 495Слободзян М.Б. Петроглифы острова Якоби. — 506Коваленко Г.Д. Ширинская плита (Хакасия). — 509
Раздел 5. Социальная и экономическая история народов Евразии. — 523
Левяш И.Я. Евразийская традиция: pro и contra русской идеи. — 523Тульчинский Г.Л. Россия: постимперская культура и проблема цивилизационного выбора. — 543Окладникова Е.А., Зобнина А.О. Духовно-символическое освоение ландшафтов как ноосферная технология постижения пространства и времени. — 555
Сведения об авторах. — 566
наверх |