главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.С. Васютин, С.А. Васютин, С.С. Онищенко. На северной границе кочевого мира. Дописьменная история населения юга Западной Сибири раннего средневековья. Томск: ТомГУ. 2008. А.С. Васютин, С.А. Васютин, С.С. Онищенко

На северной границе кочевого мира.

Дописьменная история населения юга Западной Сибири раннего средневековья.

// Томск: ТомГУ. 2008. 260 с. ISBN 978-5-8353-0859-0

 

аннотация: ]

В монографии в научно-популярной форме изложены результаты многолетних исследований археологических памятников угров и самодийцев Западной Сибири, реконструкций общественной системы, власти, хозяйственной жизни. Показаны способы взаимодействия с кочевым миром угро-самодийского населения на протяжении древнетюркского и предмонгольского времени (V-XII вв.). Особое внимание обращено на специфические особенности традиционной материальной и ментальной культуры угров и самодийцев как основы стабильного и длительного их сосуществования с южным миром населения кочевых культур.

Рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей, археологией, культурой населения Западной Сибири в период раннего средневековья.

 

Оглавление

 

Введение. — 4

 

Глава I. Между Иртышом и Енисеем. — 7

§1.1. Свидетели времени. Археологические памятники, источники, факты и культуры. — 7

§1.2. Письменные источники. — 11

§1.3. История и археология. — 16

§1.4. Археологические культуры и этносы. — 21

Глава II. Угры и самодийцы Западной Сибири в исторической ретроспективе. — 27

§2.1. Историческая прародина и происхождение угров и самодийцев. — 27

§2.2. Миграции угро-самодийцев в ранний железный век и средние века. — 32

§2.3. Рёлкинская этнокультурная общность: ареал и археологические культуры. — 39

Глава III. Кочевой мир и Западная Сибирь: динамика и последствия взаимодействия. — 48

§3.1. Кочевые империи Евразии в раннее средневековье. — 48

§3.2. Древнетюркская эпоха и историческое развитие юга Западной Сибири. — 56

§3.3. Евразийская мода (кочевые империи как источник культурных инноваций). — 60

§3.4. «Рёлкинский» всадник: экипировка конного воина и амуниция лошади. — 73

Глава IV. «Рёлкинское» общество глазами археологов. — 105

§4.1. Природные условия и специфика хозяйствования. — 105

§4.2. Война и торговля в жизни «рёлкинцев». — 119

§4.3. Социальная структура «рёлкинского» общества. — 126

Глава V. Материальная и ментальная культура «рёлкинцев». — 135

§5.1. Урало-сибирское культовое литьё и украшения. — 135

§5.2. Керамика. — 145

§5.3. Погребальная обрядность как культурная традиция угров и самодийцев. — 158

§5.4. Культы медведя и птицы у «рёлкинцев». — 166

§5.5. «Небесный всадник». — 172

 

Заключение. Западная Сибирь накануне монгольского нашествия. — 182

 

Список литературы. — 184

Список сокращений. — 201

 


 

Введение.   ^

 

В этой книге в научно-популярной форме изложены результаты многолетних исследований археологических памятников угров и самодийцев Западной Сибири. Выявлены способы взаимодействия с кочевым миром угро-самодийского населения на протяжении древнетюркского и предмонгольского времени (V-XII вв.). аётся реконструкция хозяйственной жизни и общественной системы. Внимание читателей обращается на особенности традиционной материальной и ментальной культуры угров и самодийцев.

 

Причины, побудившие нас обратиться к научно-популярной форме изложения дописьменной средневековой истории ряда аборигенных народов Западной Сибири, вполне очевидны. Среди специальных работ, помимо монографий и сотен других публикаций, посвященных культурам и памятникам, а также проблемам и дискуссиям по разным вопросам, имеется только одна работа «Финно-угры и балты в эпоху средневековья» (1987), в которой дана обобщающая характеристика археологических культур угров и самодийцев Западной Сибири по состоянию их изученности на середину 1980-х гг. Синтетическому обобщению материалов исследования угорских и самодийских культур Западной Сибири в определённой степени препятствует нерешённость многих проблем и их дискуссионность, наличие противоречивых гипотетических реконструкций и концепций этнокультурного развития Западно-Сибирского региона в целом.

 

На сегодняшний день только в научно-популярной форме можно связно изложить дописьменную угро-самодийскую историю, опираясь на наиболее достоверные и проверенные временем научные факты, не умалчивая о наличии проблем по кардинальным вопросам, изложить своё видение рассматриваемой эпохи. Имеющиеся сведения об этом бесписьменном периоде истории населения Западной Сибири содержатся в основном только в научных публикациях (монографиях и статьях) и не являются достоянием широкого круга читателей. Актуальность написания научно-популярного сочинения обусловлена также ключевой ролью периода V-XI вв. для последующей истории Западной Сибири. Он кардинально повлиял на дальнейший ход всей сибирской истории и этнические процессы в этом регионе. Практическая направленность издания в первую очередь связана с возможностью для школьников и студентов ознакомиться с основным комплексом археологических сведений о культуре и традициях угро-самодийского населения юга Западной Сибири, активно взаимодействовавшего с кочевым миром. Взаимовлияние двух миров — кочевого и осёдлого в Западно-Сибирской лесостепи — одна из главных сюжетных линий данной работы.

 

В первой главе мы рассмотрели основные подходы и методы, которые используются в настоящее время для интерпретации археологических источников и их этнических эквивалентов в археологических культурах. В этой главе наряду с археологическими источниками кратко

(4/5)

характеризуются письменные сведения, которые содержат информацию о важных событиях, оказавших влияние на этнокультурную историю Западной Сибири в период раннего средневековья. Также сделана попытка синхронизации исторических дат, известных по письменным источникам, и важнейших этапов в развития археологических культур «рёлкинской общности». Последний параграф главы содержит размышления о соотношении таких понятий, как «археологическая культура» и «этнос».

 

Во второй главе анализируются различные гипотезы о происхождении и исторической прародине угров и самодийцев, которые существуют в мировой и отечественной науке. Главное внимание уделено основным вехам в формировании угро-самодийских народов в Западно-Сибирском регионе. Дана краткая характеристика археологических культур, составляющих рёлкинскую этнокультурную общность. На основе изучения данных культур и воссоздаётся дописьменная история угров и самодийцев в период раннего средневековья.

 

В третьей главе рассматриваются основные события мировой, евразийской, истории, связанные с эпохой Великого переселения народов в Азии и образованием древнетюркских кочевых империй, которые прямо повлияли на резкие изменения в культурной и социальной жизни их северных соседей — «рёлкинцев». В этой связи характеризуются основные маркирующие элементы материальной культуры, отражающие события древнетюркской эпохи: распространение кочевнической моды у угров и самодийцев Западной Сибири в военной экипировке всадника и снаряжении верхового коня. Также были рассмотрены вопросы взаимодействия соседних культур и народов на примере оригинальной исторической модели «рёлкинского общества» в целом и взаимоотношений «сросткинцев» Алтая и их северных соседей «верхнеобцев» в частности.

 

В четвёртой главе освещаются важнейшие аспекты жизнедеятельности «рёлкинского» общества и показана пространственная неоднородность природно-ландшафтных условий региона. Она создала естественные условия для формирования локальных вариантов в хозяйстве угро-самодийского лесостепного и южно-таёжного населения. Здесь же раскрыты исторические причины изменений в социальной структуре под воздействием внешних и внутренних факторов. Особое внимание было уделено военному фактору и формированию новой предгосударственной формы власти у «рёлкинцев» — военно-потестарному образованию.

 

В пятой главе рассмотрена угро-самодийская триада — культовое литьё, керамика и погребальный обряд, которые являются составными элементами традиционной культуры «рёлкинцев» и основой стабильного и долговременного развития их общества. Специальное внимание было обращено на формирование военной идеологии, воплотившейся в образе «небесного всадника» — бога войны «Мир-Сусне-Хума». Эта тематика наименее разработана в западносибирской археологии, и она потребовала от нас выработки собственного подхода в анализе

(5/6)

и систематизации материала. Главное заключалось в том, чтобы не перейти дозволенную научными фактами грань и избежать ненужной в этом смысле беллетристичности и схематизации.

 

В заключении рассмотрены особенности исторических судеб населения рёлкинской этнокультурной общности в канун монгольского нашествия. Был также поставлен далеко не риторический вопрос об исторических судьбах аборигенного дотюркского населения Западной Сибири, что не случайно. История имперских объединений кочевников тесно связана с историей народов юга Западной Сибири. Сосуществование, взаимодействие и противоборство степной тюркской кочевой и угро-самодийской осёдлой лесостепной и южнотаёжной цивилизаций составляют главную канву и главный «нерв» событий средневековой эпохи в этой части Евразии. Исходя из авторской концепции культурно-исторического развития региона показаны причины возрождения основных элементов традиционной культуры и частичного восстановления угро-самодийского ареала на юге Западной Сибири в предмонгольский период (XI-XII вв.), что было предопределено распадом Кимакского каганата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки